вторник, 31 мая 2011 г.

Мотив тьмы в рассказе Леонида Андреева “Бездна”


   Мотив тьмы распространен в различных мифологиях, и в мировой литературе он весьма значим. В архетипических представлениях многих народов устойчивым является мотив темноты, соотносимый со страшным, враждебным человеку началом, с понятием о грехе, наказании, опасности, тайне. Так и в античной, и в славянской мифологиях темнота связывается с представлениями о смерти, о страшном и необъяснимом. В представлениях древних славян многие враждебные человеку существа связаны с тьмой, появляются именно ночью и тогда же обретают силу: навы, ночницы, Морена, Мара (божество зла, вражды, смерти); у северных славян Мара — грубый дух, мрачное привидение, которое днем невидимо, а ночью творит злые дела; Див — божество, которое ночью спускается вниз с деревьев и пугает путников своим страшным видом и резкими криками.
 

суббота, 7 мая 2011 г.

Отзыв о романе В. Богомолова «Момент истины (В августе сорок четвертого)»


   Наверное, в преддверии очередной годовщины Великой Победы многие мои соотечественники обращаются к произведениям, посвященным тем страшным и героическим годам, что предшествовали 9 мая 1945. Художественная литература и кино позволяют и нам, далеким потомкам воинов Победы, сохранять память о великом подвиге народа и представлять события тех далеких лет.
   Мне давно хотелось высказаться об одном произведении, знакомство с которым состоялось для меня не так давно. Интересно, что толчком к чтению романа В. Богомолова «Момент истины (В августе сорок четвертого)» стал художественный фильм М. Пташука «В августе сорок четвертого». Я несколько раз видела потрясающие сцены кульминации и развязки — того самого «момента истины», по выражению военных разведчиков, — но лишь несколько лет назад мне удалось посмотреть фильм целиком. И очень захотелось прочесть роман, узнать, что не вошло в экранизацию, много ли осталось за кадром.
   

понедельник, 2 мая 2011 г.

Мотив танца в художественной системе Леонида Андреева


   Леонид Андреев — оригинальный художник рубежа XIX-XX веков, в творчестве которого специфически переплелись реалистические и символистские тенденции. В его произведениях присутствуют символические мотивы, служащие созданию специфической картины мира. Под мотивом мы, пользуясь определением В. И. Тюпы, понимаем «повтор, но повтор не лексический, а функционально-семантический» (9, 6).
   Выявление ведущих мотивов и особенностей их функционирования в различных текстах Леонида Андреева позволяет прояснить вопрос об особенностях мировоззрения писателя и его художественном мире, так как «текст позволяет реконструировать не только художественный мир автора, но и ту действительность, в которой он ощущал себя; создание художественного произведения и есть, по сути, стремление к адекватному воплощению мироощущения через комбинацию слов, закрепляющих авторское ощущение мира» (10, 38-39).
   

Анализ рассказа Дины Рубиной "Голос в метро"

  Я думаю, многих очарует этот рассказ Дины Рубиной, современной русскоязычной писательницы. Он посвящен истории одной любви и нескольких с...