Творчество
Леонида Андреева — явление сложное и
вызывающее разноречивую реакцию
критиков, литературоведов и читателей.
Стремление синтезировать в своих
произведениях разнородные художественные
системы, использование ярких символов,
тяготение к условности ставило в тупик
читателей, воспринимавших Андреева как
художника-реалиста. С другой стороны,
его несомненное тяготение к изображению
социальных злободневных конфликтов,
казалось, сводило на «нет» весь его
символизм.
Среди сочинений
писателя есть широко известные и
популярные, порой даже скандальные:
«Бездна», «Жизнь Василия Фивейского»,
«Иуда Искариот» , «Тьма», но есть и не
совсем андреевские, среди которых
выделяется психологический рассказ
«Цветок под ногою» (1911). Это произведение
необычно вниманием именно к частностям,
отходом от традиционной для художника
проблематики; и не случайно еще в начале
20 века критик А. Измайлов отмечал: «Почти
трудно узнать трагический талант
Андреева в этом мягком, нежном рассказе,
похожем на идиллию и посвященном тихим,
почти блаженным впечатлениям маленького
ребенка, в призме взглядов которого
преломляются впечатления радостного
именинного дня его матери» (1, 126).