суббота, 25 апреля 2020 г.

Все мы родом из детства (Философская сказка А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц”)



Я не очень уверен, что жил после того, как прошло детство.

А. де Сент-Экзюпери


все взрослые когда-то были детьми,
только мало кто из них об этом помнит.
А. де Сент-Экзюпери

Откуда мы родом? Мы родом из детства, словно из какой-нибудь страны… Так считал один из самых удивительных людей — мечтатель, летчик, писатель Антуан де Сент-Экзюпери, которого друзья попросту называли Сент-Экс.
Антуан Мари Роже де Сент-Экзюпери был третьим ребенком в семье графа Жана де Сент-Экзюпери и Мари де Фонсколомб. Мать его была талантливой художницей, происходила она из старинной провансальской семьи. Род отца был еще древнее, фамилию Сент-Экзюпери носил один из рыцарей святого Грааля. В 1900 году родился Антуан, в то время его отец служил страховым агентом в Лионе. Спустя четыре года он умер, а мать будущего писателя осталась без средств к существованию с пятью детьми на руках: Мари-Мадлен, Симона, Антуан, Франсуа, Габриэль.

Детство Антуана было, несмотря на раннюю смерть отца, счастливейшей порой. Самой первой и сильной привязанностью в его жизни стала мать. Она глубоко затаила свое горе, детей окружила нежнейшей любовью. Антуан рос подвижным, предприимчивым ребенком, часто нарушал запреты взрослых (например, разгуливал по крыше). Мать часто рассказывала детям сказки, окружала их атмосферой волшебства. Антуана в семье звали Король-Солнце из-за белокурых волос, а товарищи — Звездочет и “Достань-ка луну” из-за вздернутого к небу носа.
В 12 лет ему довелось полетать на самолете, однако “воздушное крещение” не произвело впечатления. В юности его влекла архитектура, но в 1921 году, призванный в армию, он окончательно выбрал свою дорогу — небо. Экзюпери был пилотом, начальником французского аэродрома в испанском Марокко, потом — в Южной Америке. В 20-30-е годы он на еще несовершенных машинах овладевал техникой ночного полета, учился водить гидросамолет, прокладывать новые трассы. Экзюпери летал над Кордильерами, над Сахарой; бывало разбивался со своей машиной, часто, рискуя жизнью, летел спасать товарища. Он чувствовал себя в ответе за людей и за свою землю.
Первые его произведения — повести “Южный почтовый” и “Ночной полет” — о жизни и труде летчиков. Любовью к людям наполнена его лучшая повесть — “Планета людей” (1939). Когда началась вторая мировая война, он был признан негодным для службы в авиации, но все равно продолжал воевать. Когда Францию захватили гитлеровские войска, Экзюпери оказался в эмиграции в Америке. Пилот опять добивается права сражаться за мир на Земле. Уже немолодой, израненный (Экзюпери не мог сам натянуть комбинезон и забраться в кабину), он еще мог летать и вести разведку. 31 июля 1944 года он поднялся в воздух, но на базу его самолет не вернулся… Он жил недолго и написал не очень много, но Экзюпери успел сказать людям самое главное…
Главный герой сказки Экзюпери “Маленький принц” — ребенок, который познает мир, ему все интересно, и он не остается равнодушным ни к одному новому факту, он стремится узнать как можно больше о мире, людях, жизни, природе. Герой вступает в диалог с летчиком, потерпевшим аварию в пустыне, читатели следят за из беседой, из который узнают о том, чем жил Маленький принц, что его волновало, а также о том, как воспринимает его герой-рассказчик.
Необычно оформление этой книги: автор сам выполнил рисунки, в произведении много загадок, неясностей, герои несколько странные: обитатели астероидов — ограниченные люди.
Вспомним, что такое сказка. Это повествовательное эпическое произведение с фантастическими элементами, выражающее какое-то поучение, есть даже русская пословица: “Сказка — ложь, да в ней — намек, добрым молодцам — урок”. (Сказка — повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.) Писатель обратился к этому жанру, так как сказка дает возможность сделать обобщение, поучение, а еще она связана с миром детства, который так ценил Антуан де Сент-Экзюпери.
В посвящении другу Леону Верту, когда он был маленьким, звучит мысль о разнице между взрослыми и детьми. (Леон Верт — художник, критик, журналист и писатель).
Рассказчиком выступает человек, который сохранил в себе чистую душу ребенка, он не утратил детской непосредственности, среди взрослых он скучает: “Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше”. “Так я жил в одиночестве, и не с кем мне было поговорить по душам”, — делится с нами рассказчик, а потом происходит его встреча с Маленьким Принцем в пустыне, где летчик потерпел аварию. Рассказчик, как и сам автор, тоже летчик, вероятно, что Экзюпери наделил его своими собственными взглядами.
Летчик и ребенок смогли подружиться, потому что они видят мир одинаково: по-детски, для них важно, какой голос у друга, любит ли он ловить бабочек, и их совершенно не интересует, сколько ему лет, сколько зарабатывает его отец.
Маленький принц — это ребенок, который все видит не так, как взрослые: он очень любознательный, общительный, вежливый, ответственный, он способен посочувствовать, но ему становится скучно с людьми серыми, занятыми рутиной, как, например, деловой человек. У него есть правило: “Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету”.
Показателен диалог Маленького принца и пилота:
“— Ты говоришь, как взрослые! — сказал он.
Мне стало совестно. А он беспощадно прибавил:
— Все ты путаешь… ничего не понимаешь!” (гл. VII).
Обратите внимание, кто возмущает Маленького принца, это один человек: “Он за всю жизнь ни разу не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Он никогда никого не любил. И никогда ничего не делал” (гл. VII).
Для Маленького принца ценностью является его планета, его Роза, восход солнца, дружба. Каждый из обитателей астероидов считает ценностью что-то одно: власть, деньги, работу и т. д. Рассказчик, пообщавшись с Маленьким принцем, начинает по-особому смотреть на мир: “Мне смешны были злополучные болт и молоток, жажда и смерть. На звезде, на планете — на моей планете по имени Земля — плакал Маленький принц, и надо было его утешить”.
История отношений Маленького принца и Розы учит внимательному отношению к тем, кто находится рядом, она учит заботе, пониманию: “Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь”, — говорит герой.
Путешествуя и перелетая с астероида на астероид, мальчик встречает разных людей, занятых одним делом: короля, честолюбца, пьяницу, делового человека, фонарщика, географа. Это взрослые, многие из них совсем забыли об истинных ценностях, они не могут восторгаться красотой (пьяница, деловой человек, честолюбец). Каждый из них является носителем какой-то одной идеи: король — идеи власти; фонарщик — идеи верности данному слову, географ — идеи накопления знаний и т. д. Но все они очень ограничены, так как живут лишь одной идеей, не замечая прелести мира.
Вот как оценивает их Маленький принц: “Взрослые очень, очень странный народ… взрослые… поразительный народ”. Многие из встреченных людей не вызывают у героя симпатии; хотя с фонарщиком он мог бы подружиться, по мнению самого героя; король высказал очень мудрые мысли о власти, а географ посоветовал мальчику отправиться на Землю, где Маленький принц подружился с летчиком и Лисом и многое узнал и понял.
В одном из писем к матери Экзюпери писал: “Мир воспоминаний, детства, нашего языка и наших игр… всегда будет мне казаться безнадежно более истинным, чем любой другой”. “Маленький принц” — сказка символическая: юный герой — это сам Антуан де Сент-Экзюпери. Во время аварии самолета в пустыне пилот встретился с самим собой, со своим детством. Писатель был убежден, что дети мудры, разве не основной урок жизни заключается в простых словах, вложенных в уста Маленького принца:
“— Люди у тебя на Земле, — сказал Маленький принц, — выращивают пять тысяч роз в одном саду… и не находят того, чего ищут…
Да, не находят… — подтвердил я.
А между тем то, чего они ищут, можно бы найти в одной-единственной розе или в глотке…
Но глаза слепы. Надо искать сердцем”.
Сказка “Маленький принц” — это своего рода завещание идеалов, кодекс чистой морали. Современник писателя Пьер Декс так высказался о ней: “Нужно суметь прочесть в простых словах этой сказки много настоящей боли, самую душераздирающую драму, когда-либо выпавшую на долю человека. Требования, предъявляемые Сент-Экзюпери к людям, слишком велики, чересчур возвышенны для общества, в котором он жил”. И это так. Экзюпери оставался в душе ребенком, остро ощущающим разлад среди людей.
Экзюпери изображает столкновение двух миров: мира взрослых и мира детства; между ними нет взаимопонимания, взрослые забыли вечные истины, они слишком увлечены подсчетами, заражены честолюбием, они иные. “Люди забираются в скорые поезда, но они уже сами не понимают, чего ищут… Поэтому они не знают покоя и бросаются то в одну сторону, то в другую…” — говорит малыш летчику. А в разговоре со стрелочником звучит мысль о разнице мировосприятия детей и взрослых:
“— Ничего они не хотят, — сказал стрелочник. — Они спят в вагонах или просто сидят и зевают. Одни только дети прижимаются носами к окнам.
Одни только дети знают, чего ищут, — промолвил Маленький принц. — Они отдают все свои дни тряпочной кукле, и она становится им очень-очень дорога, и если ее у них отнимут, дети плачут…” (гл. XXII).
Лис высказывает свое мнение о взрослых: “У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазине. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и поэтому люди больше не имеют друзей”.
В сказке затронута проблема ответственности. Каждый должен отвечать за свою планету — вспомним правило Маленького принца: он считал необходимым выпалывать каждый день баобабы: “Непременно надо каждый день выпалывать баобабы…” Летчик говорит: “А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься”.
Стоит напомнить, что Экзюпери создавал свою сказку в то время, когда его родная Франция была оккупирована фашистами. Среди критиков существует мнение, что баобабы — это символ фашистской угрозы, которая не была уничтожена в зародыше, как вредное сорное растение, и привела к гибели многих людей. Писатель с помощью символического образа призывал всех людей планеты к ответственности за все происходящее на Земле.
Особые отношения установились у маленького героя с Лисом. Этот персонаж важен: он говорит мудрые слова, заставляет и мальчика, и нас задуматься над проблемой дружбы и ответственности (Обратите внимание на разговор с Лисом в гл. XXI).
В сказке есть много мудрых выражений, которые стали крылатыми:
Себя судить куда труднее, чем других.
Одни только дети знают, что ищут.
Там хорошо, где нас нет.
Зорко одно лишь сердце.
Самое главное — то, чего не увидишь глазами…
Вода бывает нужна и сердцу…
У каждого человека свои звезды.
Единственная настоящая роскошь на Земле — роскошь человеческого общения.
Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил.
Власть прежде всего должна быть разумной.
Произведение Экзюпери называют философской сказкой. Напомню: философия — это наука об общих законах развития человека и мира, часто слово “философия” используют как синоним к слову “мудрость”. В сказке французского писателя звучит много мудрых мыслей, размышлений о вечных вопросах человеческой жизни: о дружбе, ответственности, преданности, любви, о жизни и ее ценностях, об отношениях людей. Особенностью философских произведений является то, что каждый образ, кроме прямого значения, имеет и символическое: Маленький принц — это не только образ конкретного героя, но и символ ребенка вообще; Роза — это не просто цветок, это символ любимого, но капризного существа; Лис — это символ природы, друга; астероид малыша — это символ планеты, а еще — это далекий для многих взрослых мир детства…
Писатель хотел донести до своих читателей мысль о том, что мир детства хрупок и чист, дети — это непосредственные существа, которые живут, полагаясь на свои чувства, прислушиваясь к голосу сердца. Взрослые часто утрачивают способность воображения, перестают обращать внимание на красоту мира и тем самым ограничивают себя. Поэтому взрослые и дети — это два мира, две разные планеты, и лишь немногие способны вернуться в страну Детства…
Сказку Экзюпери можно понимать буквально: это рассказ о фантастическом приключении летчика в пустыне — встрече с обитателем далекой планеты Маленьким принцем. А можно воспринимать эту историю как встречу пилота с самим собой, с собственным детством. И если вы сохраните в своей душе детскую непосредственность и чистоту, кто знает, быть может, и вы когда-нибудь встретите Маленького принца…

© Елена Исаева

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Анализ рассказа Дины Рубиной "Голос в метро"

  Я думаю, многих очарует этот рассказ Дины Рубиной, современной русскоязычной писательницы. Он посвящен истории одной любви и нескольких с...