воскресенье, 14 февраля 2021 г.

Анализ рассказа Дины Рубиной "Голос в метро"

 

Я думаю, многих очарует этот рассказ Дины Рубиной, современной русскоязычной писательницы. Он посвящен истории одной любви и нескольких судеб. Повествование ведется от лица автора, который проникает в сознание героини и фиксирует ее эмоциональные состояния. Можно говорить о повествовании в аспекте героя, так как текст представляет собой воспоминание о былом: «Если закрыть глаза, можно и сейчас вспомнить до мельчайших подробностей – что стояло в этой тесной, как пенал, комнатке...»
Перед нами проходит вся жизнь Ноны и ее одноклассников: Фиры, Кирилла. Но все эти истории даны во фрагментах: девятый класс, десятый класс, через несколько лет… Хронотоп представляет историю страны, на фоне которой проживают свои жизни герои рассказа.
В центре — образ музыкально чувствительной Ноны, которая влюбляется в молодого человека, своего одноклассника, с голосом «светлого счастливого тембра»; именно голос чарует героиню и сохраняется в ее памяти навсегда. Это история, каких много в мире, о том, как в молодости человек бывает застенчив и не уверен в себе, о том, как что-то упускает в юности, а потом изменить уже не может.
Через весь текст красной нитью проходит тема любви: она заявлена еще в описании четырех тарелок саксонского фарфора, висящих на стене в квартире учительницы музыки. Сюжеты соответствуют событиям из жизни героев: знакомство, прогулки, милование и женитьба. Только это нереализованный сюжет истории героини, вернее, он воплотился в жизни каждого персонажа, но с другими партнерами. Тема любви связана именно с образом Кирилла, никогда позже повествователь не сообщает о том, что женились или выходили замуж герои по любви.
Характеризуя состояние героини, Дина Рубина фиксирует внимание на физических проявлениях ее чувства: «Стоило ему оказаться поблизости, с ней происходило нечто вроде припадка: горло сжималось в спазме, в висках стучали молотки, колени подгибались, по спине бежали мурашки...»
Автор использует очень интересные средства художественной выразительности: так, описывая состояние Ноны после перехода объекта ее чувств в другую школу, он сообщает: «Она проболела от горя недели три, потом несколько месяцев жила как в погребе, задыхаясь без его голоса; наконец стала выздоравливать от этой запойной любви и в конце концов выжила, обошлось...» Сравнение «жила как в погребе» подчеркивает пустоту, которая наполнила душу героини. А метафора «задыхаясь без его голоса» дает понять читателю, что именно голос возлюбленного давал Ноне силы жить, был нужен, как воздух. Яркий эпитет «запойная» любовь указывает на силу чувства девушки.
Рассказ имеет название «Голос в метро», потому что самые сильные чувства Нона испытывала именно от голоса определенного тембра это был «теплый мальчишеский голос», который уже в зрелом возрасте героиня слышит именно в подземке.
Завязка — влюбленность в Кирилла, кульминация — встреча в метро с компанией ребят, развязка — воспоминание об учительнице музыки и о далекой юности. Конфликт в рассказе внутренний: это столкновение чувства героини и ее нерешительности.
Мы знаем, кем стал Кирилл, с какими трудностями столкнулся, чего достиг, но ничего не сообщается о роде занятий самой Ноны в ее взрослой жизни. Автор отмечает, что у героини есть дочь, дача, машина, муж. Но самое важное — это ее чувства, а не сфера ее деятельности. Когда Нонна находит в себе смелость рассказать о сильных юношеских чувствах, менять что-либо в жизнях героев уже поздно, но Кирилл потрясен: «Боже мой! Почему, почему ты не призналась! Почему ты молчала?! Ведь все могло быть иначе!» Для героини он навсегда остался мечтой, поэтому так мучительно она переживает новую встречу с двойником Кирилла в метро: «И – горло ее сжалось, в висках заколотился пульс, колени ослабели…»
В тексте господствуют глаголы прошедшего времени, то есть с самого начала читатель понимает, что перед ним — воспоминания о прошлом.
Композиция рассказа кольцевая: начинается и заканчивается повествование упоминанием учительницы музыки и фарфоровых тарелок.
Идея рассказа проста: сильное чувство сопровождает человека всю жизнь, но изменить ничего нельзя. Самое дорогое остается в прошлом.

© Елена Исаева

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Анализ рассказа Дины Рубиной "Голос в метро"

  Я думаю, многих очарует этот рассказ Дины Рубиной, современной русскоязычной писательницы. Он посвящен истории одной любви и нескольких с...