суббота, 7 мая 2011 г.

Отзыв о романе В. Богомолова «Момент истины (В августе сорок четвертого)»


   Наверное, в преддверии очередной годовщины Великой Победы многие мои соотечественники обращаются к произведениям, посвященным тем страшным и героическим годам, что предшествовали 9 мая 1945. Художественная литература и кино позволяют и нам, далеким потомкам воинов Победы, сохранять память о великом подвиге народа и представлять события тех далеких лет.
   Мне давно хотелось высказаться об одном произведении, знакомство с которым состоялось для меня не так давно. Интересно, что толчком к чтению романа В. Богомолова «Момент истины (В августе сорок четвертого)» стал художественный фильм М. Пташука «В августе сорок четвертого». Я несколько раз видела потрясающие сцены кульминации и развязки — того самого «момента истины», по выражению военных разведчиков, — но лишь несколько лет назад мне удалось посмотреть фильм целиком. И очень захотелось прочесть роман, узнать, что не вошло в экранизацию, много ли осталось за кадром.
   
   Роман состоит из трех частей и 99 глав: первая часть — «Группа капитана Алехина», вторая — «Чрезвычайный розыск», третья — «Момент истины». Название последней части совпадает с названием всего романа, что подчеркивает ее значимость, в подзаголовке произведения обозначено время событий — почти за год до окончания войны, когда деятельность диверсионных групп на территории Советского Союза была особенно активна и опасна. Главные герои романа противостоят не фашистским солдатам, а своим соотечественникам-предателям, оттого их деятельность так сложна и ответственна.
   Привлекательность произведения В. Богомолова, конечно же, в том, что с самого начала сюжет держит читателя в напряжении: есть в романе и элементы детектива, и приключенческой литературы, использование стилизации под военные сводки и шифровки усиливает ощущение достоверности происходящего.
   Особенности романа — в совмещении нескольких ракурсов видения событий: то повествование ведет автор, объективно изображающий все происходящее, то рассказчиком выступает старший лейтенант Таманцев, эмоционально оценивающий ситуацию, то мы слышим голос рассудительного капитана Павла Алехина.
   В. Богомолов смещает взгляд читателя с опытного разведчика Таманцева на молодого девятнадцатилетнего лейтенанта Блинова (новичка в разведгруппе), затем на Алехина; порой рассказ о героях и событиях автор ведет сам, порой доверяет это своим персонажам. Подобный прием способствует динамичности развития действия, у читателя возникает ощущение стремительности событий.
Прелесть романа в том, что Богомолов мастерски использует стилистику речи каждого из героев, поэтому части, в которых повествователем выступает Таманцев, очень эмоциональны, речь героя экспрессивно окрашена, главы, где представлены размышления Алехина, иные, они логичнее и размереннее.
    Чтобы лучше высветить характеры героев, Богомолов вводит в роман воспоминания о мирной жизни и о военном прошлом Алехина, Блинова, фрагменты биографии Таманцева. Вот фрагмент из речи Скорохвата (прозвище Таманцева): «В который уж раз мне снилась мать.
Я не знал, где ее могила и вообще похоронена ли она по-человечески. Фотографии ее у меня не было, и наяву я почему-то никак не мог представить ее себе отчетливо. Во сне же она являлась мне довольно часто, я видел ее явственно, со всеми морщинками и крохотным шрамом на верхней губе. Более всего мне хотелось, чтобы она улыбнулась, но она только плакала. Маленькая, худенькая, беспомощно всхлипывая, вытирала слезы платком и снова плакала. Совсем как в порту, когда еще мальчишкой, салагой я уходил надолго в плавание, или в последний раз на вокзале, перед войной, когда, отгуляв отпуск, я возвращался на границу». 
 Богомолов включает в роман и эпистолярные элементы: письма Андрея Блинова, составленные с учетом указаний начальства и вводящие близких в заблуждение относительно местонахождения и занятий молодого лейтенанта, и письма его матери, в которых слышится тревога за сына: «Сыночек дорогой, Андрюшенька! Настоятельно тебя прошу: не бравируй все же без нужды. Помни, что ты у нас с бабушкой остался один, больше никого у нас нет… Береги себя. И чаще пиши. Целую. Мама».
   В Главе 62 «Алехин» приводится пересказ письма, полученного капитаном: «Федосова сообщала, что в конце апреля всю суперэлитную уникальную пшеницу, выведенную с такими трудами Алехиным и его сотрудниками, плоды почти целого десятилетия упорной селекции, по ошибке или чьему-то нелепому распоряжению вывезли на элеватор, в хлебопоставку». 
   Автор использует прием монтажа, давая вперемежку информацию из тыла и приказы генерала Егорова: «Главное – внезапность и надежность оцепления при создании оперативного кольца!.. И никакой огласки! Подразделения привлекаются для выполнения специального задания, ною том, что операция проводится контрразведкой, должны знать только командиры частей и офицерский состав комендатур! Проинструктируйте их лично, не упустив и малейших деталей. Вами должны быть предусмотрены и разъяснены необходимые действия во всех возможных случаях и ситуациях!..»
   Глава 80 «Алехин» представляет собой поток сознания героя, находящегося в напряжении: «Определенно кривоватые ноги… Качай!.. Когда и как они попали в лес?.. Неужели их просмотрели на опушке?.. Или они приехали еще до рассвета?.. Скорее второе… Но тогда… Не факт!.. Что же они делают в лесу?..
Южнорусский говор и слегка кривые ноги!.. Думай!.. Думай быстрее и не молчи!..»
   В романе В. Богомолова перед нами предстает множество судеб, трагичных, уникальных и обычных одновременно. Война проявляет себя в искалеченных телах взрослых и детей, в письмах, где содержатся вести о погибших, в повседневной рутинной работе особистов, выискивающих мельчайшие улики.
Каждый герой — это человек со своими мыслями, чувствами и мечтами, тревогами и опытом. Порой люди не понимают друг друга, хотя все делают одно большое дело — воюют с неприятелем. Богомолов дает понять, что война коснулась семьи каждого: у Андрея Блинова погибли сестра, отец и дядя; у Таманцева нет семьи, а Алехин страдает от того, что больна дочка из-за холодов и нехватки дров, а еще капитан, селекционер в мирной жизни, тяжело переживает утрату сортов пшеницы, над выведением которой он трудился десятилетие.
   Последняя третья часть романа, озаглавленная «Момент истины», отличается особой напряженностью за счет постоянного перемежения сцен в лесу, где группа Алехина прорабатывает диверсантов, и сводок штаба, которые тормозят развитие событий и одновременно нагнетают атмосферу ожидания.
   Но основное внимание в произведении сконцентрировано именно на деятельности группы капитана Алехина, ее члены — главные герои романа.
«У каждого своя правда» — это формула, применимая к ситуации на поляне: капитан комендатуры Аникушин с неприязнью относится к действиям капитана Алехина, так как его больше беспокоят ухаживания за Леночкой и очень раздражает нарушение неких этических правил, которое Алехин сознательно демонстрирует, провоцируя потенциальных диверсантов. Группа Алехина стремится «расколоть» вражеских лазутчиков, поэтому поведение капитана Аникушина герои воспринимают как помеху на пути к цели.
   В. Богомолов сцену кульминации дает дважды: в восприятии и видении Малыша — Андрея Блинова (о чем повествует автор), и в восприятии и изложении Евгения Таманцева (его имя дается только в конце романа, на протяжении всего действия он представлен нам как чистильщик Скорохват).
Показательно, что именно в этот напряженный и ответственный момент капитан Алехин называет Таманцева Женей: «Женя, это Мищенко… – сказал Алехин. – Запомните, это Мищенко…»
   Привлекательность этого сочинения Владимира Богомолова для читателей во многом обусловлена умением мастерски изобразить характеры героев, таких разных, но движимых одной целью — найти и обезвредить диверсантов.
--------------------------------------------------------
  Цитирую по интернет-публикации: 
http://fictionbook.ru/author/bogomolov_vladimir_osipovich/moment_istiniy_v_avguste_sorok_chetvertogo/read_online.html?page=0

© Елена Исаева

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Джованни Боккаччо. Сборник «Декамерон»

   Д. Боккаччо (1313-1375) был младшим современником Пет рарки. Вместе с ним он стал великим основопо ложником гуманистической культур...