суббота, 10 декабря 2011 г.

Методические рекомендации к ПЗ “Гуманистический пафос трагедии У. Шекспира “Ромео и Джульетта””



   Занятие, посвященное бессмертной трагедии У. Шекспира “Ромео и Джульетта”, обычно не вызывает сложностей при подготовке.
Важное условие успешного хода занятия — наличие у всех студентов текста в одном переводе (мы рекомендуем перевод Бориса Пастернака).
   Цель — выявить художественное своеобразие шекспировской трагедии, причины популярности произведения и интерпретации именно этой версии истории о влюбленных в других видах искусства.
Одна из задач — сопоставление шекспировской трагедии и ее источников — “Метаморфоз” Овидия и новелл эпохи Возрождения (чрезвычайно важна новелла Маттео Банделло). Поэтому целесообразно изучить источники трагедии (тексты предшественников) и выявить различия с текстом Шекспира. Несомненную помощь в этой работе окажут учебное пособие “Зарубежная литература. Эпоха Возрождения”, составленное Б. И. Пуришевым, где имеется текст новеллы М. Банделло, статья И. Шайтанова в учебнике “История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения”, в которой рассматриваются тексты, предшествовавшие трагедии английского драматурга.
   Огромную ценность для студентов представляет собой и статья Наума Яковлевича Берковского ““Ромео и Джульетта”. Трагедия Шекспира”, отличающаяся доступностью и глубиной.
   При подготовке отдельных вопросов необходимо заранее сделать закладки в тексте трагедии.



План:
    1. Источники сюжета о влюбленных (Овидий “Метаморфозы” — “Пирам и Фисба”, новелла Банделло и др.).
    2. Функции Пролога.
    3. Выделите элементы сюжета.
    4. Образы главных героев. Мотивы их поступков. Речь Ромео и Джульетты. Обратить внимание, как высказывается Ромео о любви до знакомства с Джульеттой.
    5. Как любовь воздействует на героев: как они ведут себя до и после знакомства?
    6. Конфликт в трагедии.
    7. Образ враждующего мира.
    8. Идейный смысл пьесы.
    9. История Ромео и Джульетты в мировом искусстве: иллюстрации к пьесе, музыка, киноверсии, мюзикл.


Рекомендуемые источники:

  1. Банделло М. Ромео и Джульетта // Зарубежная литература. Эпоха Возрождения. Учеб. пос. для студ. филол. спец. пед. ин-тов. Сост. Б. И. Пуришев. Изд. 2-е. М. 1976. С. 146-175.
  2. Берковский Н. Я. “Ромео и Джульетта”. Трагедия Шекспира // Шекспир У. Пьесы. Сонеты. М.: ООО “Издательство АСТ”: ООО “Агентство “КРПА “Олимп”, 2002. С. 671-693. Серия “Школа классики” — ученику и учителю.
  3. Ботвинник М. Н. Пирам // Мифологический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1991. С. 441.
  4. Бэлза С. Печальнейшая повесть на свете // Шекспир В. Трагедии. М., 2001. С. 5-11.
  5. Пинский Л. Е. Шекспир. Основные начала драматургии. М. 1971.
  6. Пуришев Б. И. Литература эпохи Возрождения. Идея “универсального человека”. Курс лекций. М.: Высш. шк., 1996.
  7. Смирнов А. “Ромео и Джульетта” (Примечания и комментарии) // Шекспир Вильям. Пьесы. Самара: Изд-во “АВС”, 2000. С. 630-638.
  8. Шайтанов И. О Шекспире, драматурге и поэте. // Шекспир У. Собрание сочинений в 8 томах. М.: “Интербук”, 1997. Т. 1. С. 8-36.
  9. Шайтанов И. О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения: Учебник для студ. высш. учебн. заведений: В 2 т. М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001. Т. 2. С. 24- 36.
  10. Шайтанов И. Истоки шекспировского жанра // Шекспир У. Пьесы. Сонеты. М.: ООО “Издательство АСТ”: ООО “Агентство “КРПА “Олимп”, 2002. С.5-2.
  11. Серия “Школа классики” — ученику и учителю.
  12. Смирнов А. А. Творчество Шекспира http://lib.ru/SHAKESPEARE/shks_smirnov1.txt
© Елена Исаева

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Инструкция для определения элементов сюжета

Экспозиция — сцены, в которых изображается обстановка действия, дается информация о героях, о расстановке действующих лиц. Завязка —...