пятница, 16 декабря 2011 г.

Историческая хроника Уильяма Шекспира “Ричард III”




   К первому периоду творчества Шекспира принадлежат исторические хроники, это драмы на сюжет, заимствованный из отечественной истории, где автор достаточно точно воспроизводит факты, судьбы главных героев. Главные действующие лица — исторические фигуры. Следуя за событиями, Шекспир оставлял за собой право 1) психологически мотивировать поступки героев; 2) выбирать то или иное историческое событие; 3) субъективно осмысливать тенденции исторического развития. Обращение мастера к историческим хроникам не было случайным. В его время с развитием буржуазных отношений происходил и рост национального самосознания. В этих условиях патриотическая тема вызывала большой интерес, важными были проблемы становление нации, национального государства. Общая тема всех хроник — рождение нации, становление абсолютной монархии как государства нового типа. Разрабатывая эту тему, драматург обращается к событиям XV века, когда особого накала достигла борьба между королями и феодальными баронами.
   
   Все хроники Шекспира проникнуты идеей необходимости государственного единства, отражают процесс формирования английской нации и становления абсолютной монархии. Весь цикл проникнут идеей неизбежности победы централизованной государственной власти над феодальной анархией.
   Стоит напомнить некоторые факты английской истории. В конце XV века Ричард II (последний английский король из династии Плантагенетов, дурной король и человек) подавил восстание Уота Тайлера 1381 года, нарушил королевское слово. Его двоюродный брат организовал заговор и сверг его. Генрих Болингброк IV воцарился на престоле. Его правление было трудным и сложным. При Генрихе IV начались распри, против него выступили Йорки (началась война Алой и Белой роз). Она закончилась победой герцогов Йоркских. Генриха IV заточили в тюрьму, там убили, вероятно, по приказу Ричарда Глостера. Королем стал Эдуард IV, после его смерти — Ричард Глостер III. Его сверг и уничтожил Генрих Ричмонд из Тюдоров VII, основатель новой династии Тюдоров, происходивший из Ланкастеров, жена его была из Йорков. Он дед королевы Елизаветы, во время правления которой Шекспир и создавал свои хроники.
   “Ричард III” написан в 1592-1593 гг. Автор обратился к событиям конца царствования Эдуарда IV и к царствованию Ричарда III. В хронике поставлены две проблемы: 1) что станет с сильной личностью, если она аморальна и борется за власть неправедными способами; 2) борьба двух представлений о государстве — государство — вотчина, поместье, принадлежность династии, имущество, вокруг которого возможны распри; государство — это экономическая, географическая, политическая, национальная целостность, живущая по своим законам.
   В центре пьесы — сильная личность — Ричард III. Он уже с рождения отличен ото всех, это выдающийся человек даже по своей внешности: горбатый, низкий, уродливый. Это личность большой внутренней силы, он стремится к своей цели, подчиняет ей все и всех. Единственная страсть всех героев пьесы и Ричарда — власть, политика. Он стремится стать королем и делает для этого все, даже обрекает на смерть невинных детей, которые могут составить угрозу его планам захвата престола. Герой обладает необыкновенным даром убеждения, он всегда добивается своего. Шекспир изображает яркую сцену обольщения леди Анны (невестка Генриха VI, убитого Ричардом, ее муж тоже им убит). Анна идет за гробом свекра, на пути ее встречает Ричард, который решает, что для достижения своей цели ему нужно на ней жениться. Многие Шекспира упрекали за недостоверность этой сцены, но историческая леди Анна действительно вышла замуж за исторического Ричарда Глостера.
Провожая свекра в последний путь героиня произносит гневную речь:
Будь проклят тот, кто сделал это дело,
И дух того, кому хватило духу,
И кровь того, кто пролил кровь твою!
Пусть доля злая поразит мерзавца,
Что гибелью твоей нас обездолил… (А. 1, с. 2)
   
   После льстивой речи Глостера леди Анна меняет свое отношение к нему, и хотя нет еще полной приязни, но в ее отношении нет у же и ненависти. Довольный своим умением Ричард произносит разоблачающий монолог: 
Кто обольщал когда-нибудь так женщин?
Кто женщину так обольстить сумел?
Она — моя! Но не нужна надолго.
Как! Я, убивший мужа и отца,
Я ею овладел в час горшей злобы,
Когда здесь, задыхаясь от проклятий,
Она рыдала над истцом кровавым!
Против меня был бог, и суд, и совесть,
И не было друзей, чтоб мне помочь.
Один лишь дьявол да притворный вид.
Мир — и ничто. И все ж она моя.
Ха-ха!
Уж своего она забыла мужа,
Эдварда храброго, что мной в сердцах
Убит три месяца тому назад.
Пленительного юношу такого,
Который был бы так красив и смел…
   Шекспир использует здесь прием самохарактеристики героя. Драматург подчеркивает, что при всех талантах Ричарду никогда не удавалось обмануть народ. Уничтожив всех своих соперников, он уже должен был стать королем, но хотел, чтобы королем его провозгласил народ. Но простые люди ощущает в нем злую силу, коварного тирана. Молчание народа предрекает Ричарду гибель. Герой противопоставил себя всем: родственникам, народу, дворянству. Все воспринимают его как узурпатора, поэтому неудивительно, что поддержку широких масс получает его противник Генрих Ричмонд, в нем народ видит освободителя от узурпатора, короля нового типа, который сумеет создать крепкое государство — абсолютную монархию.
   В противостоянии Ричарда и Ричмонда отразилась борьба двух взглядов на государство, Ричард III, носитель старых взглядов, обречен. Идейный смысл пьесы заключается в утверждении мысли о том, что историческое движение поступательно, а все, тормозящее прогрессивное развитие, отметается самим ходом событий. Шекспир подчеркивает, что сильная личность, творящая зло, нарушающая нормы морали, не удержится на троне, она обречена на поражение, что и происходит с Ричардом III.
© Елена Исаева

1 комментарий:

  1. Друзья, фильм Г. Козинцева "Король Лир" выложен на ivi.ru. смотрите по ссылке: http://www.ivi.ru/video/view/?id=19778

    ОтветитьУдалить

Джованни Боккаччо. Сборник «Декамерон»

   Д. Боккаччо (1313-1375) был младшим современником Пет рарки. Вместе с ним он стал великим основопо ложником гуманистической культур...