четверг, 2 февраля 2012 г.

Художественные особенности романа Уильяма Теккерея “Ярмарка тщеславия”


     Если бы У. Теккерей не написал ничего, кроме романа “Ярмарка тщеславия”, он бы одним этим сочинением прославил свое имя в истории мировой словесности. “Ярмарка тщеславия. Роман без героя” (1847) — социально-бытовой и философско-аллегорический роман. Название произведения связано с книгой проповедника XVII века Дж. Бэньяна “Путь паломника”, в которой был использован образ Ярмарки Суеты, где все покупается и продается. Тщеславие — высокомерное стремление к славе, к почитанию. Именно это качество становится основным в представителях изображаемого автором английского общества 1815-1830 годов, поэтому название произведения представляет собой метафору.

     Первоначально роман печатался под псевдонимом Микель Анджело Титмарша в течение двух лет в виде ежемесячных брошюр, а в 1848 году произведение были издано отдельной книгой уже под именем автора, издание было проиллюстрировано самим Теккереем.
   Произведение имеет двуплановую композицию: повествование связано с судьбами двух девушек — Эмилии Седли, дочери биржевого маклера (маклер — посредник при заключении сделок), и Ребекки Шарп, дочери художника и французской танцовщицы. Эти героини познакомились в пансионе, где они, обучаясь, провели несколько лет; покидая это заведение, добрая Эмилия, дочь состоятельных родителей, приглашает с собой в гости Бекки, которой вскоре предстоит отправиться в качестве гувернантки в дом сэра Кроули. С момента прощания выпускниц с пансионом и начинается роман.
   Далее в произведении попеременно описывается жизнь Эмилии и Бекки на протяжении нескольких десятков лет. Их пути расходятся после знаменитого сражения под Ватерлоо (1815 г.), а потом снова пересекаются. Мы наблюдает взлеты и падения и той, и другой. Но если Эмилия не приспособлена к жизни, так как благосостояние ее отца должно было обеспечить ей надежное место в обществе, то сирота Ребекка сама пробивает себе дорогу в жизни.
   Уже в первой главе характеры девушек предстают контрастными: Эмилия пользовалась в пансионе всеобщей любовью — Бекки не любил никто. “Мир — это зеркало, и он возвращает каждому его собственное изображение. (…) если мир пренебрегал Ребеккой, то и она, сколько известно, никогда никому не сделала ничего хорошего”. Но и вполне добропорядочная мисс Седли изображается автором с иронией: “С Эмилией мы будем видеться очень часто, а потому не мешает сказать в самом же начале нашего знакомства, что она была прелестным существом… Так как она не героиня, то нет надобности описывать ее…” Но если при прощании с Эмилией плачут и грустят все обитатели пансиона мисс Пинкертон, то об отъезде Бекки не жалеет никто.
   Свою основную задачу автор видел в том, чтобы “суметь по возможности точно воспроизвести ощущение правды”. У. Теккерей не стремился изобразить героев однозначно отрицательными или положительными, он хотел показать сложное взаимодействие разных начал в личности, указать на причины тех или иных поступков. Именно потому что в каждом человеке уживаются достоинства и недостатки, автор никого из персонажей не удостаивает звания героя — идеального человека; писатель считал, что таких людей не существует, это плод вымысла авторов.
   У. Теккерей избрал объектом изображения буржуазно-аристократические круги современного ему европейского общества, в котором он не нашел героя, достойного стать главным в романе. На роль героини могла бы претендовать Бекки Шарп: она умна, энергична, обладает сильным характером, находчивостью, обаянием. Но наряду с этим она коварна, лицемерна, корыстна, лишена родительских чувств к своему сыну Родону. Почему Беккки такова? Она — продукт среды, общества, в котором превыше всего ценятся деньги и положение — респектабельность (способность вызывать к себе почтение, уважение) Цель Ребекки — стать богатой, респектабельной. Стремясь к этому, она приводит в движение ярмарочную карусель, но подлинной героиней в нравственном плене она не может считаться.
   Как на большой ярмарке, в английском обществе первой трети XIX столетия все продается и покупается: люди обогащаются и разоряются, заключают браки и умирают, гибнут надежды и рождаются новые иллюзии, возникают глубокие чувства и рассеиваются заблуждения. Характеры Бекки и Эмилии тесно связаны с той средой, с теми условиями, в которых они живут.
   Стремясь в мир богатых и респектабельных, Бекки переступает через многие нравственные нормы: она льстит, лжет, присваивает чужое, предает дружбу с Эмилией (Бекки завлекает ее мужа Джорджа), злословит о тех, кто оказал ей поддержку… Но автор показывает, что многие представители изображаемого им общества действуют подобно Бекки Шарп: так коммерсант Осборн, узнав о материальных затруднениях своего приятеля мистера Седли, запрещает своему сыну продолжать отношения с Эмилией, которая из богатой невесты превращается в бедную бесприданницу, а о самом Седли высказывается негативно, хотя последний является крестным отцом Джорджа. Когда Эмилия после смерти свекра становится вновь состоятельной женщиной, люди, прежде забывшие о ней, вновь вторгаются в ее жизнь.
   В произведении присутствуют элементы пикарескного романа, так как Бекки — тип авантюристки, она во многом напоминает Молль Флендерс из романа Д. Дефо. Эта молодая женщина стремится к опасным приключениям, к веселью, все это не соответствует чопорным обычаям эпохи. Она никогда не унывает, вершиной ее жизни становится период, когда Бекки является фавориткой влиятельного лорда — маркиза Стайна. Это дает ей возможность вращаться в высших слоях общества, но одновременно формирует к ней недоверчивое и презрительное отношение окружающих. Неудачи героини обусловлены противоречиями ее характера: она желает принадлежать к высшему обществу и одновременно презирает скучное существование великосветских дам; стремится к свободе, но вынуждена лицемерить. Важно, что Ребекка способна и на добрые, благородные поступки: именно она открывает глаза Эмилии на неблаговидное поведение Джорджа Осборна и обращает внимание бывшей подруги на многолетние ухаживания Уильяма Доббина.
   В мире аристократов тоже нет героя: так баронет мистер Кроули предстает как ужасный сквалыга, жадный и вредный старик, способный из-за нескольких монет устроить судебную тяжбу: “Среди всех баронетов, пэров и членов палаты общин Англии вряд ли нашелся бы другой такой хитрый, низкий, себялюбивый, вздорный и малопорядочный старик”.
   Члены семейства Кроули показаны как малосимпатичные люди: они ведут настоящие баталии в битве за симпатию престарелой мисс Кроули, обладательницы большого состояния: ради денег каждый Кроули готов уничтожить своего конкурента. Так, миссис Бьют Кроули, жена пастора, младшего из братьев, занимается почти что сводничеством, чтобы выставить в невыгодном свете любимца мисс Кроули офицера Родона Кроули, которому тетка собиралась оставить большую часть своего состояния. Она окружает богатую родственницу притворными заботами, но сама старая женщина ей глубоко безразлична.
   Другой Кроули — Питт, старший сын сэра Кроули, стремится выставить перед тетушкой в невыгодном свете своего кузена Джеймса, поощряя его тягу к спиртному: “Главная радость для тетушки, — говорил мистер Кроули, наполняя свой стакан, — чтобы гости в ее доме делали все, что им нравится”.
У. Теккерей старался, чтобы характеры его героев при всей их относительной условности не производили впечатления надуманных, неправдоподобных, а были выписаны на мастерски воссозданном фоне социально-исторической действительности первой трети XIX в. Судьба каждого человека неотделима от истории, от судьбы нации. Так триумф Наполеона в романе влечет за собой разорение и крах семьи Седли, битва при Ватерлоо уносит жизнь Джорджа Осборна. А для Бекки крупная финансовая удача (спекуляция на продаже лошадей) связана со всеобщей паникой в Брюсселе во время битвы при Ватерлоо.
Эмилия — образ женщины викторианской эпохи: она кроткая, нежная, пассивная. В ней воплотились черты матери и жены автора. Но это тот социальный тип, чье поведение обусловлено постоянной зависимостью от отца, мужа, сына, даже от подруги. У. Теккерей в отличие от своего современника Ч. Диккенса не скрывает ограниченности Эмилии, ее душевной слепоты и эгоистичности. Она порой не замечает происходящего вокруг нее, так как упорно продолжает поклоняться образу погибшего мужа, которого она в своем сознании идеализировала, поэтому на протяжении многих лет она не замечает и отвергает искреннее чувство преданного ей Уильяма Доббина. Эмилия упивается своими страданиями и не замечает, как тяжело ее родителям. Однако после смерти матери Эмми полностью посвятила себя несчастному отцу, стараясь скрасить его существование. Автор соединил в этом образе достоинства и недостатки, подчеркнув, что они имеют общие истоки: система воспитания, отношение к женщине в обществе.
   Образы центральных персонажей контрастны, как контрастны и их судьбы: однообразное существование Эмилии противопоставлено бурной жизни ее школьной подруги; Бекки переживает взлеты и падения, что обусловлено ее непомерным честолюбием. Порой Ребекка выступает как режиссер, тогда как Эмми всегда зависима от окружающих людей, является жертвой или предметом поклонения. У. Теккерей противопоставляет статичность Эмилии и динамичность Бекки. Даже части романа, повествующие об этих героинях, различны: передвижения Эмилии в пространстве незначительны, всегда обусловлены чьей-то волей, внешними обстоятельствами, передвижения Бекки зависят от ее тщеславных замыслов.
   Лишь некоторые герои романа избежали язвительных авторских насмешек: преданный Доббин, Джемайма, мисс Бригс, Джейн Кроули. Но Теккерей подчеркнул, что доброта в них сочетается с наивностью, доверчивость с ограниченностью. Все они отличаются смирением, писатель включал в это понятие и христианскую добродетель (всепрощение), и готовность любить. Эти герои тоже не избежали крушения иллюзий, но они сохранили веру в добро и приверженность ему.
   Художественной особенностью романа является введение образа Кукольника, который появляется в части “Перед занавесом”, он также был изображен автором на фронтисписе книги, где Кукольник, сидя над ящиком с куклами, рассматривал себя в треснутом зеркале. Это продолжение традиции Г. Филдинга, который в романе о Томе Джонсе проводил параллель между театром и жизнью. Поскольку перед нами разыгрывается кукольная комедия, не всегда действующие лица могут быть понятны зрителю, их поступки и действия нуждаются в пояснении серьезного и всезнающего кукольника-режиссера.
   Но в романе появляется и другой повествователь, он путешествовал по Европе, где и познакомился с героями. То есть образ повествователя в романе дробится: Теккерей как бы демонстрирует разные точки зрения на происходящее, разбавляя повествование иронией и сочувствием.
   Автор отказался от многих обязательных для его времени элементов романа (положительный герой-протагонист, счастливый конец), усилил значение образа вездесущего автора, который знает о своих героях все. Это роман реалистический, в котором характеры и судьбы всех героев обусловлены средой и обстоятельствами. Идейное содержание произведения связано с заглавным образом — ярмаркой тщеславия: жизнь в английском обществе 1815-1830 годов подчинена стремлению к тщетной славе, к материальному благополучию, что проявляется в судьбах всех персонажей.

© Елена Исаева

5 комментариев:

  1. Читала, но одним из моих произведений "Ярмарка" не стала :) А Вам она как? Не как филологу, а как рядовой читательнице :)

    ОтветитьУдалить
  2. Как читатель оценила несколько лет назад - влюбилась в этот роман. А вот в Вашем возрасте он мне казался скучным. Вероятно, это одно из тех произведений, которые ценятся именно с возрастом.

    ОтветитьУдалить
  3. Вероятно.. И я оценила его именно как скучный :) Нужно будет через пару десятков лет к нему вернуться :)

    ОтветитьУдалить
  4. Но тогда не было великолепной экранизации с Наташей Литтл, которая бы подтолкнула меня к внимательному прочтению. Хотя этот роман имеет много общего с произведениями так любимой Вами Джейн Остин и еще с сочинениями Генри Филдинга.

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте, Елена! Только начинаю читать "Ярмарку...", а все из-за стремления определить грань между честолюбием и тщеславием. Уверен, Вам есть чем поделиться с незнакомым интересующимся). Спасибо!

    ОтветитьУдалить

Инструкция для определения элементов сюжета

Экспозиция — сцены, в которых изображается обстановка действия, дается информация о героях, о расстановке действующих лиц. Завязка —...