суббота, 1 декабря 2012 г.

Материалы по курсу "История зарубежной литературы XIX в." для Л-31 (5 семестр) 2015-2016 уч. год

           Вопросы к экзамену:


  1. Общая характеристика литературы эпохи Романтизма. Типология романтической личности.
  2. Романтизм в Германии: йенская школа (эстетическая концепция, основные представители). Проблематика и художественные особенности романа Новалиса “Генрих фон Офтердинген”.
  3. Проблематика и художественные особенности новеллы Л. Тика “Белокурый Экберт”.
  4. Романтизм в Германии: гейдельбергская школа (эстетическая концепция, основные представители). “Повесть о славном Касперле и пригожей Аннерль” К. М. Брентано как произведение гейдельбергской школы.
  5. Творчество Генриха фон Клейста. Проблематика и художественные особенности произведений. Анализ произведения на выбор студента.
  6. Жизнь и творчество Адальберта фон Шамиссо. Художественное своеобразие повести “Удивительная история Петера Шлемиля”.
  7. Жизнь и творчество Э. Т. А. Гофмана. Принцип двоемирия в новелле-сказке “Золотой горшок”
  8. Сатирическая сказка Э. Т. А. Гофмана “Крошка Цахес по прозванию Циннобер”.
  9. Творчество Г. Гейне: романтизм и реализм в произведениях писателя (“Книга песен”, “Зимняя сказка”).
  10. Романтизм во Франции: особенности романтического мироощущения и стиля  в повести Ф. Р. де Шатобриана “Рене”.
  11. Поэзия французского романтизма: особенности лирики А. Де Ламартина и А де Виньи.
  12. Романтизм во Франции: художественное своеобразие романа В. Гюго “Собор Парижской Богоматери”.
  13. Романтизм в Англии: творчество Д. Н. Г. Байрона. “Восточная” поэма “Корсар.
  14. Английский романтизм: творчество поэтов “озерной школы” (У. Вордсворта, С. Кольриджа, Р. Саути).
  15. Английский романтизм: специфика исторических романов В. Скотта (Анализ одного произведения на выбор студента).
  16. Романтизм в Америке: особенности развития, основные представители. Творчество В. Ирвинга (анализ 2-3 новелл на выбор).
  17. Американский романтизм: творчество Э. А. По. Анализ двух произведений по выбору студента.
  18. Реализм как художественный метод и литературное направление. Особенности европейского реализма XIX века.
  19. Творчество Фредерика Стендаля. Проблематика и художественные особенности романа “Красное и черное” (“Пармская обитель”).
  20. Замысел, история создания и композиция «Человеческой комедии» Бальзака.
  21. Отражение эпохи Реставрации в повести О. де Бальзака “Гобсек”. Образ Гобсека .
  22. Проблематика и художественные особенности романа О. де Бальзака “Шагреневая кожа” (“Отец Горио”). Тема утраченных иллюзий в романе.
  23. Английский женский роман: проблематика и художественные особенности (на примере романов Д. Остин, Ш. Бронте, Э. Бронте).
  24. Творчество Ч. Диккенса. Роман “Домби и сын” (“Приключения Оливера Твиста”): смысл заглавия, проблематика, композиция, образная система.
  25. Новеллистика П. Мериме: проблематика, композиция, характер. Анализ 2-х новелл на выбор студента.
  26. Творчество Ш. Бодлера: художественное своеобразие цикла стихотворений “Цветы зла”.
  27. Отражение социальных противоречий в романе У. Теккерея “Ярмарка тщеславия”.
  28. Образы Эмилии и Ребекки в романе У. Теккерея “Ярмарка тщеславия”.
  29. “Объективный стиль” Г. Флобера и его воплощение в романе “Госпожа Бовари”. Образы Эммы Бовари и Шарля Бовари.
  30. Общая характеристика зарубежной литературы рубежа XIX-XX веков. Основные литературные направления.
  31. Поэзия французского символизма: творчество П. Верлена, А. Рембо, С. Малларме.
  32. Литература французского натурализма: принципы натурализма в творчестве Э. Золя: анализ романа “Жерминаль”.
  33. Реализм в литературе Франции второй половины 19 в. Творчество Ги де Мопассана: проблематика и художественные особенности романа “Милый друг”.
  34. Новеллистика Г. де Мопассана: анализ 2-х произведений на выбор студента.
  35. Творчество Томаса Манна. Проблема искусства и жизни в новелле “Тонио Крёгер”.
  36. Творчество Генрика Ибсена. Проблематика и художественные особенности драмы “Пер Гюнт”.
  37. Творчество Генрика Ибсена. Проблематика и художественные особенности драмы “Кукольный дом”.
  38. Драматургия Б. Шоу: проблематика и художественные особенности драмы “Дом, где разбиваются сердца”.
  39. Драматургия Б. Шоу: проблематика и художественные особенности драмы “Пигмалион”.
  40. Эстетизм в творчестве О. Уайльда. Проблематика, герои, конфликт в романе “Портрет Дориана Грея”. Тема искусства и жизни в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея».
  41. Творчество М. Твена. Сочетание реалистических и романтических тенденций  в романе “Приключения Тома Сойера”.
  42. Творчество Р. Л. Стивенсона. Нравственная проблематика повести “Странная история доктора Джекила и мистера Хайда”.
  43. Своеобразие новеллистики Оۥ Генри. Анализ 2-х новелл на выбор студента.
  44. Творчество Д. Лондона: проблематика и идейное содержание произведений писателя. Анализ произведения на выбор студента.
Художественные тексты

1. Новалис. Генрих фон Офтердинген.
2. Тик Л. Белокурый Экберт.
3. Брентано К. М. Повесть о славном Касперле и пригожей Аннерль.
4. Клейст Г. Михаэль Кольхаас. Маркиза Д' О. Землетрясение в Чили и др. новеллы.
5. Гофман Э. Т. А. Золотой горшок. Крошка Цахес по прозванию Циннобер.
6. Гейне Г. Книга песен.
7. Шамиссо А. Странная история Петера Шлемиля.
8. Шатобриан Ф. Р. Рене.
9. Ламартин А. Лирика (Озеро. Одиночество и др.).
10. Альфред де Виньи. Смерть волка.
11. Гюго В. Собор Парижской Богоматери.
12. Остин Д. Гордость и предубеждение.
13. Блэйк У. Песни невинности и песни опыта.
14. Скотт В. Айвенго.
15. Кольридж С. Баллада о старом мореходе. Кристабель.
16. Вордсворт У. Люси. Нас семеро. Кукушка. Нарциссы. Англия. 1802 г. Созданьем зыбкой красоты казались мне ее черты. Сожаление. Моя любовь любила птиц, зверей.
17. Саути Р. Доника. Адельстан. Суд божий над епископом. Баллада, в которой описывается, как одна старушка ехала на черном коне вдвоем и кто сидел впереди и др. баллады.
18. Байрон Ч.Г. Н. Корсар. Лирика («Хочу я быть ребенком вольным», «Ода авторам билля, направленного против разрушителей станков» и др.).
19. Ирвинг В. Жених-призрак. Рип Ван Винкль. Дьявол и Том Уокер. 2 новеллы на выбор.
20. По Э. А. Падение дома Ашеров. Ворон. Колокола.
21.  Бальзак О. Гобсек. Отец Горио. Шагреневая кожа. (Два произведения на выбор). Рекомендуется «Гобсек» для всех и один из романов — на выбор.
22. Стендаль. Красное и черное. Пармская обитель. (Одно произведение на выбор).
23. Мериме П. Этрусская ваза. Кармен. Матео Фальконе и др. новеллы. 2 новеллы на выбор.
24. Диккенс Ч. Домби и сын. Приключения Оливера Твиста. (Один роман на выбор).
25. Теккерей У. Ярмарка тщеславия.
26. Флобер Г. Госпожа Бовари.
27. Бодлер Ш. Цветы зла.
28. Золя Э. Жерминаль.
29. Верлен П. Лирика.
30. Рембо А. Лирика.
31. Малларме С. Лирика.
32. Мопассан Ги де. Милый друг. Пышка. Ожерелье. Исповедь и др. новеллы.
33. Уайльд О. Портрет Дориана Грея. Две сказки.
34. Шоу Б. Пигмалион. Дом, где разбиваются сердца.
35. Ибсен Г. Кукольный дом. Пер Гюнт.
36. Манн Т. Тонио Крегер.
37. Твен М. Приключения Тома Сойера.
38. Стивенсон Р. Л. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда.
39. Лондон Дж. Любовь к жизни. Мартин Иден.
40. Генри О. Вождь краснокожих. Дары волхвов. Пока ждет автомобиль, Гарлемская трагедия и др. новеллы.

Учебники и учебные пособия:

1. Проскурнин Б.М. История зарубежной литературы XIX века: Западноевропейская реалистическая проза. Учебное пособие. — 4-е изд. — М.: Флинта, 2008. - С. 82-93. По второму разделу.
2. Белобратов А. В. История западноевропейской литературы XIX века: Франция, Италия, Испания, Бельгия; Учебник для ВУЗов / А. В. Белобратов, А. Г. Березина, Л. Н. Полубояринова. 2-е изд. — М.: Высшая школа, 2003. По всем разделам.
3. Белобратов А. В. История западноевропейской литературы XIX века: Германия, Австрия, Швейцария; Учебник для ВУЗов / А. В. Белобратов, А. Г. Березина, Л. Н. Полубояринова. 2-е изд. — М.: Высшая школа, 2003. По всем разделам.
3. История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Соловьевой Н. А. — М., 1991. По первым двум разделам.
4. Зарубежная литература XIX века: Практикум. М.: Флинта: Наука, 2002. По первым двум разделам.
6. Исаева Е. В. Зарубежная литература эпохи Романтизма: учебное пособие. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2007. По первому разделу.
7. Исаева Е. В. Практические занятия по зарубежной литературе XIXвека — “Романтизм”. Учебно-методическое пособие для студентов стационара и ОЗО. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2006.
8. Михальская Н.П. История английской литературы: Учебник для вузов (Гриф УМО). 2-е изд., стер. М.: Академия, 2007. По всем разделам (только английская литература).
9. Храповицкая Г. Н., Коровин А. В. История зарубежной литературы: западноевропейский и американский романтизм: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Г. Н. Храповицкой. М.: “Академия”, 2007. По первому разделу.
10. Шумкова Т.Л. Зарубежная и русская литература XIX века: Романтизм. Учебное пособие. М.: Флинта, 2002. По первому разделу.
11. Курдина Ж. В., Модина Г. И. История зарубежной литературы XIX века. Романтизм: учеб. пособие. - М.: Флинта: Наука, 2010.
12. Охотникова Г. П. Западноевропейская литература конца XIX — начала XX века: курс лекций. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2008.


Планы семинаров и ПЗ


Тема ПЗ № 1 Повесть Ф. Р. де Шатобриана “Рене”. Особенности романтического мироощущения и стиля — 1 час

План:

  1. Каким выглядит герой в приведенном отрывке?
  2. Какими средствами передается душевное состояние героя? Найдите в тексте примеры, которыми он характеризует свое состояние.
  3. Что говорит герой о своих чувствах и человеческих чувствах вообще?
  4. Картины природы в отрывке и способы их создания.
  5. Какими средствами передается ощущение незаурядности героя, его отличия от обычных людей?
  6. Тропы и их функции в приведенном отрывке: аллегории, метафоры, сравнения, перифразы. Выписать примеры из текста.
  7. Особенности речи героя: типы предложений, особенности их построения и т. п.
  8. Определите конфликт в отрывке.
  9. Тема смерти и способы ее воплощения.

Литература:
  1. Шатобриан Ф. Р. Рене // Французская новелла Х1Х века. — М.-Л., 1959.
  2. История всемирной литературы в 9-ти т. — М., 1986-1990. Т. 6. (статья о Шатобриане).
  3. Литературный энциклопедический словарь. — М., 1987. (статьи “Метафора”, “Стиль”, “Сравнение”, “Перифраз”, “Аллегория”, “Эпитет”.
  4. Хализев В. Е. Теория литературы. — М., 1999.
  5. Храповицкая Г. Н., Коровин А. В. История зарубежной литературы: западноевропейский и американский романтизм: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /.Под ред. Г. Н. Храповицкой. — М.: “Академия”, 2007.
  6. Словарь литературных терминов / Ред.- сост. Тимофеев, Л. И., Тураев, С. М. — М., 1974.

Тема № 2
Образ героя и своеобразие романтической поэмы Д.Н.Г.Байрона “Корсар” - 2часа
План:


  1. Эпиграф к “Песне первой”, его функции.
  2. Прошлое и настоящее Конрада. Мотивы его поступков.
  3. Отношение Конрада к окружающим (разбойники, Медора, Гюльнара, Сеид, мир людей).
  4. Средства создания образа романтического героя. Портрет, обстоятельства, в которых он выявляет себя (роль сюжета), атмосфера тайны.
  5. Авторская характеристика личности и поведения героя (найти в тексте места, свидетельствующие об отношении автора к герою).
  6. Место образа главного героя в композиции поэмы.
  7. Тема природы, способ ее изображения, функции в поэме.
  8. Язык и стиль повествования (сравнить язык действующих лиц и авторские отступления).
  9. Роль лирических отступлений.
Стилистический анализ проводить на примере 1-й песни.

Литература:
1. Елистратова А. Байрон. – М., 1956. – С. 71-86.
2. Клименко Е. Байрон. Язык и стиль. – М., 1960.
3. Кургинян М. Дж. Байрон. Гл. 3. Любое изд.
4. История всемирной литературы в 9-ти т. – М., АН СССР, 1986-1991. – Т. 6. (Ст. о Байроне).
5. Шайтанов И. О. Байрон // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь. М.: Просвещение, 1997.

Тема № 3

 Поэзия английского романтизма — 2 часа
План:
  1. Озерная школа”: эстетические принципы и их воплощение в произведениях. Тема возвращения домой, к родному очагу — важнейшая черта английского национального самосознания.
  2. Поэтичность обыденности У. Вордсворта (“Люси”, “Нас семеро”, “Юродивый мальчик”, “Нарциссы” и др.)
  3. Роль воображения в эстетике С. Кольриджа. Представления о связи человека и природы, проблема воображения и рассудка, языка искусства (“Сказание о старом мореходе”). “Сказание о старом мореходе” — сложное поэтическое иносказание, отразившее все загадки романтизма, включая мотивы особого путешествия, вины, искупления, восстановления разрушенной гармонии бытия. Мистико-аллегорический аспект поэзии Колриджа, его отношение к Средневековью.
  4. Синтез народной традиции и готического романа в балладах Р. Саути (“Суд Божий над епископом”, “Кристабель”, “Мэдок” и др.), дидактизм произведений поэта.
  5. Лирика Байрона. Основные темы и мотивы. Темы природы и свободы в лирике Байрона. Анализ лирического произведения по выбору студентов.
  6. Лирика П. Б. Шелли. Основные темы и мотивы. Анализ лирического произведения по выбору студентов.
Литература:
  1. Великий романтик Байрон и мировая литература. М.. 1991.
  2. Вордсворт У. Предисловие к “Лирическим балладам” // Зарубежная литература XIX века: Романтизм: Хрестоматия историко-литературных материалов. М., 1990. С. 195-215.
  3. Гумилев Н. Поэма о старом моряке С. Т. Кольриджа // Гумилев Н. Соч.: В 3 т. Т. 3. М., 1991.
  4. Гусманов И. Г. Лирика английского романтизма. Орел, 1985.
  5. Дьяконова Н.Я. Английский романтизм. М, 1978.
  6. Дьяконова Н.Я. Лирическая поэзия Байрона. М., 1975.
  7. Дьяконова Н.Я. Лондонские романтики и проблемы английского романтизма. Л., 1970.
  8. Кольридж С. Т. Из “Литературной биографии” // Зарубежная литература XIX века: Романтизм: Хрестоматия историко-литературных материалов. М., 1990. С. 215-234.
  9. Вордсворт У. Предисловие к “Лирическим балладам” // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.: изд-во МГУ, 1980. С. 261-278.
  10. Поэзия английского романтизма. – М.: Художественная литература, 1975(БВЛ).
  11. Урнов Д. М. “Озерная школа” // История всемирной литературы. Т. 6. М.: Наука, 1989.
  12. Урнов Д. М. Шелли // История всемирной литературы. Т. 6. М.: Наука, 1989.

ПЗ № 4
Способы создания образа героя и эпохи в повести О. де Бальзака “Гобсек” — 2 часа

1. Время создания повести и эпоха, изображенная в ней. Показ в ней социальных сил эпохи (роль дворянства, финансового капитала).
2. Какой предстает действительность в повести? Есть ли в ней указание на то, что деньги правят всем обществом?
3. Особенности композиции повести, фабула и сюжет.
4. Образ Гобсека
а) социально-историческое значение образа ростовщика. Насколько его фигура характерна для изображаемого времени?
б) прошлое и настоящее Гобсека. Стилистическая окраска изображения жизни Гобсека в настоящем и прошлом. В чем разница?
в) портрет Гобсека и его жилище (подробно проанализировать отрывок повести со слов: “ Мне придется рассказать вам об одном действующем лице моей повести...” до слов: “...совсем как скала и прилепившаяся к ней устрица”.
г) высокое и низкое в образе Гобсека. Характеристика героя. Стилевое оформление речи Гобсека о самом себе. Соответствует ли представление Гобсека о самом себе его действительной жизни?
д) развивается ли образ Гобсека? В какой мере его судьба и характер получают в повести объяснение? романтическое и реалистическое в образе Гобсека;
е) сравните Гобсека и Плюшкина: что общего, чем отличаются образы?
5. Образ Дервиля и функция “рассказа в рассказе”.
6. Способы выражения авторского отношения к образу Гобсека.

Литература:

1. Проскурнин Б.М.   История зарубежной литературы XIX века: Западноевропейская реалистическая проза. Учебное пособие. — 4-е изд. — М.: Флинта, 2008. - С. 82-93.
2. Белобратов А. В.   История западноевропейской литературы XIX века: Франция, Италия, Испания, Бельгия; Учебник для ВУЗов / А. В. Белобратов, А. Г. Березина, Л. Н. Полубояринова. 2-е изд. — М.: Высшая школа, 2003. 
3. История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Соловьевой Н. А. — М., 1991.
4. Реизов Б. Г. Бальзак. Сб. статей. — Л., 1960.
5. Реизов Б. Г. Французский роман XIX века. — М., 1969. 


Тема 5
Художественные особенности романа Ф. Стендаля “Красное и черное”. Анализ фрагментов произведения — 2 часа

План:
  1. Принципы искусства реализма.
  2. Функции заглавия. Роль эпиграфа к роману.
  3. Образ папаши Сореля. Портрет, характер героя. Что подчеркивает в нем автор? (Глава IV — “Отец и сын”, глава V — “Сделка”).
  4. Образ Жюльена Сореля.
а) портрет героя;
б) отношение к нему старика Сореля (Глава IV — “Отец и сын”);
в) мечты и планы Жюльена, отношение к Наполеону (Глава V — “Сделка”).
5. Тема денег в отрывках.
а) Поведение папаши Сореля во время сделки с мэром (Глава V —“Сделка”)
б) Разговор мэра с супругой о Жюльене. Тема денег в отрывке (ГлаваVI — “Неприятность”).

Литература:

  1. Белобратов А. В. История западноевропейской литературы XIX века: Франция, Италия, Испания, Бельгия; Учебник для ВУЗов / А. В. Белобратов, А. Г.
  2. Березина, Л.Н. Полубояринова. 2-е изд. — М.: Высшая школа, 2003.
    Зарубежная литература 
    XIX века: Практикум. — М.: Флинта: Наука, 2002.
  3. Реизов Б. Г. Стендаль // Реизов Б. Г. Французский роман XIX века. — М., 1969.
  4. Реизов Б. Г. Стендаль. Философия истории. Политика, Эстетика. — Л., 1974.
История французской литературы. Т. II. 1739-1870 гг. — М.-Л. 1956. Ч. 3. Гл. “Стендаль”.
  1. Виноградов А. К. Стендаль и его время. — М., 1960. (ЖЗЛ).


План ПЗ № 6
Реалистический роман Ч. Диккенса «Домби и сын» - 2 часа

1. Понятие эстетического и нравственного идеала. Его функции в творчестве Ч. Диккенса.
2. Проблематика романа «Домби и сын» в соотношении с нравственно-эстетическим идеалом автора.
3. Образная система романа.
а) образ мистера Домби;
б) образ Флоренс;
в) образ Эдит Домби
г) образ Каркера;
д) образ Поля Домби
4. Особенности сюжета романа.
5. Тема денег в произведении.
6. Нравственное содержание романа.
7. Принципы реалистического изображения в романе.

Литература:
  1. Зарубежная литература XIX века: Практикум. - М.: Флинта: Наука, 2002. С. 393-421.
  2. Проскурнин Б.М. История зарубежной литературы XIX века: Западноевропейская реалистическая проза. Учебное пособие. — 4-е изд. — М.: Флинта, 2008. С. 117-185.
  3. Михальская Н. П. Чарльз Диккенс: Книга для учащихся. М., 1987.
  4. Тайна Чарльза Диккенса: Библиографические разыскания. М., 1990.
  5. Сильман Т. И. Диккенс: Очерк: Очерки творчества. Л., 1970.
    6. Михальская Н. П., Аникин Г. В. История английской литературы. Чарльз Диккенс // http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/mihalskaya-anikin-angliya/charles-dickens.htm

Семинар № 7
Английский женский роман 19 века. Творчество Ш. Бронте и Э. Бронте - 2 часа
План:
  1. Жизнь и творчество сестер Шарлотты и Эмилии Бронте.
  2. Специфика тематики и проблематики романов.
  3. Вопросы религии, морали и нравственности в романе Ш. Бронте «Джейн Эйр».
  4. Художественные особенности романа Ш. Бронте.
  5. Специфика образности и жанровые особенности романа «Грозовой перевал».
  6. Романтические и реалистические элементы поэтики в романе Э. Бронте «Грозовой перевал».
Литература:
  1. Михальская Н.П., Аникин Г.В.: История английской литературы
    Шарлотта Бронте, Эмили Бронте, Энн Бронте //
    http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/mihalskaya-anikin-angliya/bronte.htm
  2. Викторианство как феномен культуры (История зарубежной литературы XIX века: Учебное пособие / Соловьева Н. А., Грешных В. И. и др. - М.: высшая школа, 2007) // http://readeralexey.narod.ru/ENGLIT/Victorianism.htm
  3. Шамина Н. В. Женская проблематика в викторианском романе 1840 - 1870-х годов: Джейн Остен, Шарлотта и Эмили Бронте, Джордж Элиот //http://www.dissercat.com/content/zhenskaya-problematika-v-viktorianskom-romane-1840-1870-kh-godov-dzhein-osten-sharlotta-i-em
  4. Проскурнин Б. М. Новый человек и новое время в романе Ш. Бронте и «Джейн Эйр»// http://www.rfp.psu.ru/archive/4.2009/proskurnin.pdf
  5. Гениева Е. Ю. Развитие критического реализма // http://feb-web.ru/feb/ivl/vl6/vl6-1132.htm
  6. Проскурнин Б.М., Яшенькина Р. Ф. История зарубежной литературы XIX века: Западноевропейская реалистическая проза. Учебное пособие. — 4-е изд. — М.: Флинта, 2008.

© Елена Исаева

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Анализ рассказа Дины Рубиной "Голос в метро"

  Я думаю, многих очарует этот рассказ Дины Рубиной, современной русскоязычной писательницы. Он посвящен истории одной любви и нескольких с...