понедельник, 11 ноября 2013 г.

Роман Сомерсета Моэма «Театр»

                                                              Весь мир — театр, в нем женщины,
                                                              мужчины — все актеры.
                                                          У. Шекспир «Как вам это понравится»


   Роман С. Моэма «Театр» — произведение достаточно хорошо известное русским читателям, вероятно, во многом благодаря популярному фильму режиссёра Яниса Стрейча 1978 года. Это история жизни актрисы Джулии Ламберт, рассказанная с легким юмором и иронией в двадцати девяти главах. Но прелесть романа состоит в большой обобщающей силе, казалось бы, банальной истории немолодой актрисы, переживающей личностный и творческий кризис.

   Повествование ведет автор, однако он так подробно воспроизводит внутренние монологи героини, комментирует ее мысли, чувства, поступки, что возникает ощущение полного погружения в мир Джулии, которая верно судит об окружающих ее людях, умело использует их слабости в своей игре, но и сама оказывается во власти чужих интриг.
   Название романа точно отражает содержание произведения, так как слово «театр» является многозначным символом: театр как сфера деятельности главных героев, театр как форма существования общества, театр как модель поведения людей. Джулия Ламберт все время подчеркивает, что окружающие ее люди играют роли, притворяются, преследуя цель — преуспеть в жизни, добиться своего. Она и сама пользуется талантом актрисы, чтобы достигать желаемого.
   Фабула и сюжет в романе не совпадают: Моэм начинает рассказ о преуспевающей чете актеров Майкле Госселине и Джулии Ламберт в период их расцвета. Затем возвращается во времена их молодости и первых шагов на сцене, периодически в воспоминаниях главной героини всплывают эпизоды из ее прошлого. В основном повествование ведется в аспекте Джулии: именно ее восприятие событий дается в романе, о реакции других персонажей мы узнаем либо из их реплик, либо из комментариев главной героини.
   Стоит отметить, что сама жизнь Джулии словно бы поставленная ею пьеса: она умело исполняет именно ту роль, которая позволяет ей произвести впечатление на родителей Майкла и понравиться им: «Джулия интуитивно поняла, что должна скрыть в себе актрису и, без всякого усилия, без сознательного намерения, просто потому, что чувствовала — это должно понравиться, стала играть роль простой, скромной, простодушной девушки, всю жизнь спокойно жившей на лоне природы. Она гуляла с полковником по саду и, затаив дыхание, слушала разглагольствования о горохе и спарже; она помогала миссис Госселин поливать цветы и стирала пыль с бесчисленных безделушек, которыми была забита гостиная» (Гл. 4). А вот сцена с подружкой сына: «Джулия приняла Джун Денвер сразу же, как закончились вызовы. Она умела в мгновение ока переходить с подмостков в обычную жизнь, но сейчас без всякого усилия со своей стороны Джулия продолжала изображать надменную, холодную, величавую, хотя и учтивую героиню пьесы» (Гл. 20).
   Джулия всегда заранее планирует свое поведение с тем или иным человеком, примеряя именно ту маску, которая позволяет ей произвести нужное впечатление. Именно поэтому такой неожиданностью становится для нее поведение молодого бухгалтера Тома Феннела, который становится ее любовником.
   Конфликт в романе — столкновение Джулии с Томом и его протеже Эвис Крайтон  — на самом деле отражает внутренний конфликт Джулии-актрисы и Джулии-человека.
   Все события, казалось бы, связаны именно с любовными переживаниями зрелой актрисы, которая давно не испытывала чувств, но жаждала их. Однако по сути перед нами роман о художнике, в роли которого выступает Джулия, перевоплощающаяся в разных героинь, исполняющая множество ролей в течение каждого дня и всей своей жизни.
   Большое место в романе занимают размышления о театре, о том, из чего складывается талант актеров. Моэм сталкивает взгляды Роджера, сына Джулии и Майкла, и самой актрисы. Роджер считает, что жизнь его родителей — это иллюзия, притворство, так как они всю жизнь играют роли, Джулия приходит в финале романа к выводу о том, что «лишь мы, артисты, реальны в этом мире... Все люди — наше сырье. Мы вносим смысл в их существование» (Гл. 29).
   Все герои Моэма имеют свои достоинства и недостатки, но критерием их значимости становится умение ценить театр и игру актеров. Поэтому Джулия с нежностью относится к мужу, которого давно разлюбила, ведь в Майкле есть великодушие, он способен ради успеха супруги отказаться от роли, уйти на задний план. Героиня с благодарностью вспоминает Джимми Лэнгтона, режиссера и хозяина театр а в Миддлпуле, который тонко чувствовал актеров; именно он разглядел в молодой начинающей актрисе тот богатый потенциал, что позволил Джулии стать ведущей актрисой Лондонского театра.
   С едкой иронией автор изображает Тома Феннела, ведь его цель — втереться в высшее общество, хотя Джулия, хорошо знающая свет, презирает этих скучных и неинтересных людей. Стремясь к своей цели, молодой человек использует Джулию, ловко играя на ее чувстве. Именно цинизма и расчетливости не прощает великая актриса своему любовнику. Ее тонкая месть просто восхитительна: Джулия отнимает у Эвис Крайтом мизансцену, переворачивает смысл пьесы, выставляет свою соперницу в глупом и невыгодном свете. Но об этом до конца знает только читатель. Майкл убежден, что Джулия поступает так из-за ревности к нему, а Том понимает, что именно Джулия — настоящая актриса, которая теперь от него далека. А сама героиня обретает желанную свободу от своего чувства к ветреному любовнику.
   Идея романа заключается в утверждении мысли о том, что именно артисты отражают жизнь, наполняют ее смыслом. Обретение этой истины умиротворяет Джулию и делает ее счастливой.
© Елена Исаева

1 комментарий:

  1. этот фильм вы можете посмотреть на этом сайте http://rutracker.ws/

    ОтветитьУдалить

Джованни Боккаччо. Сборник «Декамерон»

   Д. Боккаччо (1313-1375) был младшим современником Пет рарки. Вместе с ним он стал великим основопо ложником гуманистической культур...