суббота, 1 ноября 2014 г.

Материалы для студентов Л-21 (профиль - русский язык) по курсу "История зарубежной литературы (Античность - 18 век)"

Список художественных текстов:

1. Античные мифы о происхождении мира, о богах и героях.
2. Гомер. Илиада. (Одиссея) Одна из поэм на выбор.
3. Древнегреческая лирика: Тиртей, Солон, Архилох, Алкей, Сапфо, Анакреонт.
4. Эсхил. Прометей прикованный.
5. Софокл. Эдип-царь.
6. Еврипид. Медея.
7. Аристофан. Всадники.
8. Менандр. Третейский суд.
9. Лонг. Дафнис и Хлоя (по хрестоматии).
10. Плавт. Комедия о горшке.
11. Катулл. Книга лирики.
12. Гораций. Оды. Сатиры.
13. Вергилий. Энеида (фрагменты по хрестоматии).
14. Овидий. Метаморфозы (3 истории на выбор).
15. Апулей. Метаморфозы (по хрестоматии).

16. Песнь о Роланде. (Песнь о Сиде. Песнь о нибелунгах) — два произведения на выбор студента.
17. Роман о Тристане и Изольде.
18. Лирика трубадуров.
19. Лирика вагантов.
20. Вийон Ф. Баллады.
21. Данте А. Божественная комедия. (Ад).
22. Петрарка Ф. Книга песен (10 сонетов на выбор).
23. Боккаччо Дж. Декамерон (10 новелл).
24. Шекспир У. Сонеты. Двенадцатая ночь. Гамлет. Ромео и Джульетта.
25. Сервантес М. Дон Кихот (1 часть).
26. Вега Лопе де. Собака на сене.
27. Тирсо де Молина. Севильский озорник, или каменный гость.
28. Корнель П. Сид.
29. Расин Ж. Андромаха.
30. Мольер Ж. Б. Дон-Жуан, или Каменный гость.Тартюф.
31. Вольтер. Кандид.
32. Бомарше. Безумный день, или Свадьба Фигаро.
33. Дефо Д. Робинзон Крузо.
34. Филдинг Г. История Тома Джонса, найденыша.
35. Свифт Д. Путешествия Гулливера.
36. Гёте И. В. Фауст. Страдания юного Вертера.
37. Шиллер Ф. Разбойники.
38. Лессинг Э. Г. Эмилия Галотти.


Вопросы к зачету:

1. Общая характеристика и периодизация античной литературы.
2. Античная мифология как особое осмысление мира. Мифы о богах и героях. Древнегреческая мифология как источник сюжетов и образов мирового искусства.
3. Греческий героический эпос. Гомеровский вопрос. «Илиада» («Одиссея») как эпическая поэма: сюжет, образная система, проблематика, художественные особенности.
4. Греческая литература периода становления полисов. Лирика VII-VI вв. до н. э., ее основные формы (виды и жанры), образы и средства выразительности. Основные представители.
5. Греческая литература периода расцвета полисов. Греческая драма. Трагедия как вид драмы. Представление о катарсисе и трагическом герое у Аристотеля.
6. Общая характеристика творчества Эсхила, проблематика его трагедий. Трагедия Эсхила «Прометей Прикованный»: проблематика и поэтика.
7. Творчество Софокла: проблематика трагедий, переосмысление мифологических сюжетов и образов. «Царь Эдип» как трагедия рока.
8. Общая характеристика творчества Эврипида. Трагедия Эврипида «Медея». Психологизм в раскрытии мира человеческих чувств.
9. Древнеаттическая комедия, ее социальная основа и общественно-политическая проблематика. Комедия Аристофана «Всадники».
10. Новоаттическая комедия: Менандр «Третейский суд».
11. Римская мифология и литература: периодизация и своеобразие.. Параллели с греческой мифологией и литературой.
12. Римский театр. Комедия Плавта «Клад».
13. Древнеримская поэзия: Катулл, Гораций, Овидий.
14. Римская литература периода становления империи. «Век Августа». «Энеида» Вергилия – литературный героический эпос.
15. Творчество Овидия: «Метаморфозы».
16. Общая характеристика литературы средневековья.
17. Типологические черты и национальное своеобразие средневекового героического эпоса: на примере поэм на выбор студента («Песнь о Роланде», «Песнь о Сиде», «Песнь о нибелунгах»)
18. Рыцарская лирика средневековья: основные жанры, представители.
19. Средневековый рыцарский роман: циклы, сюжеты, герои.“Роман о Тристане и Изольде” как произведение бретонского цикла.
20. Жанровая система городской литературы средневековья. Городской эпос, лирика и драма.
21. Жизнь и творчество Данте Алигьери. “Божественная комедия” как произведение переходной эпохи.
22. Жизнь и творчество Ф. Вийона. Основные мотивы лирики. Образ лирического героя.
23. Общая характеристика литературы эпохи Возрождения.
24. Общая характеристика Возрождения в Италии. Лирика Ф. Петрарки на итальянском языке. Основные мотивы “Книги песен”.
25. Жизнь и творчество Д. Боккаччо. “Декамерон” — образец ренессансной новеллистики. Тематические группы новелл.
26. Общая характеристика Возрождения в Испании. “Жизнь Ласарильо с Тормеса” как первый образец жанра плутовского романа.
27. Жизнь и творчество М. де Сервантеса. Проблематика, особенности композиции, жанровое своеобразие “Дон Кихота”.
28. Общая характеристика Возрождения в Англии. Его основные этапы и особенности. Жизнь и деятельность Т. Мора. “Утопия”: основные идеи и образы.
29. Жизнь и творчество У. Шекспира. “Шекспировский вопрос”. Общая характеристика творчества У. Шекспира: периодизация. Жанровое своеобразие творчества Шекспира.
30. Основные темы сонетов Шекспира. Образы Смуглой Леди, Друга и лирического героя.
31. Ренессансное изображение человека и любви в комедии У. Шекспира “Двенадцатая ночь, или Что угодно”.
32. Гуманистический пафос трагедии В. Шекспира “Ромео и Джульетта”.
33. Отражение кризиса гуманизма в трагедии В. Шекспира “Гамлет”. Специфика конфликта, проблематика. Образ главного героя.
34. Своеобразие развития литературы и искусства в XVII веке. Барокко и классицизм как основные стилевые направления. Поэзия испанского барокко.
35. Драматургия испанского барокко: ренессансные и барочные мотивы в драме Лопе де Веги «Собака на сене».
36. Вечный образ» севильского обольстителя в пьесах Т. де Молины "Севильский озорник, или Каменный гость” и Ж. Б. Мольера «Дон Жуан, или Каменный гость».
37. Французский классицизм XVII века и его принципы в пьесах Пьера Корнеля. "Сид".
38. Творчество Жана Расина. Принципы классицизма и янсенистская концепция человека в трагедии Ж. Расина "Андромаха".
39. Жизнь и творчество Ж. Б. Мольера. Принципы классицизма в комедиях Ж. Б. Мольера «Тартюф» ("Дон Жуан").
40. Общая характеристика литературы эпохи Просвещения. Просветительский реализм, просветительский классицизм, сентиментализм как литературные направления эпохи.
41. Жанр романа в литературе английского Просвещения. Анализ одного произведения по выбору студента. Проблематика, конфликт, образ главного героя, авторская позиция в романе.
42. Просвещение во Франции. Жанр философской повести в творчестве Вольтера «Кандид».
43. Литература сентиментализма. Своеобразие и художественная практика. Анализ одного произведения на выбор студента («Страдания юного Вертера» И. В. Гёте, «Юлия, или Новая Элоиза» Ж. Ж. Руссо).
44. Просвещение в Германии и его особенности. Основные представители. Движение "Бури и натиска" в Германии. Творчество Ф. Шиллера. Анализ одной пьесы на выбор студента («Разбойники»/ «Коварство и любовь»).
45. Трансформация народной легенды в трагедии И. В. Гёте «Фауст». Смысл идейных исканий героя.
46. Драма Просвещения: «Безумный день» Бомарше и «Эмилия Галотти» Э. Г. Лессинга. Проблематика, конфликт и способы его разрешения, образная система.

Основная литература:

1. Зарубежная литература: Эпоха Возрождения.Учебное пособие для студентов филологических специальностей педагогических институтов. Сост. Б.И.Пуришев. 3-е изд., стереотип. - М. : Альянс, 2011.
2. Зарубежная литература средних веков: хрестоматия: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 032900 - русский язык и литература. Сост. Б.И.Пуришев. 3-е изд., исправ. - М. : Альянс, 2012.
3. Осьмухина О.Ю. От античности к XIX столетию : История зарубежной литературы: учебное пособие / Осьмухина, Ольга Юрьевна, Е. А. Казеева. - М. : Флинта, 2010.
4. Федотов, О.И. История западно-европейской литературы средних веков : Идеограммы, схемы, графики: учебник-хрестоматия / Федотов, Олег Иванович. - 5-е изд., исправ. - М. : Флинта, 2011.
5. Тронский И.М. История античной литературы: Учебник для вузов. - М., 2008.
6 Мисюров Н.Н. История западноевропейской литературы. Классицизм. Просвещение. Романтизм: учебное пособие. - М. : Флинта, 2012.
  1. Западноевропейская литература XVII века : хрестоматия: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Филология". Сост. Б.И.Пуришев. 3-е изд., исправ. - М. : Альянс, 2012.


Дополнительная литература:
1. Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2009.
2. Анпеткова-Шарова Г.Г., Дуров В.С. Античная литература: Учебное пособие для вузов. СПб., 2004.
3. Шайтанов И. О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения: Учебник для студ. высш. учебн. заведений: В 2 т. Т. 1., Т. 2. М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001.
4. Ковалева Т. В., Лапин И. Л., Паньков Н. А. Литература средних веков и Возрождения. Минск, 1988.
5. Тронский И.М. История античной литературы: Учебник для вузов. М., 2008.
6. Бурцев А.А История западноевропейской литературы средних веков и эпохи возрождения. М., 2008.
7. Охотникова Г.П. Античная литература: этапы развития: учебно-методическое пособие. Елец, ЕГУ им. И.А. Бунина, 2003.
8. Охотникова Г.П. Античная литература: этапы, жанры, имена: учебное пособие. Елец, ЕГУ им. И.А. Бунина, 2006.
9. Пуришев Б. И. Литература эпохи Возрождения. Идея “универсального человека”. Курс лекций. М.: Высш. шк., 1996.
10. Алексеев М. П., Жирмунский В. М., Мокульский С. С.,. Смирнов А. А. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение: Учеб. для филол. спец. вузов. М.: Высшая школа, 1987.
11. Михальская Н.П. История английской литературы: Учебник для вузов. — 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2007.
12. Л.В. Сидорченко, Е.М. Апенко, А.В. Белобратов и др. / Под ред. Л.В. Сидорченко. История зарубежной литературы ХVIII в. - М., 1999.
13. История зарубежной литературы XVII в. Под ред. З. И. Плавскина. - М., 1987.
14.. История зарубежной литературы XVIII в. Под ред. З. И. Плавскина. - М., 1991.
15. Исаева Е. В. Методические указания для студентов стационара и ОЗО филологического факультета по подготовке к практическим занятиям по курсу “История зарубежной литературы XVII-XVIII веков”. - Елец, 2005.
16. Плаксицкая Н. А. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков: практикум. - Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2009.


Интернетисточники:

1. Чистякова Н. А., Вулих Н. В. Античная литература// http://library.greekroman.ru/crit/lithist/01.htm


3. Алексеев М. П. и др.: История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. Учеб. пособие для филол. спец. ун-тов и пед. ин-тов
Алексеев М. П., Жирмунский В. М., Мокульский С. С., Смирнов А. А.— 3-е изд.—М.: Высш. Школа, 1978
// http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/alekseev-izl-svv/index.htm
Б.И.Пуришев. "Литература эпохи Возрождения. Идея универсального человека"// http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/purishev/index.htm

4. Лапин И.Л., Голубович Н.В.: Учебно-методическое пособие. Зарубежная литература. Витебск 2006 //  http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/lapin-golubovich-posobie/index.htm
  1. История зарубежной литературы XVII века. Под редакцией З. И. Плавскина. Учебник для филологических специальностей вузов // http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/plavskin-uchebnik/index.htm
6. Голованова И. С. История мировой литературы. Лекции // http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/golovanova/index.htm

7. Исаева Е. В. Методические указания для студентов стационара и ОЗО филологического факультета по подготовке к практическим занятиям по курсу “История зарубежной литературы XVII-XVIII веков”. - Елец, 2005 // http://window.edu.ru/library/pdf2txt/310/61310/31009

Планы ПЗ и семинаров

Семинар № 1
Древнегреческая мифология
как художественный арсенал античной литературы
Цель — познакомиться с основами древнегреческой мифологии.
Задачи — совершенствование навыка анализа художественных произведений, знакомство с основными циклами античных мифов, анализ их воплощения в литературе и искусстве последующих эпох.
1. Мифы о происхождении мира.
2. Мифы о борьбе за власть.
3.Мифы о богах.
4.Мифы о героях: о Персее, Тесее, Геракле, Ясоне и аргонавтах.
5. Мифы о героях-нарушителях: о Сизифе и Тантале.
6. Основные греко-римские соответствия богов и мифологических персонажей
7. Мифология в европейском искусстве Нового времени (живописи, скульптуре, литературе).


Литература:
  1. Анпеткова-Шарова Г.Г., Дуров В.С. Античная литература: Учебное пособие для вузов. СПб., 2004.
  2. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М., 1992.
  3. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции (любое издание).
  4. Нейхардт А.А. Легенды Древнего Рима (любое издание).
  5. Немировский А. Мифы Древней Эллады (любое издание).
  6. Мифологический словарь. М., 1996.
  7. Охотникова Г.П. Античная литература: этапы развития: учебно-методическое пособие. Елец, ЕГУ им. И.А. Бунина, 2003.
  8. http://library.greekroman.ru/crit/lithist/01.htm (Электронная версия учебника Чистякова Н. А., Вулих Н. В. Античная литература)

Семинар № 2
Греческая драматургия

Цель — формирование целостного представления о происхождении театра, о его специфике, о греческих драматургах.
Задачи — выявление своеобразия драматургии Эсхила, Софокла, Эврипида, Аристофана и Менендра, знакомство с сюжетами и художественным своеобразием их произведений.
План:
    1. Зарождение и развитие древнегреческой трагедии и комедии. Устройство театра. Организация трагических состязаний. Роль хора и ее изменение в процессе развития драмы.
    2. Эсхил – «отец трагедии». Драматургическая техника Эсхила. Сущность трагического конфликта.
    3. Проблематика трагедий Софокла.
    4. Драматургическое новаторство Еврипида.
    5. Проблематика и художественное своеобразие комедий Аристофана.
  1. 6.Менандр как представитель «новой» комедии. Жанровая природа драм Менандра.

Литература:
  1. Анпеткова-Шарова Г.Г., Дуров В.С. Античная литература: Учебное пособие для вузов. СПб., 2004.
  2. Охотникова Г.П. Античная литература: этапы, жанры, имена: учебное пособие. Елец, ЕГУ им. И.А. Бунина, 2006.
  3. Ярхо В.Н. Эсхил. М., 1958.
  4. Ярхо В.Н. Трагедия Софокла «Антигона». М., 1986.
  5. Ярхо В.Н. Еврипид // Вст. статья в кн. Еврипид. Трагедии. Ч.1,2. М., 1969
  6. Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная комедия. М., 1979.
  7. Соболевский С.И. Аристофан и его время. М., 1957.

Коллоквиум «Римская литература»

Цель — самостоятельно изучить темы, подготовить ответы на все вопросы и отчитаться в назначенный день.
План:
    1. Общая характеристика римской литературы и мифологии. Периодизация и своеобразие.
    2. Римский театр. Комедия Плавта «Клад».
    3. Литература периода кризиса и гибели республики. Ораторское искусство и философия. Цицерон, Лукреций. Поэзия Катулла.
    4. Римская литература периода становления империи. «Век Августа». «Энеида» Вергилия – литературный героический эпос.
    5. Поэзия Горация: «Сатиры», «Оды». Основные мотивы произведений.
    6. Творчество Овидия. «Метаморфозы».
    7. Роман Апулея «Метаморфозы» («Золотой осел»).

Литература к коллоквиуму:
  1. Охотникова Г.П. Античная литература: этапы развития: учебно-методическое пособие. Елец, ЕГУ им. И.А. Бунина, 2003.
  2. Охотникова Г.П.  Античная литература: этапы, жанры, имена: учебное пособие. Елец, ЕГУ им. И.А. Бунина, 2006.
  3. Анпеткова-Шарова Г.Г., Дуров В.С. Античная литература: Учебное пособие для вузов. СПб., 2004.
  4. http://library.greekroman.ru/crit/lithist/01.htm (Электронная версия учебника Чистякова Н. А., Вулих Н. В. Античная литература).
  5. Зарождение римской литературы // Хачатрян Н.М.: 10 лекций по истории античной литературы http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/hachatryan-n-m/zarozhdenie-rimskoj-literatury.htm  
  6. Гаспаров М. Л. Этапы развития ранней римской литературы // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994. — На титл. л. изд.: История всемирной литературы: в 9 т. Т. 1. — 1983. — С. 423—432 // http://feb-web.ru/feb/ivl/vl1/vl1-4233.htm 
  7. Тронский И.М. История античной литературы: Учебник для вузов. - М., 2008 ////http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/tronskiy-i-m/vergilij.htm
  8. http://lib.ru/POEEAST/OWIDIJ/ovidii2_2.txt (Овидий. Метаморфозы).

Тема № 3
Типологические черты и национальное своеобразие средневекового героического эпоса: “Песнь о Роланде”, “Песнь о Сиде”, “Песнь о Нибелунгах” — 2 часа

Цель — закрепление представлений о героической поэме средневековья и о типологических чертах жанра.
Задачи — выявление типологических черт и национального своеобразия “Песни о Роланде”, “Песни о Сиде”, “Песни о Нибелунгах”, проведение параллелей со “Словом о полку Игореве”; совершенствование навыка характеристики литературного героя.
В ходе занятия студенты сопоставляют произведения героического эпоса разных стран, учатся соотносить исторические факты и события в произведениях, давать характеристики героям, находить художественные средства изобразительности.

План:
  1. Типологические черты средневекового героического эпоса.
  2. Типологические черты и национальная специфика “Песни о Роланде”.
а) время создания и исторические события, описанные в поэме;
б) образ Карла Великого;
в) образ Роланда и тема вассальной верности;
г) образы Турпена и Оливье;
д) религиозная тема в поэме;
е) тема “милой Франции”;
ж) эпический стиль поэмы (постоянные эпитеты, формульные стихи, гиперболы)
  1. Типологические черты и национальная специфика “Песни о моем Сиде”.
а) время создания и исторические события, описанные в поэме;
б) образ Родриго Руй Диас де Бивара;
в) тема семьи в поэме;
г) тема вассальной верности;
д) религиозная тема;
е) эпический стиль поэмы
  1. Типологические черты и национальная специфика “Песни о Нибелунгах”
а) время создания и исторические события, описанные в поэме;
б) историческое и мифологическое в поэме;
в) куртуазное начало в поэме;
г) образ Зигфрида;
д) образы Кримхильды и Брюнхильды;
е) образ Хагена;
ж) эпический стиль поэмы.
5. Сравните европейские поэмы со “Словом о полку Игореве”. Какие типологические черты присутствуют в древнерусской поэме?

Литература:
  1. История всемирной литературы в 9-ти тт. Т 2. М.: АН СССР, 1984.
  2. Песнь о Роланде. Коронование Людовика. Нимская телега. Песнь о Сиде. Романсеро. М., 1976 (БВЛ). Т. 10.
  3. Плавскин З. И. Литература Испании IX-XV веков. М., 1986.
  4. Томашевский Н. Героические сказания Франции и Испании // Песнь о Роланде. Коронование Людовика. Нимская телега. Песнь о Сиде. Романсеро. М., 1976 (БВЛ). Т. 10. С. 5-24.
  5. Смирнов А. Кто был автором “ Песни о Роланде” // Смирнов А. А. Из истории западноевропейской литературы. М., 1965.
  6. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение: Учеб. для филол. спец. вузов / М. П. Алексеев, В. М. Жирмунский, С. С. Мокульский, А. А. Смирнов. М.: Высшая школа, 1987. С. 51-73.


Тема № 4 “Божественная комедия” Данте Алигьери как произведение переходного периода — 2 ч.

Цель — формирование целостного представления о личности Данте Алигьери, знакомство с фактами биографии поэта; выявление художественного своеобразия “Божественной комедии”, определение черт средневекового сознания и нового гуманистического взгляда на человека.
Задачи — анализ композиции “Комедии”, рассмотрение образа ада и грешников, выявление символического и аллегорического начал в произведении.

План:
  1. Жизнь и творчество Данте.
  2. Жанровая природа “Божественной комедии”.
  3. Особенности композиции.
  4. Принцип “веритикализации пространства” в устройстве загробного мира.
  5. Изображение Ада в поэме: принцип распределения грешников в произведении Данте. Круги ада. Образы грешников.
  6. Образ автора в “Божественной комедии”.
  7. Символизм и аллегоризм произведения.
  8. Сочетание средневековых и новых представлений о мире и человеке в “Божественной комедии”.

Литература:
  1. Асоян А. А. “Почтите величайшего поэта…” Судьба “Божественной комедии” Данте в России. М.: “Книга”, 1990.
  2. Баткин Л.М. Данте и его время. Поэт и политика. М., 1965.
  3. Голенищев-Кутузов И. Данте. М., 1967.
  4. Елина Н.Г. Данте: Критико-биографический очерк. М., 1965.
  5. История всемирной литературы в 9-ти т. М., Т. 3. 1985. С.51-68.
  6. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение: Учеб. для филол. спец. вузов / М. П. Алексеев, В. М. Жирмунский, С. С. Мокульский, А. А. Смирнов. М.: Высшая школа, 1987.
  7. Сутуева Т. О. Очерки литературы итальянского Возрождения: Раннее Возрождение. М., 1964.
  8. Федотов О. И. История западноевропейской литературы средних веков: Учебник-хрестоматия: Идеограммы, схемы, графики. М.: Флинта: Наука, 1999.
  9. Словарь литературоведческих терминов (Любое издание).


Тема № 5
Литература итальянского Возрождения — 4 часа

Цель — знакомство с особенностями итальянского Возрождения на примере произведений Ф. Петрарки и Д. Боккаччо.
Задачи — составление общего представления об итальянском Ренессансе; выявление жанровых признаков сонета; знакомство с фактами биографий Петрарки и Боккаччо; выявление в их произведениях ренессансных признаков.

План:
1. Возрождение в Италии. Общая характеристика.
2. Сонет как ведущий жанр эпохи Возрождения. “Итальянский” и “английский” сонеты.
3. Жизнь и творчество Ф. Петрарки. Общая характеристика творчества. “Книга песен”: художественные особенности, тема любви. Образ Лауры.
4. Жизнь и творчество Д. Боккаччо. “Декамерон” — образец ренессансной новеллистики.
5. Функции обрамляющей новеллы. Создание образа старого мира.
6. Общество рассказчиков.
7. Тематические группы новелл. Воплощение в сборнике ренессансных идей.

Литература:
  1. История всемирной литературы в 9-ти т. М., Т. 3. 1985. с.69-88.
  2. Ковалева Т. В., Лапин И. Л., Паньков Н. А. Литература средних веков и Возрождения. Минск: Издательство “Университетское”, 1988.
  3. Плавскин З. И. Четырнадцать магических строк // Западноевропейский сонет (XIII-XVII века): Поэтическая антология. Л: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. С.3-28.
  4. Самарин Р. Западноевропейская поэзия эпохи Возрождения // Европейские поэты Возрождения. БВЛ. Т. 32. М., 1974. С. 5-26.
  5. Сутуева Т. О. Очерки литературы итальянского Возрождения: Раннее Возрождение. М., 1964.
  6. Томашевский Н. Традиции и новизна: Заметки о литературе Италии и Испании. М.: Худож. лит. 1981. С. 157-173.
  7. Хлодовский Р. И. Франческо Петрарка. Поэзия гуманизма. М., 1974.



Тема № 6
Гуманистический пафос трагедии В. Шекспира “Ромео и Джульетта” — 2 часа

Цель — выявить художественное своеобразие шекспировской трагедии, причины популярности произведения и интерпретации именно этой версии истории о влюбленных в других видах искусства.
Задачи — совершенствовать навык анализа драматического произведения, умение сопоставлять произведения разных видов искусства; расширять кругозор, развивать эстетическую восприимчивость, формировать интерес к творчеству Шекспира.

План:
  1. Источники сюжета о влюбленных (Овидий “Метаморфозы” — “Пирам и Фисба”, новелла Банделло и др.).
  2. Функции Пролога.
  3. Выделите элементы сюжета.
  4. Образы главных героев. Мотивы их поступков. Речь Ромео и Джульетты. Обратить внимание, как высказывается Ромео о любви до знакомства с Джульеттой. Как любовь воздействует на героев: как они ведут себя до и после знакомства?
  5. Конфликт в трагедии.
  6. Образ враждующего мира.
  7. Идейный смысл пьесы.
  8. История Ромео и Джульетты в мировом искусстве: иллюстрации к пьесе, музыка, киноверсии, мюзикл.
Литература:
  1. Аникст А. А. Творчество Шекспира. М., 1963.
  2. Аникст А. А. Шекспир. Ремесло драматурга. М., 1974.
  3. Учеб. пос. для студ. филол. спец. пед. ин-тов. Сост. Б. И. Пуришев. Изд. 2-е. М. 1976. С. 146-175.
  4. Берковский Н. Я. “Ромео и Джульетта”. Трагедия Шекспира // Шекспир У. Пьесы. Сонеты. М.: ООО “Издательство АСТ”: ООО “Агентство “КРПА “Олимп”, 2002. С. 671-693. Серия “Школа классики” — ученику и учителю.
  5. Ботвинник М. Н. Пирам // Мифологический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1991. С. 441.
  6. Бэлза С. Печальнейшая повесть на свете // Шекспир В. Трагедии. М., 2001. С. 5-11.
  7. Пинский Л. Е. Шекспир. Основные начала драматургии. М. 1971.
  8. Пуришев Б. И. Литература эпохи Возрождения. Идея “универсального человека”. Курс лекций. М.: Высш. шк., 1996.
  9. Смирнов А. “Ромео и Джульетта” (Примечания и комментарии) // Шекспир Вильям. Пьесы. Самара: Изд-во “АВС”, 2000. С. 630-638.
  10. Шайтанов И. О Шекспире, драматурге и поэте. // Шекспир У. Собрание сочинений в 8 томах. М.: “Интербук”, 1997. Т. 1. С. 8-36.
  11. Шайтанов И. О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения: Учебник для студ. высш. учебн. заведений: В 2 т. М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001. Т. 2. С. 24- 36.
  12. Шайтанов И. Истоки шекспировского жанра // Шекспир У. Пьесы. Сонеты. М.: ООО “Издательство АСТ”: ООО “Агентство “КРПА “Олимп”, 2002. С.5-24. Серия “Школа классики” — ученику и учителю.
  13. http://www.romeo-juliet-club.ru/
Тема № 7 Образ севильского обольстителя в пьесах Тирсо де Молины “Севильский озорник, или Каменный гость” и Жана-Батиста Мольера “Дон-Жуан, или Каменный гость”

На практическом занятии предстоит, сопоставив сюжеты, образы двух пьес о севильском озорнике, определить, какие элементы средневековой испанской народной легенды были использованы драматургами, в чем состоит самобытность героев произведений. При этом необходимо учитывать, что в пьесе испанского драматурга проявились элементы стиля барокко, а комедия Ж.-Б. Мольера – образец драматургии классицизма.
План:

  1. Легенда о севильском озорнике.
  2. Сюжеты комедий Т. де Молины и Ж.-Б. Мольера.
  3. Сравните героев пьес: какими качествами наделены Дон-Хуан и Дон-Жуан? В чем причины такого изображения персонажей?
  4. Функции образов Каталинона и Сганареля в пьесах. Сравните образы слуг.
  5. Женские образы в пьесах и их функции.
  6. Идейное содержание комедий Т. де Молины и Ж.-Б. Мольера.
  7. Элементы барокко в пьесе Т. де Молины.
  8. Элементы классицизма в комедии Ж.-Б. Мольера.


Литература:
  1. Бордонов Ж. Мольер. – М., 1983.
  2. Молина Т. Севильский озорник, или Каменный гость // Испанский театр. – М., 1969 (Библиотека всемирной литературы – БВЛ), т. 39.
  3. Гликман И. Мольер. – М.-Л., 1966.
  4. Белоусов Р. С. Герои до встречи с писателем.
  5. Штейн А. Л. На вершинах мировой литературы.
  6. Нусинов И. М. История литературного героя.
  7. Мультатули В. М. Мольер.
  8. История всемирной литературы: в 9-ти т. – М., АНСССР, 1986-1990. – Т. 3 4.
  9. Нечаенко Д. Дон-Жуан // Литература, 1995. – № 7. С. 6.
  10. Багно В. Расплата за своеволие, или воля к жизни // Миф о Дон Жуане. – С-Пб., 2000. – С. 5-22.
  11. История западноевропейского театра: в 6-ти т. / Под ред. С. С. Мокульского. – М., 1956-1974.
  12. Обломиевский Д. Д. Французский классицизм. – М., 1968.
  13. Плавскин З. И. Испанская литература 17-середины 19 века. – М., 1978.
  14. Штейн А. Л. История испанской литературы. – М., 1994.
  15. Шайтанов Игорь. Барокко и классицизм: картина мира // Литература, 2000, №8. – С. 5-12.

Тема № 8
Философская трагедия И. В. Гете “Фауст” (Ч. I) — 2 ч.

В основе трагедии И. В. Гете – средневековая немецкая легенда о чернокнижнике докторе Фаусте, которая была обработана писателем в духе просветительских идей. В ходе практического занятия предстоит выявить, какие взгляды просветителей нашли воплощение в творении И. В. Гете, какой художественный метод использовал драматург.
Необходимо учитывать, что образы трагедии являются символическим воплощением определенных идей; сама проблематика и форма пьесы позволяют рассматривать “Фауста” как философское произведение.
Важное значение для уяснения идейного содержания трагедии имеет ее композиция: посвящение, два пролога, две части, подчиненные раскрытию образа Фауста в различных обстоятельствах.
План:
  1. История создания трагедии.
  2. Композиция произведения и ее функции.
  3. Смысл “Пролога на небесах” как идейной завязки трагедии
  4. а) взгляд автора на человека, Господа, Мефистофеля;
  5. б) параллели с библейской Книгой Иова; суть спора Господа и Мефистофеля
  6. Фауст и проблема познания
  7. а) причины неудовлетворенности Фауста;
  8. б) в чем проявляется раздвоенность героя?
  9. в) Вагнер и Фауст: смысл сопоставления;
  10. г) роль сцены “У городских ворот”; ее художественные особенности.
  11. Образ Мефистофеля; идея договора с Фаустом.
  12. Место образа Маргариты в идейных исканиях Фауста.
  13. Идейный смысл заключительной сцены 1 части трагедии.

Литература:
  1. Мифы народов мира в 2-х тт. М., 1998. Т. 1 (Дьявол), Т. 2 (Сатана, Черт).
  2. История о докторе Иоганне Фаусте // Немецкие шванки и народные книги 16 века. М., 1990. С. 504- 616.
  3. Вильмонт Н. Гете. М., 1959.
  4. Тураев С. Гете в школе. М., 1950. С. 80-117.
  5. Аникст А. А. Гете и “Фауст”. М., 1983.
  6. Аникст А. “Фауст” Гете. М., 1979.
  7. Исаева Е. В. Методические указания для студентов стационара и ОЗО филологического факультета по подготовке к практическим занятиям по курсу “История зарубежной литературы XVII-XVIII веков”. – Елец, 2005.
  8. Плаксицкая Н. А. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков: практикум. — Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2009.


Методические указания для студентов по подготовке к семинарским и практическим занятиям
Методические рекомендации к семинару № 1

   Цель — формирование представления об этапах развития древнегреческой мифологии, о специфике персонажей и о мифологических циклах.
   Задачи — знакомство с основными циклами мифов, с богами и героями.
   Основа подготовки к первому семинарскому занятию — чтение мифов и их систематизация. Студенты должны составить опорные схемы (конспекты), дающие представления о генеалогии богов и героев, а также об основных приключениях выдающихся героев греческих мифов.
   Подготовка 7-го вопроса предполагает выполнение творческого задания: поиск материалов, их систематизацию, вероятно, создание мультимедийной презентации отдельными студентами или группами
Методические рекомендации к ПЗ № 2
   Цель — формирование целостного представления о происхождении театра, о его специфике, о греческих драматургах.
   Задачи — выявление своеобразия драматургии Эсхила, Софокла, Эврипида, Аристофана и Менендра, знакомство с сюжетами и художественным своеобразием их произведений.
   Знакомство с устройством античного театра обычно вызывает у студентов активный интерес и не создает сложностей, так как имеется обилие материала, посвященного данной проблема как в печатных, так и в электронных источниках.
   Целесообразно организовать работу в группах, распределив вопросы и конкретные тексты заранее. Студентам рекомендуется к семинару прочитать пьесы античных авторов (три трагедии и две комедии), обязательным является наличие текстов для цитирования у выступающих с сообщениями.
     Первый вопрос является обязательным для всех участников семинара, так как он является базовым.
   Каждая группа готовит презентацию одной пьесы (определяет элементы сюжета, конфликт, идею произведения, дает характеристики героям), что позволит всем составить полное представление о произведениях, вынесенных для рассмотрения на семинаре. Удачной формой работы может стать создание коллективной мультимедийной презентации или нескольких вариантов, что позволит систематизировать материал.

Методические рекомендации к ПЗ № 3
   Изучение произведений средневековой литературы традиционно начинается со знакомства с героическими поэмами. На лекции студенты получают представление о типологических чертах средневековых памятников, об их сходстве с античными образцами жанра, знакомятся с национальной спецификой эпоса.
   Цель — закрепление представлений о героической поэме средневековья и о типологических чертах жанра.
   Задачи — выявление типологических черт и национального своеобразия “Песни о Роланде” и “Песни о Нибелунгах”, проведение параллелей со “Словом о полку Игореве”; совершенствование навыка характеристики литературных героев.
   Целесообразно заранее распределить между студентами вопросы, а тексты для чтения они выбирают самостоятельно. Подобная форма позволит рационально распределить время в начале семестра, сформировать у студентов навык работы в коллективе, умение отбирать, систематизировать и воспринимать материал.
   В ходе занятия студенты учатся соотносить исторические факты и события в поэмах, давать характеристики героям, находить художественные средства изобразительности.
   Важное условие успешности семинара — наличие художественных текстов у студентов и подготовленных заранее фрагментов поэм, иллюстрирующих тот или иной вопрос.
   В завершении работы можно провести параллели с древнерусской поэмой “Слово о полку Игореве”, что позволит студентам рассматривать и отечественный памятник, и зарубежные образцы в историко-культурном контексте, видеть общие типологические черты героических поэм средневековья.


Методические рекомендации к ПЗ № 4
   Цель — формирование целостного представления о личности Данте Алигьери, знакомство с фактами биографии поэта; выявление художественного своеобразия “Божественной комедии”, определение черт средневекового сознания и нового гуманистического взгляда на человека.
   Задачи — анализ композиции “Комедии”, рассмотрение образа ада и грешников, выявление символического и аллегорического начал в произведении.
   В ходе семинарского занятия студенты демонстрируют знания, полученные самостоятельно, а также умение пересказывать текст.
   При подготовке важное значение имеет работа с терминами “Аллегория”, “Символ”, так как аллегоризм и символизм — важные элементы “божественной комедии”.


Методические рекомендации к ПЗ № 5
   Цель — знакомство с особенностями раннего итальянского Возрождения на примере произведений Ф. Петрарки и Д. Боккаччо.
   Задачи — составление общего представления об итальянском Ренессансе; выявление жанровых признаков сонета; знакомство с фактами биографий Петрарки и Боккаччо; выявление в их произведениях ренессансных признаков.
   Данное практическое занятие является необычным на фоне предшествующих и последующих. Специфика его в том, что студенты работают с текстами разных авторов и разных жанров.
   В ходе занятия предстоит сформировать представления о жанре сонета, о картине мира и образе человека в произведениях Петрарки и Боккаччо, выявить ренессансные начала в произведениях этих авторов.
   В ходе работы студенты должны продемонстрировать знания, полученные при изучении курса “Введение в литературоведение”, владение материалом вводной лекции по литературе эпохи Возрождения и умение анализировать лирические тексты.
   Необходимое требование — знание наизусть не менее одного сонета Петрарки и его выразительное чтение.

Методические рекомендации к ПЗ № 6

   Занятие, посвященное бессмертной трагедии У. Шекспира “Ромео и Джульетта”, становится для студентов самым интересным и любимым.
   Шедевры, подобные трагедии У. Шекспира, давно и достаточно глубоко изучены. Но это как раз и создает определенные сложности в интерпретации, в работе над анализом произведения. Поскольку этот сюжет получил воплощение во многих видах искусства, считаем, что на современных занятиях, посвященных трагедии “Ромео и Джульетта”, целесообразно пойти в анализе произведения именно по пути рассмотрения пьесы в комплексе с другими произведениями, созданными на основе шекспировской трагедии. 
    Важное условие успешного хода занятия — наличие у всех студентов текста в одном переводе (мы используем перевод Бориса Пастернака).
   Цель — выявить художественное своеобразие шекспировской трагедии, причины популярности произведения и интерпретации именно этой версии истории о влюбленных в других видах искусства.
   Одна из задач — сопоставление шекспировской трагедии и ее источников — “Метаморфоз” Овидия и новелл эпохи Возрождения (чрезвычайно важна новелла Матео Банделло). Поэтому целесообразно дать индивидуальное задание одному-двум студентам — изучить источники трагедии и выявить расхождения с текстом Шекспира. Несомненную помощь в этой работе окажут учебное пособие “Зарубежная литература. Эпоха Возрождения”, составленное Б. И. Пуришевым, где имеется текст новеллы М. Банделло, статья И. Шайтанова в учебнике “История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения”, в которой рассматриваются тексты, предшествовавшие трагедии английского драматурга.
   Огромную ценность для студентов представляет собой статья Наума Яковлевича Берковского ““Ромео и Джульетта”. Трагедия Шекспира”, отличающаяся доступностью и глубиной.

Методические рекомендации к ПЗ № 7
   На практическом занятии предстоит, сопоставив сюжеты, образы двух пьес о севильском озорнике, определить, какие элементы средневековой испанской народной легенды были использованы драматургами, в чем состоит самобытность героев произведений. При этом необходимо учитывать, что в пьесе испанского драматурга проявились элементы стиля барокко, а комедия Ж.-Б. Мольера – образец драматургии классицизма.
   Перед занятием рекомендуется составить характеристики главных и второстепенных героев пьес, определить основные способы создания образов, обратить внимание, какие ремарки используют драматурги для характеристики поступков героев.
   Важно выявить, сколько жертв героев изображают авторы пьес, что они стремились подчеркнуть в своих персонажах. Необходимо выписать ключевые монологи главных героев, в которых дон Хуан и дон Жуан объясняют принципы своего поведения. Важно также выписать монологи, в которых содержится мнение слуг (Каталинона и Сганареля) о своих господах.

Методические рекомендации к ПЗ № 8

   В основе трагедии И. В. Гете – средневековая немецкая легенда о чернокнижнике докторе Фаусте, которая была обработана писателем в духе просветительских идей. В ходе практического занятия предстоит выявить, какие взгляды просветителей нашли воплощение в творении И. В. Гете, какой художественный метод использовал драматург.
   Необходимо учитывать, что образы трагедии являются символическим воплощением определенных идей; сама проблематика и форма пьесы позволяют рассматривать “Фауста” как философское произведение.
Важно провести параллель с библейской Книгой Иова, которая тоже послужила одним из источников трагедии и способствовала переосмыслению образа Фауста, поэтому при подготовке к семинару следует прочесть Книгу Иова и комментарии к ней в Библейской энциклопедии.
   Важное значение для уяснения идейного содержания трагедии имеет ее композиция: посвящение, два пролога, две части, подчиненные раскрытию образа Фауста в различных обстоятельствах. Поэтому необходимо определить функции всех этих элементов в трагедии.
   После прочтения трагедии рекомендуется прочесть версию народной легенды о чернокнижнике, чтобы понять замысел Гете и назначение образа Фауста в его трагедии. Также знакомство с легендой позволит понять суть образа Мефистофеля.
   При подготовке анализа образов нужно выписать из текста фрагменты монологов, в которых Фауст, Мефистофель раскрываются наиболее полно.


Методические указания по организации самостоятельной работы
студентов

   Самостоятельная работа студентов основана прежде всего на чтении обязательных художественных текстов к курсу. Также самостоятельно студентам предстоит изучить ряд вопросов, которые не рассматриваются в ходе лекционных, семинарских и практических занятий. Основная рекомендация при их освоении — знакомство с несколькими источниками (учебниками и учебными пособиями), так как подобный подход обеспечит сопоставление разных трактовок вопросов, а поиск точек соприкосновения и расхождения позволит студентам выделить доминанты.

© Елена Исаева





Комментариев нет:

Отправить комментарий

Анализ рассказа Дины Рубиной "Голос в метро"

  Я думаю, многих очарует этот рассказ Дины Рубиной, современной русскоязычной писательницы. Он посвящен истории одной любви и нескольких с...