четверг, 25 декабря 2014 г.

Материалы для студентов группы Л-32 по курсу "История зарубежной литературы XIX века (реализм)", 5 семестр 2015-2016 уч. год

Обязательные художественные тексты:

1. Стендаль. Красное и черное. Пармская обитель. Ванина Ванини.
2. Бальзак О. Гобсек. Отец Горио. Шагреневая кожа.
3. Мериме П. Души чистилища. Этрусская ваза. Двойная ошибка. Кармен. Матео Фальконе. Арсена Гийо и др. новеллы. 3-4 новеллы на выбор.
4. Диккенс Ч. Домби и сын. Приключения Оливера Твиста.
5. Теккерей У. Ярмарка тщеславия. Книга снобов (фрагменты).
6. Остин Д. Гордость и предубеждение. Эмма. (Один роман на выбор).
7. Бронте Ш. Джейн Эйр.
8. Бронте Э. Грозовой перевал.
9. Флобер Г. Госпожа Бовари.
10. Бодлер Ш. Цветы зла.
11. Шторм Т. Иммензее. Всадник на белом коне и др. новеллы. // http://4itaem.com/book/245548/reader?page=3
12. Гейне Г. Германия. Зимняя сказка.
13. Уитмен У. Листья травы.


Вопросы к зачету:

1. Реализм как художественный метод и литературное направление в зарубежной литературе 19 века. Особенности европейского реализма XIX века.
2. Новеллистика П. Мериме: проблематика, композиция, характер. Анализ одного произведения об экзотических народах на выбор студента.
3. Новеллистика П. Мериме: проблематика, композиция, характер. Анализ одного произведения о жизни европейцев на выбор студента.
4. «Души чистилища» П. Мериме как вариация «вечного образа» Дон-Жуана.
5. Жизнь и творчество Ф. Стендаля. Особенности мировоззрения и эстетики Стендаля. Статья «Расин и Шекспир».
6. Проблематика и художественные особенности романа Стендаля «Красное и черное».
7. Образ Жюльена Сореля в романе Ф. Стендаля “Красное и черное”.
8. Проблематика и художественные особенности романа Ф. Стендаля “Пармская обитель”.
9. Проблематика и художественное своеобразие новеллы Ф. Стендаля «Ванина Ванини».
10. Замысел, история создания и композиция «Человеческой комедии» Бальзака.
11. “Отец Горио” О. де Бальзака — сюжетный узел “Человеческой комедии”. Тема утраченных иллюзий в романе О. де Бальзака “Отец Горио”.
12. Шекспировские мотивы в романе О. де Бальзака «Отец Горио».
13. Отражение эпохи Реставрации в повести О. де Бальзака “Гобсек”.
14. Образ Гобсека в одноименной повести О. де Бальзака.
15. Проблематика и художественные особенности романа О. де Бальзака “Шагреневая кожа”. Философское содержание романа.
16. Творчество Г. Флобера. “Объективный стиль” Г. Флобера и его воплощение в романе “Госпожа Бовари”.
17. Образы Эммы Бовари и Шарля Бовари в романе Г. Флобера “Госпожа Бовари”.
18. Творчество Ш. Бодлера: художественное своеобразие цикла стихотворений “Цветы зла”.
19. Особенности развития реализма в английской литературе. Викторианство и литература.
20. Особенности мировоззрения и творческого метода Диккенса. Творческий путь. Роман Ч. Диккенса “Приключения Оливера Твиста”: проблематика и художественное своеобразие.
21. Творчество Ч. Диккенса: роман “Домби и сын” (смысл заглавия, проблематика, композиция, образная система).
22. Тема детства в романах «Оливер Твист» и «Домби и сын» Ч. Диккенса.
23. Творчество Дж. Остин как специфическое явление в английской литературе начала 19 века. Анализ одного романа на выбор студента.
24. Английский «женский роман». Проблематика, художественные особенности: Д. Остин, Ш. Бронте, Э. Бронте.
25. Особенности сатиры Теккерея в романе «Ярмарка тщеславия». Смысл заглавия и подзаголовка, особенности композиция.
26. Система образов романа У. Теккерея «Ярмарка тщеславия». Образы Эмилии и Ребекки.
27. Немецкая литература второй половины XIX века. Образ лирического героя и сатирическая критика немецкой действительности в поэме Г. Гейне «Германия. Зимняя сказка».
28. Немецкая литература второй половины XIX века. Творчество Т. Шторма. Лирические новеллы Т. Шторма. Анализ двух произведений на выбор студента.
29. Проблематика и система образов романа Ш. Бронте «Джейн Эйр».
30. Специфика конфликта и художественные особенности романа Э. Бронте «Грозовой перевал».
31. Американская литература середины 19 века: периодизация, направления, школы, проблематика произведений.
32. Сборник У. Уитмена «Листья травы»: художественные особенности.

1. Гиленсон Б.А. История зарубежной литературы XIX века: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования - М. : Академия, 2012.
2. Проскурнин Б.М., Яшенькина Р. Ф. История зарубежной литературы XIX в.: Западноевропейская реалистическая проза. Учебное пособие. — 4-е изд. — М.: Флинта, 2008.

Дополнительная литература:

1. Белобратов А. В. История западноевропейской литературы XIX века: Франция, Италия, Испания, Бельгия; Учебник для ВУЗов / А. В. Белобратов, А. Г. Березина, Л. Н. Полубояринова. 2-е изд. — М.: Высшая школа, 2003.
2. Белобратов А. В. История западноевропейской литературы XIX века: Германия, Австрия, Швейцария; Учебник для ВУЗов / А. В. Белобратов, А. Г. Березина, Л. Н. Полубояринова. 2-е изд. — М.: Высшая школа, 2003.
3. Зарубежная литература XIX века: Практикум. М.: Флинта: Наука, 2002.
4. Елизарова М. А., Колесников Б. И. История зарубежной литературы XIX века. – М., 1972.
5. История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Соловьевой Н. А. – М., 1991.
6. История зарубежной литературы XIX века. Ч.II. / Под ред. Михальской Н. П. – М., 1991.
7. История зарубежной литературы XIX века. Реализм. Хрестоматия историко-литературных материалов. – М.. 1990.
8. История зарубежной литературы XIX века. Т.2.М., 1991.

9. Карельский А. От героя к человеку. Два века западноевропейской литературы. М., 1990.
10. Рабинович В. С. История зарубежной литературы XIX века: Романтизм: учебное пособие. Издательство Уральского университета, 2014 //  http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=275944.


Планы семинаров и ПЗ:
План ПЗ № 1 Способы создания образа героя и эпохи в повести О. де Бальзака “Гобсек” – 2 часа.

1. Время создания повести и эпоха, изображенная в ней. Показ в ней социальных сил эпохи (роль дворянства, финансового капитала).
2. Какой предстает действительность в повести? Есть ли в ней указание на то, что деньги правят всем обществом?
3. Особенности композиции повести, фабула и сюжет.
4. Образ Гобсека
а) социально-историческое значение образа ростовщика. Насколько его фигура характерна для изображаемого времени?
б) прошлое и настоящее Гобсека. Стилистическая окраска изображения жизни Гобсека в настоящем и прошлом. В чем разница?
в) портрет Гобсека и его жилище (подробно проанализировать отрывок повести со слов: “ Мне придется рассказать вам об одном действующем лице моей повести...” до слов: “...совсем как скала и прилепившаяся к ней устрица”.
г) высокое и низкое в образе Гобсека. Характеристика героя. Стилевое оформление речи Гобсека о самом себе. Соответствует ли представление Гобсека о самом себе его действительной жизни?
д) развивается ли образ Гобсека? В какой мере его судьба и характер получают в повести объяснение? романтическое и реалистическое в образе Гобсека;
е) сравните Гобсека и Плюшкина: что общего, чем отличаются образы?
5. Образ Дервиля и функция “рассказа в рассказе”.
6. Способы выражения авторского отношения к образу Гобсека.

ЛИТЕРАТУРА:
1. Проскурнин Б.М. История зарубежной литературы XIX века: Западноевропейская реалистическая проза. Учебное пособие. — 4-е изд. — М.: Флинта, 2008. - С. 82-93.
2. Белобратов А. В. История западноевропейской литературы XIX века: Франция, Италия, Испания, Бельгия; Учебник для ВУЗов / А. В. Белобратов, А. Г. Березина, Л. Н. Полубояринова. 2-е изд. — М.: Высшая школа, 2003. 
3. История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Соловьевой Н. А. — М., 1991.
4. Реизов Б. Г. Французский роман XIX века. — М., 1969. 

Семинар № 2
Новеллистика Проспера Мериме: проблематика и художественные особенности — 2 часа
  1. Жизненный и творческий путь Мериме. Эстетические принципы.
  2. Тематическое своеобразие новелл П. Мериме.
  3. Новеллы о жизни экзотических народов. Нравственная проблематика, особенности развития конфликта. Способы создания образов героев.
  4. Новеллы о жизни европейского общества. Нравственная проблематика, особенности развития конфликта. Способы создания образов героев.

Литература:
  1. Проскурнин Б.М. История зарубежной литературы XIX века: Западноевропейская реалистическая проза. Учебное пособие. — 4-е изд. — М.: Флинта, 2008. - С. 64-80.
  2. Виппер Ю. Б. Мериме // История всемирной литературы: В 9 т. - М., 1989. Т. 7. С. 407-440.
  3. Смирнов А. Проспер Мериме и его новеллы // Мериме П. Новеллы. М.: Худ. Лит, 1978.
  4. Косиков Г. Об «экзотических» новеллах Мериме // http://www.libfl.ru/mimesis/txt/merime.php

Семинар № 3 — 4 часа
Реалистический роман Ч. Диккенса «Домби и сын»
  1. Понятие эстетического и нравственного идеала. Его функции в творчестве Ч. Диккенса.
  2. Проблематика романа «Домби и сын» в соотношении с нравственно-эстетическим идеалом автора.
  3. Образная система романа.
а) образ мистера Домби;
б) образ Флоренс;
в) образ Эдит Домби
г) образ Каркера;
д) образ Поля Домби
  1. Особенности сюжета романа.
  2. Тема денег в произведении.
  3. Нравственное содержание романа.
  4. Принципы реалистического изображения в романе.

Литература:
  1. Зарубежная литература XIX века: Практикум. - М.: Флинта: Наука, 2002. С. 393-421.
  2. Проскурнин Б.М., Яшенькина Р. Ф. История зарубежной литературы XIX века: Западноевропейская реалистическая проза. Учебное пособие. — 4-е изд. — М.: Флинта, 2008. С. 117-185.
  3. Михальская Н. П. Чарльз Диккенс: Книга для учащихся. М., 1987.
  4. Тайна Чарльза Диккенса: Библиографические разыскания. М., 1990.
  5. Сильман Т. И. Диккенс: Очерк: Очерки творчества. Л., 1970.
7. Гиленсон Б.А. История зарубежной литературы XIX века: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования - М. : Академия, 2012.

Семинар № 4
Английский женский роман 19 века. Творчество Ш. Бронте и Э. Бронте - 4 часа

План:
  1. Жизнь и творчество сестер Шарлотты и Эмилии Бронте.
  2. Специфика тематики и проблематики романов.
  3. Вопросы религии, морали и нравственности в романе Ш. Бронте «Джейн Эйр».
  4. Художественные особенности романа Ш. Бронте.
  5. Специфика образности и жанровые особенности романа «Грозовой перевал».
  6. Романтические и реалистические элементы поэтики в романе Э. Бронте «Грозовой перевал».
Литература:

  1. Михальская Н.П., Аникин Г.В.: История английской литературы
    Шарлотта Бронте, Эмили Бронте, Энн Бронте // http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/mihalskaya-anikin-angliya/bronte.htm
  2. Викторианство как феномен культуры (История зарубежной литературы XIX века: Учебное пособие / Соловьева Н. А., Грешных В. И. и др. - М.: высшая школа, 2007) // http://readeralexey.narod.ru/ENGLIT/Victorianism.htm
  3. Шамина Н. В. Женская проблематика в викторианском романе 1840 - 1870-х годов: Джейн Остен, Шарлотта и Эмили Бронте, Джордж Элиот //http://www.dissercat.com/content/zhenskaya-problematika-v-viktorianskom-romane-1840-1870-kh-godov-dzhein-osten-sharlotta-i-em
  4. Проскурнин Б. М. Новый человек и новое время в романе Ш. Бронте и «Джейн Эйр»// http://www.rfp.psu.ru/archive/4.2009/proskurnin.pdf
  5. Гениева Е. Ю. Развитие критического реализма // http://feb-web.ru/feb/ivl/vl6/vl6-1132.htm
    7.
    Проскурнин Б.М., Яшенькина Р. Ф. История зарубежной литературы XIX века: Западноевропейская реалистическая проза. Учебное пособие. — 4-е изд. — М.: Флинта, 2008.
Семинар № 5
Эстетические взгляды Флобера и их воплощение в романе «Госпожа Бовари» - 2 часа
План:

1. Эстетические взгляды Флобера. Отношение к романтизму.
2. Понятие «объективного стиля». Проблема авторской активности (подготовить по учебнику самостоятельно).
3. Композиция романа «Госпожа Бовари».
4. Система образов в романе.
5. Место эпизода в развитии романного действия. Композиция.
6. Носитель речи в эпизоде. Соотношение внутренней речи Родольфа и его письма. Стилевое оформление двух форм речи.
7. Каким предстает Родольф в приведенном фрагменте? Каковы особенности его характера? В чем особенность его памяти?
8. Особенности речи повествователя. Реализация принципа «показа».


Прочитать приведенный ниже отрывок. Действие его начинается после того, как Родольф Буланже де Ла-Юшетт пообещал Эмме Бовари бежать вместе с ней из города.

«Как только Родольф пришел домой, он, не теряя ни секунды, сел за свой письменный стол, под оленьей головой, висевшей на стене в виде трофея. Но стоило ему взять в руки перо, как все слова вылетели у него из головы, и, облокотившись на стол, он задумался. Эмма уже была для него как бы далеким прошлым; принятое им решение мгновенно образовало между ними громадное расстояние.
Чтобы не совсем утратить память о ней, Родольф, подойдя к шкафу, стоявшему у изголовья кровати, вынул старую коробку из-под реймских бисквитов, куда он имел обыкновение прятать женские письма, – от нее пахло влажной пылью и увядшими розами. Первое, что он увидел, – это носовой платок, весь в выцветших пятнышках. То был платок Эммы, которым она вытиралась, когда у нее как-то раз на прогулке пошла носом кровь. Родольф этого уже не помнил. Рядом лежал миниатюрный портрет Эммы; все четыре уголочка его обтрепались. Ее туалет показался Родольфу претенциозным, в ее взгляде она делала глазки было, по его мнению, что-то в высшей степени жалкое. Глядя на портрет, Родольф пытался вызвать в памяти оригинал, и черты Эммы постепенно расплывались, точно живое и нарисованное ее лицо терлись одно о другое и смазывались. Потом он стал читать ее письма. Они целиком относились к отъезду и были кратки, деловиты и настойчивы, как служебные записки.
Ему хотелось почитать длинные ее письма более ранней поры. Они хранились на самом дне коробки, и, чтобы извлечь их, он вывалил все остальные и машинально начал рыться в груде бумаг и вещиц, обнаруживая то букетик, то подвязку, то черную маску, то булавку, то волосы темные, светлыеИные волоски цеплялись за металлическую отделку коробки и рвались, когда она открывалась.
Скитаясь в воспоминаниях, он изучал почерк и слог писем, разнообразных, как их орфография. Были среди них нежные и веселые, шутливые и грустные: в одних просили любви, в других просили денег.
Какое-нибудь одно слово воскрешало в его памяти лицо, движения, звук голоса; в иных случаях, однако, он ничего не в силах был припомнить.
Заполонив его мысль, женщины мешали друг другу, мельчали, общий уровень любви обезличивал их. Захватив в горсть перепутанные письма, Родольф некоторое время с увлечением пересыпал их из руки в руку. Потом это ему надоело, навело на него дремоту, он убрал коробку в шкаф и сказал себе:
Все это ерунда!..
Он и правда так думал; чувственные наслаждения вытоптали его сердце, точно ученики школьный двор: зелени там не было вовсе, а то, что в нем происходило, отличалось еще большим легкомыслием, чем детвора, и в противоположность ей не оставляло даже вырезанных на стене имен.
Ну-с, приступим! – сказал он себе и начал писать:
«Мужайтесь, Эмма, мужайтесь! Я не хочу быть несчастьем Вашей жизни…»
В сущности это так и есть, – подумал Родольф, – я действую в ее же интересах, я поступаю честно.
«Тщательно ли Вы обдумали свое решение? Представляете ли Вы себе, мой ангел, в какую пропасть я увлек бы Вас за собой? О нет! Вы шли вперед доверчиво и безрассудно, в чаянии близкого счастьяО, как же мы все несчастны! Какие мы все безумцы
Родольф остановился надо было найти какую-нибудь важную причину.
Не написать ли ей, что я потерял состояние?.. Нет, нет! Да ведь это ничего не изменит. Немного погодя все начнется сызнова. Разве таких женщин, как она, можно в чем-нибудь убедить? Подумав, он опять взялся за перо:
«Я никогда Вас не забуду, поверьте, моя преданность Вам останется неизменной, но рано или поздно наш пыл (такова участь всех человеческих чувств) все равно бы охладел! На смену пришла бы душевная усталость, и кто знает? Быть может, мне бы еще пришлось терзаться при виде того, как Вы раскаиваетесь, и меня бы тоже охватило раскаяние от сознания, что страдаете Вы из-за меня! Одна мысль о том, как Вам будет тяжело, приводит меня в отчаяние, Эмма! Забудьте обо мне! Зачем я Вас встретил? Зачем Вы так прекрасны? В чем же мое преступление? О Боже мой! Нет, нет, всему виною рок
Это слово всегда производит соответствующее впечатление, – подумал Родольф. «О, будь Вы одною из тех легкомысленных женщин, что встречаются на каждом шагу, я, конечно, мог бы на это пойти из чистого эгоизма, и тогда моя попытка была бы для Вас безопасна. Но Ваша очаровательная восторженность, составляющая тайну Вашего обаяния и вместе с тем служащая источником Ваших мучений, она-то и помешала Вам, волшебница, понять всю ложность нашего будущего положения! Я тоже сперва ни о чем не думал и, не предвидя последствий, отдыхал, словно под сенью манцениллы, под сенью безоблачного счастья».
Еще, чего доброго, подумает, что я отказываюсь от нее из скупостиА, все равно! Пора кончать!
«Свет жесток, Эмма. Он стал бы преследовать нас неотступно. Вам пришлось бы терпеть все: и нескромные вопросы, и клевету, и презрение, а может быть, даже и оскорбления. Оскорбление, нанесенное Вам! О!.. А ведь я уже мысленно возвел Вас на недосягаемый пьедестал! Память о Вас я буду носить с собой как некий талисман! И вот, за все зло, которое я Вам причинил, я обрекаю себя на изгнание. Я уезжаю. Куда? Не знаю. Я схожу с ума. Прощайте! Не поминайте лихом. Не забывайте несчастного, утратившего Вас. Научите Вашу дочь молиться за меня».
Пламя свечей колебалось. Родольф встал, затворил окно и опять сел за стол.
Как будто все. Да, вот что еще надо прибавить, а то как бы она за мной не увязалась: «Когда Вы станете читать эти печальные строки, я буду уже далеко. Чтобы не поддаться искушению снова увидеть Вас, я решил бежать немедленно. Прочь, слабость! Я еще вернусь, и тогда кто знает? – быть может, мы с Вами уже совершенно спокойно вспомним нашу былую любовь. Прощайте!..» После слова «прощайте» он поставил восклицательный знак и многоточие в этом он видел признак высшего шика.
А как подписаться? – спросил он себя. – Преданный Вам? Нет. Ваш друг?.. Да, вот это хорошо.
«Ваш друг»
Литература:
  1. Зарубежная литература XIX века: Практикум. - М.: Флинта: Наука, 2002. С. 304-319.
  2. Флобер Г. О литературе, искусстве, писательском труде. Письма. Статьи: В 2 т. М., 1984.
  3. Реизов Б. Г. Творчество Флобера. М., 1955.
  4. Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западно-европейской литературе. М., 1976. – С. 476-485.
  5. Набоков В. В. Лекции по зарубежной литературе. М., 1998. – С. 183-238.
  6. Старобинский Ж. Шкала температур: язык тела в «Госпоже Бовари» // Поэзия и знание. История литературы и культуры. М., 2002.


ПЗ № 6 — 2 часа
Художественное своеобразие цикла стихотворений Ш. Бодлера: “Цветы зла”
План:
  1. Место сборника «Цветы зла» в творчестве Ш. Бодлера.
  2. Эстетические принципы Ш. Бодлера.
  3. Композиция сборника, микроциклы.
  4. Романтические мотивы в цикле «Цветы зла».
  5. Тема природы и города в цикле.
  6. Тема поэта и поэзии в сборнике.
  7. Вечные образы в стихах Ш. Бодлера.
  1. Анализ стихотворений «Альбатрос», «Вечерняя гармония», «Падаль» и др.

Литература:
1. Бодлер Ш. Цветы зла. М., 1970. (Любое издание). Или http://lib.ru/POEZIQ/BODLER/flowers.txt
2. Бодлер Ш. Об искусстве. М., 1986.
3. Зарубежная литература XIX века: Практикум. - М.: Флинта: Наука, 2002. С. 320-340.
4. Нольман М. Л. Шарль Бодлер. Судьба. Эстетика. Стиль. М., 1979.
5. Алексеев В. В. Шарль Бодлер. Цветы зла. // http://samlib.ru/a/alekseew_wadim_wiktorowich/bodler.shtml


ПЗ № 7 — 2 часа
Художественные особенности поэмы Г. Гейне «Германия. Зимняя сказка»

1. История создания поэмы.
2. Найти и указать объекты политической сатиры.
3.Выделить главные формы сатирического обличения и определить место сатирических частей произведения в композиции поэмы.
4. Особенности положительного идеала поэта В каких песнях поэмы он воплощен? Способы выражения положительного идеала в поэме.
5. Образ лирического героя. Его особенности и роль в композиции поэмы.

Литература:

  1. Гиджеу С. Генрих Гейне. М., 1962. С. 283-290.
  2. Пронин В. А. Стихи, достойные запрета. Судьба поэмы Генриха Гейне «Германия. Зимняя сказка». — М. 1986. // http://lib.rus.ec/b/270166/read

Методические рекомендации к ПЗ № 1
   Первое занятие посвящено реалистической повести О. де Бальзака “Гобсек”. Малый объем произведения позволяет подробно разобрать все способы создания образа и выявить реалистические приемы. Вопросы 1 и 2 требуют обращения к характеристике эпохи Реставрации феодализма во Франции, когда политическая и социальная власть номинально находилась в руках дворянства, но фактически жизнью общества управляли деньги и их владельцы (рекомендуется обратиться к учебникам истории и исторической энциклопедии). В качестве такого незримого и незаметного властителя мира предстает в произведении ростовщик Гобсек.
   Именно образ Гобсека — предмет рассмотрения в рамках практического занятия, где главным является художественный текст, наличие которого необходимо у каждого студента. Подробно рассматривается портрет героя, рассказ Дервиля о его прошлом и настоящем, описание жилища и самого образа жизни ростовщика-философа. В ходе анализа образа предполагается проведение параллелей с реалистическим образом скряги Плюшкина из поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”. При возможности студентам рекомендуется использовать фрагменты текста Гоголя для сопоставления героев.
   Обращение к композиции, фабуле и сюжету и рассмотрение их соотношения позволит выявить соотношение истории Гобсека и судеб Дервиля, юного графа де Ресто и его родителей.
   Образ рассказчика Дервиля заслуживает особого внимания: это тоже типичная для эпохи Реставрации фигура — человек из третьего сословия, который своими силами поднимается из низкой доли, активно трудится и играет важную роль в судьбе семейства виконтессы де Гранлье. Важно проследить, как к нему относятся в богатом особняке и почему.
   Особое внимание следует обратить на финал жизни Гобсека, выявить, какие черты стали преобладающими в характере этого незаурядного человека. Важно прочитать описание комнаты умирающего Гобсека.


Методические рекомендации к семинару № 2
   При подготовке вопроса 1 следует внимательно прочитать статьям в учебниках и электронных источниках, сделать конспект, обратив особое внимание на эстетические принципы, которыми руководствовался художник при создании произведений.
   При подготовке вопроса 2 также можно обратиться к материалам из рекомендованных источников.
   Вопросы 3 и 4 предполагают проведение комплексного анализа новелл, относящихся к различным тематическим группам. Особенно полезным будет при подготовке вопроса 3 источник № 4 (статья Косикова Г.).

Методические рекомендации к семинару № 3
   При подготовке семинара по творчеству Ч. Диккенса нужно обратиться к литературной энциклопедии, чтобы составить представление о категории «эстетический идеал». Информацию о нравственных принципах писателя можно найти в учебниках и дополнительных источниках, посвященных его биографии.
   Роман «Домби и сын» анализируется сквозь призму нравственно-эстетических представлений писателя. Студентам рекомендуется сформулировать круг проблем, рассмотренных в романе, и записать их.
   Особое внимание в рамках занятия нужно уделить образной системе, так как через своих героев автор выражает те или иные идеи. Отдельные образы, требующие детального анализа, следует рассмотреть подробно, составив заранее характеристики, подкрепленные цитатами из текста.
  Следует обозначить основные повороты сюжета, выделив кульминационные моменты, обозначив завязку и развязку. При этом следует опираться на имеющиеся в справочной литературе определения элементов сюжета.
   Вопрос 5 и 6 требуют от студентов продемонстрировать навык рассуждения, а вопрос 7 должен иллюстрироваться конкретными примерами из текста и комментариями того, как тот или иной принцип реалистического изображения воплощен в романе Ч. Диккенса.


Методические рекомендации к семинару № 4
   Данный семинар обычно не вызывает у студентов трудностей, как в его рамках рассматриваются достаточно увлекательные романы сестер Бронте. Первый вопрос позволяет понять причины обращения Ш. и Э. Бронте к творчеству, их взгляды, воплотившиеся в произведениях.
   Естественно, что при подготовке вопросов целесообразно обращаться к материалам лекции по творчеству Дж. Остин, предшественницы сестер Бронте.
   Второй вопрос предполагает обзор всего творчества Ш. Бронте. Вопросы 3-4 предполагают анализ проблематики романа Ш. Бронте «Джейн Эйр» и выявление художественных особенностей. Здесь стоит обратить внимание на форму повествования, на композицию романа (выделите в нем тематические части, соответствующие различным этапам жизни главной героини), определите конфликт. Важно проследить, какими способами пользуется автор для создания образов героев (портрет, поступки, атмосфера тайны и пр.).
   Подобная работа должна быть проведена и с романом Э. Бронте «Грозовой перевал», чему посвящены вопросы 5-6.
   Большую помощь при подготовке к семинару окажут статьи, указанные в списке литературы к занятию.

Методические рекомендации к семинару № 5
   При подготовке 1-2 вопросов необходимо обратиться к статьям в учебниках и сделать конспект с формулировками эстетических принципов писателя.
Нужно выделить части романа, сюжетные и внесюжетные элементы и определить их функции.
   При анализе образной системы следует обратить внимание не только на главных героев — Шарля и Эмму, но и на персонажей второго плана: Родольфа, Леона, Оме, госпожи Дюбюк и др. Следует составить их характеристики с использованием цитат из текста романа (обратите внимание на портрет, на речь героев, на авторские комментарии).
   Вопросы 5-8 связаны с анализом конкретного фрагмент, позволяющего увидеть «объективный стиль» в действии. Обратите внимание на то, как соотносятся «комментарии автора» и слова героя. Подумайте над вопросами: «В каком стиле пишет свое письмо Родольф? Почему он прибегает именно к такой лексике и слогу? Какова истинная цель его послания?»


Методические рекомендации к семинару № 6
   При подготовке к занятия необходимо прочитать сборник стихотворений «Цветы зла», выделить отдельные микроциклы; выяснить при помощи литературной энциклопедии значение терминов «микроцикл», «лирический цикл», «мотив», которые будут использоваться в ходе занятия.
   Следует познакомиться со статьями в учебниках и пособиях и определить место цикла в творчестве поэта и его эстетические принципы. Определить, какое место занимаю в сборнике темы природы и города, поэта и поэзии.
   Нужно провести анализ отдельных стихотворений, выделяя в них вечные образы, мотивы и элементы романтической эстетики.


Методические рекомендации к семинару № 7
При подготовке к семинару следует вспомнить определение поэмы как жанра и выделить его характерные признаки в произведении Г. Гейне. По учебникам подготовить материал об истории создания поэмы (В какой период творчества обращается к замыслу автор? Какие цели преследует?)
Уточнить по словарю литературоведческих терминов определение сатиры и ее составляющие чтобы ответить на вопросы 2 и 3.
Определить способы воплощения положительного авторского идеала. Выявить соотношение сюжетного и лирического начал и дать характеристику лирическому герою поэмы. Определить его функции в произведении.

2.3. Методические указания по организации самостоятельной работы
студентов

   Самостоятельная работа студентов основана прежде всего на чтении обязательных художественных текстов к курсу. Также самостоятельно студентам предстоит изучить ряд вопросов, которые не рассматриваются в ходе лекционных, семинарских и практических занятий. Основная рекомендация при их освоении — знакомство с несколькими источниками (учебниками и учебными пособиями), так как подобный подход обеспечит сопоставление разных трактовок вопросов, а поиск точек соприкосновения и расхождения позволит студентам выделить доминанты.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Анализ рассказа Дины Рубиной "Голос в метро"

  Я думаю, многих очарует этот рассказ Дины Рубиной, современной русскоязычной писательницы. Он посвящен истории одной любви и нескольких с...