четверг, 21 мая 2015 г.

Принципы искусства классицизма


   Термин “классицизм” образован от латинского слова classicus (образцовый). Так называлось художественное направление в европейской литературе и искусстве XVII- нач. XVIII вв., для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил. Появление его было вызвано самой жизнью, обусловлено историческими процессами. Зародился классицизм во Франции XVII века.

   Философская основа классицизма — рационализм Рене Декарта, который разработал теорию воли, провозгласил господство человеческого разума. Мир Декарт рассматривал как разумно организованный механизм. Рационализм стал характерной чертой французской культуры. Главное в познании не опыт и наблюдения, а разум. Познание мира должно строиться на системе взаимосвязанных истин, устанавливаемых при посредстве разума, с помощью которого человек может постичь вечные законы мироздания и искусства.
   Рационализм отмечал двойственность природы человека: “высокое” (духовное) — долг и “низкое” (материальное) — страсти. Это отразилось и в литературе: основной конфликт в драматургии — столкновение разума и чувства. Рационализм определил эстетику классицизма: предметом художественного изображения должно быть только всеобщее, объективное, а не частное. Сам художник — проявление частного, поэтому он должен говорить не от своего имени, а от имени человека и поэта вообще. Этим объясняется приоритет в искусстве классицизма объективных жанров (драмы) над лирическими.
   Классицисты рационально разграничивали все эстетические категории: нельзя было смешивать трагическое и комическое, высокое и низкое, ужасное и смешное. Существовало четкое деление жанров и стилей на “высокие” и “низкие”, что отражало иерархическое устройство феодального общества. К высоким жанрам относили оду, поэму, трагедию; к низким – сатиру, басню, комедию. В высоких жанрах изображалась жизнь королей, героев, давался образец для подражания. В низких жанрах изображалась повседневная жизнь простых людей из 3-го сословия, или рядовых дворян, показывалось нарушение норм и правил.
   В основе теории классицизма лежит стремление к гармонии, поэтому представители направления ориентировались на Античность, в которой видели разумность и гармоничность. В Античности классицистов привлекала поздняя римская история, философия римских стоиков, учивших хранить непоколебимую ясность духа среди всеобщего хаоса. Следуя этим идеям, люди XVII столетия считали, что гармония достигается путем подчинения нравственному и общественному долгу.
   Классицисты требовали от художественных произведений гармонии, симметрии и единства. Основные черты эстетики классицизма: нормативность, рационализм, слияние этического и эстетического начал (прекрасное должно быть нравственное, нравственное признается прекрасным).
   Время выдвинуло свой идеал личности: преданной государству, признающей разумность абсолютизма, посвящающей себя служению разумной цели, осознающей первостепенное значение долга, способной жертвовать своими чувствами и интересами во имя интересов государства. Именно таков идеальный герой классицистических трагедий.
   Классицисты сумели глубоко проникнуть в мир человеческой психики, раскрыть действие ее основных законов, создать яркие в предельной обобщенности человеческие образы. Но, выявляя общие типические особенности в характере, классицисты лишали образ индивидуального своеобразия. Поэтому в пьесах классицистов персонажи всегда обладают какой-то одной яркой чертой, доведенной до максимума.
Согласно эстетике классицизма в драматических произведениях обязательным было соблюдение трех единств: времени, места и действия. Классицисты утверждали, что обнаружили их в античной трагедии и в “Поэтике” Аристотеля. Но последний требовал лишь единства действия и времени, а о месте вообще не упоминал.
   Единство места предполагает, что события происходят в замкнутом пространстве: в пределах одного дома или даже одной комнаты. Единство времени предполагает, что все события охватывают не более 24 часов, именно такой промежуток времени зрители могут себе представить в ходе представления. Единство действия предполагает один конфликт, одну сюжетную линию, так как дополнительные перипетии отвлекают зрителя и противоречат законам разума.
   Главное событие нужно “спрятать” за сценой, о нем сообщают герои; внешние эффекты в пьесе не нужны, так как они отвлекают зрителя; основное впечатление зритель должен получать не через глаза, а через уши — вот почему в драмах классицистов наблюдается обилие монологов, важна роль декламации.
© Елена Исаева

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Анализ рассказа Дины Рубиной "Голос в метро"

  Я думаю, многих очарует этот рассказ Дины Рубиной, современной русскоязычной писательницы. Он посвящен истории одной любви и нескольких с...