пятница, 15 мая 2015 г.

Творчество Лопе де Вега. Ренессансные и барочные мотивы в комедии Лопе де Веги “Собака на сене”

   Лопе Фелис де Вега Карпьо (1562-1635). по праву считается основоположником испанской драмы. Он пользовался редким всенародным признанием уже при жизни: антрепренёры, чтобы обеспечить успех пьесе, приписывали её перу Лопе де Веги; на улицах Мадрида драматурга узнавали, иностранцам показывали его как величайшую достопримечательность, само имя художника стало синонимом совершенства. В панегириках на смерть драматурга итальянские поэты называли его “Колумбом поэтических Индий”.

   Он прожил долгую и напряжённую жизнь. Родился в семье мадридского ремесленника-золотошвея Фелиса де Вега 25 ноября 1562 года. В одиннадцать лет его отдали в иезуитскую школу, затем он обучался в университете Алкала-де-Энарес. После смерти отца Лопе остался без средств, он вынужден был бросить университет и поступить секретарём к одному вельможе (за свою жизнь драматург не раз занимал должность секретаря у разных знатных людей). К 80-м гг. относится его скандальная связь с актрисой Еленой Осорьо, из-за конфликта с отцом которой Лопе был арестован и по решению суда выслан из Мадрида на восемь лет. Судебное преследование осложнило жизнь Лопе, мешало заключению брака с Исавель де Урбина, которую де Вега просто похитил. В 1588 году, вскоре после заключения брака с Исавель, Лопе записался добровольцем в “Непобедимую Армаду” (испанский флот, снаряженный Филиппом II против Англии). Ему едва удалось спастись после поражения армады. Чтобы обеспечить семью, Лопе пишет пьесы, но плата за них так мала, что де Вега вновь вынужден служить секретарем у герцога Альба в Тормесе. Это были самые плодотворные годы.
   После смерти жены в 1595 году Лопе подаёт прошение о помиловании и переезжает в Мадрид, где вновь служит секретарём. Драматург решается на брак по расчету: женится на дочери богатого мясоторговца. Разочарование толкает его искать утешения у актрисы Микаэлы де Лухан. В 1614 году поэт решает принять сан священника, хотя это не изменило жизни Лопе, полной любовных авантюр. На долю драматурга выпало немало испытаний: болезни и смерть возлюбленной Марты де Наварес Сантойо, возрастные недуги, гибель в кораблекрушении единственного сына, похищение придворным сластолюбцем дочери Антоньи Клары.
Де Вега пробовал свои силы во всех видах литературы: им создано свыше двадцати поэм, пасторальный роман, новеллы, основные темы которых любовь и честь, стихотворный трактат “Новое искусство сочинять комедии в наше время”, в котором он сформулировал основные положения: отказаться от преклонения перед авторитетом Аристотеля (применять созданные им законы в новое время нелепо), законодателем должен быть зритель — народ; важнейший принцип — доставлять наслаждение читателям и зрителям. Мировую известность де Вега принесли пьесы, которых он создал более полутора тысяч.
   Драматург был талантливым импровизатором: трёхактную пьесу в стихах он писал за 2-3 суток, то есть в месяц мог создавать 3-4 пьесы. Художника волновали три проблемы: сущность и назначение монархической власти, народные массы и их роль в истории, любовь, брак, семья. В наследии драматурга принято выделять три типа пьес: 1) социально-политические драмы, основанные на исторических и легендарно-исторических сюжетах; 2) любовно-семейные комедии и драмы, “комедии плаща и шпаги”; 3) религиозные пьесы — ауто.
   “Собака на сене” (до 1604 г.) — одна из самых известных пьес драматурга — относится к разновидности “комедии плаща и шпаги”. Основное содержание — борьба влюбленных героев за право быть счастливыми в браке. В произведении звучит критическое мнение по отношению к сословным предрассудкам. В пьесе сочетаются ренессансные и барочные мотивы.
   Главная героиня — графиня Диана де Бельфлор — обнаруживает в себе любовь по отношению к своему секретарю — простолюдину Теодоро, узнав о его отношениях со служанкой Марселой. Сословное расстояние между госпожой и слугой огромно, но Диана одержима ревностью, которая и помогла ей открыть в себе чувство (второе название комедии — “Любовь при виде чужой любви”). Драматург изображает любовь Дианы как начало дисгармоничное, что соответствует новому барочному представлению о человеке. Диана намекает Теодоро на свою любовь, но как только он отзывается на неё, она отталкивает его. Диана не позволяет себе любить Теодоро и стремится отдалить его от Марселы, то есть ведёт себя именно как “собака на сене”. Гордая аристократка равнодушна к чувствам других людей, её не волнуют страдания Марселы. Но важно, что Диана влюбилась в простого человека, сумев оценить его богатую натуру, не обращая внимания на положение Теодоро. В этом проявляется ренессансное отношение к человеку, который ценится не за своё положение в обществе, а именно за личностные качества. Диана признаётся себе:
Я столько раз невольно замечала,
Как Теодоро мил, красив, умён,
Что если бы он знатным был рожден,
Я бы его иначе отличала.
  На пути любви оказывается множество преград: разница в социальном положении, внимание и ухаживания маркиза и графа, чувства Марселы, которую Теодоро несколько раз бросает ради Дианы. И Диана, и Теодоро слишком зависят от обстоятельств, они не свободны от сословных предрассудков и мнения общества. В этом проявляеется барочное начало. В душах героев идет борьба любви и чести, которая основана на вере в дворянскую честь.
Любовь Дианы дисгармонична, чувство её богато контрастами (элемент барокко). Переходы от равнодушия к ревности, а от ревности к любви составляют комическую сторону поведения графини.
Драматург использует многие идеи Возрождения: любовь торжествует над сословными предрассудками, человек трактуется в гуманистическом понимании: Теодоро талантлив, образован, благороден, но это не признак высокого положения в обществе, это его личные человеческие качества. По контрасту с ним в пьесе даны образы представителей высшего сословия — графа и маркиза, которые отличаются подлостью, нечистоплотностью, они даже готовы на преступление (нанимают убийцу для Теодоро). Ренессансное начало проявляется и в оптимистичной концовке — драматург награждает своих героев: счастливый брак становится возможным благодаря обману Тристана. Речь героев отличается пышным слогом, особенно это заметно в объяснениях Рикардо:
Вы так красивы, что, взглянув на вас,
Я убеждён, что вы благополучны.
У женщины — как опыт учит нас —
Здоровье с красотою неразлучны.
Вы свежестью так радуете глаз,
Что лишь невежда, лишь глупец докучный,
Который до рассудка не дорос,
Вам о здоровье задал бы вопрос.
   В пьесе предстаёт традиционный для драматурга образ капризницы — графини Дианы: именно из-за перемен в её настроении меняется судьба Теодоро и Марселы, а также и судьба влюблённого в Марселу Фабьо; это проявление принципа зависимости человека от окружающих обстоятельств, что демонстрирует влияние нового стиля барокко. Это одна из немногих комедий Лопе де Веги, в которой конфликт между традиционными взглядами и гуманистическими воззрениями происходит не в результате столкновения различных персонажей, а является следствием внутренних сомнений и душевной борьбы героини. Драматург мастерски изобразил противоречивость человека, изменчивость Дианы, что служит причиной падений и взлётов Теодоро.
   Теодоро также человек сословного общества: он ощущает свою зависимость от Дианы, готов во всём повиноваться своей госпоже. Но в Теодоро есть честность и благородство: он не может скрыть от Дианы обман Тристана, из-за которого герой признан высокородным господином. Герой сам честно объявляет, что он человек безродный. Эти человеческие качества Теодоро ставят его выше представителей аристократического общества. В утверждении их — достоинство комедии.
   Яркий персонаж пьесы — слуга Теодоро Тристан. Этот герой напоминает плутов из пикарескных романов. Тристан смеётся над хозяином и его любовными порывами, но он искренне предан ему, поэтому устраивает счастье Теодоро при помощи ловкого обмана.
   Главный предмет изображения в комедии — чувство. Любовь Дианы шаг за шагом сметает сословные предрассудки, преодолевает эгоизм. Идея комедии — в утверждении внесословной ценности человека и в важности личного счастья.

Контрольные вопросы:
Какие типы пьес выделяют в творчестве Лопе де Вега?
В чем заключается конфликт в комедии “Собака на сене”?


© Елена Исаева

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Джованни Боккаччо. Сборник «Декамерон»

   Д. Боккаччо (1313-1375) был младшим современником Пет рарки. Вместе с ним он стал великим основопо ложником гуманистической культур...