вторник, 23 июня 2015 г.

Материалы для студентов института филологии (Фл-21) по курсу «История мировой литературы (Возрождение, XVII-XVIII вв.»), 3 семестр 2015-2016 учебный год


Художественные тексты:

Петрарка Ф. Книга песен. // Петрарка Ф. Избранное. М., 1980.
Боккаччо Дж. Декамерон.
Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. М., 1973.
Жизнь Ласарильо с Тормеса.
Сервантес М. дe. Дон Кихот.
Мор Т. Утопия.
Шекспир У. Двенадцатая ночь, или Что угодно. Ромео и Джульетта. Гамлет. Сонеты.
Гонгора-и-Арготе Л. де. Сонеты.
Кеведо-и-Вильегас Ф. Сонеты.
Вега Лопе де. Собака на сене.
Кальдерон де ла Барка П. Жизнь есть сон.
Тирсо де Молина. Севильский озорник, или Каменный гость.
Корнель П. Сид.
Расин Ж. Андромаха.
Мольер Ж. Б. Дон-Жуан, или Каменный гость. Тартюф.
Буало Н. Поэтическое искусство.
Вольтер. Кандид. (Простодушный). Одно произведение на выбор.
Дидро Д. Монахиня.
Бомарше. Безумный день, или Женитьба Фигаро.
Руссо Ж. Ж. Юлия или Новая Элоиза (по хрестоматии). Отрывки.
Дефо Д. Робинзон Крузо.
Филдинг Г. История Тома Джонса, найденыша.
Свифт Д. Путешествия Гулливера.
Бёрнс Р. Стихотворения и баллады.
Гёте И. В. Страдания юного Вертера. Фауст.
Шиллер Ф. Разбойники. (Коварство и любовь).
Лессинг Э. Г. Эмилия Галотти.

Понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения курса:
Ренессанс, сонет (итальянский, английский), новелла, ренессансный роман, пикареска, народная смеховая культура, гротескный реализм, трагедия, комедия, историческая хроника, драма, шекспироведение, “шекспировский вопрос”, стрэдфордианцы, антишекспиристы, барокко, классицизм, Просвещение, сентиментализм, мещанская драма.


Вопросы к экзамену:
1. Общая характеристика литературы эпохи Возрождения.
2. Возрождение в Италии. Лирика Ф. Петрарки на итальянском языке. Основные мотивы “Книги песен”.
3. Развитие жанра сонета в эпоху Возрождения.
4. Жизнь и творчество Д. Боккаччо. “Декамерон” — образец ренессансной новеллистики. Тематические группы новелл.
5. Общая характеристика Возрождения во Франции. Его основные этапы и особенности. Жизнь и творчество Ф. Рабле. Роман “Гаргантюа и Пантагрюэль”.
6. Общая характеристика Возрождения в Испании. “Жизнь Ласарильо с Тормеса” как первый образец жанра плутовского романа.
7. Жизнь и творчество М. де Сервантеса. Проблематика, особенности композиции, жанровое своеобразие “Дон Кихота”.
8. Общая характеристика Возрождения в Англии. Его основные этапы и особенности. Жизнь и деятельность Т. Мора. “Утопия”: основные идеи и образы.
9. Жизнь и творчество У. Шекспира. “Шекспировский вопрос”. Общая характеристика творчества У. Шекспира: периодизация. Жанровое своеобразие творчества Шекспира.
10. Основные темы сонетов Шекспира. Образы Смуглой Леди, Друга и лирического героя.
11. Ренессансное изображение человека и любви в комедии У. Шекспира “Двенадцатая ночь, или Что угодно”.
12. Гуманистический пафос трагедии В. Шекспира “Ромео и Джульетта”.
13. Отражение кризиса гуманизма в трагедии В. Шекспира “Гамлет”. Специфика конфликта, проблематика. Образ главного героя.
14.Своеобразие развития литературы и искусства в XVII веке. Барокко и классицизм как основные стилевые направления.
15. Поэзия испанского барокко.
16. Драматургия испанского барокко: ренессансные и барочные мотивы в драме Лопе де Веги «Собака на сене».
17. Творчество П. Кальдерона. Барочные мотивы в драме «Жизнь есть сон».
18. «Вечный образ» севильского обольстителя в пьесе Т. де Молины 
«Севильский озорник, или Каменный гость».
19. Французский классицизм XVII века и его принципы в пьесах Пьера Корнеля. "Сид".
20. Творчество Жана Расина. Принципы классицизма и янсенистская концепция человека в трагедии Ж. Расина "Андромаха".
21. Жизнь и творчество Ж. Б. Мольера. Принципы классицизма в комедиях Ж. Б. Мольера «Тартюф».
22. Трактовка образа севильского обольстителя в комедии Ж. Б. Мольера «Дон Жуан, или Каменный гость».
23. Общая характеристика литературы эпохи Просвещения. Просветительский реализм, просветительский классицизм, сентиментализм как литературные направления эпохи.
24. Жанр романа в литературе английского Просвещения. Д. Дефо «Робинзон Крузо». Проблематика, конфликт, образ главного героя, авторская позиция в романе.
25. Жанр романа в литературе английского Просвещения. Д. Свифт «Приключения Гулливера». Проблематика, конфликт, образ главного героя, авторская позиция в романе.
26. Роман Генри Филдинга "История Тома Джонса, найденыша": проблематика, система образов, жанровые особенности.
27. Образ Тома Джонса и проблема положительного идеала автора.
28. Жизнь и творчество Роберта Бёрнса: основные мотивы поэзии.
29. Д. Дидро и его место в литературе французского Просвещения. Работа по созданию "Энциклопедии". Критика феодального общества в романе Д. Дидро "Монахиня".
30. Просвещение во Франции. Жанр философской повести в творчестве Вольтера «Кандид» ("Простодушный").
31. Литература сентиментализма. Своеобразие и художественная практика: «Страдания юного Вертера» И. В. Гёте, «Юлия, или Новая Элоиза» Ж.-Ж. Руссо.
32. Просвещение в Германии и его особенности. Основные представители. Движение "Бури и натиска" в Германии.
33. Творчество Ф. Шиллера. Проблематика и художественные особенности драмы «Разбойники» («Коварство и любовь»).
34. Драма Просвещения: «Безумный день» П. Бомарше. Проблематика, конфликт и способы его разрешения, образная система.
35. Драма Просвещения: «Эмилия Галотти» Э. Г. Лессинга. Проблематика, конфликт и способы его разрешения, образная система.
36. Трансформация народной легенды в трагедии И. В. Гёте «Фауст». Смысл идейных исканий героя.
37. Образ Мефистофеля в трагедии И. В. Гете "Фауст".
38. Образ Маргариты в трагедии И. В. Гете "Фауст".

Кинофильмы, рекомендуемые к просмотру:

«Собака на сене» (1977, реж. - Ян Фрид), «Тартюф» (1992, реж. - Ян Фрид), «Безумный день или Женитьбя Фигаро» (1974, В. Храмов, В. Плучек), «Том Джонс» (1963, реж. - Т. Ричардсон).

Учебники и учебные пособия:
1. Зарубежная литература: Эпоха Возрождения. Учебное пособие для студентов филологических специальностей педагогических институтов. Сост. Б.И.Пуришев. 3-е изд., стереотип. - М.: Альянс, 2011.
2. Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2009.
3. Мисюров Н.Н. История западноевропейской литературы. Классицизм. Просвещение. Романтизм: учебное пособие. - М.: Флинта, 2012.
4. Осьмухина О.Ю. От античности к XIX столетию: История зарубежной литературы: учебное пособие / Осьмухина, Ольга Юрьевна, Е. А. Казеева. - М. : Флинта, 2010.
5. Западноевропейская литература XVII века: хрестоматия: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Филология". Сост. Б.И.Пуришев. 3-е изд., исправ. - М. : Альянс, 2012.
6. Зарубежная литература XVIII века. Хрестоматия в 2 т. [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Русский язык и литература". Т.1 : / Сост. Б.И.Пуришев, Б.И.Колесников, Я.Н.Засурский. - 2-е изд., исправ. и доп. Репринтное. - М. : Альянс, 2014.
7/ Зарубежная литература XVIII века. Хрестоматия в 2 т. [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Русский язык и литература". Т.2 : / Сост. Б.И.Пуришев, Ю.И.Божор. - 2-е изд., исправ.и доп. Репринтное. - М. : Альянс, 2014.
8. Исаева Е. В. Зарубежная литература Средневековья и Возрождения: Курс лекций. - Елец: ЕГУ им. И. А, Бунина, 2014.
9. Исаева Е. В. Практические и семинарские занятия по зарубежной литературе Средневековья и Возрождения. Учебно-методическое пособие. - Елец: ЕГУ им. И. А, Бунина, 2015.

Дополнительная литература:
1. Шайтанов И. О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения: Учебник для студ. высш. учебн. заведений: В 2 т. Т. 1., Т. 2. М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001.
2. Ковалева Т. В., Лапин И. Л., Паньков Н. А. Литература средних веков и Возрождения. Минск, 1988.
3. Бурцев А.А История западноевропейской литературы средних веков и эпохи возрождения. М., 2008.
4. Пуришев Б. И. Литература эпохи Возрождения. Идея “универсального человека”. Курс лекций. М.: Высш. шк., 1996. // http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/purishev/index.htm
5. Алексеев М. П., Жирмунский В. М., Мокульский С. С.,. Смирнов А. А. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение: Учеб. для филол. спец. вузов. М.: Высшая школа, 1987. // http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/alekseev-izl-svv/index.htm
6. Михальская Н.П. История английской литературы: Учебник для вузов. — 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2007.
7. Л.В. Сидорченко, Е.М. Апенко, А.В. Белобратов и др. / Под ред. Л.В. Сидорченко. История зарубежной литературы ХVIII в. - М., 1999.
8. История зарубежной литературы XVII в. Под ред. З. И. Плавскина. - М., 1987. // http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/plavskin-uchebnik/index.htm
9. История зарубежной литературы XVIII в. Под ред. З. И. Плавскина. - М., 1991.
10. Исаева Е. В. Методические указания для студентов стационара и ОЗО филологического факультета по подготовке к практическим занятиям по курсу “История зарубежной литературы XVII-XVIII веков”. - Елец, 2005. // http://window.edu.ru/library/pdf2txt/310/61310/31009
11/ Плаксицкая Н. А. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков: практикум. - Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2009.

Интернет-ресурсы:

Лапин И.Л., Голубович Н.В.: Учебно-методическое пособие. Зарубежная литература. Витебск, 2006. // http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/lapin-golubovich-posobie/index.htm
Голованова И. С. История мировой литературы. Лекции. // http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/golovanova/index.htm

Семинар № 1 Литература итальянского Возрождения — 2 часа

Цель — знакомство с особенностями итальянского Возрождения на примере произведений Ф. Петрарки и Д. Боккаччо.
Задачи — составление общего представления об итальянском Ренессансе; выявление жанровых признаков сонета; знакомство с фактами биографий Петрарки и Боккаччо; выявление в их произведениях ренессансных признаков.

План:
1. Возрождение в Италии. Общая характеристика.
2. Сонет как ведущий жанр эпохи Возрождения. “Итальянский” и “английский” сонеты.
3. Жизнь и творчество Ф. Петрарки. Общая характеристика творчества. “Книга песен”: художественные особенности, тема любви. Образ Лауры.
4. Жизнь и творчество Д. Боккаччо. “Декамерон” — образец ренессансной новеллистики.
5. Функции обрамляющей новеллы. Создание образа старого мира.
6. Общество рассказчиков.
7. Тематические группы новелл. Воплощение в сборнике ренессансных идей.

Литература:
  1. История всемирной литературы в 9-ти т. М., Т. 3. 1985. с.69-88.
  2. Ковалева Т. В., Лапин И. Л., Паньков Н. А. Литература средних веков и Возрождения. Минск: Издательство “Университетское”, 1988.
  3. Плавскин З. И. Четырнадцать магических строк // Западноевропейский сонет (XIII-XVII века): Поэтическая антология. Л: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. С.3-28.
  4. Самарин Р. Западноевропейская поэзия эпохи Возрождения // Европейские поэты Возрождения. БВЛ. Т. 32. М., 1974. С. 5-26.
  5. Сутуева Т. О. Очерки литературы итальянского Возрождения: Раннее Возрождение. М., 1964.
  6. Томашевский Н. Традиции и новизна: Заметки о литературе Италии и Испании. М.: Худож. лит. 1981. С. 157-173.
  7. Хлодовский Р. И. Франческо Петрарка. Поэзия гуманизма. М., 1974.


Семинар № 2 Человек и мир в европейской лирике эпохи Возрождения — 2 часа

Цель — сформировать представления о картине мира и образе человека в европейской лирике Возрождения.
Задачи — закрепить понятия “лирика”, “лирический герой”, “сонет”; выявить общее и индивидуальное в сонетах поэтов Возрождения; совершенствовать навык анализа лирических произведений.

План:
  1. Понятие “лирика” и “лирический герой”.
  2. Сонет как ведущий жанр эпохи Возрождения. Основные признаки.
  3. Лирика Гвидо Кавальканти (проанализировать один сонет на выбор: “Красавиц обольстительные взоры…”, “Ты не видала, госпожа моя…”)
  4. Лирика Данте Алигьери (проанализировать один сонет на выбор: “Влюбленным душам посвящу сказанье…”, Лишь о любви все мысли говорят…”, “Я Вам одной - и больше никому…” и др.)
  5. Лирика Ф. Петрарки (проанализировать один сонет на выбор: “Благословен день, месяц, лето, час…”, “Всегда любил, теперь люблю душой…”, “Я изнемог от безответных дум…”, “Я поступал ему наперекор…” и др.)
  6. Сонеты В. Шекспира: 27, 40, 50, 66, 90, 116, 130, 147, 154. Какими предстают в сонетах лирический герой, возлюбленная, чувство любви?

Литература:
  1. Западноевропейский сонет (XIII-XVII века): Поэтическая антология. Л: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988.
  2. История всемирной литературы в 9-ти т. М. Т. 3.1985. С. 45-55, 75-77.
  3. Ковалева Т. В., Лапин И. Л., Паньков Н. А. Литература средних веков и Возрождения. Минск: Издательство “Университетское”, 1988.
  4. Плавскин З. И. Четырнадцать магических строк // Западноевропейский сонет (XIII-XVII века): Поэтическая антология. Л: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. С.3-28.
  5. Самарин Р. Западноевропейская поэзия эпохи Возрождения // Европейские поэты Возрождения. БВЛ. Т. 32. М., 1974. С. 5-26.
  6. Словарь литературоведческих терминов (Любое издание).
  7. Сутуева Т. О. Очерки литературы итальянского Возрождения: Раннее Возрождение. М., 1964.
  8. Хлодовский Р. И. Франческо Петрарка. Поэзия гуманизма. М., 1974.

Семинар № 3 Ренессансное изображение человека и любви в комедии У. Шекспира “Двенадцатая ночь, или Что угодно” — 2 часа
Цель — выявить, как проявилось в пьесе ренессансное начало, какие идеи эпохи получили в ней воплощение.
Задачи — совершенствовать навык анализа драматических произведений (выявлять и обосновывать элементы сюжета, давать характеристики героям, определять тему и идейное содержание); расширять культурный кругозор.

План:
  1. Что такое комедия?
  2. Почему произведение имеет такое странное заглавие?
  3. Выделите элементы сюжета. Обоснуйте свой выбор.
  4. В чем заключается конфликт?
  5. Характеры героев. Виола. Оливия. Себастьян. Орсино. Сравните поведение героев, добивающихся взаимности (привести цитаты).
  6. Какова любовь в изображении Шекспира? Что говорят о ней герои? (Привести цитаты).
  7. Функции второстепенных героев. Для чего драматург ввел в комедию компанию сэра Тоби?
  8. Какие эпизоды пьесы наиболее комичны? Кто из героев играет (ведет себя неестественно) и почему?
  9. Что осмеивается в комедии? Это комедия характеров или комедия положений?
  10. Какие идеи Возрождения получили воплощение в комедии?
  11. Воплощение комедии в экранизациях. Подготовить рецензию на одну из постановок.

Литература:
  1. Акимов Н. П. Путешествие в Иллирию // Английская комедия XVII-XVIII веков: Антология. М.: Высшая школа, 1989. С. 746-755.
  2. Аникст А. “Двенадцатая ночь, или Что угодно” (Примечания и комментарии) // Шекспир Вильям. Пьесы. Самара: Изд-во “АВС”, 2000. С. 624-629.
  3. Аникст А. “Двенадцатая ночь, или Что угодно” // Английская комедия XVII-XVIII веков: Антология. М.: Высшая школа, 1989. С. 735-745.
  4. Аникст А. А. Творчество Шекспира. М., 1963.
  5. Аникст А. А. Шекспир. Ремесло драматурга. М., 1974.
  6. Дубашинский И. А. Вильям Шекспир. М., 1965.
  7. Пуришев Б. И. Литература эпохи Возрождения. Идея “универсального человека”. Курс лекций. М.: Высш. шк., 1996.
  8. Шекспир Вильям. Двенадцатая ночь, или Что угодно (Пер. Э. Линецкой). Любое издание.

Семинар № 4
Гуманистический пафос трагедии В. Шекспира “Ромео и Джульетта” — 2 часа

Цель — выявить художественное своеобразие шекспировской трагедии, причины популярности произведения и интерпретации именно этой версии истории о влюбленных в других видах искусства.
Задачи — совершенствовать навык анализа драматического произведения, умение сопоставлять произведения разных видов искусства; расширять кругозор, развивать эстетическую восприимчивость, формировать интерес к творчеству Шекспира.

План:
  1. Источники сюжета о влюбленных (Овидий “Метаморфозы” — “Пирам и Фисба”, новелла Банделло и др.).
  2. Функции Пролога.
  3. Выделите элементы сюжета.
  4. Образы главных героев. Мотивы их поступков. Речь Ромео и Джульетты. Обратить внимание, как высказывается Ромео о любви до знакомства с Джульеттой. Как любовь воздействует на героев: как они ведут себя до и после знакомства?
  5. Конфликт в трагедии.
  6. Образ враждующего мира.
  7. Идейный смысл пьесы.
  8. История Ромео и Джульетты в мировом искусстве: иллюстрации к пьесе, музыка, киноверсии, мюзикл.
Литература:
  1. Аникст А. А. Творчество Шекспира. М., 1963.
  2. Аникст А. А. Шекспир. Ремесло драматурга. М., 1974.
  3. Банделло М. Ромео и Джульетта // Зарубежная литература. Эпоха Возрождения. Учеб. пос. для студ. филол. спец. пед. ин-тов. Сост. Б. И. Пуришев. Изд. 2-е. М. 1976. С. 146-175.
  4. Берковский Н. Я. “Ромео и Джульетта”. Трагедия Шекспира // Шекспир У. Пьесы. Сонеты. М.: ООО “Издательство АСТ”: ООО “Агентство “КРПА “Олимп”, 2002. С. 671-693. Серия “Школа классики” — ученику и учителю.
  5. Ботвинник М. Н. Пирам // Мифологический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1991. С. 441.
  6. Бэлза С. Печальнейшая повесть на свете // Шекспир В. Трагедии. М., 2001. С. 5-11.
  7. Пинский Л. Е. Шекспир. Основные начала драматургии. М. 1971.
  8. Пуришев Б. И. Литература эпохи Возрождения. Идея “универсального человека”. Курс лекций. М.: Высш. шк., 1996.
  9. Смирнов А. “Ромео и Джульетта” (Примечания и комментарии) // Шекспир Вильям. Пьесы. Самара: Изд-во “АВС”, 2000. С. 630-638.
  10. Шайтанов И. О Шекспире, драматурге и поэте. // Шекспир У. Собрание сочинений в 8 томах. М.: “Интербук”, 1997. Т. 1. С. 8-36.
  11. Шайтанов И. О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения: Учебник для студ. высш. учебн. заведений: В 2 т. М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001. Т. 2. С. 24- 36.
  12. Шайтанов И. Истоки шекспировского жанра // Шекспир У. Пьесы. Сонеты. М.: ООО “Издательство АСТ”: ООО “Агентство “КРПА “Олимп”, 2002. С.5-24. Серия “Школа классики” — ученику и учителю.
  13. http://www.romeo-juliet-club.ru/

Семинар № 5 Отражение кризиса гуманизма в трагедии В. Шекспира
Гамлет” — 2 часа

Цель — выявление примет кризиса гуманизма в трагедии.
Задачи — определение конфликта, совершенствование навыков характеристики героев, работы с критической литературой; проведение параллелей с произведениями русской лирики (выявление доминант образа Гамлета); расширение культурного кругозора.
План:
  1. Какие действующие лица сталкиваются в трагедии? На чем основан конфликт? (по определению А. Аникста и других исследователей).
  2. Нравы окружающего Гамлета общества (по А. Аниксту и Г. Козинцеву). Дайте характеристику представителям общества: Клавдию, Гертруде, Полонию, Лаэрту, Офелии, Розенкранцу и Гильденстерну.
  3. Образ Гамлета. Какая задача стоит перед ним? В чем причина колебаний героя? Какие идеалы рушатся на глазах героя?
  4. Тема Гамлета в русской лирике (проанализировать стихотворения М. Цветаевой, А. Блока, Б. Пастернака, В. Высоцкого).
  5. Трагедия Шекспира в различных экранизациях. Подготовить рецензию.

Литература:
  1. Аникст А. Творчество Шекспира. — М., 1963. С. 373-402.
  2. Козинцев Г. Наш современник В. Шекспир. — М., 1962. С. 167-210.
  3. Пинский Л. Шекспир. Основные начала драматургии. — М., 1971. С. 12-154.
  4. Зарубежная литература: От Эсхила до наших дней: Учебн. пособие для средней школы. 2-е изд., доп. — Воронеж: “Родная речь”, 1997. С. 38-46.
  5. Шайтанов И. О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения: Учебник для студ. высш. учебн. заведений: В 2 т. — М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001. Т. 2.
  6. Пуришев Б. И. Литература эпохи Возрождения. Идея “универсального человека”. Курс лекций. — М.: Высш. шк., 1996.
  7. Энциклопедия литературных героев. Зарубежная литература: Возрождение. Барокко. Классицизм. — М., 1998.

Тема № 6 Специфика романа М. де Сарвантеса Сааведра “Дон-Кихот Ламанчский” — 2 часа

Цель — формирование целостного представления о специфике романа М. де Сервантеса.
Задачи — рассмотрение истории замысла, выявление элементов разных жанровых разновидностей; рассмотрение конфликта и двойственности образа Дон-Кихота; связь образа Санчо с народными традициями; знакомство с интерпретациями образа Дон-Кихота в изобразительном искусстве.

План:
  1. История создания романа. Замысел Сервантеса.
  2. Жанр романа: сочетание в нем элементов “романа большой дороги”, пикарески, нравоописательного и др.
  3. Особенности композиции: сюжет и вставные новеллы, их функции.
  4. Образ Дон-Кихота и проблема безумия.
а) история героя;
б) портрет;
в) основные ценности;
г) подвиги Дон-Кихота;
д) взаимоотношения с Санчо Панса;
е) поэтизация образа Дульсинеи;
ж) взаимоотношения героя с миром.
  1. Конфликт в произведении.
  2. Образ Дон-Кихота в изобразительном искусстве (рисунки Г. Доре, О. Домье, П. Пикассо, С. Бродского и др.).

Литература:
  1. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение: Учеб. для филол. спец. вузов / М. П. Алексеев, В. М. Жирмунский, С. С. Мокульский, А. А. Смирнов. М.: Высшая школа, 1987.
  2. Ковалева Т. В., Лапин И. Л., Паньков Н. А. Литература средних веков и Возрождения. Минск: Издательство “Университетское”, 1988.
  3. Кожинов В. В. Происхождение романа. М., 1963.
  4. Бочаров С. Г. О композиции Дон Кихота // Сервантес и всемирная литература. М., 1969. (или Бочаров С. Г. О композиции Дон Кихота // Бочаров С. Г. О художественных мирах. М., 1985. С. 5-34).
  5. Багно В. Дорогами “Дон Кихота”: Судьба романа Сервантеса. М.: Книга, 1988.
  6. Пинский Л. Сюжет “Дон-Кихота” и конец реализма Возрождения // Пинский Л. Е. Реализм эпохи Возрождения. М., 1961.
ПЗ № 7 Поэзия испанского барокко — 2 часа
Цель — закрепление представлений о барокко как направлении в искусстве и литературе, о его художественных принципах.
Задачи анализ сонетов Л. де Гонгоры и Ф. Де Кеведо, выявление принципов барокко.
План:
  1. Что такое барокко? Какие варианты объяснения термина существуют? Какие принципы барокко вам известны?
  2. Проанализируйте сонет Франсиско де Кеведо-и-Вильегаса. На какие принципы искусства барокко опирался поэт? О чем стихотворение? Как его можно озаглавить? Какими поэтическими средствами достигается эффект контраста?
Студеный пламень, раскаленный лед,
Боль, что, терзая, дарит наслажденье,
Явь горькая и радость сновиденья,
Беспечность, что полным-полна забот;

Предательство, что верностью слывет.
Средь уличной толпы уединенье,
Усталость в краткий миг отдохновенья,
И права, и бесправия оплот;

Сама себе и воля, и темница –
Покончить в силах с ней лишь смерть одна, –
Недуг, что от лекарств не исцелится…
  1. Какие принципы искусства барокко воплощены в сонете Луиса де Гонгора-и-Арготе «Тщеславная роза»? Что есть красота, по мнению поэта? Какие художественные средства использованы для воплощения идеи?
  2. Сравните описания дам в 130 сонете У. Шекспира и в сонете Л. де Гонгора-и-Арготе “Даме с ослепительно белой кожей, одетой в зеленое”. Выделите художественные средства создания образов. В чем различие произведений? Какой принцип барокко положен в основу сонета Гонгоры?
  3. Для анализа также предлагаются сонеты «Ныне, пока волос твоих волна блещет...» Л. де Гонгора-и-Арготе, «Эй, жизнь моя...» Франсиско де Кеведо-и-Вильегаса и др. на выбор студентов.
Семинар № 8 Жанр трагедии в литературе французского классицизма — 2 часа
Цель — закрепление представлений о принципах классицизма на примере трагедий П. Корнеля и Ж. Расина.
Задачи выявление элементов сюжета, определение специфики образов, совершенствование навыка анализа драматических произведений.
План:
1. Что такое классицизм? Возникновение термина. Классицизм и Античность.
2. Исторические предпосылки возникновения классицизма во Франции.
3. Конфликт чувства и долга – центральная проблема в искусстве классицизма. Ее историческое значение.
4. Философия Рене Декарта – идейная основа классицизма.
5. Сословная ограниченность эстетика классицизма. Деление жанров.
6. Нормативность эстетики классицизма: темы, образы, правила трех единств. Нормативность и ее нарушение в произведениях классицистов (для анализа брать трагедии П. Корнеля “Сид”, Ж. Расина “Андромаха”).
7. Проблема характера в произведениях классицистов. Идеализация как принцип создания образа в трагедии.
8. Особенности языка и стиля в произведениях классицистов.

Литература:
1. История всемирной литературы в 9-ти т. – М., АНСССР, 1986-1990. – Т. 4.
2. Искусство Франции XVII-XVIII веков // Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Вып. 2. Северное Возрождение: страны Западной Европы XVII-XVIII века. – М., 1990. – С. 219-235.
3. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987 (ст. Классицизм).
4. Энциклопедический словарь юного литературоведа. Составитель Новиков В. И. – М., 1987. (ст. Классицизм).
5. Кадышев Н. Расин. – М., 1989.
6. Зарубежная литература: От Эсхила до наших дней: Уч. пособие для средней школы. 2-е изд., доп. – Воронеж: “Родная речь”, 1997. – С. 47-55.

Семинар № 9
Образ севильского обольстителя в пьесах Тирсо де Молины “Севильский озорник, или Каменный гость” и Жана-Батиста Мольера “Дон-Жуан, или Каменный гость” 2 часа

Цель сопоставив сюжеты, образы двух пьес о севильском озорнике, определить, какие элементы средневековой испанской народной легенды были использованы драматургами, в чем состоит самобытность героев произведений. При этом необходимо учитывать, что в пьесе испанского драматурга проявились элементы стиля барокко, а комедия Ж.-Б. Мольера – образец драматургии классицизма.
Задачи — выявление своеобразия барочной и классицистической пьес, посвященных одному герою.
План:

1. Легенда о севильском озорнике.
2. Сюжеты комедий Т. де Молины и Ж.-Б. Мольера.
3. Сравните героев пьес: какими качествами наделены Дон-Хуан и Дон-Жуан? В чем причины такого изображения персонажей?
4. Функции образов Каталинона и Сганареля в пьесах. Сравните образы слуг.
5. Женские образы в пьесах и их функции.
6. Идейное содержание комедий Т. де Молины и Ж.-Б. Мольера.
7. Элементы барокко в пьесе Т. де Молины.
8. Элементы классицизма в комедии Ж.-Б. Мольера.


Литература:
  1. Бордонов Ж. Мольер. – М., 1983.
  2. Молина Т. Севильский озорник, или Каменный гость // Испанский театр. – М., 1969 (Библиотека всемирной литературы – БВЛ), т. 39.
  3. Гликман И. Мольер. – М.-Л., 1966.
  4. Белоусов Р. С. Герои до встречи с писателем.
  5. Штейн А. Л. На вершинах мировой литературы.
  6. Нусинов И. М. История литературного героя.
  7. Мультатули В. М. Мольер.
  8. История всемирной литературы: в 9-ти т. – М., АНСССР, 1986-1990. – Т. 3 4.
  9. Нечаенко Д. Дон-Жуан // Литература, 1995. – № 7. С. 6.
  10. Багно В. Расплата за своеволие, или воля к жизни // Миф о Дон Жуане. – С-Пб., 2000. – С. 5-22.
  11. История западноевропейского театра: в 6-ти т. / Под ред. С. С. Мокульского. – М., 1956-1974.
  12. Обломиевский Д. Д. Французский классицизм. – М., 1968.
  13. Плавскин З. И. Испанская литература 17-середины 19 века. – М., 1978.
  14. Штейн А. Л. История испанской литературы. – М., 1994.
  15. Шайтанов Игорь. Барокко и классицизм: картина мира // Литература, 2000, №8. – С. 5-12.


Семинар № 10 Просветительский роман Г. Филдинга “История Тома Джонса, найденыша” — 2 часа
Цель — выявление художественного своеобразия и идейного смысла романа Г. Филдинга.
Задачи выявление особенностей композиции, сюжета романа, способов создания образов героев и выражения авторской позиции.

План:

1. Композиция романа и ее идейная направленность. Функция эпиграфа. Роль первых глав в книгах.
2. Сюжет романа.
3. Система образов и значение “фона”.
4. Основные средства создания образов сквайра Олверти, Бриджит, Партриджа, сквайра Вестерна, Тома Джонса, Блайфила, Софьи, леди Белластон, лорда Фелламара (привести примеры отрывков).
5. Проблема положительного героя в романе.
6. Значение и роль речи героев в повествовании.
7. Речь повествователя, ее место в романе. Значение речи повествователя.
8. Юмор и ирония в произведении.
9. Идейное содержание романа Генри Филдинга.
Литература:
1. Аникин Г. В., Михальская Н. П. История английской литературы. – М., 1985.
2. Елистратова А. Английския роман эпохи Просвещения. – М., 1966.
3. Кагарлицкий Ю. Великий роман и его создатель // Филдинг Генри. История Тома Джонса, найденыша. Часть первая. – М., 1982. – С. 3-18.
4. История всемирной литературы в 9-ти т. – М., АНСССР, 1986-1990. – Т. 5.


Тема № 11
Философская повесть Вольтера “Кандид” — 2 часа
Цель — выявление художественного своеобразия и идейного смысла философской повести Вольтера..
Задачи — закрепление представлений о жанре философской повести, выявление признаков классицизма, определение функции образов.
План:
1. Философия Лейбница как основа повести. Критика теории оптимизма.
2. Признаки жанра философской повести и их воплощение в произведении.
3. Принципы классицизма и их воплощение в повести Вольтера.
4. Образная система повести.
а) образ Панглоса, приемы создания образа, авторское отношение к герою и способы его выражения;
б) образ Мартена, его идейная функция в повести;
в) образ Кандида, его роль в раскрытии идеи повести.
5. Образ утопической страны Эльдорадо и его функция в повести. Вспомните известные вам утопии и сопоставьте с Эльдорадо, выявив общее и различное.
6. Идея произведения, ее выявление через сюжет и композицию.
7. Философская повесть Вольтера “Кандид” как произведение эпохи Просвещения.


Литература:
1. Артамонов С. Вольтер. М., 1954. – С. 126-128.
2. Державин К. Н. Вольтер. – М., АНСССР, 1946. – С. 300-305.
3. Артамонов С. Философские повести. – М., 1960. – С. 328-340.
4. История всемирной литературы в 9-ти т. – М., АНСССР, 1986-1990. – Т. 5. (ст. о Вольтере).

ПЗ № 12 Поэзия Роберта Бернса — 2 часа
План:
Цель — формирование целостного представления о творчестве Р. Бёрнса.
Задачи — анализ лирических произведений поэта, выявление в них черт литературы Просвещения.
1. Жизненный и творческий путь поэта.
2. Основные мотивы лирики Роберта Бернса (проанализировать стихотворения разной тематики, выявив тему, особенности композиции, художественные средства, идею). Для анализа рекомендуются следующие стихи: “Честная бедность”, “Джон Ячменное Зерно”, “Дерево свободы”, “Песня” (“Ты свисти – тебя не заставлю я ждать…”), “Поцелуй”, “Пробираясь до калитки…” и др.
3. Связь произведений Р. Бернса с фольклорной традицией.
4. Жанровое своеобразие поэзии Р. Бернса.

Литература:

1. История всемирной литературы в 9-ти т. – М., АНСССР. – Т. 5.
2. Колесников Б. И. Традиции и новаторство в шотландской поэзии 16-18 вв. – М., 1970. – С. 9-56.
3. Бернс Р. Стихотворения. Поэмы. Шотландские баллады. – М., 1976.
4. Райт-Ковалева Р. Предисловие // Бернс Р. Стихотворения. Поэмы. Шотландские баллады. – М., 1976.
5. Шайтанов Игорь Сентиментализм // Литература, № 3, 2002. – С. 5-12.


Семинар № 13 Особенности сатиры Д. Свифта в романе “Путешествия Гулливера” — 2 часа

Цель — выявление специфики романа Д. Свифта как произведения эпохи Просвещения.
Задачи — закрепление представления о специфике сатиры как вида комического, выявление особенностей композиции романа, функций образа Гулливера в разных частях произведения, определение способов создания сатирической картины мира.
План:
1. Сатира как вид комического.
2. Композиция романа Свифта, ее функция.
3. Критика общественно-политической жизни Англии: государственный строй, королевская власть, политика войн, законы, религия, мораль (привести примеры). Критика аристократии и основ буржуазного строя (привести примеры).
4. Роль фантастики и ее особенности.
5. Прием остранения в романе.
6. Положительный общественный идеал Д. Свифта и его ограниченность. Изображение общественного устройства в стране великанов и гуигнгнмов, нравственный облик обитателей островов.
7. Дефо и Свифт во взгляде на человеческую природу: йеху и Робинзон.
8. Образ Гулливера, его функции в каждой части романа. Авторское отношение к герою.


Литература:
1. Левидов М. Путешествие в некоторые отдаленные страны мысли и чувства Дж. Свифта. – М., 1964.
2. Нерсесова М. Дж. Свифт. – М., 1967.
3. Муравьев В. Дж. Свифт. – М. 1968.
  1. История всемирной литературы в 9-ти т. – М., АНСССР. – Т. 5.
Семинар 14 Литература сентиментализма. Роман И. В. Гёте «Страдания юного Вертера»

Цель — выявление специфики романа И. В. Гёте как произведения эпохи Просвещения.
Задачи закрепление представления о своеобразии произведений сентиментализма, определение художественных особенностей романа, выявление способов характеристики героев.

План:
  1. Сентиментализм как литературное направление XVIII века.
  2. История создания романа И. В. Гёте «Страдания юного Вертера».
  3. Особенности композиции, роль вставных элементов в раскрытии идеи произведения.
  4. Образная система романа.
  5. Тема природы в романе Гёте.
  6. Социальная и личностная трагедия Вертера.


Литература:
1. Вильмонт Н. Гете. М., 1959.
2. История немецкой литературы. Иоганн Вольфганг Гете (Johann Wolfgang Goethe, 1749—1832) // http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/istoriya-nemeckoj-literatury/iogann-volfgang-gete.htm
3. История зарубежной литературы XVIII в. Под ред. З. И. Плавскина. - М., 1991.

Семинар 15 Драма эпохи Просвещения: Э. Г. Лессинг «Эмилия Галотти» и Ф. Шиллер «Коварство и любовь»

Цель выявление специфики драм Э. Г. Лессинга и Ф. Шиллера как произведений эпохи Просвещения.
Задачи — сопоставление сюжетов пьес, определение специфики конфликтов и образной системы, выявление идейного содержания драм.

План:
1. История создания произведений.
2. Сюжет трагедии Лессинга «Эмилия Галотти» (выделить все элементы и обосновать свой выбор).
3. Сюжет драмы Ф. Шиллера «Коварство и любовь» (выделить все элементы и обосновать свой выбор).
4. Образы главных героев пьес Лессинга и Шиллера. В чем сходство главных героев произведений?
5. Образы представителей власти в драмах Лессинга и Шиллера. Что стремились подчеркнуть драматурги в своих героях?
6. Идейный смысл пьес Лессинга и Шиллера.

Литература:
1. Вильмонт Н. Гете. М., 1959.
2. История немецкой литературы. Иоганн Вольфганг Гете (Johann Wolfgang Goethe, 1749—1832) // http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/istoriya-nemeckoj-literatury/iogann-volfgang-gete.htm
  1. История зарубежной литературы XVIII в. Под ред. З. И. Плавскина. - М., 1991.
  2. Семинар 16
Философская трагедия И. В. Гете “Фауст” — 4 часа
Цель — выявление художественного своеобразия и идейного смысла трагедии И. В. Гёте.
Задачи — сопоставление с народной легендой о чернокнижнике, определение особенностей и функции композиции трагедии, выявление символического смысла образов.
В основе трагедии И. В. Гете – средневековая немецкая легенда о чернокнижнике докторе Фаусте, которая была обработана писателем в духе просветительских идей. В ходе практического занятия предстоит выявить, какие взгляды просветителей нашли воплощение в творении И. В. Гете, какой художественный метод использовал драматург.
Необходимо учитывать, что образы трагедии являются символическим воплощением определенных идей; сама проблематика и форма пьесы позволяют рассматривать “Фауста” как философское произведение.
Важное значение для уяснения идейного содержания трагедии имеет ее композиция: посвящение, два пролога, две части, подчиненные раскрытию образа Фауста в различных обстоятельствах.
План:
  1. История создания трагедии.
  2. Композиция произведения и ее функции.
  3. Смысл “Пролога на небесах” как идейной завязки трагедии
  4. а) взгляд автора на человека, Господа, Мефистофеля;
  5. б) параллели с библейской Книгой Иова; суть спора Господа и Мефистофеля
  6. Фауст и проблема познания
  7. а) причины неудовлетворенности Фауста;
  8. б) в чем проявляется раздвоенность героя?
  9. в) Вагнер и Фауст: смысл сопоставления;
  10. г) роль сцены “У городских ворот”; ее художественные особенности.
  11. Образ Мефистофеля; идея договора с Фаустом.
  12. Место образа Маргариты в идейных исканиях Фауста.
  13. Идейный смысл заключительной сцены 1 части трагедии.

Литература:
  1. Мифы народов мира в 2-х тт. М., 1998. Т. 1 (Дьявол), Т. 2 (Сатана, Черт).
  2. История о докторе Иоганне Фаусте // Немецкие шванки и народные книги 16 века. М., 1990. С. 504- 616.
  3. Вильмонт Н. Гете. М., 1959.
  4. Тураев С. Гете в школе. М., 1950. С. 80-117.
  5. Аникст А. А. Гете и “Фауст”. М., 1983.
  6. Аникст А. “Фауст” Гете. М., 1979.
7. Исаева Е. В. Методические указания для студентов стационара и ОЗО филологического факультета по подготовке к практическим занятиям по курсу “История зарубежной литературы XVII-XVIII веков”. – Елец, 2005.
8. Плаксицкая Н. А. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков: практикум. — Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2009.



© Елена Исаева

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Анализ рассказа Дины Рубиной "Голос в метро"

  Я думаю, многих очарует этот рассказ Дины Рубиной, современной русскоязычной писательницы. Он посвящен истории одной любви и нескольких с...