вторник, 23 июня 2015 г.

Материалы для студентов института филологии (Л-22) по курсу «История зарубежной литературы XVII-XVIII вв.», 3 семестр 2015-2016 учебный год


Художественные тексты:

  1. Гонгора-и-Арготе Л. де. Сонеты.
  2. Кеведо-и-Вильегас Ф. Сонеты.
  3. Вега Лопе де. Собака на сене. Фуэнте овехуна.
  4. Кальдерон де ла Барка П. Дама-невидимка. Жизнь есть сон.
  5. Тирсо де Молина. Севильский озорник, или Каменный гость.
  6. Корнель П. Сид. Гораций.
  7. Расин Ж. Андромаха. Федра.
  8. Мольер Ж. Б. Дон-Жуан, или Каменный гость. Тартюф. Мещанин во дворянстве.
  9. Буало Н. Поэтическое искусство.
  10. Вольтер. Кандид. Простодушный.
  11. Дидро Д. Монахиня.
  12. Бомарше. Безумный день, или Женитьба Фигаро.
  13. Руссо Ж. Ж. Юлия или Новая Элоиза (по хрестоматии). Исповедь (фрагменты).
  14. Дефо Д. Робинзон Крузо.
  15. Филдинг Г. История Тома Джонса, найденыша.
  16. Свифт Д. Путешествия Гулливера.
  17. Бёрнс Р. Стихотворения и баллады.
  18. Гёте И. В. Страдания юного Вертера. Фауст.
  19. Шиллер Ф. Разбойники. Коварство и любовь.
  20. Лессинг Э. Г. Эмилия Галотти.
  21. Гоцци К. Слуга двух господ.
  22. Гольдони К. Король-олень.

Вопросы к экзамену/зачету:
1. Своеобразие развития литературы и искусства в XVII веке. Литературные направления.
2. Поэзия испанского барокко: культизм и консептизм. Творчество Луиса ле Гонгоры: основные мотивы поэзии.
3. Поэзия испанского барокко: культизм и консептизм. Творчество Франсиско де Кеведо: основные мотивы поэзии.
4. Жизнь и творчество Лопе де Вега. Ренессансные и барочные мотивы в драме Лопе де Веги "Фуэте Овехуна".
5. Жизнь и творчество Лопе де Вега. Конфликт любви и чести в комедии Лопе де Веги "Собака на сене".
6. Проблематика и художественные особенности пьесы Г. де Молины "Севильский озорник, или Каменный гость”.
7. Барочные мотивы в пьесе П. Кальдерона "Дама-невидимка".
8. Морально-философская драма П. Кальдерона "Жизнь есть сон".
9. Французский классицизм XVII века и его принципы в трактате Н. Буало
"Поэтическое искусство".
10. Творчество Пьера Корнеля. Конфликт чувства и долга в трагедии "Сид".
11. Отражение двойственности авторского сознания в трагедии "Гораций".
12. Творчество Жана Расина. Принципы классицизма и янсенистская концепция человека в трагедии Ж. Расина "Андромаха".
13. Творчество Жана Расина. Принципы классицизма и янсенистская концепция человека в трагедии Ж. Расина "Федра".
14. Жизнь и творчество Ж. Б. Мольера. Критика лицемерия и доверчивости в комедии Ж.Б. Мольера "Тартюф".
15. Принципы классицизма в комедии Ж. Б. Мольера "Дон Жуан". Противоречивость образа Дон-Жуана.
16. Житейское правдоподобие и маскарад в комедии Ж. Б. Мольера "Мещанин во дворянстве".
17. Общая характеристика литературы эпохи Просвещения. Просветительский реализм, просветительский классицизм, сентиментализм, предромантизм как литературные направления эпохи.
18. Английское Просвещение. Его этапы и особенности. Основные представители. Развитие жанра романа.
19. Проблематика и художественные особенности романа Д. Дефо "Робинзон Крузо".
20. Композиция и проблематика романа Д. Свифта "Путешествия Гулливера". Сатирическое изображение социальной действительности в романе Д. Свифта.
21. Образ Гулливера и его функции в романе Д. Свифта “Приключения Гулливера".
22. Роман Генри Филдинга "История Тома Джонса, найденыша": проблематика, система образов, жанровые особенности.
23. Образ Тома Джонса и проблема положительного идеала автора.
24. Жизнь и творчество Роберта Бёрнса: основные мотивы поэзии.
25. Общая характеристика Просвещения во Франции. Основные представители.
26. Проблематика и жанровые особенности повести Вольтера "Кандид".
27. Просветительский пафос философской повести Вольтера "Простодушный".
28. Д. Дидро и его место в литературе французского Просвещения. Работа по созданию "Энциклопедии". Критика феодального общества в романе Д. Дидро "Монахиня".
29. Комедия Бомарше "Женитьба Фигаро": герои, конфликт, интрига.
30. Особенности мировоззрения и творчества Ж.-Ж. Руссо. Воплощение взглядов писателя в "Исповеди", романе "Новая Элоиза".
31. Просвещение в Германии и его особенности. Основные представители. Движение "бури и натиска" в Германии. Основные идеи..
32.Творчество Э. Г. Лессинга. Проблематика и конфликт пьесы "Эмилия Галотти".
33.Творчество Ф. Шиллера: проблематика, конфликт, художественные особенности драмы "Коварство и любовь".
34.Творчество Ф. Шиллера: проблематика, конфликт, художественные особенности драмы "Разбойники".
35. Социальный смысл трагедии Вертера в романе И. В. Гете "Страдания юного Вертера".
36. Этапы идейных исканий Фауста в трагедии Гете "Фауст".
37. Образ Мефистофеля в трагедии И. В. Гете "Фауст".
38. Образ Маргариты в трагедии И. В. Гете "Фауст".
39. Итальянская драмы эпохи Просвещения: творчество Карло Гоцци. Анализ пьесы по выбору студента.
40. Итальянская драма эпохи Просвещения: творчество Карло Гольдони. Анализ пьесы по выбору студента.

Учебники и учебные пособия:

1. Мисюров Н.Н. История западноевропейской литературы. Классицизм. Просвещение. Романтизм: учебное пособие. М.: Флинта, 2012.
2. Западноевропейская литература XVII века: хрестоматия: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Филология". Сост. Б.И.Пуришев. 3-е изд., исправ. М.: Альянс, 2012.
3. Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2009.
4. Зарубежная литература XVIII века. Хрестоматия в 2 т.: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Русский язык и литература". Т.1: / Сост. Б.И.Пуришев, Б.И.Колесников, Я.Н.Засурский. 2-е изд., исправ. и доп. Репринтное. М.: Альянс, 2014.
5. Зарубежная литература XVIII века. Хрестоматия в 2 т.: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Русский язык и литература". Т.2 / Сост. Б.И.Пуришев, Ю.И.Божор. 2-е изд., исправ.и доп. Репринтное. М.: Альянс, 2014.

Дополнительная литература:

1. Михальская Н.П. История английской литературы: Учебник для вузов. 2-е изд., стер. М.: Академия, 2007.
2. Сидорченко Л.В., Апенко Е.М., Белобратов А.В. и др. / Под ред. Л.В. Сидорченко. История зарубежной литературы ХVIII в. М., 1999.
3. История зарубежной литературы XVII в. Под ред. З. И. Плавскина. М., 1987. // http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/plavskin-uchebnik/index.htm
4. История зарубежной литературы XVIII в. Под ред. З. И. Плавскина. М., 1991.
5. Исаева Е. В. Методические указания для студентов стационара и ОЗО филологического факультета по подготовке к практическим занятиям по курсу “История зарубежной литературы XVII-XVIII веков”. Елец, 2005. // http://window.edu.ru/library/pdf2txt/310/61310/31009
6. Плаксицкая Н. А. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков: практикум. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2009.



План ПЗ № 1
Принципы искусства барокко и их воплощение в поэзии Луиса де Гонгоры-и-Арготе и Франсиско де Кеведо-и-Вильегаса” - 2 часа
План:
  1. 1. Что такое барокко? Какие варианты объяснения термина существуют? Какие принципы барокко вам известны?
  2. 2. Проанализируйте сонет Франсиско де Кеведо-и-Вильегаса. На какие принципы искусства барокко опирался поэт? О чем стихотворение? Как его можно озаглавить? Какими поэтическими средствами достигается эффект контраста?



Студеный пламень, раскаленный лед,
Боль, что, терзая, дарит наслажденье,
Явь горькая и радость сновиденья,
Беспечность, что полным-полна забот;

Предательство, что верностью слывет.
Средь уличной толпы уединенье,
Усталость в краткий миг отдохновенья,
И права, и бесправия оплот;

Сама себе и воля, и темница
Покончить в силах с ней лишь смерть одна,
Недуг, что от лекарств не исцелится…

  1. 3. Какие принципы искусства барокко воплощены в сонете Луиса де Гонгора-и-Арготе «Тщеславная роза»? Что есть красота, по мнению поэта? Какие художественные средства использованы для воплощения идеи?
  2. 4. Сравните описания дам в 130 сонете У. Шекспира и в сонете Л. де Гонгора-и-Арготе “Даме с ослепительно белой кожей, одетой в зеленое”. Выделите художественные средства создания образов. В чем различие произведений? Какой принцип барокко положен в основу сонета Гонгоры?
5. Для анализа также предлагаются сонеты «Ныне, пока волос твоих волна блещет...» Л. де Гонгора-и-Арготе, «Эй, жизнь моя...» Франсиско де Кеведо-и-Вильегаса и др. на выбор студентов.

Литература:

1. История всемирной литературы в 9-ти томах. – М., АН СССР, 1989. – Т. 4.
2. Пискунова С. Золотой век испанской поэзии // Поэзия испанского Возрождения. – М., 1989. – С.7-35.
3. Поэзия испанского Возрождения. – М., 1989.
4. Краткая литературная энциклопедия. – М., 1962-1978. – Т. 1-9.
5. Шайтанов И. Барокко и классицизм: картина мира. // Литература, 2000, № 8. – С. 5-12.

План ПЗ № 2

Литература французского классицизма — 2 часа

1. Что такое классицизм? Возникновение термина. Классицизм и Античность.
2. Исторические предпосылки возникновения классицизма во Франции.
3. Конфликт чувства и долга – центральная проблема в искусстве классицизма. Ее историческое значение.
4. Философия Рене Декарта – идейная основа классицизма.
5. Сословная ограниченность эстетика классицизма. Деление жанров.
6. Нормативность эстетики классицизма: темы, образы, правила трех единств. Нормативность и ее нарушение в произведениях классицистов (для анализа брать трагедии П. Корнеля “Сид”, Ж. Расина “Андромаха”, комедии Мольера).
7. Проблема характера в произведениях классицистов. Идеализация как принцип создания образа в трагедии. Нарушение принципа разумности и осуждение этого нарушения в комедиях Мольера.
8. Особенности языка и стиля в произведениях классицистов.
Литература:
1. История всемирной литературы в 9-ти т. – М., АНСССР, 1986-1990. – Т. 4.
2. Искусство Франции XVII-XVIII веков // Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Вып. 2. Северное Возрождение: страны Западной Европы XVII-XVIII века. – М., 1990. – С. 219-235.
3. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987 (ст. Классицизм).
4. Энциклопедический словарь юного литературоведа. Составитель Новиков В. И. – М., 1987. (ст. Классицизм).
5. Кадышев Н. Расин. – М., 1989.
6. Зарубежная литература: От Эсхила до наших дней: Уч. пособие для средней школы. 2-е изд., доп. – Воронеж: “Родная речь”, 1997. – С. 47-55.
7. Мисюров Н.Н. История западноевропейской литературы. Классицизм. Просвещение. Романтизм: учебное пособие. - М. : Флинта, 2012.
8. Западноевропейская литература XVII века : хрестоматия: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Филология". Сост. Б.И.Пуришев. 3-е изд., исправ. - М. : Альянс, 2012.
9. История зарубежной литературы XVII в. Под ред. З. И. Плавскина. - М., 1987.


Тема № 3 — 2 часа
Образ севильского обольстителя в пьесах Тирсо де Молины “Севильский озорник, или Каменный гость” и Жана-Батиста Мольера “Дон-Жуан, или Каменный гость”

План:

  1. Легенда о севильском озорнике.
  2. Сюжеты комедий Т. де Молины и Ж.-Б. Мольера.
  3. Сравните героев пьес: какими качествами наделены Дон-Хуан и Дон-Жуан? В чем причины такого изображения персонажей?
  4. Функции образов Каталинона и Сганареля в пьесах. Сравните образы слуг.
  5. Женские образы в пьесах и их функции.
  6. Идейное содержание комедий Т. де Молины и Ж.-Б. Мольера.
  7. Элементы барокко в пьесе Т. де Молины.
  8. Элементы классицизма в комедии Ж.-Б. Мольера.


Литература:
  1. Бордонов Ж. Мольер. – М., 1983.
  2. Молина Т. Севильский озорник, или Каменный гость // Испанский театр. – М., 1969 (Библиотека всемирной литературы – БВЛ), т. 39.
  3. Гликман И. Мольер. – М.-Л., 1966.
  4. Белоусов Р. С. Герои до встречи с писателем. (Любое издание)
  5. Штейн А. Л. На вершинах мировой литературы. (Любое издание)
  6. Нусинов И. М. История литературного героя. (Любое издание).
  7. Мультатули В. М. Мольер. (Любое издание).
  8. История всемирной литературы: в 9-ти т. – М., АНСССР, 1986-1990. – Т. 3 4.
  9. Нечаенко Д. Дон-Жуан // Литература, 1995. – № 7. С. 6.
  10. Багно В. Расплата за своеволие, или воля к жизни // Миф о Дон Жуане. – С-Пб., 2000. – С. 5-22.
  11. История западноевропейского театра: в 6-ти т. / Под ред. С. С. Мокульского. – М., 1956-1974.
  12. Обломиевский Д. Д. Французский классицизм. – М., 1968.
  13. Плавскин З. И. Испанская литература 17-середины 19 века. – М., 1978.
  14. Штейн А. Л. История испанской литературы. – М., 1994.
  15. Шайтанов Игорь. Барокко и классицизм: картина мира // Литература, 2000, №8. – С. 5-12.

ПЛАН ПЗ № 4 — 2 часа
Особенности сатиры Д. Свифта в романе “Путешествия Гулливера”

1. Сатира как вид комического.
2. Композиция романа Свифта, ее функция.
3. Критика общественно-политической жизни Англии: государственный строй, королевская власть, политика войн, законы, религия, мораль (привести примеры). Критика аристократии и основ буржуазного строя (привести примеры).
4. Роль фантастики и ее особенности.
5. Прием остранения в романе.
6. Положительный общественный идеал Д. Свифта и его ограниченность. Изображение общественного устройства в стране великанов и гуигнгнмов, нравственный облик обитателей островов.
7. Дефо и Свифт во взгляде на человеческую природу: йеху и Робинзон.
8. Образ Гулливера, его функции в каждой части романа. Авторское отношение к герою.

Литература:
1. Левидов М. Путешествие в некоторые отдаленные страны мысли и чувства Дж. Свифта. – М., 1964. // http://az.lib.ru/l/lewidow_m_j/text_0010.shtml
2. Нерсесова М. Дж. Свифт. – М., 1967.
3. Муравьев В. Дж. Свифт. – М. 1968.
4. История всемирной литературы в 9-ти т. – М., АНСССР. – Т. 5.
5. Джонатан Свифт (Jonathan Swift, 1667-1745) // Михальская Н.П., Аникин Г.В.: История английской литературы //http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/mihalskaya-anikin-angliya/jonathan-swift.htm
6.История зарубежной литературы XVIII в. Под ред. З. И. Плавскина. - М., 1991.
7. Мисюров Н.Н. История западноевропейской литературы. Классицизм. Просвещение. Романтизм: учебное пособие. - М.: Флинта, 2012.

ПЛАН ПЗ № 5 — 2 часа
Основные мотивы поэзии Роберта Бёрнса

1. Жизненный и творческий путь поэта.
2. Основные мотивы лирики Роберта Бернса (проанализировать стихотворения разной тематики, выявив тему, особенности композиции, художественные средства, идею). Для анализа рекомендуются следующие стихи: “Честная бедность”, “Джон Ячменное Зерно”, “Дерево свободы”, “Песня” (“Ты свисти – тебя не заставлю я ждать…”), “Поцелуй”, “Пробираясь до калитки…”, «Босая девушка» и др.
3. Связь произведений Р. Бернса с фольклорной традицией.
4. Жанровое своеобразие поэзии Р. Бернса.

Литература:
1. История всемирной литературы в 9-ти т. – М., АНСССР. – Т. 5.
2. Колесников Б. И. Традиции и новаторство в шотландской поэзии 16-18 вв. – М., 1970. – С. 9-56.
3. Бернс Р. Стихотворения. Поэмы. Шотландские баллады. – М., 1976.
4. Райт-Ковалева Р. Предисловие // Бернс Р. Стихотворения. Поэмы. Шотландские баллады. – М., 1976.
5. Шайтанов Игорь. Сентиментализм // Литература, № 3, 2002. – С. 5-12.
6. История зарубежной литературы XVIII в. Под ред. З. И. Плавскина. - М., 1991.


План ПЗ № 6 - 2 часа
Философская повесть Вольтера “Кандид”

1. Философия Лейбница как основа повести. Критика теории оптимизма.
2. Признаки жанра философской повести и их воплощение в произведении.
3. Принципы классицизма и их воплощение в повести Вольтера.
4. Образная система повести:
а) образ Панглоса, приемы создания образа, авторское отношение к герою и способы его выражения;
б) образ Мартена, его идейная функция в повести;
в) образ Кандида, его роль в раскрытии идеи повести.
5. Образ утопической страны Эльдорадо и его функция в повести. Вспомните известные вам утопии и сопоставьте с Эльдорадо, выявив общее и различное.
6. Идея произведения, ее выявление через сюжет и композицию.
7. Философская повесть Вольтера “Кандид” как произведение эпохи Просвещения.


Литература:
1. Артамонов С. Вольтер. М., 1954. – С. 126-128.
2. Державин К. Н. Вольтер. – М., АНСССР, 1946. – С. 300-305.
3. Артамонов С. Философские повести. – М., 1960. – С. 328-340.
4. История всемирной литературы в 9-ти т. – М., АНСССР, 1986-1990. – Т. 5. (ст. о Вольтере).
5. Ермоленко Г. Н. Формы и функции иронии в философской повести Вольтера// XVIII век: Искусство жить и жизнь искусства. - М., 2004. // http://www.philology.ru/literature3/ermolenko-04.htm
6. Михайлов В. Вольтер после 1749 года (История всемирной литературы. Т. 4 // http://feb-web.ru/feb/ivl/vl5/vl5-1192.htm
7. Кабанова И. В. Философская повесть: “Кандид” Вольтера // http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/kabanova/kandid-voltera.htm
8. Вольтер (1694-1778) // История французской литературы. К.Ловернья-Ганьер, А.Попер, И.Сталлони,Ж.Ванье // http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/istoriya-francuzskoj-literatury-lgpsv/volter.htm
9. История зарубежной литературы XVIII в. Под ред. З. И. Плавскина. - М., 1991.
10. Мисюров Н.Н. История западноевропейской литературы. Классицизм. Просвещение. Романтизм: учебное пособие. - М. : Флинта, 2012.
11. Никольский Е. В. К вопросу о жанровой специфике философской прозы // http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-zhanrovoy-spetsifike-filosofskoy-prozy


Тема № 7 — 4 часа
Философская трагедия И. В. Гете “Фауст” (Ч. I)

План:
    1. История создания трагедии.
    2. Композиция произведения и ее функции.
    3. Смысл “Пролога на небесах” как идейной завязки трагедии.
а) взгляд автора на человека, Господа, Мефистофеля;
б) параллели с библейской Книгой Иова; суть спора Господа и Мефистофеля
4.Фауст и проблема познания
а) причины неудовлетворенности Фауста;
б) в чем проявляется раздвоенность героя?
в) Вагнер и Фауст: смысл сопоставления;
г) роль сцены “У городских ворот”; ее художественные особенности.
5. Образ Мефистофеля; идея договора с Фаустом.
6. Место образа Маргариты в идейных исканиях Фауста.
7. Идейный смысл заключительной сцены 1 части трагедии.

Литература:
1. Мифы народов мира в 2-х тт. М., 1998. Т. 1 (Дьявол), Т. 2 (Сатана, Черт).
2. История о докторе Иоганне Фаусте // Немецкие шванки и народные книги 16 века. М., 1990. С. 504- 616.
3. Вильмонт Н. Гете. М., 1959.
4. Тураев С. Гете в школе. М., 1950. С. 80-117.
5. Аникст А. А. Гете и “Фауст”. М., 1983.
6. Аникст А. “Фауст” Гете. М., 1979.
7. Исаева Е. В. Методические указания для студентов стационара и ОЗО филологического факультета по подготовке к практическим занятиям по курсу “История зарубежной литературы XVII-XVIII веков”. – Елец, 2005.
8. Плаксицкая Н. А. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков: практикум. — Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2009.
9. История зарубежной литературы XVIII в. Под ред. З. И. Плавскина. М., 1991.


© Елена Исаева

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Инструкция для определения элементов сюжета

Экспозиция — сцены, в которых изображается обстановка действия, дается информация о героях, о расстановке действующих лиц. Завязка —...