среда, 15 июня 2016 г.

Материалы для студентов ОЗО института филологии (Л-12) по курсу «История зарубежной литературы Средневековья и Возрождения» 2015-2016 уч. год, 2-3 семестры обучения


Художественные тексты:
Кретъен де Труа. Ивейн, или Рыцарь со Львом // Средневековый роман и повесть. М., 1974.
Роман о Тристане и Изольде (в обработке Ж. Бедье). М., 1955.
Фаблио: Старофранцузские новеллы. М., 1971.

Песнь о Нибелунгах // Средневековый героический эпос. М., 1975.
Песнь о Роланде // Средневековый героический эпос. М., 1975.
Поэзия трубадуров // Песни трубадуров. М., 1979.
Поэзия труверов // Прекрасная Дама. М., 1984.
Поэзия миннезингеров // Прекрасная Дама. М., 1984.
Лирика вагантов // http://www.vaganti.narod.ru/poetry/priziv.html
Вийон Ф. Малое завещание. Большое завещание (Баллада о дамах былых времен. Баллада примет. Баллада истин наизнанку. Баллада повешенных. Баллада поэтического состязания в Блуа и др.) // Стихи. М., 1984. 
Данте АлигьериБожественная комедия. (Ад)
Петрарка ФКнига песен. // Петрарка Ф. Избранное. М., 1980. 
Боккаччо Дж. Декамерон (10 новелл, по 1 из каждого дня). 
Рабле ФГаргантюа и Пантагрюэль. М., 1973. (Отрывки: Гл I-IX, XIV-XV, XXIX и др.)
Жизнь Ласарильо с Тормеса.
Сервантес М. дe. Дон Кихот.
Мор Т. Утопия (Фрагманты).
Шекспир Двенадцатая ночь, или Что угодно. Ромео и Джульетта. Гамлет. Король Лир. Буря. Сонеты. 
Действо об Адаме // Хрестоматия по зарубежной литературе Средних веков.
Рютбёф. Действо о Теофиле //Хрестоматия по зарубежной литературе Средних веков.
Вопросы к зачету:
1. Общая характеристика литературы средневековья.
2. Типологические черты и национальное своеобразие французского героического эпоса: “Песнь о Роланде”.
3. Типологические черты и национальное своеобразие немецкого героического эпоса: “Песнь о Нибелунгах”.
4. Рыцарская лирика средневековья: основные жанры, представители.
5. Средневековый рыцарский роман: циклы, сюжеты, герои.
6. Роман о Тристане и Изольде” как произведение бретонского цикла.
7. Жанровая система городской литературы средневековья. Городской эпос: фаблио, шванки.
8. Городской средневековый театр: разновидности пьес.
9. Городская литература средневековья: лирика вагантов.
10. Жизнь и творчество Данте Алигьери. Любовная лирика: “Новая жизнь”.
11. Божественная комедия” Данте как произведение переходной эпохи.
12. Жизнь и творчество Ф. Вийона. Основные мотивы лирики. Образ лирического героя.
13. Общая характеристика литературы эпохи Возрождения.
14. Возрождение в Италии. Общая характеристика.
15. Лирика Ф. Петрарки на итальянском языке. Основные мотивы “Книги песен”.
16 Жизнь и творчество Д. Боккаччо. “Декамерон” — образец ренессансной новеллистики.
17. Общая характеристика Возрождения во Франции. Его основные этапы и особенности.
18. Жизнь и творчество Ф. Рабле. Роман “Гаргантюа и Пантагрюэле”: народная смеховая культура и гуманистические идеи в романе.
19. Общая характеристика Возрождения в Испании. Его основные этапы и особенности.
20. “Жизнь Ласарильо с Тормеса” как первый образец жанра плутовского романа.
21. Жизнь и творчество М. де Сервантеса. Жанровое своеобразие “Дон Кихота”.
22. Сложность образа Дон Кихота — безумца, мудреца, чудака.
23. Образ Санчо Пансы. Его связь с фольклорной и народной смеховой традициями.
24. Общая характеристика Возрождения в Англии. Его основные этапы и особенности.
25. Жизнь и деятельность Т. Мора. “Утопия”: основные идеи и образы.
26. Жизнь и творчество У. Шекспира. “Шекспировский вопрос”. Общая характеристика творчества У. Шекспира: периодизация.
27. Основные темы сонетов Шекспира. Образы Смуглой Леди, Друга и лирического героя.
28. Ренессансное изображение человека и любви в комедии У. Шекспира “Двенадцатая ночь, или Что угодно”.
29. Гуманистический пафос трагедии В. Шекспира “Ромео и Джульетта”.
30. Отражение кризиса гуманизма в трагедии В. Шекспира “Гамлет”. Специфика конфликта, проблематика. Образ главного героя.
31. Столкновение идеала и действительности как источник трагической коллизии в “Короле Лире”.
32. Романтическая драма У. Шекспира “Буря”.

Учебники и учебные пособия:
1. Зарубежная литература: Эпоха Возрождения. Учебное пособие для студентов филологических специальностей педагогических институтов. Сост. Б.И.Пуришев. 3-е изд., стереотип. - М. : Альянс, 2011.
2. Зарубежная литература средних веков: хрестоматия: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 032900 - русский язык и литература. Сост. Б.И.Пуришев. 3-е изд., исправ. - М. : Альянс, 2012.
3Осьмухина О.Ю. От античности к XIX столетию : История зарубежной литературы: учебное пособие / Осьмухина, Ольга Юрьевна, Е. А. Казеева. - М. : Флинта, 2010.
4. Федотов, О.И. История западно-европейской литературы средних веков : Идеограммы, схемы, графики: учебник-хрестоматия / Федотов, Олег Иванович. - 5-е изд., исправ. - М. : Флинта, 2011.
5. Исаева Е. В. Зарубежная литература Средневековья и Возрождения: Курс лекций. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2014.
6. Исаева Е. В. Практические и семинарские занятия по зарубежной литературе Средневековья и Возрождения. Учебно-методическое пособие. - Елец: ЕГУ им. И. А, Бунина, 2015.
7. Сайт преподавателя: О книгах и фильмах // elena-isaeva.blogspot.com

Дополнительная литература:
1. Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2009.
2.. Шайтанов И. О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения: Учебник для студ. высш. учебн. заведений: В 2 т. Т. 1., Т. 2. М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001.
4. Ковалева Т. В., Лапин И. Л., Паньков Н. А. Литература средних веков и Возрождения. Минск, 1988.
5. Бурцев А.А История западноевропейской литературы средних веков и эпохи возрождения. М., 2008.
7. Пуришев Б. И. Литература эпохи Возрождения. Идея “универсального человека”. Курс лекций. М.: Высш. шк., 1996.
10. Алексеев М. П., Жирмунский В. М., Мокульский С. С.,. Смирнов А. А. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение: Учеб. для филол. спец. вузов. М.: Высшая школа, 1987.
11. Никола М.И., Попова М.К., Шайтанов И.О. История зарубежной литературы средних веков. Учебник для вузов. Юрайт, 2014.

Интернет-источники:

1. Алексеев М. П. и др.: История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. Учеб. пособие для филол. спец. ун-тов и пед. ин-тов
Алексеев М. П., Жирмунский В. М., Мокульский С. С., Смирнов А. А.— 3-е изд.—М.: Высш. Школа, 1978 // http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/alekseev-izl-svv/index.htm

2. Пуришев Б.И. "Литература эпохи Возрождения. Идея универсального человека"// http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/purishev/index.htm

3. Лапин И.Л., Голубович Н.В.: Учебно-методическое пособие. Зарубежная литература. Витебск, 2006 // http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/lapin-golubovich-posobie/index.htm

4. Мандель Б. Р. Всемирная литература: искусство слова в Средневековье и титаны эпохи Возрождения: Начало Нового времени: учебник для высших учебных заведений гуманитарного направления. - Москва — Берлин: Директ-Медиа, 2014 // http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=253621

5. Галустова О. В. Зарубежная литература. Конспект лекций: учебное пособиеА-Приор, 2011// http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=72700


Материалы к семинарам
Семинар № 1
Ренессансное изображение человека и любви в комедии У. Шекспира “Двенадцатая ночь, или Что угодно”

Цель — выявить, как проявилось в пьесе ренессансное начало, какие идеи эпохи получили в ней воплощение.

Задачи — совершенствовать навык анализа драматических произведений (выявлять и обосновывать элементы сюжета, давать характеристики героям, определять тему и идейное содержание); расширять культурный кругозор.

План:
  1. Что такое комедия? Основные признаки.
  2. Почему произведение имеет такое странное заглавие?
  3. Выделите элементы сюжета. Обоснуйте свой выбор.
  4. В чем заключается конфликт?
  5. Характеры героев. Виола. Оливия. Себастьян. Орсино. Сравните поведение героев, добивающихся взаимности (привести цитаты).
  6. Какова любовь в изображении Шекспира? Что говорят о ней герои? (Привести цитаты).
  7. Функции второстепенных героев. Для чего драматург ввел в комедию компанию сэра Тоби?
  8. Какие эпизоды пьесы наиболее комичны? Кто из героев играет (ведет себя неестественно) и почему?
  9. Что осмеивается в комедии? Это комедия характеров или комедия положений?
  10. Какие идеи Возрождения получили воплощение в комедии?
  11. Воплощение комедии в экранизациях. Подготовить рецензию на одну из постановок.

Семинар № 2
Гуманистический пафос трагедии В. Шекспира “Ромео и Джульетта”
Цель — выявить художественное своеобразие шекспировской трагедии, причины популярности произведения и интерпретации именно этой версии истории о влюбленных в других видах искусства.
Задачи — совершенствовать навык анализа драматического произведения, умение сопоставлять произведения разных видов искусства; расширять кругозор, развивать эстетическую восприимчивость, формировать интерес к творчеству Шекспира.

План:
  1. Источники сюжета о влюбленных (Овидий “Метаморфозы” — “Пирам и Фисба”, новелла Банделло и др.).
  2. Функции Пролога.
  3. Выделите элементы сюжета.
  4. Образы главных героев. Мотивы их поступков. Речь Ромео и Джульетты. Обратить внимание, как высказывается Ромео о любви до знакомства с Джульеттой. Как любовь воздействует на героев: как они ведут себя до и после знакомства?
  5. Конфликт в трагедии.
  6. Образ враждующего мира.
  7. Идейный смысл пьесы.
  8. История Ромео и Джульетты в мировом искусстве: иллюстрации к пьесе, музыка, киноверсии, мюзикл.
Литература:
  1. Аникст А. А. Творчество Шекспира. М., 1963.
  2. Аникст А. А. Шекспир. Ремесло драматурга. М., 1974.
  3. Учеб. пос. для студ. филол. спец. пед. ин-тов. Сост. Б. И. Пуришев. Изд. 2-е. М. 1976. С. 146-175.
  4. Берковский Н. Я. “Ромео и Джульетта”. Трагедия Шекспира // Шекспир У. Пьесы. Сонеты. М.: ООО “Издательство АСТ”: ООО “Агентство “КРПА “Олимп”, 2002. С. 671-693. Серия “Школа классики” — ученику и учителю.
  5. Ботвинник М. Н. Пирам // Мифологический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1991. С. 441.
  6. Бэлза С. Печальнейшая повесть на свете // Шекспир В. Трагедии. М., 2001. С. 5-11.
  7. Пинский Л. Е. Шекспир. Основные начала драматургии. М. 1971.
  8. Пуришев Б. И. Литература эпохи Возрождения. Идея “универсального человека”. Курс лекций. М.: Высш. шк., 1996.
  9. Смирнов А. “Ромео и Джульетта” (Примечания и комментарии) // Шекспир Вильям. Пьесы. Самара: Изд-во “АВС”, 2000. С. 630-638.
  10. Шайтанов И. О Шекспире, драматурге и поэте. // Шекспир У. Собрание сочинений в 8 томах. М.: “Интербук”, 1997. Т. 1. С. 8-36.
  11. Шайтанов И. О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения: Учебник для студ. высш. учебн. заведений: В 2 т. М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001. Т. 2. С. 24- 36.
  12. Шайтанов И. Истоки шекспировского жанра // Шекспир У. Пьесы. Сонеты. М.: ООО “Издательство АСТ”: ООО “Агентство “КРПА “Олимп”, 2002. С.5-24. Серия “Школа классики” — ученику и учителю.







Комментариев нет:

Отправить комментарий

Анализ рассказа Дины Рубиной "Голос в метро"

  Я думаю, многих очарует этот рассказ Дины Рубиной, современной русскоязычной писательницы. Он посвящен истории одной любви и нескольких с...