среда, 28 декабря 2016 г.

Шекспировский вопрос

   По преданию, родился и умер великий драматург в один и тот же день — 23 апреля (1564-1616). Родной город Шекспира — Стретфорд-на-Эвоне располагался в центре Англии, а его отец был зажиточным перчаточником, уважаемым горожанином, которого несколько раз выбирали на руководящие должности. До наших дней сохранился дом, где жил Шекспир, где он провёл юность и последние четыре года. Известно, что будущий поэт мог учиться в местной грамматической школе. Он довольно рано женился и сразу после рождения дочерей (вероятно, брак был заключён не по любви, тем более жена была старше его на 8 лет) покинул Стретфорд и вместе с актёрской труппой отправился в Лондон, мечтая о карьере актёра. Но актёрские способности Шекспира были ниже скромных, и он пробует сочинять пьесы для театра. И вот в этом он добивается успеха. Сюжеты своих произведений Шекспир часто заимствовал у древних авторов, итальянских писателей эпохи Возрождения, переделывая их соответственно вкусам английской публики. Всего им создано 38 пьес, 2 поэмы, 154 сонета.

   О жизни самого У. Шекспира известно больше легенд, чем конкретных фактов. В 1747 году архивариус Джозеф Грин нашёл завещание Шекспира из Стретфорда-на-Эвоне и был потрясён духовным убожеством человека, составившего его. Он подсчитал в доме практически каждую ложку и вилку, рассчитал проценты с имущества на поколение ожидаемых наследников вперёд. И ни слова не говорилось в завещании о пьесах, стихах, рукописях, книгах, которые обязательно должны были быть в доме величайшего драматурга. Книги в то время стоили слишком дорого, чтобы такой умный человек, как Шекспир, не упомянул о них хотя бы как о материальной ценности. Своей супруге Шекспир завещал “вторую по качеству кровать”.
   Споры вокруг личности великого драматурга начались в середине XIX в., когда знатоки литературы усомнились в том, что выходец из многодетной семьи малограмотного ремесленника — автор бессмертных произведений. Ведь для их создания необходимо было отлично знать античную литературу, историю, право… Не осталось ни одной рукописи, ни одного прижизненного портрета гения, нет достоверных свидетельств его обучения в школе, наличия каких-либо книг в доме его отца-перчаточника или в доме, где до вступления в брак жила его мать.
   Скудость сведений о великом драматурге дала повод к возникновению в середине XIX века гипотезы, согласно которой автором пьес, носящих имя Шекспира, был не актёр Уильям Шекспир, а какое-то другое лицо, пожелавшее скрыть свое подлинное имя. Лицо это будто бы заключило договор с Шекспиром, который за вознаграждение согласился выдавать себя за автора пьес. Выдвигали разных кандидатов на роль Шекспира: философа Френсиса Бэкона, графа Рэтленда, графа Дерби, даже Елизавету I и др. “Антишекспиристы” считали, что сын простого торговца, не получивший университетского образования, не мог написать такие гениальные произведения. “Шекспировский вопрос” возник не из-за скудости биографических сведений о величайшем драматурге, а из-за полного их несоответствия облику не только личности гениальной, но личности сколько-нибудь творческой.
   Выяснилось, что человек из Стретфорда-на-Эвоне, которого считали автором величайших произведений, в записях при крещении и погребении обозначен как Шакспер, так он подписывал и документы, известно всего шесть его автографов. Шакспер торговал солодом, давал деньги под проценты, судился с должниками, вовремя деньги не вернувшими, безжалостно их преследовал. Он был пайщиком театральной труппы, но о каком-либо участии его как актёра достоверных свидетельств нет. Дети Шакспера были неграмотны.
Надгробный памятник Шекспира представлял собой фигуру человека, чьи руки покоятся на каком-то пухлом мешке (с шерстью или с деньгами). Первоначально в его руках не было пера и бумаги — атрибутов поэта. Они появились на памятнике в начале XVIII века.
   Шекспиристы объясняют всё просто и логично: стоит помнить о том, что великий поэт был человеком своего времени, поэтому старался вести дела не в убыток себе. В XVI-XVII веках английская орфография ещё не была совершенной, поэтому фамилия Шекспира, согласно найденным документам, имела несколько вариантов написания. А самое важное: невозможно было в условиях театра того времени создавать пьесы для конкретной труппы, не зная способностей актеров, не присутствуя на репетициях. Знатоки театра отмечают, что при постановке в пьесы часто вносились изменения, поэтому сложно представить себе в роли автора драматических произведений какого-либо человека, не имеющего возможности постоянно контактировать с труппой.
   Отечественный шекспировед Илья Гилилов (антишекспирист) автором пьес и поэтического наследия Шекспира считает аристократа: в произведениях присутствует великолепное знание воинского дела, придворного этикета, нескольких иностранных языков, античных мифов, придворной жизни. Ученый обосновывает свои позиции так: последние четыре года жизни Шекспир ничего не писал. Почему? Именно в 1612 году ушёл из жизни в возрасте 35 лет Роджер Мэннерс, пятый граф Рэтленд, а за ним добровольно последовала его жена Елизавета Сидни, дочь великого поэта Англии Филиппа Сидни. Можно сказать, что Елизавета Рэтленд повторила судьбу героини трагедии Шекспира “Ромео и Джульетта” — приняла яд и последовала за супругом. И. Гилилов отмечает, что в дворцовых книгах Рэтлендов им найдена запись, сделанная дворецким где-то в начале 1613 года, об уплате владельцам театра “Глобус” Бербеджу и Шаксперу по 44 шиллинга золотом “за импрессу моего лорда” — то есть за представление личности графа Рэтленда. Концепция И. Гилилова изложена в его книге “Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна великого феникса”.
   Однако и в лагере шекспиристов не прекращаются работы, отстаивающие иную концепцию. В 2013 году в серии ЖЗЛ (жизнь замечательных людей) вышла книга Игоря Шайтанова “Шекспир”, в которой учёный отстаивает правоту шекспиристов. Кто бы ни скрывался под именем Шекспира, читатели продолжают наслаждаться его творениями.
   Творчество У. Шекспира отразило эволюцию европейского гуманизма в концентрированном виде. В нём принято выделять три периода:
1) 1591-1601 гг. Для Англии это годы экономического подъёма и расцвета национального самосознания, связанного с победами над Испанией. Атмосфера роста и процветания государства обусловила оптимистический характер литературы, писатели этого времени верят в осуществимость идеалов гуманизма. В этот период Шекспир создаёт сонеты, семь из восьми исторических хроник, трагедию “Ромео и Джульетта”, в финале которой, несмотря на гибель юных героев, звучит оптимистическая нота, связанная с примирением двух враждующих семейств. Наиболее характерными для раннего творчества Шекспира можно считать светлые, жизнеутверждающие комедии “Укрощение строптивой”, “Двенадцатая ночь”, “Много шума из ничего”, “Сон в летнюю ночь”, “Виндзорские насмешницы”.
2) 1601-1608 гг. В это время королевская власть уже мешает капиталистическому развитию. В Англии начинается борьба между буржуазией и абсолютизмом. Всё ярче проявляются противоречия нового мира. Творчество Шекспира второго периода отражает кризис гуманизма — утрату веры в возможность воплощения гуманистических идеалов в реальном мире. Писатель ставит и решает проблемы большого трагического звучания. Основа трагизма Шекспира — несовместимость идеалов Возрождения и современной ему действительности. В это время он создаёт великие трагедии “Гамлет”, “Король Лир”, “Отелло”, “Макбет”. 
3)1608-1612 гг. В условиях общественной реакции и кризиса гуманизма Шекспир сохраняет верность высоким гуманистическим принципам. Осознавая невозможность их осуществления в реальной действительности, он прибегает в произведениях этих лет к сказочным мотивам и утопическим ситуациям и создаёт трагикомедии “Перикл”, “Цимбелин”, “Зимняя сказка”, “Буря”. В пьесах третьего периода картины реальной действительности соединяются со сказочными, фантастическими элементами, судьбы героев часто зависят не от них самих или окружающих обстоятельств, а от игры случайностей, вмешательства волшебства. Автору важно было показать восстановление утраченной гармонии, но сделать своими силами его герои этого не могли, поэтому драматург прибегает к сказочным элементам.
© Елена Исаева 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Анализ рассказа Дины Рубиной "Голос в метро"

  Я думаю, многих очарует этот рассказ Дины Рубиной, современной русскоязычной писательницы. Он посвящен истории одной любви и нескольких с...