воскресенье, 5 марта 2017 г.

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО М. А. БУЛГАКОВА


Бессмертье – тихий, светлый брег,
Наш путь – к нему стремленье.
В. А. Жуковский

   Жизнь Михаила Афанасьевича Булгакова (1891-1940) совпала с периодом ломки старых социальных устоев, с годами I мировой и Гражданской войн, с периодом репрессий и гонений на интеллигенцию. Все это трагически отразилось в судьбе гениального писателя и драматурга, все это стало источником его творческого вдохновения.
   Родился Михаил Афанасьевич Булгаков 15 мая 1891 года в семье доцента Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова, потомственного священника, выходца из Орловской губернии. Мать Варвара Михайловна тоже преподавала, в прогимназии. Михаил был первым сыном, вслед за ним появилось еще шестеро братьев и сестер.
   В доме Булгаковых царили строгие нравы: существовал четкий распорядок, соблюдались религиозные обряды; первейшей заповедью для детей было послушание родителям. Эта семья была очень дружна, все трогательно заботились друг о друге, что помогало в трудные моменты жизни.

   Все Булгаковы много читали, прекрасно знали русскую классическую литературу, знали и западную, которую читали в подлинниках, так как знание иностранных языков считалось в семье обязательным.
   Так же страстно в доме Булгаковых любили музыку, играли на разных музыкальных инструментах, организовали домашний хор; увлекались театром, особенно оперой. Михаил Афанасьевич обучался в Первой киевской гимназии, после ее окончания он поступил на медицинский факультет Киевского университета. В 1907 году семью постигла тяжелая утрата: умер Афанасий Иванович.
   В апреле 1913 года Михаил Афанасьевич женился на Татьяне Николаевне Лаппа, к которой он испытывал очень сильное юношеское чувство; оно не останавливалось перед преградами: избранница вместе с родителями жила в Саратове.
   С начала I мировой войны Булгаков работает в лазарете для раненых. Но это не помешало ему закончить университет с отличием. Некоторое время после окончания университета он работает земским врачом в Смоленской губернии. О своей врачебной практике позднее Булгаков напишет цикл рассказов “Записки юного врача”.
   Февральская революция практически ничего не изменила в жизни Михаила Афанасьевича, он продолжал врачебную практику. События октября 1917 года он воспринял весьма болезненно. Беспокойство за близких вынуждает его вернуться в Киев в 1918 году. В течение последующих полутора лет, проведенных в Киеве, он был мобилизован как военный врач властями, попеременно занимающими город. Этот период жизни нашел художественное воплощение в романе “Белая гвардия” (первое крупное сочинение М. А. Булгакова). Осенью 1919 года Булгаков был мобилизован белыми и в составе деникинских войск в качестве военврача направлен во Владикавказ.
  Неразбериха в жизни, смена власти, постоянные перевороты, смена политических режимов, ни один из которых не был сколько-нибудь прочным, усиливали тоску по недавнему порядку, разрушенному революцией, и укрепляли Михаила Афанасьевича в монархических симпатиях. При власти белых Булгаков чувствовал себя спокойнее, чем при петлюровцах или большевиках.
Разгром белой армии весной 1920 года он воспринял как катастрофу и мог бы оказаться в числе эмигрантов, если бы его не свалил возвратный тиф. Выходила Михаила Афанасьевича супруга Татьяна Николаевна, которая с момента женитьбы работала с ним в качестве медсестры.
   Именно в 1920 году совершился окончательный переход Булгакова из медицины в литературу. После гражданской войны было опасно заявлять о себе как о медике: если бы стало известно о службе в армии Деникина даже в качестве врача, последствия могли бы быть страшными. А так как еще в период службы врачом в армии Михаил Афанасьевич сотрудничал во владикавказской газете, ему предложили должность заведующего литературным отделом (ЛИТО). Помимо службы Булгаков активно занимается журналистской работой, заведует театральной секцией подотдела искусств, пробует свои силы в драматургии.
В 1921 году Булгаковы переезжают в Москву, где начинается своеобразная чехарда со сменой служб: Михаил Афанасьевич был секретарем ЛИТО, зав. отделом хроники в “Торгово-промышленном вестнике”, репортером в газете “Рабочий”, обработчиком писем в газете “Гудок”, консультантом в театре рабочей молодежи, ассистентом режиссера МХАТА.
  С самого начала литературной деятельности Булгаков чувствовал к себе негативное отношение власти: его пьесы резко критиковали, отклоняли, требовали переделок; рядом с его фамилией в списке писателей стояла помета “бел” – белогвардеец. Отзывы о его творчестве были более чем резкие: “прямая вылазка классового врага” (о пьесах “Дни Турбиных“, “Бег”), “идеалистический гуманизм”, “упадничество”, “порнография” (о “Зойкиной квартире”). Ко всему прочему Булгаков и внешне выделялся в писательской среде своего времени: он одевался, по мнению современников, вызывающе белая сорочка, галстук; носил монокль.
1929 год трагический в жизни Михаила Афанасьевича: пьесы его были сняты повсюду, со службы Булгакова уволили. К весне 1930 года он искал любую работу: дворника, сторожа и т. п. Еще в середине 20-х годов в его квартире был произведен обыск, все рукописи и дневники были изъяты. Булгаковым владело отчаяние, он даже помышлял о самоубийстве, носил с собой специально приобретенный револьвер. В настроении отчаяния он пишет знаменитое письмо власти (от 28 марта 1939 года).
  14 апреля 1930 года знаковая дата и для русской литературы, и для Михаила Булгакова: покончил с собой поэт Владимир Маяковский, оказавшийся в подобном булгаковскому положении. Писатель увидел в этой смерти своеобразный знак для себя. 18 апреля в квартире писателя раздается телефонный звонок Сталина, который решил судьбу Булгакова. С этого времени писатель убедился, что находится под присмотром и тайной защитой всемогущего человека, он практически уверовал в бытие злой силы, незримо охраняющей его.
  В том же знаковом для писателя 1929 году происходит его знакомство с Еленой Сергеевной Шиловской, супругой видного военного, матерью двоих сыновей. Эта женщина впоследствии станет третьей женой Михаила Афанасьевича (брак с ней заключен 4 октября 1932 года). Она стала другом художника, его музой, образ ее запечатлен в главном сочинении писателя в романе “Мастер и Маргарита”. Елена Сергеевна была рядом с Михаилом Афанасьевичем в тяжелые для него времена.
   В 1939 году, стремясь снискать расположение властей, Булгаков пишет пьесу “Батум” о молодом Сталине. Ее не допустили к постановке, что усилило волнение художника, способствовало обострению болезни Михаила Афанасьевича. 10 марта 1940 года в 16.39 писатель скончался. Урна с прахом М. А. Булгакова покоится на Новодевичьем кладбище в Москве.
Булгаков мало дружил с литераторами, близок был с писателями старшего поколения: Викентием Вересаевым, Анной Ахматовой, Евгением Замятиным, Евгением Ильфом. Михаил Афанасьевич очень любил Мольера, в чем-то их судьбы схожи: французский драматург тоже испытывал сложности в общении с властью, судьба его была достаточно трагична. Преклонялся Булгаков перед А. С. Пушкиным и Н. В. Гоголем, от которого взял прием введения в действия произведений потусторонних сил.
   Талант М. А. Булгакова носил ярко выраженный сатирический характер. Другой особенностью творчества писателя была исповедальность. Переломная эпоха больно ударила по самому дорогому для художника: дому, семье. Два брата Михаила Афанасьевича эмигрировали в Париж. Все произведения Булгакова в той или иной мере биографичны: он писал о том, что пережил сам или с чем столкнулись его близкие. Так в романе “Белая гвардия” во многом отразился уклад жизни семьи самого художника, в пьесе “Бег” воплотились скитания, выпавшие на долю второй супруги Михаила Афанасьевича Любови Евгеньевны Белозерской (женитьба на ней в 1925 году), побывавшей в эмиграции.
   А еще в сочинениях Булгакова присутствует развенчание глупости, трусости и пороков времени. Именно это вызывало неприятие его сочинений официальной властью. И хотя сам писатель, по его признанию, всю жизнь стремился бесстрастно стать над красными и белыми, он был объявлен “попутчиком” (термин, обозначавший авторов, не разделявших революционный восторг, но сотрудничавших с советской властью), белогвардейским писателем, врагом.
Типичный герой Булгакова интеллигент, вырванный ходом истории из привычного уклада жизни, лишенный возможности нормально существовать и работать. Это человек, испытывающий страдания из-за ломки традиций. Булгаков происходил из семьи, которая трепетно относилась к традициям, русской культуре; он не мог спокойно воспринимать нападки на классическую литературу, не мог смириться с “халтурой” в жизни и искусстве. Поэтому даже в романе “Мастер и Маргарита”, посвященном любви и творчеству, так сильно сатирическое начало. Нужно отметить, что любимым писателем Михаила Афанасьевича был Н. В. Гоголь, признанный мастер сатиры.
   Особенностью художественного стиля писателя является фантастика, которая была нужна Булгакову для развенчания пороков современности, для указания на опасности необдуманных, рискованных экспериментов (повести “Собачье сердце”, “Роковые яйца”, пьеса “Адам и Ева”). Именно этой критичности ему не прощали ни собратья по перу, ни власть: всю жизнь его преследовали и травили. Пьесы Булгакова объявляли неактуальными, низкопробными, малохудожественными, их постановки запрещались.
   Писателем созданы романы: “Белая гвардия”, “Записки покойника” (“Театральный роман”), “Мастер и Маргарита”; повести: “Собачье сердце”, “Дьяволиада”, “Роковые яйца”; беллетризированная биография “Жизнь господина де Мольера” для серии ЖЗЛ; множество пьес, рассказов, либретто опер; сделаны инсценировки для театра “Войны и мира” Л. Толстого, “Дон-Кихота” М. де Сервантеса.
Возвращение Булгакова к читателям началось в конце 1960-х годов, когда был опубликован, хотя и с большими купюрами, роман “Мастер и Маргарита”.

© Елена Исаева

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Анализ рассказа Дины Рубиной "Голос в метро"

  Я думаю, многих очарует этот рассказ Дины Рубиной, современной русскоязычной писательницы. Он посвящен истории одной любви и нескольких с...