пятница, 18 августа 2017 г.

Джованни Боккаччо. Сборник «Декамерон»


   Д. Боккаччо (1313-1375) был младшим современником Петрарки. Вместе с ним он стал великим основоположником гуманистической культуры европейского Возрождения. Их роднила исторически новая ренессансная концепция действительности, в центре которой внутренне свободный человек, центр Вселенной.

   Д. Боккаччо был сыном богатого флорентийского купца Боккаччо ди Келлино, который надеялся сделать его своим преемником, хотя юноша был абсолютно равнодушен к торговому делу. Стремясь дать сыну хорошее образование, отец отправил Джованни в Неаполь обучаться торговому делу в одной из фирм, когда из этой затеи ничего не вышло, отец определил Боккаччо в Неаполитанский университет изучать право, однако и юриста из него не получилось. Годы учения не прошли даром: в университете Боккаччо изучал латынь, читал античных классиков, сблизился с просвещённой молодёжью. Благодаря образованию и дружеским связям он получил доступ в высшие круги общества, даже ко двору неаполитанского короля Роберта Анжуйского.
   При дворе Роберта Боккаччо встретил Марию Д' Аквино, которую под именем Фьямметты (“Огонек”) прославил во многих произведениях. В творчестве Боккаччо Неаполь — большой период. В Неаполе, помимо многочисленных стихотворений, воспевающих Фьямметту, и поэмы “Охота Дианы”, написанной под влиянием дантовской “Новой жизни”, Боккаччо создал роман в прозе “Филоколо” (переработка популярного французского рыцарского романа о любви христианского юноши Флорио к языческой пленнице) и две большие поэмы — “Филострато” и “Тезеида”, по мотивам французских рыцарских романов античного цикла. В XIV-XV вв. эти произведения молодого Боккаччо пользовались большой популярностьтю и сыграли важную роль в формировании новой итальянской литературы.
   Поэма “Фьезоланские нимфы(1344-1345) — мифологизированная версия о происхождении родного города, создана под влиянием “Метаморфоз” Овидия. Большое место занимает история чувственной любви пастуха Африко и нимфы Мензолы. Суровая богиня Диана жестоко наказывает нимфу за нарушение обета целомудрия: нимфа погибает и превращается в ручей, то же происходит с её возлюбленным, и два ручья сливаются в одну реку. Жестокость богини осуждается как средневековый аскетизм. Поэт использует формы старинного любовного предания для утверждения новых эстетических, нравственных и общественных идеалов, бывших для него общечеловеческими.
   Боккаччо выступает как создатель нового жанра психологической повести во “Фьяметте”, это история любви и страданий женщины, покинутой возлюбленным. Автор детально изображает счастье, горечь разочарования, муки ревности, надежду и отчаяние. Писатель использовал свой личный любовный опыт, глубокие наблюдения над человеческим сердцем, анализ интимных переживаний.
С 1350 по 1353 гг. Боккаччо работает над своей главной книгой — сборником новелл “Декамерон” (греч. десятидневник). Жанр новеллы (“новость”) возник из устного народного творчества: это были короткие рассказы, которые исполняли бродячие сказители. Маленькие истории представляли собой бытовые сценки, популярные анекдоты, народные предания, бродячие сюжеты. В конце XIII в. во Флоренции появился первый рукописный сборник таких произведений “Новеллино”, который был очень популярен у горожан. Боккаччо создавал своё произведение, ориентируясь на имеющийся образец. Поскольку писатель был очень начитан, он черпал материал их множества источников. Отличительными чертами жанра новеллы являются лаконизм, реалистичность, злободневность, напряжённый сюжет.
   “Декамерон” начинается с лирического “Вступления”, в котором Боккаччо рассказывает о своей любви, и завершается “Послесловием автора”, в нем писатель утверждает свое право на правдивость изображения даже грубых сторон жизни.
   Замысел книги был подсказан автору самой жизнью: в 1348 году Флоренция пережила эпидемию чумы, которая унесла множество жизней. Именно с картин зачумлённого города начинает своё повествование Боккаччо, так появляется “обрамляющая” новелла, реалистически отражающая состояние города и его жителей. Очень подробно описан город, смятение жителей, которые по-разному реагируют на бедствие: одни ограничивают своё общение даже с родственниками, отказываются их хоронить, так как боятся заразиться, другие предаются всем развлечениям в поисках забвения от страха смерти. Картины животного ужаса, отчаяния, разгула эгоистических чувств очень убедительны и реалистичны.
   В противовес общему отчаянию и страху Боккаччо показывает героев, которые сохранили светлый разум, волю к жизни, человеческое достоинство, не поддались панике. Это десять молодых людей: семь дам и трое юношей, которые случайно встретились в одной из церквей и договорились отправиться за город, чтобы на лоне природы проводить время в учёных беседах, прогулках и занятиях музыкой и поэзией. В “обрамляющей” новелле обозначен лейтмотив всей книги: жизнь против смерти.
   По мнению писателя, чума вовлекла Флоренцию в хаос анархии, разрушив человеческие и социальные связи между людьми и сами законы природы. Общество рассказчиков стремится преодолеть хаос и анархию, противопоставив им гармонию и свободу “естественного” человека. Покинув зачумлённую Флоренцию, молодые люди восстанавливают нарушенные чумой социальные связи и создают свои законы. Общество молодых гуманистов демонстрирует новое отношение к жизни — противостояние невзгодам. Дамы и кавалеры договариваются развлекать друг друга поучительными историями, а для управления своим маленьким обществом каждый день избирать короля или королеву, которые будут определять темы рассказов и весь ход дня. Это маленькое общество — своеобразная утопия, так как оно основано на принципах свободы, равноправия, взаимного уважения всех его членов. А образ зачумлённой Флоренции представляет собой символическое изображение уходящего в прошлое феодального мира.
   Боккаччо стремился показать объединяющую новых людей интеллигентность и человечность. Близость друг к другу рассказчиков “Декамерона” — это единомыслие людей Возрождения в их новом отношении к феодально-сословному миру, в котором живут герои рассказываемых новелл. Рассказчики похожи друг на друга, потому у них условно-литературные имена. Молодых людей зовут: Памфило, Филострато, Дионео. В числе дам названа Фьяметта. Рассказчики являются не просто весёлой компанией молодых флорентийцев; это гуманистическое общество, “естественное” в своей человечности, оно противопоставлено чуме.
   Во времена Боккаччо гуманистическая мысль противостояла прежде всего духовной диктатуре церкви, феодальным пережиткам, аскетизму. В “Декамероне” проявился юмор писателя, жизнерадостное свободомыслие, гуманизм. Сто новелл “Декамерона” рассказываются в течение десяти дней, что объясняет греческое заглавие книги.
   Книга Боккаччо имела успех, и у нее сразу же появились идейные противники, стремившиеся доказать, что “Декамерон” подрывает основы религии и морали. Возражая критикам, Боккаччо отмечал, что при желании непристойности можно обнаружить даже в Библии. Он говорил, что его новеллы не предназначены для погрязших в ханжестве бюргеров и их жен. Народная, “низменная” традиция городской литературы была основой “Декамерона”. В книге соединились традиции средневекового фольклора и городской литературы с “высокой” традицией литературы рыцарской и придворной.
В качестве сюжетного материала Боккаччо использовал анекдоты, составлявшие значительную часть городского фольклора, и религиозно-нравоучительные истории, французские фаблио и восточные сказки, “Метаморфозы” Апулея и устные рассказы своих современников. Главным в “Декамероне” оказались новые идеи. Система нравственно-эстетических оценок реальности воплощена и в обрамляющей новелле.
   Важной идейной проблемой средневековой культуры была проблема отношения человека к Богу. Боккаччо во главу угла ставит проблему отношения к человеку, который в искусстве Ренессанса почитался высшей ценностью. Боккаччо использовал всё богатство народных новелл, широкий охват действительности.
   В сборнике можно выделить три основные тематические группы новелл: о превратностях человеческой судьбы. В Античности судьба — рок, который влечёт человека к тому, что ему предназначено. В средние века судьба — божественное предопределение, бороться с ним человек не может, он игрушка в её руках. Боккаччо переосмысливает это мнение в новелле 4 второго дня (история Ландольфо Руфоло). Герой — человек, цель которого — нажива. С ним происходят многочисленные приключения, но судьба его вознаграждает за активность, настойчивость, целеустремлённость. Тема судьбы получает в “Декамероне” ренессансную трактовку, важную роль играет сам человек.
Большое место занимает антиклерикальная тема, так как замысел сборника — борьба с духовной диктатурой церкви. Но автор никогда не затрагивал основ религии, он не был атеистом, а критиковал лишь пороки священников, папского Рима, осуждал нарушение нравственных и должностных норм. Показательна 3 новелла первого дня — о человеке, у которого был драгоценный перстень, передававшийся по наследству достойнейшему сыну. Чтобы не обидеть своих достойных детей, человек велел сделать две копии. Они оказались настолько хороши, что невозможно было отличить подлинник от подделок. Под перстнями подразумевались три мировые религии: христианство, магометанство, иудейство. Идея новеллы: ни одна религия не может доказать своё превосходство.
Показательна 2 новелла первого дня об иудее Абраме, который принимает христианство, увидев порочность римского общества.
   Боккаччо часто изображает двуличие, лицемерие духовенства, показывает распутство монахов. Часто священники и монахи становятся героями любовных приключений, как правило, они оказываются в смешном положении. Это имеет место во 2 новелле четвертого дня о монахе Альберте, который исповедовал женщин и решил воспользоваться глупостью одной из прихожанок, представ перед ней в образе архангела, прельстившегося её земной красотой.
   Достаточно смелой является новелла 4 первого дня о монахе, настоятеле и девице. В ней осуждается нарушения обета целомудрия монахами, одновременно прославляется находчивость. Вот рассуждения аббата: “Девушка премиленькая, о том, что она здесь, не знает ни одна душа, — что же мне мешает насладиться ею. Если только мне удастся её уговорить? Кто про это узнает? Никто никогда не узнает, а грех утаённый — наполовину прощённый. Подобный случай может больше и не представиться; если же творец ниспосылает благо, было бы величайшим безумием не воспользоваться таковым”. Дж. Боккаччо обличает лицемерие и двуличие настоятеля монастыря, который подвергает гонениям молодого монаха, а сам стремится к тем же запретным наслаждениям, что и люди, не дававшие обетов.
   В “Декамероне” много вольных эротических описаний, их появление идеологически обоснованно, это следствие нового ренессансного миропонимания. Возрождение заново открыло мир и человека, заговорило о его материальной и физической природе. Откровенные эротические описания появляются при рассказах о любви священников. Этим автор хотел отметить, что запретная любовь священнослужителей приобретает уродливые формы и становится похотью, такое понимание любви Боккаччо критикует.
   Теме любви отведено в сборнике большое место. Она предстаёт как сила, способная преобразить человека. В 1-й новелле пятого дня рассказывается о юноше Чимоне, который был знатен, но дик. Чувство к прекрасной деве преобразило его, а любовь оказалась великим воспитателем, пробудившим дремавшие в юноше качества: ум, утончённость, доблесть. И Боккаччо поясняет эту метаморфозу: Это любовь... силой своей подняла эти доблести к ясному свету”.
  Есть в сборнике цикл новелл о несчастной любви: например, 5 новелла 4-го дня об Изабелле и её возлюбленном. Из-за сословных предрассудков её братья убивают возлюбленного сестры, обрекая девушку на страдания. Сюжет был очень популярен среди английских художников-прерафаэлитов (XIX век).
  Любви посвящена последняя новелла сборника о маркизе Гвальтьери Салуццком и Гризельде. Герой, знатный дворянин, правитель, взявший в жены бедную девушку, жестоко испытывает свою супругу, которая оказывается терпеливой, так как любит его и прощает его за причинённую боль. Здесь звучит важное мнение писателя-гуманиста: простолюдинка оказывается благороднее и выше маркиза, то есть утверждается внесословная ценность человека. Автор воплощает ренессансный взгляд на человека, качества которого зависят от его личности, а не от происхождения. Показательно, что Гризельда совершенно лишена эгоизма, она просит своего жестокого мужа, который сообщает ей, что женится на другой: ...не наносите ей ран, какие вы наносили вашей первой жене, — я не уверена, что она перенесёт их: она моложе вашей первой жены и воспитана в неге, а та с малолетства привыкла к невзгодам”.
   Человек в произведении Боккаччо раскрывается в поступках: сильные и благородные духом герои способны прощать и спасать даже тех, кто их обидел и оттолкнул. Низкие люди стремятся лишь к собственному благу, к удовлетворению своих эгоистических интересов.
   Писатель изображает на страницах своей книги представителей разных сословий: высокородных графов, купцов-евреев, рыцарей, нищих ткачей, конюхов, горожан. И главное, что определяет ценность человека, — его качества, душа, поступки. “...У всех нас плоть от одного и того же плотского вещества, и все души созданы одним творцом с одинаковыми силами, одинаковыми свойствами, одинаковыми качествами”, — говорит княжеская дочь Гисмонда, отстаивая свою любовь к человеку низкого звания. Подобное утверждение демонстрирует гуманистическую оценку личности.
   “Декамерон” был очень популярен и вызвал ряд подражаний в мировой литературе: английский писатель Д. Чосер построил повествование в сборнике Кентерберийские рассказы” по образцу книги Боккаччо, использовав ряд сюжетов; Маргарита Наваррская создает Гептамерон”, М. де Сервантес “Назидательные новеллы”.
© Елена Исаева


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Анализ рассказа Дины Рубиной "Голос в метро"

  Я думаю, многих очарует этот рассказ Дины Рубиной, современной русскоязычной писательницы. Он посвящен истории одной любви и нескольких с...