среда, 17 мая 2017 г.

Отражение кризиса гуманизма в трагедии В. Шекспира “Гамлет”


   К вечным произведениям относится трагедия У. Шекспира “Гамлет”, созданная во второй период творчества драматурга (1600-1601 гг.). Однако история датского принца была известна в литературе давно. Первая запись легенды о Гамлете была сделана ещё в XIII веке Самсоном Грамматиком, существовала и не сохранившаяся до нашего времени пьеса о Гамлете, написанная старшим современником Шекспира Томасом Кидом. Шекспир использовал в своей трагедии старый сюжет, но наполнил его новым содержанием.

   В “Гамлете” конфликт разворачивается на двух уровнях — внешнем (противостояние и противоборство действующих лиц трагедии) и внутреннем, психологическом, который проявляется в столкновении противоположных чувств и намерений в душе героя.
   Внешний конфликт — столкновение принца Гамлета и короля Клавдия. В их противостоянии можно выделить несколько сторон: личную, нравственную, социальную и историко-философскую. Личная сторона внешнего конфликта заключается в том, что любящий сын Гамлет стремится наказать Клавдия как убийцу своего отца и соблазнителя своей матери.
   Гамлет, студент Виттенбергского университета, получает известие о смерти отца и возвращается на родину. Официальная версия смерти короля — укус змеи, которая ужалила его, когда Гамлет-отец отдыхал в саду. Но в Дании принц начинает сомневаться в правдивости этой версии. С самого начала он ощущает, что в королевском замке неблагополучно, что в мире что-то не так, что все человеческие связи и отношения перепутались. Принц потрясён новым, поспешно заключённым браком матери с Клавдием, братом её первого мужа. Он ожидал увидеть безутешную вдову отца, а видит счастливую жену дяди. Размышляя над этой ситуацией Гамлет горестно и недоуменно восклицает:
Как это всё могло произойти?
Два месяца, как умер... Двух не будет.
Нет месяца! И целы башмаки,
В которых гроб отца сопровождала
В слезах...
   Ощущение неблагополучия вскоре получает подтверждение в сообщении офицеров стражи, от которых принц узнает, что уже несколько раз в полночь перед королевским замком появлялся призрак его отца “в вооруженьи с ног до головы”. Считалось, что появление царственного призрака — это знак неблагополучия и грядущих бедствий для страны.
   Гамлет противопоставлен Клавдию не только как любящий сын убийце отца, но и как человек высоких моральных принципов аморальному властолюбцу. Он чтит своего отца прежде всего как человека:
Он человек был в полном смысле слова.
   Принц неуютно чувствует себя в Дании, он презирает раболепство придворных, их стремление угодить новому королю. Придворные в Эльсиноре демонстрируют полное моральное разложение: они там шпионят, предают: Полоний следит за Гамлетом, а за собственным сыном поручает следить своему слуге. Королева Гертруда предала память о своём первом достойном муже, выйдя замуж за его брата практически сразу после похорон. Гамлет, сравнивая двух королей, говорит о Клавдии: “этот жирный сгусток мяса…”
Полоний вынуждает Офелию предать Гамлета: она должна сыграть роль приманки и выведать заветные мысли принца, во время свидания молодых людей Полоний и Клавдий подслушивают.
   В трагедии У. Шекспир изображает падение нравов: Розенкранц и Гильденстерн, университетские друзья принца, соглашаются передать Гамлета в руки палача. Эти герои символизируют беспринципность и карьеризм: ради возвышения при дворе они готовы способствовать убийству своего товарища. Гамлет сравнивает их с губкой, которая впитывает мнение короля. Когда это мнение нужно будет поменять, их достаточно выжать, и они станут впитывать другие суждения. Шекспир не случайно изобразил двух героев, подчеркнув, что предательство и карьеризм не являются в Эльсиноре исключительными, людей, подобных этим двум, много. Их место занимает Озрик, придворный, готовый на любую подлость ради достижения высокой должности.
   Клавдий и Гамлет противопоставлены и в социальном плане: принца любит народ, он легко находит взаимопонимание с простыми людьми: актёрами, могильщиками, пираты пощадили его (об этом он сообщает в письме к Горацио). Поэтому Клавдий не может уничтожить принца в Дании, опасаясь народных волнений. Гамлет воспринимает короля как символ социального зла. После разговора с Призраком он думает не только о личной мести, но и о том, как восстановить справедливость:
Век расшатался — и скверней всего,
Что я рождён восстановить его!
   Герой смел, деятелен, способен на решительные поступки (разговор с Призраком), прозорлив (он понимает, с какой целью его отправляют в Англию, и находит путь к спасению). Гамлет умелый фехтовальщик, он постоянно упражняется в этом искусстве и демонстрирует своё умение в поединке с Лаэртом.
Шекспир изобразил своего героя как всесторонне развитую личность и носителя гуманистических идеалов. Но после возвращения в Данию взгляды принца меняются его гуманистические представления о мире и человеке переживают кризис. В разговоре с Розенкранцем и Гильденстерном сразу после их появления в Эльсиноре Гамлет рассказывает, что раньше он считал землю цветником мирозданья, небо — царственным сводом; теперь они кажутся ему бесплодной скалой и скоплением вредных вонючих паров. Изменилось его представление о человеке. Раньше принц считал его чудом природы, теперь — лишь горсточкой праха.
   Судьба Гамлета, изменение его взглядов отражают кризис гуманистических представлений, столкнувшихся с исторической реальностью начала XVII в. Дания изображена драматургом как абсолютистское государство, а Клавдий — как абсолютный монарх, правитель нового типа. Отец Гамлета придерживался старых феодальных норм, решая споры с другими королями в рыцарских поединках. Клавдий использует дипломатическое давление, государственную машину. Деятельность Клавдия как короля обрисована Шекспиром достаточно бегло. Однако она успешна. При помощи дипломатии Клавдию удаётся разрешить давний территориальный спор между Данией и Норвегией, который прежний король пытался решить при помощи рыцарского поединка с королем Норвегии. За тем образом правления, который Клавдий создает в Дании, — будущее. Но этот новый мир Клавдия полон подлости и вероломства. В нём нет места гуманистическим идеалам, которые так важны для Гамлета. Принц не может победить ход истории, его попытки исправить век безнадежны. В решении своей главной задачи — борьбы с мировым злом — шекспировский герой обречён на поражение.
   Трагедия Гамлета — в его одиночестве. Принц выступает не только против Клавдия, но и против всего придворного общества, которое активно поддерживает короля. К лагерю противников Гамлета принадлежат Полоний, Розенкранц и Гильденстерн, Озрик, отчасти королева и Офелия. На его стороне находятся только Горацио и офицеры стражи, которые являются достаточно пассивными персонажами. Симпатии народа к Гамлету в трагедии не получают конкретного воплощения.
   Обречённость борьбы Гамлета определяет внутренний, психологический конфликт трагедии, который разворачивается в душе героя. Гамлет человек мыслящий, способный постигать суть явлений. Он хорошо знает свой мир и понимает, что со смертью Клавдия ничего не изменится, мир не станет совершенным. Осознание бесплодности борьбы удерживает его от действий. Но как человек благородный Гамлет не может примириться с окружающим злом, борьба с ним является его внутренней потребностью. В душе героя сталкиваются ярко выраженное стремление исправить мир и ясное понимание того, что все усилия, направленные на это, будут напрасны. В столкновении жажды деятельности и понимания её обреченности заключается внутренний конфликт пьесы, который усиливает её трагическое звучание.
Гамлета часто упрекали в медлительности, нерешительности, отсутствии воли. Имея серьёзные причины для борьбы с Клавдием и его миром, принц медлит, колеблется, прежде чем начать действовать. Во-первых, принц не вполне доверяет словам Призрака и не начинает действовать, пока поведение Клавдия во время придворного спектакля (сцена Мышеловка) не доказывает его виновность. Во-вторых, медлительность принца объясняется его пониманием того, что победить мировое зло он не может. Сам Гамлет хорошо понимат: “Так трусами нас делает сознанье”.
   Английский драматург отразил в своей пьесе вечную ситуацию выбора между отказом от идеалов и жизнью или борьбой за них, которая неминуемо ведёт к гибели. Если бы Гамлет примирился с Клавдием и его миром, он остался бы, но погиб как личность. Борьба со злом приводит героя к физической гибели, но он сохраняет верность своим идеалам. Выбор между отказом от борьбы и борьбой, который означает выбор между жизнью и смертью, труден для героя, трудность выбора объясняет колебания и медлительность принца. Величие Гамлета, значение шекспировской трагедии для последующих поколений заключается в том, что несмотря на все свои сомнения Гамлет выбирает борьбу.

  Этот образ оказался необычайно привлекательным для художников последующих эпох: к нему обращался И. С. Тургенев в повести “Гамлет Щигровского уезда”, в статье “Гамлет и Дон-Кихот”. Особенным вниманием пользовался этот герой у русских поэтов: А. Григорьева, А. Блока, М. Цветаевой, Б. Пастернака, В. Высоцкого. Конечно же, каждый из них давал свою трактовку этого вечного образа. Имя Гамлета стало символом человека, исполненного внутренних противоречий и сомнений.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Отражение кризиса гуманизма в трагедии В. Шекспира “Гамлет”

   К вечным произведениям относится трагедия  У. Шекспира   “Гамлет” , созданная во второй период творчества драматурга ( 1600-160...