Художественные
тексты:
- Гонгора-и-Арготе Л. де. Сонеты.
- Кеведо-и-Вильегас Ф. Сонеты.
- Вега Лопе де. Собака на сене. Фуэнте овехуна.
- Кальдерон де ла Барка П. Дама-невидимка. Жизнь есть сон.
- Тирсо де Молина. Севильский озорник, или Каменный гость.
- Корнель П. Сид. Гораций.
- Расин Ж. Андромаха. Федра.
- Мольер Ж. Б. Дон-Жуан, или Каменный гость. Тартюф. Мещанин во дворянстве.
- Буало Н. Поэтическое искусство.
- Вольтер. Кандид. Простодушный.
- Дидро Д. Монахиня.
- Бомарше. Безумный день, или Женитьба Фигаро.
- Руссо Ж. Ж. Юлия или Новая Элоиза (по хрестоматии). Исповедь (фрагменты).
- Дефо Д. Робинзон Крузо.
- Филдинг Г. История Тома Джонса, найденыша.
- Свифт Д. Путешествия Гулливера.
- Бёрнс Р. Стихотворения и баллады.
- Гёте И. В. Страдания юного Вертера. Фауст.
- Шиллер Ф. Разбойники. Коварство и любовь.
- Лессинг Э. Г. Эмилия Галотти.
- Гоцци К. Слуга двух господ.
- Гольдони К. Король-олень.
Вопросы
к экзамену/зачету:
1.
Своеобразие развития литературы и
искусства в XVII веке.
Литературные направления.
2. Поэзия испанского
барокко: культизм и консептизм. Творчество
Луиса ле Гонгоры: основные мотивы поэзии.
3. Поэзия испанского
барокко: культизм и консептизм. Творчество
Франсиско де Кеведо: основные мотивы
поэзии.
4. Жизнь и творчество
Лопе де Вега. Ренессансные и барочные
мотивы в драме Лопе де Веги "Фуэте
Овехуна".
5. Жизнь и творчество
Лопе де Вега. Конфликт любви и чести в
комедии Лопе де Веги "Собака на сене".
6. Проблематика
и художественные особенности пьесы Г.
де Молины "Севильский озорник, или
Каменный гость”.
7. Барочные мотивы
в пьесе П. Кальдерона "Дама-невидимка".
8. Морально-философская
драма П. Кальдерона "Жизнь есть сон".
9. Французский
классицизм XVII века и его
принципы в трактате Н. Буало
"Поэтическое искусство".
"Поэтическое искусство".
10. Творчество
Пьера Корнеля. Конфликт чувства и долга
в трагедии "Сид".
11. Отражение
двойственности авторского сознания в
трагедии "Гораций".
12. Творчество
Жана Расина. Принципы классицизма и
янсенистская концепция человека в
трагедии Ж. Расина "Андромаха".
13. Творчество
Жана Расина. Принципы классицизма и
янсенистская концепция человека в
трагедии Ж. Расина "Федра".
14. Жизнь и
творчество Ж. Б. Мольера. Критика лицемерия
и доверчивости в комедии Ж.Б. Мольера
"Тартюф".
15. Принципы
классицизма в комедии Ж. Б. Мольера "Дон
Жуан". Противоречивость образа
Дон-Жуана.
16. Житейское
правдоподобие и маскарад в комедии Ж.
Б. Мольера "Мещанин во дворянстве".
17. Общая
характеристика литературы эпохи
Просвещения. Просветительский реализм,
просветительский классицизм,
сентиментализм, предромантизм как
литературные направления эпохи.
18. Английское
Просвещение. Его этапы и особенности.
Основные представители. Развитие жанра
романа.
19. Проблематика
и художественные особенности романа
Д. Дефо "Робинзон Крузо".
20. Композиция и
проблематика романа Д. Свифта "Путешествия
Гулливера". Сатирическое изображение
социальной действительности в романе
Д. Свифта.
21. Образ Гулливера
и его функции в романе Д. Свифта
“Приключения Гулливера".
22. Роман Генри
Филдинга "История Тома Джонса,
найденыша": проблематика, система
образов, жанровые особенности.
23. Образ Тома
Джонса и проблема положительного идеала
автора.
24. Жизнь и
творчество Роберта Бёрнса: основные
мотивы поэзии.
25. Общая
характеристика Просвещения во Франции.
Основные представители.
26. Проблематика
и жанровые особенности повести Вольтера
"Кандид".
27. Просветительский
пафос философской повести Вольтера
"Простодушный".
28. Д. Дидро и его
место в литературе французского
Просвещения. Работа по созданию
"Энциклопедии". Критика феодального
общества в романе Д. Дидро "Монахиня".
29. Комедия Бомарше
"Женитьба Фигаро": герои, конфликт,
интрига.
30. Особенности
мировоззрения и творчества Ж.-Ж. Руссо.
Воплощение взглядов писателя в "Исповеди",
романе "Новая Элоиза".
31. Просвещение
в Германии и его особенности. Основные
представители. Движение "бури и
натиска" в Германии. Основные идеи..
32.Творчество
Э. Г. Лессинга. Проблематика и конфликт
пьесы "Эмилия Галотти".
33.Творчество Ф.
Шиллера: проблематика, конфликт,
художественные особенности драмы
"Коварство и любовь".
34.Творчество Ф.
Шиллера: проблематика, конфликт,
художественные особенности драмы
"Разбойники".
35. Социальный
смысл трагедии Вертера в романе И. В.
Гете "Страдания юного Вертера".
36. Этапы идейных
исканий Фауста в трагедии Гете "Фауст".
37. Образ Мефистофеля
в трагедии И. В. Гете "Фауст".
38. Образ Маргариты
в трагедии И. В. Гете "Фауст".
39. Итальянская
драмы эпохи Просвещения: творчество
Карло Гоцци. Анализ пьесы по выбору
студента.
40. Итальянская
драма эпохи Просвещения: творчество Карло Гольдони.
Анализ пьесы по выбору студента.
Учебники
и учебные пособия:
1.
Мисюров Н.Н. История западноевропейской
литературы. Классицизм. Просвещение.
Романтизм: учебное пособие. М.: Флинта,
2012.
2.
Западноевропейская литература XVII века:
хрестоматия: учебное пособие для
студентов вузов, обучающихся по
специальности "Филология". Сост.
Б.И.Пуришев. 3-е изд., исправ. М.: Альянс,
2012.
3.
Луков В.А. История
литературы: Зарубежная литература от
истоков до наших дней: Учеб. пособие для
студ. высш. учеб. заведений. М., 2009.
4.
Зарубежная литература XVIII века. Хрестоматия
в 2 т.: учеб. пособие для студентов вузов,
обучающихся по специальности "Русский
язык и литература". Т.1: / Сост.
Б.И.Пуришев, Б.И.Колесников, Я.Н.Засурский.
2-е изд., исправ. и доп. Репринтное. М.:
Альянс, 2014.
5.
Зарубежная литература XVIII века. Хрестоматия
в 2 т.: учеб. пособие для студентов вузов,
обучающихся по специальности "Русский
язык и литература". Т.2 / Сост. Б.И.Пуришев,
Ю.И.Божор. 2-е изд., исправ.и доп. Репринтное.
М.: Альянс, 2014.
Дополнительная
литература:
1.
Михальская Н.П. История английской
литературы: Учебник для вузов. 2-е изд.,
стер.
М.: Академия, 2007.
2. Сидорченко
Л.В., Апенко Е.М., Белобратов А.В. и др. /
Под ред. Л.В. Сидорченко. История зарубежной
литературы ХVIII в. М., 1999.
3. История
зарубежной литературы XVII
в. Под ред. З. И. Плавскина. М., 1987. //
http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/plavskin-uchebnik/index.htm
4.
История зарубежной литературы XVIII
в. Под ред. З. И. Плавскина. М., 1991.
5.
Исаева Е. В. Методические указания для
студентов стационара и ОЗО филологического
факультета по подготовке к практическим
занятиям по курсу “История зарубежной
литературы XVII-XVIII
веков”. Елец, 2005. //
http://window.edu.ru/library/pdf2txt/310/61310/31009
6.
Плаксицкая Н. А. История зарубежной
литературы XVII-XVIII
веков: практикум. Елец: ЕГУ им. И. А.
Бунина, 2009.
Тема № 3 — 2
часа
Образ севильского обольстителя в пьесах Тирсо де Молины “Севильский озорник, или Каменный гость” и Жана-Батиста Мольера “Дон-Жуан, или Каменный гость”
- План ПЗ № 1
- “Принципы искусства барокко и их воплощение в поэзии Луиса де Гонгоры-и-Арготе и Франсиско де Кеведо-и-Вильегаса” - 2 часа
- План:
-
1. Что такое
барокко? Какие варианты объяснения
термина существуют? Какие принципы
барокко вам известны?
- 2. Проанализируйте
сонет Франсиско де Кеведо-и-Вильегаса.
На какие принципы искусства барокко
опирался поэт? О чем стихотворение? Как
его можно озаглавить? Какими поэтическими
средствами достигается эффект контраста?
Студеный
пламень, раскаленный лед,
Боль, что, терзая,
дарит наслажденье,
Явь горькая и
радость сновиденья,
Беспечность, что
полным-полна забот;
Предательство,
что верностью слывет.
Средь уличной
толпы уединенье,
Усталость в
краткий миг отдохновенья,
И права, и бесправия
оплот;
Сама
себе и воля, и темница —
Покончить в силах
с ней лишь смерть одна, —
Недуг, что от
лекарств не исцелится…
- 3. Какие принципы искусства барокко воплощены в сонете Луиса де Гонгора-и-Арготе «Тщеславная роза»? Что есть красота, по мнению поэта? Какие художественные средства использованы для воплощения идеи?
- 4. Сравните описания дам в 130 сонете У. Шекспира и в сонете Л. де Гонгора-и-Арготе “Даме с ослепительно белой кожей, одетой в зеленое”. Выделите художественные средства создания образов. В чем различие произведений? Какой принцип барокко положен в основу сонета Гонгоры?
5. Для
анализа также предлагаются сонеты
«Ныне, пока волос твоих волна блещет...»
Л. де Гонгора-и-Арготе, «Эй, жизнь моя...»
Франсиско де Кеведо-и-Вильегаса и др.
на выбор студентов.
- Литература:
1. История
всемирной литературы в 9-ти томах. – М.,
АН СССР, 1989. – Т. 4.
2. Пискунова
С. Золотой век испанской поэзии // Поэзия
испанского Возрождения. – М., 1989. –
С.7-35.
3. Поэзия
испанского Возрождения. – М., 1989.
4. Краткая
литературная энциклопедия. – М.,
1962-1978. – Т. 1-9.
5. Шайтанов И.
Барокко и классицизм: картина мира. //
Литература, 2000, № 8. – С. 5-12.
План ПЗ № 2
Литература
французского классицизма — 2 часа
1. Что
такое классицизм? Возникновение термина.
Классицизм и Античность.
2. Исторические
предпосылки возникновения классицизма
во Франции.
3. Конфликт чувства
и долга – центральная проблема в
искусстве классицизма. Ее историческое
значение.
4. Философия Рене
Декарта – идейная основа классицизма.
5. Сословная
ограниченность эстетика классицизма.
Деление жанров.
6. Нормативность
эстетики классицизма: темы, образы,
правила трех единств. Нормативность и
ее нарушение в произведениях классицистов
(для анализа брать трагедии П. Корнеля
“Сид”, Ж. Расина “Андромаха”, комедии
Мольера).
7. Проблема
характера в произведениях классицистов.
Идеализация как принцип создания образа
в трагедии. Нарушение принципа разумности
и осуждение этого нарушения в комедиях
Мольера.
8. Особенности
языка и стиля в произведениях классицистов.
Литература:
1. История
всемирной литературы в 9-ти т. – М.,
АНСССР, 1986-1990. – Т. 4.
2. Искусство
Франции XVII-XVIII
веков // Дмитриева Н. А. Краткая история
искусств. Вып. 2. Северное Возрождение:
страны Западной Европы XVII-XVIII
века. – М., 1990. – С. 219-235.
3.
Литературный энциклопедический словарь.
– М., 1987 (ст. Классицизм).
4. Энциклопедический
словарь юного литературоведа. Составитель
Новиков В. И. – М., 1987. (ст. Классицизм).
5. Кадышев Н.
Расин. – М., 1989.
6. Зарубежная
литература: От Эсхила до наших дней: Уч.
пособие для средней школы. 2-е изд., доп.
– Воронеж: “Родная речь”, 1997. – С. 47-55.
7.
Мисюров Н.Н. История
западноевропейской литературы.
Классицизм. Просвещение. Романтизм:
учебное пособие. - М. : Флинта, 2012.
8. Западноевропейская
литература XVII века : хрестоматия: учебное
пособие для студентов вузов, обучающихся
по специальности "Филология". Сост.
Б.И.Пуришев. 3-е изд., исправ. - М. : Альянс,
2012.
9. История
зарубежной литературы XVII
в. Под ред. З. И. Плавскина. - М., 1987.
Образ севильского обольстителя в пьесах Тирсо де Молины “Севильский озорник, или Каменный гость” и Жана-Батиста Мольера “Дон-Жуан, или Каменный гость”
План:
- Легенда о севильском озорнике.
- Сюжеты комедий Т. де Молины и Ж.-Б. Мольера.
- Сравните героев пьес: какими качествами наделены Дон-Хуан и Дон-Жуан? В чем причины такого изображения персонажей?
- Функции образов Каталинона и Сганареля в пьесах. Сравните образы слуг.
- Женские образы в пьесах и их функции.
- Идейное содержание комедий Т. де Молины и Ж.-Б. Мольера.
- Элементы барокко в пьесе Т. де Молины.
- Элементы классицизма в комедии Ж.-Б. Мольера.
Литература:
- Бордонов Ж. Мольер. – М., 1983.
- Молина Т. Севильский озорник, или Каменный гость // Испанский театр. – М., 1969 (Библиотека всемирной литературы – БВЛ), т. 39.
- Гликман И. Мольер. – М.-Л., 1966.
- Белоусов Р. С. Герои до встречи с писателем. (Любое издание)
- Штейн А. Л. На вершинах мировой литературы. (Любое издание)
- Нусинов И. М. История литературного героя. (Любое издание).
- Мультатули В. М. Мольер. (Любое издание).
- История всемирной литературы: в 9-ти т. – М., АНСССР, 1986-1990. – Т. 3 4.
- Нечаенко Д. Дон-Жуан // Литература, 1995. – № 7. С. 6.
- Багно В. Расплата за своеволие, или воля к жизни // Миф о Дон Жуане. – С-Пб., 2000. – С. 5-22.
- История западноевропейского театра: в 6-ти т. / Под ред. С. С. Мокульского. – М., 1956-1974.
- Обломиевский Д. Д. Французский классицизм. – М., 1968.
- Плавскин З. И. Испанская литература 17-середины 19 века. – М., 1978.
- Штейн А. Л. История испанской литературы. – М., 1994.
- Шайтанов Игорь. Барокко и классицизм: картина мира // Литература, 2000, №8. – С. 5-12.
ПЛАН
ПЗ № 4 — 2 часа
Особенности
сатиры Д. Свифта в романе “Путешествия
Гулливера”
1. Сатира
как вид комического.
2. Композиция
романа Свифта, ее функция.
3. Критика
общественно-политической жизни Англии:
государственный строй, королевская
власть, политика войн, законы, религия,
мораль (привести примеры). Критика
аристократии и основ буржуазного строя
(привести примеры).
4. Роль фантастики
и ее особенности.
5. Прием остранения
в романе.
6. Положительный
общественный идеал Д. Свифта и его
ограниченность. Изображение общественного
устройства в стране великанов и
гуигнгнмов, нравственный облик обитателей
островов.
7. Дефо и Свифт
во взгляде на человеческую природу:
йеху и Робинзон.
8. Образ Гулливера,
его функции в каждой части романа.
Авторское отношение к герою.
Литература:
1. Левидов М.
Путешествие в некоторые отдаленные
страны мысли и чувства Дж. Свифта. – М.,
1964. // http://az.lib.ru/l/lewidow_m_j/text_0010.shtml
2. Нерсесова М.
Дж. Свифт. – М., 1967.
3.
Муравьев В. Дж. Свифт. – М. 1968.
4. История
всемирной литературы в 9-ти т. – М.,
АНСССР. – Т. 5.
5. Джонатан Свифт
(Jonathan Swift, 1667-1745) // Михальская Н.П., Аникин
Г.В.: История английской литературы
//http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/mihalskaya-anikin-angliya/jonathan-swift.htm
6.История зарубежной
литературы XVIII
в. Под ред. З. И. Плавскина. - М., 1991.
7. Мисюров
Н.Н. История западноевропейской
литературы. Классицизм. Просвещение.
Романтизм: учебное пособие. - М.: Флинта,
2012.
ПЛАН
ПЗ № 5 — 2 часа
Основные
мотивы поэзии Роберта Бёрнса
1.
Жизненный и творческий путь поэта.
2. Основные мотивы
лирики Роберта Бернса (проанализировать
стихотворения разной тематики, выявив
тему, особенности композиции, художественные
средства, идею). Для анализа рекомендуются
следующие стихи: “Честная бедность”,
“Джон Ячменное Зерно”, “Дерево свободы”,
“Песня” (“Ты свисти – тебя не заставлю
я ждать…”), “Поцелуй”, “Пробираясь
до калитки…”, «Босая девушка» и др.
3. Связь произведений
Р. Бернса с фольклорной традицией.
4. Жанровое
своеобразие поэзии Р. Бернса.
Литература:
1. История всемирной
литературы в 9-ти т. – М., АНСССР. – Т. 5.
2. Колесников Б.
И. Традиции и новаторство в шотландской
поэзии 16-18 вв. – М., 1970. – С. 9-56.
3. Бернс Р.
Стихотворения. Поэмы. Шотландские
баллады. – М., 1976.
4. Райт-Ковалева
Р. Предисловие // Бернс Р. Стихотворения.
Поэмы. Шотландские баллады. – М., 1976.
5. Шайтанов Игорь.
Сентиментализм // Литература, № 3, 2002. –
С. 5-12.
6. История
зарубежной литературы XVIII
в. Под ред. З. И. Плавскина. - М., 1991.
План
ПЗ № 6 - 2 часа
Философская
повесть Вольтера “Кандид”
1.
Философия Лейбница как основа повести.
Критика теории оптимизма.
2. Признаки жанра
философской повести и их воплощение в
произведении.
3. Принципы
классицизма и их воплощение в повести
Вольтера.
4. Образная система
повести:
а) образ
Панглоса, приемы создания образа,
авторское отношение к герою и способы
его выражения;
б) образ Мартена,
его идейная функция в повести;
в) образ Кандида,
его роль в раскрытии идеи повести.
5. Образ утопической
страны Эльдорадо и его функция в повести.
Вспомните известные вам утопии и
сопоставьте с Эльдорадо, выявив общее
и различное.
6. Идея произведения,
ее выявление через сюжет и композицию.
7. Философская
повесть Вольтера “Кандид” как
произведение эпохи Просвещения.
Литература:
1. Артамонов С.
Вольтер. М., 1954. – С. 126-128.
2. Державин К. Н.
Вольтер. – М., АНСССР, 1946. – С. 300-305.
3. Артамонов С.
Философские повести. – М., 1960. – С.
328-340.
4. История всемирной
литературы в 9-ти т. – М., АНСССР, 1986-1990.
– Т. 5. (ст. о Вольтере).
5. Ермоленко Г.
Н. Формы и функции иронии в философской
повести Вольтера//
XVIII
век: Искусство жить и жизнь искусства.
- М., 2004. // http://www.philology.ru/literature3/ermolenko-04.htm
6. Михайлов В.
Вольтер после 1749 года (История всемирной
литературы. Т. 4 //
http://feb-web.ru/feb/ivl/vl5/vl5-1192.htm
7. Кабанова И. В.
Философская повесть: “Кандид” Вольтера
//
http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/kabanova/kandid-voltera.htm
8. Вольтер
(1694-1778) // История французской литературы.
К.Ловернья-Ганьер, А.Попер, И.Сталлони,Ж.Ванье
//
http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/istoriya-francuzskoj-literatury-lgpsv/volter.htm
9. История
зарубежной литературы XVIII
в. Под ред. З. И. Плавскина. - М., 1991.
10. Мисюров
Н.Н. История западноевропейской
литературы. Классицизм. Просвещение.
Романтизм: учебное пособие. - М. : Флинта,
2012.
11. Никольский Е.
В. К вопросу о жанровой специфике
философской прозы //
http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-zhanrovoy-spetsifike-filosofskoy-prozy
Тема
№ 7 — 4 часа
Философская
трагедия И. В. Гете “Фауст” (Ч. I)
План:
- История создания трагедии.
- Композиция произведения и ее функции.
- Смысл “Пролога на небесах” как идейной завязки трагедии.
- а) взгляд автора на человека, Господа, Мефистофеля;
- б) параллели с библейской Книгой Иова; суть спора Господа и Мефистофеля
4.Фауст и проблема
познания
- а) причины неудовлетворенности Фауста;
- б) в чем проявляется раздвоенность героя?
- в) Вагнер и Фауст: смысл сопоставления;
- г) роль сцены “У городских ворот”; ее художественные особенности.
5. Образ Мефистофеля;
идея договора с Фаустом.
6. Место образа
Маргариты в идейных исканиях Фауста.
7. Идейный смысл
заключительной сцены 1 части трагедии.
Литература:
1.
Мифы народов мира в 2-х тт. М., 1998. Т. 1
(Дьявол), Т. 2 (Сатана, Черт).
2. История о
докторе Иоганне Фаусте // Немецкие шванки
и народные книги 16 века. М., 1990. С. 504- 616.
3. Вильмонт Н.
Гете. М., 1959.
4. Тураев
С. Гете в школе. М., 1950. С. 80-117.
5. Аникст А. А.
Гете и “Фауст”. М., 1983.
6. Аникст А. “Фауст”
Гете. М., 1979.
7. Исаева Е. В.
Методические указания для студентов
стационара и ОЗО филологического
факультета по подготовке к практическим
занятиям по курсу “История зарубежной
литературы XVII-XVIII
веков”. – Елец, 2005.
8. Плаксицкая Н.
А. История зарубежной литературы
XVII-XVIII
веков: практикум. — Елец: ЕГУ им. И. А.
Бунина, 2009.
9.
История зарубежной литературы XVIII
в. Под ред. З. И. Плавскина. —
М., 1991.
© Елена Исаева
Комментариев нет:
Отправить комментарий