Обязательные
художественные тексты:
- 1. Стендаль. Красное и черное. Пармская обитель.
- 2. Бальзак О. Гобсек. Отец Горио. Шагреневая кожа.
- 3. Мериме П. Души чистилища. Этрусская ваза. Двойная ошибка. Кармен. Матео Фальконе. Арсена Гийо и др. новеллы. 3-4 новеллы на выбор.
- 4. Диккенс Ч. Домби и сын. Приключения Оливера Твиста.
- 5. Теккерей У. Ярмарка тщеславия.
- 6. Остин Д. Гордость и предубеждение. Эмма. (Один роман на выбор).
- 7. Бронте Ш. Джейн Эйр.
- 8. Бронте Э. Грозовой перевал.
- 9. Флобер Г. Госпожа Бовари.
- 10. Бодлер Ш. Цветы зла.
- 11. Шторм Т. Иммензее. Всадник на белом коне и др. новеллы.
- 12. Гейне Г. Германия. Зимняя сказка.
- 13. Уитмен У. Листья травы.
Вопросы к зачету:
1.
Реализм как художественный метод и
литературное направление в зарубежной
литературе 19 века. Особенности европейского
реализма XIX века.
2.
Новеллистика П. Мериме: проблематика,
композиция, характер. Анализ одного
произведения об экзотических народах
на выбор студента.
3.
Новеллистика П. Мериме: проблематика,
композиция, характер. Анализ одного
произведения о жизни европейцев на
выбор студента.
4.
«Души чистилища» П. Мериме как вариация
«вечного образа» Дон-Жуана.
5.
Жизнь и творчество Ф. Стендаля. Особенности
мировоззрения и эстетики Стендаля.
Статья «Расин и Шекспир».
6.
Проблематика и художественные особенности
романа Стендаля «Красное и черное».
7.
Образ Жюльена Сореля в романе Ф. Стендаля
“Красное и черное”.
8.
Проблематика и художественные особенности
романа Ф. Стендаля “Пармская обитель”.
9. Проблематика
и художественное своеобразие новеллы
Ф. Стендаля «Ванина Ванини».
10.
Замысел, история создания и композиция
«Человеческой комедии» Бальзака.
11.
“Отец Горио” О. де Бальзака — сюжетный
узел “Человеческой комедии”. Тема
утраченных иллюзий в романе О. де Бальзака
“Отец Горио”.
12.
Шекспировские мотивы в романе О. де
Бальзака «Отец Горио».
13.
Отражение эпохи Реставрации в повести
О. де Бальзака “Гобсек”.
14.
Образ Гобсека в одноименной повести О.
де Бальзака.
15.
Проблематика и художественные особенности
романа О. де Бальзака “Шагреневая кожа”.
Философское содержание романа.
16.
Творчество Г. Флобера. “Объективный
стиль” Г. Флобера и его воплощение в
романе “Госпожа Бовари”.
17.
Образы Эммы Бовари и Шарля Бовари в
романе Г. Флобера “Госпожа Бовари”.
18.
Творчество Ш. Бодлера: художественное
своеобразие цикла стихотворений “Цветы
зла”.
19.
Особенности мировоззрения и творческого
метода Диккенса. Творческий путь. Роман
Ч. Диккенса “Приключения Оливера
Твиста”: проблематика и художественное
своеобразие.
20.
Творчество Ч. Диккенса: роман “Домби и
сын” (смысл заглавия, проблематика,
композиция, образная система).
21.
Творчество Дж. Остин как специфическое
явление в английской литературе начала
19 века. Анализ одного романа на выбор
студента.
22.
Английский «женский роман». Проблематика,
художественные особенности: Д. Остин,
Ш. Бронте, Э. Бронте.
23.
Особенности сатиры Теккерея в романе
«Ярмарка тщеславия». Смысл заглавия и
подзаголовка, особенности композиция.
24.
Система образов романа У. Теккерея
«Ярмарка тщеславия». Образы Эмилии и
Ребекки.
25. Немецкая
литература второй половины XIX века. Образ
лирического героя и сатирическая критика
немецкой действительности в поэме Г.
Гейне «Германия. Зимняя сказка».
26.
Немецкая литература второй половины XIX века.
Творчество Т. Шторма. Лирические новеллы
Т. Шторма. Анализ двух произведений на
выбор студента.
27.
Проблематика и система образов романа
Ш. Бронте «Джейн Эйр».
28.
Специфика конфликта и художественные
особенности романа Э. Бронте «Грозовой
перевал».
29.
Американская литература середины 19
века: периодизация, направления, школы,
проблематика произведений.
30.
Сборник У. Уитмена «Листья травы»:
художественные особенности.
1.
Гиленсон Б.А. История
зарубежной литературы XIX века: учебное
пособие для студентов учреждений высшего
профессионального образования - М. :
Академия, 2012.
2.
Проскурнин Б.М., Яшенькина Р. Ф. История
зарубежной литературы XIX в.: Западноевропейская
реалистическая проза. Учебное пособие.
— 4-е изд. — М.: Флинта, 2008.
3. Букаты
Е. М. История
зарубежной литературы второй трети XIX
века: учебное пособие. НГТУ,
2010 // http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=228949
Дополнительная
литература:
1. Белобратов
А. В. История западноевропейской
литературы XIX
века: Франция, Италия, Испания, Бельгия;
Учебник для ВУЗов / А. В. Белобратов, А.
Г. Березина, Л. Н. Полубояринова. 2-е изд.
— М.: Высшая школа, 2003.
2.
Белобратов А. В. История западноевропейской
литературы XIX
века: Германия, Австрия, Швейцария;
Учебник для ВУЗов / А. В. Белобратов, А.
Г. Березина, Л. Н. Полубояринова. 2-е изд.
— М.: Высшая школа, 2003.
3.
Зарубежная литература XIX века:
Практикум. М.: Флинта: Наука, 2002.
4.
Елизарова М. А., Колесников Б. И. История
зарубежной литературы XIX века.
– М., 1972.
5.
История зарубежной литературы XIX века
/ Под ред. Соловьевой Н. А. – М., 1991.
6.
История зарубежной литературы XIX века.
Ч.II.
/ Под ред. Михальской Н. П. – М., 1991.
7.
История зарубежной литературы XIX века.
Реализм. Хрестоматия историко-литературных
материалов. – М.. 1990.
8.
История зарубежной литературы XIX века.
Т.2.М., 1991.
9.
Карельский А. От героя к человеку. Два
века западноевропейской литературы.
М., 1990.
10. Рабинович
В. С. История
зарубежной литературы XIX века: Романтизм:
учебное пособие. Издательство
Уральского университета, 2014
// http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=275944.
Планы
семинаров и ПЗ:
План
ПЗ № 1 Способы создания образа героя и
эпохи в повести О. де Бальзака “Гобсек”
– 2 часа.
1.
Время создания повести и эпоха,
изображенная в ней. Показ в ней социальных
сил эпохи (роль дворянства, финансового
капитала).
2.
Какой предстает действительность в
повести? Есть ли в ней указание на то,
что деньги правят всем обществом?
3.
Особенности композиции повести, фабула
и сюжет.
4.
Образ Гобсека
а)
социально-историческое значение образа
ростовщика. Насколько его фигура
характерна для изображаемого времени?
б)
прошлое и настоящее Гобсека. Стилистическая
окраска изображения жизни Гобсека в
настоящем и прошлом. В чем разница?
в)
портрет Гобсека и его жилище (подробно
проанализировать отрывок повести со
слов: “ Мне придется рассказать вам об
одном действующем лице моей повести...”
до слов: “...совсем как скала и прилепившаяся
к ней устрица”.
г)
высокое и низкое в образе Гобсека.
Характеристика героя. Стилевое оформление
речи Гобсека о самом себе. Соответствует
ли представление Гобсека о самом себе
его действительной жизни?
д)
развивается ли образ Гобсека? В какой
мере его судьба и характер получают в
повести объяснение? романтическое и
реалистическое в образе Гобсека;
е)
сравните Гобсека и Плюшкина: что общего,
чем отличаются образы?
5.
Образ Дервиля и функция “рассказа в
рассказе”.
6.
Способы выражения авторского отношения
к образу Гобсека.
ЛИТЕРАТУРА:
- 1. Проскурнин Б.М. История зарубежной литературы XIX века: Западноевропейская реалистическая проза. Учебное пособие. — 4-е изд. — М.: Флинта, 2008. - С. 82-93.
- 2. Белобратов А. В. История западноевропейской литературы XIX века: Франция, Италия, Испания, Бельгия; Учебник для ВУЗов / А. В. Белобратов, А. Г. Березина, Л. Н. Полубояринова. 2-е изд. — М.: Высшая школа, 2003.
- 3. История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Соловьевой Н. А. — М., 1991.
- 4. Реизов Б. Г. Французский роман XIX века. — М., 1969.
Семинар № 2
Новеллистика
Проспера Мериме: проблематика и
художественные особенности — 2 часа
- Жизненный и творческий путь Мериме. Эстетические принципы.
- Тематическое своеобразие новелл П. Мериме.
- Новеллы о жизни экзотических народов. Нравственная проблематика, особенности развития конфликта. Способы создания образов героев.
- Новеллы о жизни европейского общества. Нравственная проблематика, особенности развития конфликта. Способы создания образов героев.
Литература:
- Проскурнин Б.М. История зарубежной литературы XIX века: Западноевропейская реалистическая проза. Учебное пособие. — 4-е изд. — М.: Флинта, 2008. - С. 64-80.
- Виппер Ю. Б. Мериме // История всемирной литературы: В 9 т. - М., 1989. Т. 7. С. 407-440.
- Смирнов А. Проспер Мериме и его новеллы // Мериме П. Новеллы. М.: Худ. Лит, 1978.
Семинар
№ 3
Английский
женский роман 19 века. Творчество Ш.
Бронте и Э. Бронте - 2 часа
План:
- Жизнь и творчество сестер Шарлотты и Эмилии Бронте.
- Специфика тематики и проблематики романов.
- Вопросы религии, морали и нравственности в романе Ш. Бронте «Джейн Эйр».
- Художественные особенности романа Ш. Бронте.
- Специфика образности и жанровые особенности романа «Грозовой перевал».
- Романтические и реалистические элементы поэтики в романе Э. Бронте «Грозовой перевал».
Литература:
- Михальская Н.П., Аникин Г.В.: История английской литературы
Шарлотта Бронте, Эмили Бронте, Энн Бронте // http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/mihalskaya-anikin-angliya/bronte.htm - Викторианство как феномен культуры (История зарубежной литературы XIXвека: Учебное пособие / Соловьева Н. А., Грешных В. И. и др. - М.: высшая школа, 2007) // http://readeralexey.narod.ru/ENGLIT/Victorianism.htm
- Шамина Н. В. Женская проблематика в викторианском романе 1840 - 1870-х годов: Джейн Остен, Шарлотта и Эмили Бронте, Джордж Элиот //http://www.dissercat.com/content/zhenskaya-problematika-v-viktorianskom-romane-1840-1870-kh-godov-dzhein-osten-sharlotta-i-em
- Проскурнин Б. М. Новый человек и новое время в романе Ш. Бронте и «Джейн Эйр»// http://www.rfp.psu.ru/archive/4.2009/proskurnin.pdf
- Гениева Е. Ю. Развитие критического реализма // http://feb-web.ru/feb/ivl/vl6/vl6-1132.htm
7. Проскурнин Б.М., Яшенькина Р. Ф. История зарубежной литературы XIX века: Западноевропейская реалистическая проза. Учебное пособие. — 4-е изд. — М.: Флинта, 2008.
ПЗ №
4 — 2 часа
Художественное
своеобразие цикла стихотворений Ш.
Бодлера: “Цветы зла”
План:
- Место сборника «Цветы зла» в творчестве Ш. Бодлера.
- Эстетические принципы Ш. Бодлера.
- Композиция сборника, микроциклы.
- Романтические мотивы в цикле «Цветы зла».
- Тема природы и города в цикле.
- Тема поэта и поэзии в сборнике.
- Вечные образы в стихах Ш. Бодлера.
- Анализ стихотворений «Альбатрос», «Вечерняя гармония», «Падаль» и др.
Литература:
1.
Бодлер Ш. Цветы зла. М., 1970. (Любое издание).
Или http://lib.ru/POEZIQ/BODLER/flowers.txt
2.
Бодлер Ш. Об искусстве. М., 1986.
3.
Зарубежная литература XIX века:
Практикум. - М.: Флинта: Наука, 2002. С.
320-340.
4.
Нольман М. Л. Шарль Бодлер. Судьба.
Эстетика. Стиль. М., 1979.
5.
Алексеев В. В. Шарль Бодлер. Цветы зла.
// http://samlib.ru/a/alekseew_wadim_wiktorowich/bodler.shtml
ПЗ
№ 5 — 2 часа
Художественные
особенности поэмы Г. Гейне «Германия.
Зимняя сказка»
1.
История создания поэмы.
2.
Найти и указать объекты политической
сатиры.
3.Выделить
главные формы сатирического обличения
и определить место сатирических частей
произведения в композиции поэмы.
4.
Особенности положительного идеала
поэта В каких песнях поэмы он воплощен?
Способы выражения положительного идеала
в поэме.
5.
Образ лирического героя. Его особенности
и роль в композиции поэмы.
Литература:
1.
Гиджеу С. Генрих Гейне. М., 1962. С. 283-290.
2.
Пронин В. А. Стихи, достойные запрета. Судьба
поэмы Генриха Гейне «Германия. Зимняя
сказка». — М. 1986. //
http://lib.rus.ec/b/270166/read
- Методические рекомендации к ПЗ № 1
Первое
занятие посвящено реалистической
повести О. де Бальзака “Гобсек”. Малый
объем произведения позволяет подробно
разобрать все способы создания образа
и выявить реалистические приемы. Вопросы
1 и 2 требуют обращения к характеристике
эпохи Реставрации феодализма во Франции,
когда политическая и социальная
власть номинально находилась в руках
дворянства, но фактически жизнью общества
управляли деньги и их владельцы
(рекомендуется обратиться к учебникам
истории и исторической энциклопедии).
В качестве такого незримого и незаметного
властителя мира предстает в произведении
ростовщик Гобсек.
Именно
образ Гобсека — предмет рассмотрения
в рамках практического занятия, где
главным является художественный текст,
наличие которого необходимо у каждого
студента. Подробно рассматривается
портрет героя, рассказ Дервиля о его
прошлом и настоящем, описание жилища и
самого образа жизни ростовщика-философа.
В ходе анализа образа предполагается
проведение параллелей с реалистическим
образом скряги Плюшкина из поэмы Н. В.
Гоголя “Мертвые души”. При возможности
студентам рекомендуется использовать
фрагменты текста Гоголя для сопоставления
героев.
Обращение
к композиции, фабуле и сюжету и рассмотрение
их соотношения позволит выявить
соотношение истории Гобсека и судеб
Дервиля, юного графа де Ресто и его
родителей.
Образ
рассказчика Дервиля заслуживает особого
внимания: это тоже типичная для эпохи
Реставрации фигура — человек из третьего
сословия, который своими силами
поднимается из низкой доли, активно
трудится и играет важную роль в судьбе
семейства виконтессы де Гранлье. Важно
проследить, как к нему относятся в
богатом особняке и почему.
Особое
внимание следует обратить на финал
жизни Гобсека, выявить, какие черты
стали преобладающими в характере этого
незаурядного человека. Важно прочитать
описание комнаты умирающего Гобсека.
- Методические рекомендации к семинару № 2
- При подготовке вопроса 1 следует внимательно прочитать статьям в учебниках и электронных источниках, сделать конспект, обратив особое внимание на эстетические принципы, которыми руководствовался художник при создании произведений.
- При подготовке вопроса 2 также можно обратиться к материалам из рекомендованных источников.
- Вопросы 3 и 4 предполагают проведение комплексного анализа новелл, относящихся к различным тематическим группам. Особенно полезным будет при подготовке вопроса 3 источник № 4 (статья Косикова Г.).
- Методические рекомендации к семинару № 3
- Данный семинар обычно не вызывает у студентов трудностей, как в его рамках рассматриваются достаточно увлекательные романы сестер Бронте. Первый вопрос позволяет понять причины обращения Ш. и Э. Бронте к творчеству, их взгляды, воплотившиеся в произведениях.
- Естественно, что при подготовке вопросов целесообразно обращаться к материалам лекции по творчеству Дж. Остин, предшественницы сестер Бронте.
- Второй вопрос предполагает обзор всего творчества Ш. Бронте. Вопросы 3-4 предполагают анализ проблематики романа Ш. Бронте «Джейн Эйр» и выявление художественных особенностей. Здесь стоит обратить внимание на форму повествования, на композицию романа (выделите в нем тематические части, соответствующие различным этапам жизни главной героини), определите конфликт. Важно проследить, какими способами пользуется автор для создания образов героев (портрет, поступки, атмосфера тайны и пр.).
- Подобная работа должна быть проведена и с романом Э. Бронте «Грозовой перевал», чему посвящены вопросы 5-6.
- Большую помощь при подготовке к семинару окажут статьи, указанные в списке литературы к занятию.
- Методические рекомендации к семинару № 4
- При подготовке к занятия необходимо прочитать сборник стихотворений «Цветы зла», выделить отдельные микроциклы; выяснить при помощи литературной энциклопедии значение терминов «микроцикл», «лирический цикл», «мотив», которые будут использоваться в ходе занятия.
- Следует познакомиться со статьями в учебниках и пособиях и определить место цикла в творчестве поэта и его эстетические принципы. Определить, какое место занимаю в сборнике темы природы и города, поэта и поэзии.
- Нужно провести анализ отдельных стихотворений, выделяя в них вечные образы, мотивы и элементы романтической эстетики.
- Методические рекомендации к семинару № 5
- При подготовке к семинару следует вспомнить определение поэмы как жанра и выделить его характерные признаки в произведении Г. Гейне. По учебникам подготовить материал об истории создания поэмы (В какой период творчества обращается к замыслу автор? Какие цели преследует?)
- Уточнить по словарю литературоведческих терминов определение сатиры и ее составляющих, чтобы ответить на вопросы 2 и 3.
- Определить способы воплощения положительного авторского идеала. Выявить соотношение сюжетного и лирического начал и дать характеристику лирическому герою поэмы. Определить его функции в произведении.
Методические
указания по организации самостоятельной
работы
студентов
Самостоятельная
работа студентов основана прежде всего
на чтении обязательных художественных
текстов к курсу. Также самостоятельно
студентам предстоит изучить ряд вопросов,
которые не рассматриваются в ходе
лекционных, семинарских и практических
занятий. Основная рекомендация при их
освоении — знакомство с несколькими
источниками (учебниками и учебными
пособиями), так как подобный подход
обеспечит сопоставление разных трактовок
вопросов, а поиск точек соприкосновения
и расхождения позволит студентам
выделить доминанты.
Комментариев нет:
Отправить комментарий