Художественные
тексты:
Кретъен
де Труа. Ивейн, или Рыцарь со Львом //
Средневековый роман и повесть. М., 1974.
Роман
о Тристане и Изольде (в обработке Ж.
Бедье). М., 1955.
Фаблио:
Старофранцузские новеллы. М., 1971.
Песнь о Нибелунгах // Средневековый героический эпос. М., 1975.
Песнь о Роланде // Средневековый героический эпос. М., 1975.
Поэзия трубадуров // Песни трубадуров. М., 1979.
Поэзия труверов // Прекрасная Дама. М., 1984.
Поэзия миннезингеров // Прекрасная Дама. М., 1984.
Лирика
вагантов // http://www.vaganti.narod.ru/poetry/priziv.html
Вийон
Ф. Малое завещание. Большое завещание
(Баллада о дамах былых времен. Баллада
примет. Баллада истин наизнанку. Баллада
повешенных. Баллада поэтического
состязания в Блуа и др.) // Стихи. М., 1984.
Данте
Алигьери. Божественная комедия.
(Ад)
Петрарка
Ф. Книга песен. // Петрарка Ф.
Избранное. М., 1980.
Боккаччо
Дж. Декамерон (10 новелл, по 1 из каждого
дня).
Рабле
Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. М.,
1973. (Отрывки: Гл I-IX,
XIV-XV, XXIX
и др.)
Жизнь
Ласарильо с Тормеса.
Сервантес
М. дe. Дон Кихот.
Мор
Т. Утопия (Фрагманты).
Шекспир
Двенадцатая ночь, или Что угодно. Ромео
и Джульетта. Гамлет. Король Лир. Буря.
Сонеты.
Действо
об Адаме // Хрестоматия по зарубежной
литературе Средних веков.
Рютбёф.
Действо о Теофиле //Хрестоматия по
зарубежной литературе Средних веков.
- Вопросы к зачету:
- 1. Общая характеристика литературы средневековья.
- 2. Типологические черты и национальное своеобразие французского героического эпоса: “Песнь о Роланде”.
- 3. Типологические черты и национальное своеобразие немецкого героического эпоса: “Песнь о Нибелунгах”.
- 4. Рыцарская лирика средневековья: основные жанры, представители.
- 5. Средневековый рыцарский роман: циклы, сюжеты, герои.
- 6. Роман о Тристане и Изольде” как произведение бретонского цикла.
- 7. Жанровая система городской литературы средневековья. Городской эпос: фаблио, шванки.
- 8. Городской средневековый театр: разновидности пьес.
- 9. Городская литература средневековья: лирика вагантов.
- 10. Жизнь и творчество Данте Алигьери. Любовная лирика: “Новая жизнь”.
- 11. Божественная комедия” Данте как произведение переходной эпохи.
- 12. Жизнь и творчество Ф. Вийона. Основные мотивы лирики. Образ лирического героя.
- 13. Общая характеристика литературы эпохи Возрождения.
- 14. Возрождение в Италии. Общая характеристика.
- 15. Лирика Ф. Петрарки на итальянском языке. Основные мотивы “Книги песен”.
- 16 Жизнь и творчество Д. Боккаччо. “Декамерон” — образец ренессансной новеллистики.
- 17. Общая характеристика Возрождения во Франции. Его основные этапы и особенности.
- 18. Жизнь и творчество Ф. Рабле. Роман “Гаргантюа и Пантагрюэле”: народная смеховая культура и гуманистические идеи в романе.
- 19. Общая характеристика Возрождения в Испании. Его основные этапы и особенности.
- 20. “Жизнь Ласарильо с Тормеса” как первый образец жанра плутовского романа.
- 21. Жизнь и творчество М. де Сервантеса. Жанровое своеобразие “Дон Кихота”.
- 22. Сложность образа Дон Кихота — безумца, мудреца, чудака.
- 23. Образ Санчо Пансы. Его связь с фольклорной и народной смеховой традициями.
- 24. Общая характеристика Возрождения в Англии. Его основные этапы и особенности.
- 25. Жизнь и деятельность Т. Мора. “Утопия”: основные идеи и образы.
- 26. Жизнь и творчество У. Шекспира. “Шекспировский вопрос”. Общая характеристика творчества У. Шекспира: периодизация.
- 27. Основные темы сонетов Шекспира. Образы Смуглой Леди, Друга и лирического героя.
- 28. Ренессансное изображение человека и любви в комедии У. Шекспира “Двенадцатая ночь, или Что угодно”.
- 29. Гуманистический пафос трагедии В. Шекспира “Ромео и Джульетта”.
- 30. Отражение кризиса гуманизма в трагедии В. Шекспира “Гамлет”. Специфика конфликта, проблематика. Образ главного героя.
- 31. Столкновение идеала и действительности как источник трагической коллизии в “Короле Лире”.
- 32. Романтическая драма У. Шекспира “Буря”.
-
- Учебники и учебные пособия:
- 1. Зарубежная литература: Эпоха Возрождения. Учебное пособие для студентов филологических специальностей педагогических институтов. Сост. Б.И.Пуришев. 3-е изд., стереотип. - М. : Альянс, 2011.
- 2. Зарубежная литература средних веков: хрестоматия: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 032900 - русский язык и литература. Сост. Б.И.Пуришев. 3-е изд., исправ. - М. : Альянс, 2012.
- 3. Осьмухина О.Ю. От античности к XIX столетию : История зарубежной литературы: учебное пособие / Осьмухина, Ольга Юрьевна, Е. А. Казеева. - М. : Флинта, 2010.
- 4. Федотов, О.И. История западно-европейской литературы средних веков : Идеограммы, схемы, графики: учебник-хрестоматия / Федотов, Олег Иванович. - 5-е изд., исправ. - М. : Флинта, 2011.
- 5. Исаева Е. В. Зарубежная литература Средневековья и Возрождения: Курс лекций. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2014.
6.
Исаева Е. В. Практические и семинарские
занятия по зарубежной литературе
Средневековья и Возрождения.
Учебно-методическое пособие. - Елец: ЕГУ
им. И. А, Бунина, 2015.
7.
Сайт преподавателя: О книгах и фильмах
// elena-isaeva.blogspot.com
-
- Дополнительная литература:
- 1. Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2009.
- 2.. Шайтанов И. О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения: Учебник для студ. высш. учебн. заведений: В 2 т. Т. 1., Т. 2. М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001.
- 4. Ковалева Т. В., Лапин И. Л., Паньков Н. А. Литература средних веков и Возрождения. Минск, 1988.
- 5. Бурцев А.А История западноевропейской литературы средних веков и эпохи возрождения. М., 2008.
- 7. Пуришев Б. И. Литература эпохи Возрождения. Идея “универсального человека”. Курс лекций. М.: Высш. шк., 1996.
- 10. Алексеев М. П., Жирмунский В. М., Мокульский С. С.,. Смирнов А. А. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение: Учеб. для филол. спец. вузов. М.: Высшая школа, 1987.
- 11. Никола М.И., Попова М.К., Шайтанов И.О. История зарубежной литературы средних веков. Учебник для вузов. Юрайт, 2014.
-
- Интернет-источники:
-
-
1.
Алексеев М. П. и др.: История зарубежной
литературы. Средние века и Возрождение. Учеб.
пособие для филол. спец. ун-тов и пед.
ин-тов
Алексеев М. П., Жирмунский В. М., Мокульский С. С., Смирнов А. А.— 3-е изд.—М.: Высш. Школа, 1978 // http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/alekseev-izl-svv/index.htm -
- 2. Пуришев Б.И. "Литература эпохи Возрождения. Идея универсального человека"// http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/purishev/index.htm
-
- 3. Лапин И.Л., Голубович Н.В.: Учебно-методическое пособие. Зарубежная литература. Витебск, 2006 // http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/lapin-golubovich-posobie/index.htm
-
- 4. Мандель Б. Р. Всемирная литература: искусство слова в Средневековье и титаны эпохи Возрождения: Начало Нового времени: учебник для высших учебных заведений гуманитарного направления. - Москва — Берлин: Директ-Медиа, 2014 // http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=253621
-
- 5. Галустова О. В. Зарубежная литература. Конспект лекций: учебное пособие. А-Приор, 2011// http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=72700
-
- Материалы к семинарам
Семинар
№ 1
Ренессансное
изображение человека и любви в комедии
У. Шекспира “Двенадцатая ночь, или Что
угодно”
Цель
— выявить, как проявилось в пьесе
ренессансное начало, какие идеи эпохи
получили в ней воплощение.
Задачи
— совершенствовать навык анализа
драматических произведений (выявлять
и обосновывать элементы сюжета, давать
характеристики героям, определять тему
и идейное содержание); расширять
культурный кругозор.
План:
- Что такое комедия? Основные признаки.
- Почему произведение имеет такое странное заглавие?
- Выделите элементы сюжета. Обоснуйте свой выбор.
- В чем заключается конфликт?
- Характеры героев. Виола. Оливия. Себастьян. Орсино. Сравните поведение героев, добивающихся взаимности (привести цитаты).
- Какова любовь в изображении Шекспира? Что говорят о ней герои? (Привести цитаты).
- Функции второстепенных героев. Для чего драматург ввел в комедию компанию сэра Тоби?
- Какие эпизоды пьесы наиболее комичны? Кто из героев играет (ведет себя неестественно) и почему?
- Что осмеивается в комедии? Это комедия характеров или комедия положений?
- Какие идеи Возрождения получили воплощение в комедии?
- Воплощение комедии в экранизациях. Подготовить рецензию на одну из постановок.
Семинар
№ 2
Гуманистический
пафос трагедии В. Шекспира “Ромео и
Джульетта”
Цель
— выявить художественное своеобразие
шекспировской трагедии, причины
популярности произведения и интерпретации
именно этой версии истории о влюбленных
в других видах искусства.
Задачи
— совершенствовать навык анализа
драматического произведения, умение
сопоставлять произведения разных видов
искусства; расширять кругозор, развивать
эстетическую восприимчивость, формировать
интерес к творчеству Шекспира.
План:
- Источники сюжета о влюбленных (Овидий “Метаморфозы” — “Пирам и Фисба”, новелла Банделло и др.).
- Функции Пролога.
- Выделите элементы сюжета.
- Образы главных героев. Мотивы их поступков. Речь Ромео и Джульетты. Обратить внимание, как высказывается Ромео о любви до знакомства с Джульеттой. Как любовь воздействует на героев: как они ведут себя до и после знакомства?
- Конфликт в трагедии.
- Образ враждующего мира.
- Идейный смысл пьесы.
- История Ромео и Джульетты в мировом искусстве: иллюстрации к пьесе, музыка, киноверсии, мюзикл.
Литература:
- Аникст А. А. Творчество Шекспира. М., 1963.
- Аникст А. А. Шекспир. Ремесло драматурга. М., 1974.
- Учеб. пос. для студ. филол. спец. пед. ин-тов. Сост. Б. И. Пуришев. Изд. 2-е. М. 1976. С. 146-175.
- Берковский Н. Я. “Ромео и Джульетта”. Трагедия Шекспира // Шекспир У. Пьесы. Сонеты. М.: ООО “Издательство АСТ”: ООО “Агентство “КРПА “Олимп”, 2002. С. 671-693. Серия “Школа классики” — ученику и учителю.
- Ботвинник М. Н. Пирам // Мифологический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1991. С. 441.
- Бэлза С. Печальнейшая повесть на свете // Шекспир В. Трагедии. М., 2001. С. 5-11.
- Пинский Л. Е. Шекспир. Основные начала драматургии. М. 1971.
- Пуришев Б. И. Литература эпохи Возрождения. Идея “универсального человека”. Курс лекций. М.: Высш. шк., 1996.
- Смирнов А. “Ромео и Джульетта” (Примечания и комментарии) // Шекспир Вильям. Пьесы. Самара: Изд-во “АВС”, 2000. С. 630-638.
- Шайтанов И. О Шекспире, драматурге и поэте. // Шекспир У. Собрание сочинений в 8 томах. М.: “Интербук”, 1997. Т. 1. С. 8-36.
- Шайтанов И. О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения: Учебник для студ. высш. учебн. заведений: В 2 т. М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001. Т. 2. С. 24- 36.
- Шайтанов И. Истоки шекспировского жанра // Шекспир У. Пьесы. Сонеты. М.: ООО “Издательство АСТ”: ООО “Агентство “КРПА “Олимп”, 2002. С.5-24. Серия “Школа классики” — ученику и учителю.
Комментариев нет:
Отправить комментарий