По
преданию, родился и умер великий драматург
в один и тот же день — 23 апреля (1564-1616).
Родной город Шекспира — Стретфорд-на-Эвоне
располагался в центре Англии, а его отец
был зажиточным перчаточником, уважаемым
горожанином, которого несколько раз
выбирали на руководящие должности. До
наших дней сохранился дом, где жил
Шекспир, где он провёл юность и последние
четыре года. Известно, что будущий поэт
мог учиться в местной грамматической
школе. Он довольно рано женился и сразу
после рождения дочерей (вероятно, брак
был заключён не по любви, тем более жена
была старше его на 8 лет) покинул Стретфорд
и вместе с актёрской труппой отправился
в Лондон, мечтая о карьере актёра. Но
актёрские способности Шекспира были
ниже скромных, и он пробует сочинять
пьесы для театра. И вот в этом он добивается
успеха. Сюжеты своих произведений
Шекспир часто заимствовал у древних
авторов, итальянских писателей эпохи
Возрождения, переделывая их соответственно
вкусам английской публики. Всего им
создано 38 пьес, 2 поэмы, 154 сонета.
О
жизни самого У. Шекспира известно больше
легенд, чем конкретных фактов. В 1747 году
архивариус Джозеф Грин нашёл завещание
Шекспира из Стретфорда-на-Эвоне и был
потрясён духовным убожеством человека,
составившего его. Он подсчитал в доме
практически каждую ложку и вилку,
рассчитал проценты с имущества на
поколение ожидаемых наследников вперёд.
И ни слова не говорилось в завещании о
пьесах, стихах, рукописях, книгах, которые
обязательно должны были быть в доме
величайшего драматурга. Книги в то время
стоили слишком дорого, чтобы такой умный
человек, как Шекспир, не упомянул о них
хотя бы как о материальной ценности.
Своей супруге Шекспир завещал “вторую
по качеству кровать”.
Споры
вокруг личности великого драматурга
начались в середине XIX
в., когда знатоки литературы усомнились
в том, что выходец из многодетной семьи
малограмотного ремесленника — автор
бессмертных произведений. Ведь для их
создания необходимо было отлично знать
античную литературу, историю, право…
Не осталось ни одной рукописи, ни одного
прижизненного портрета гения, нет
достоверных свидетельств его обучения
в школе, наличия каких-либо книг в доме
его отца-перчаточника или в доме, где
до вступления в брак жила его мать.
Скудость
сведений о великом драматурге дала
повод к возникновению в середине XIX века
гипотезы, согласно которой автором
пьес, носящих имя Шекспира, был не актёр
Уильям Шекспир, а какое-то другое лицо,
пожелавшее скрыть свое подлинное имя.
Лицо это будто бы заключило договор с
Шекспиром,
который
за вознаграждение согласился выдавать
себя за автора пьес. Выдвигали разных
кандидатов на роль Шекспира: философа
Френсиса Бэкона, графа Рэтленда, графа
Дерби, даже Елизавету I
и др. “Антишекспиристы” считали, что
сын простого торговца, не получивший
университетского образования, не мог
написать такие гениальные произведения.
“Шекспировский вопрос” возник не из-за
скудости биографических сведений о
величайшем драматурге, а из-за полного
их несоответствия облику не только
личности гениальной, но личности
сколько-нибудь творческой.
Выяснилось,
что человек из Стретфорда-на-Эвоне,
которого считали автором величайших
произведений, в записях при крещении и
погребении обозначен как Шакспер, так
он подписывал и документы, известно
всего шесть его автографов. Шакспер
торговал солодом, давал деньги под
проценты, судился с должниками, вовремя
деньги не вернувшими, безжалостно их
преследовал. Он был пайщиком театральной
труппы, но о каком-либо участии его как
актёра достоверных свидетельств нет.
Дети Шакспера были неграмотны.
Надгробный
памятник Шекспира представлял собой
фигуру человека, чьи руки покоятся на
каком-то пухлом мешке (с шерстью или с
деньгами). Первоначально в его руках не
было пера и бумаги — атрибутов поэта.
Они появились на памятнике в начале
XVIII
века.
Шекспиристы
объясняют всё просто и логично: стоит
помнить о том, что великий поэт был
человеком своего времени, поэтому
старался вести дела не в убыток себе. В
XVI-XVII
веках английская орфография ещё не была
совершенной, поэтому фамилия Шекспира,
согласно найденным документам, имела
несколько вариантов написания. А самое
важное: невозможно было в условиях
театра того времени создавать пьесы
для конкретной труппы, не зная способностей
актеров, не присутствуя на репетициях.
Знатоки театра отмечают, что при
постановке в пьесы часто вносились
изменения, поэтому сложно представить
себе в роли автора драматических
произведений какого-либо человека, не
имеющего возможности постоянно
контактировать с труппой.
Отечественный
шекспировед Илья Гилилов (антишекспирист)
автором пьес и поэтического наследия
Шекспира считает аристократа: в
произведениях присутствует великолепное
знание воинского дела, придворного
этикета, нескольких иностранных языков,
античных мифов, придворной жизни. Ученый
обосновывает свои позиции так: последние
четыре года жизни Шекспир ничего не
писал. Почему? Именно
в 1612 году ушёл из жизни в возрасте 35 лет
Роджер Мэннерс, пятый граф Рэтленд, а
за ним добровольно последовала его жена
Елизавета Сидни, дочь великого поэта
Англии Филиппа Сидни. Можно сказать,
что Елизавета Рэтленд повторила судьбу
героини трагедии Шекспира “Ромео и
Джульетта” — приняла яд и последовала
за супругом. И. Гилилов отмечает, что в
дворцовых книгах Рэтлендов им найдена
запись, сделанная дворецким где-то в
начале 1613 года, об уплате владельцам
театра “Глобус” Бербеджу и Шаксперу
по 44 шиллинга золотом “за импрессу
моего лорда” — то есть за представление
личности графа Рэтленда. Концепция И.
Гилилова изложена в его книге “Игра
об Уильяме Шекспире, или Тайна великого
феникса”.
Однако
и в лагере шекспиристов не прекращаются
работы, отстаивающие иную концепцию. В
2013 году в серии ЖЗЛ (жизнь замечательных
людей) вышла книга Игоря Шайтанова
“Шекспир”, в которой учёный отстаивает
правоту шекспиристов. Кто бы ни скрывался
под именем Шекспира, читатели продолжают
наслаждаться его творениями.
Творчество
У. Шекспира
отразило
эволюцию европейского гуманизма в
концентрированном виде.
В нём принято выделять три периода:
1)
1591-1601 гг. Для Англии это годы экономического
подъёма и расцвета национального
самосознания, связанного с победами
над Испанией.
Атмосфера роста и процветания государства
обусловила оптимистический характер
литературы, писатели этого времени
верят
в осуществимость идеалов гуманизма. В
этот период Шекспир создаёт
сонеты, семь из восьми исторических
хроник, трагедию “Ромео
и Джульетта”, в финале которой, несмотря
на гибель юных героев,
звучит оптимистическая нота, связанная
с примирением двух враждующих
семейств. Наиболее характерными для
раннего творчества
Шекспира можно считать светлые,
жизнеутверждающие комедии “Укрощение
строптивой”, “Двенадцатая ночь”,
“Много шума из
ничего”, “Сон
в летнюю ночь”,
“Виндзорские
насмешницы”.
2) 1601-1608
гг. В это время королевская власть уже
мешает капиталистическому
развитию.
В Англии начинается борьба между
буржуазией и абсолютизмом. Всё ярче
проявляются противоречия нового мира.
Творчество Шекспира второго периода
отражает кризис гуманизма
— утрату веры в возможность воплощения
гуманистических идеалов в реальном
мире. Писатель ставит и решает проблемы
большого трагического
звучания.
Основа трагизма Шекспира — несовместимость
идеалов Возрождения
и современной ему действительности.
В это время он создаёт великие трагедии
“Гамлет”, “Король Лир”, “Отелло”,
“Макбет”.
3)1608-1612 гг. В условиях общественной
реакции и кризиса гуманизма Шекспир
сохраняет верность высоким гуманистическим
принципам.
Осознавая невозможность их осуществления
в реальной действительности,
он прибегает в произведениях этих лет
к сказочным
мотивам и утопическим ситуациям и
создаёт
трагикомедии “Перикл”, “Цимбелин”,
“Зимняя
сказка”, “Буря”. В
пьесах
третьего периода картины реальной
действительности соединяются со
сказочными, фантастическими элементами,
судьбы героев часто зависят не от них
самих или окружающих обстоятельств,
а от игры случайностей, вмешательства
волшебства. Автору важно было показать
восстановление утраченной гармонии,
но сделать своими силами его герои
этого не могли, поэтому драматург
прибегает к сказочным элементам.
© Елена Исаева
Комментариев нет:
Отправить комментарий