четверг, 2 июня 2011 г.

Заметки о Дон-Кихоте (Роман М. де Сервантеса Сааведра "Дон-Кихот Ламанчский")

Дон-Кихот путей не выбирает,
Росинант дорогу сам найдет.
Доблестного враг везде встречает,
С ним всегда сразится Дон-Кихот.
Федор Сологуб


   На заре 17 века появились на горизонте Испании две странные фигуры: нескладный, тощий рыцарь на таком же тощем и нескладном коне и толстенький, кругленький оруженосец на упитанном ослике. Они пришли в литературу, чтобы надолго стать олицетворением человеческой восторженности, благородства, честности, отзывчивости и доверчивости. Вот так рядом и идут они сквозь века, вызывая порою насмешки, порою восхищение, порою сочувствие, а иногда недоумение.
   Человек, придумавший их, жил в Испании с 1547 по 1616 г. Звали его Мигель де Сервантес Сааведра. Кто он? И что это было за время?
   
   Вся Европа с 13 по 17 века переживала особый период в развитии культуры и литературы, период подъема творческой энергии живописцев, скульпторов, писателей, поэтов, мыслителей. Он получил название ВОЗРОЖДЕНИЕ; это означало, что искусство, философия, культура Античности (древних Греции и Рима) вновь вызывает интерес ученых и широкой публики. Главной ценностью мира мыслители эпохи а их называли ГУМАНИСТАМИ (от лат. humanus человек) объявили человека. По их мнению, человек должен быть честным, добрым, умным, развитым всесторонне, духовно и физически, свободным. Они хотели всех людей видеть такими. Этот идеал получил воплощение в великолепных полотнах Леонардо да Винчи, Рафаэля, Боттичелли и Микеланджело, в скульптурах и литературных произведениях.
   Но темные силы эпохи, не желающие раскрепощения человека, противились воплощению гуманистического идеала, делали все, чтобы не допустить свободного и гармоничного развития личности. И к концу 16 началу 17 века ощущается невозможность осуществления гуманистических идеалов кризис гуманизма. Люди перестали верить в Добро, Справедливость, Честность. В это время и создает Сервантес свой роман.
   Жизнь этого человека отразила и лучшее, и худшее в эпохе. Отец Сервантеса   обедневший идальго (дворянин) зарабатывал на жизнь постыдным для его звания ремеслом лекаря. Недостаток средств помешал его сыну Мигелю получить хорошее образование, но будущий писатель смог все же закончить университет. Позже Мигель де Сервантес Сааведра служит в армии, в одном из сражений он был ранен в левую руку, которая навсегда осталась увечной. Возвращаясь домой на корабле, он попадает в плен к алжирским пиратам. А так как у Сервантеса были рекомендательные письма к королю, его посчитали очень важной особой и потребовали слишком большой выкуп. Пять лет томился будущий автор “Дон-Кихота” в плену, четырежды предпринимал попытки побега, чем вызвал восхищение и уважение как среди пленников, так и у своих стражей. Лишь в 1585 году его наконец выкупил один монашеский орден.
   Дома Сервантес нашел разоренную семью, а о его военных заслугах уже никто не помнил. Он зарабатывает на жизнь в качестве комиссара по закупке продовольствия. Доверив казенные деньги одному банкиру, сбежавшему с ними, будущий писатель попадает в тюрьму. Позже, работая сборщиком недоимок, жалея бедняков, из-за недостачи он снова оказывается в тюрьме. Именно там он и задумал свой роман. Опыт литературного творчества у Сервантеса уже был, но именно его роман, первый том которого вышел в 1605 году, стал необычайно популярным, появился даже лже-Кихот. Какой-то автор захотел воспользоваться славой романа Сервантеса, поэтому Сааведра поспешил закончить второй том, который вышел в 1615 году.
   Через год после выхода второй части книги Сервантес покинул этот мир. Автор знаменитейшего романа умер в бедности, могила его затерялась, но герои Сааведра продолжают жить.
   Давайте попытаемся понять героев Сервантеса неразлучных Дон-Кихота и Санчо Панса. Итак...
   “В некоем селе Ламанчском, название которого у меня нет охоты припоминать, не так давно жил-был один из тех идальго, чье имущество заключается в фамильном копье, древнем щите, тощей кляче и борзой собаке... Возраст нашего идальго приближался к пятидесяти годам; был он крепкого сложения, телом сухопар, лицом худощав, любитель вставать спозаранку и заядлый охотник”. Так начинается роман, на первых страницах которого перед нами предстает главный персонаж. Герой зачитывается рыцарскими романами до такой степени, что и сам решает стать рыцарем.
   Рыцарь это человек дворянского звания, который защищает слабых и бедных от различных притеснений, который всегда готов поспешить на помощь. У рыцаря должен быть верный оруженосец, который помогает ему в трудных ситуациях. Обычно каждый рыцарь влюблен в Прекрасную Даму.
   Но наш герой стар, не красив, неуклюж, нелеп, смешон, так как время рыцарей давно прошло. Даже лошадь его смешная. Все понимают, что Дон-Кихот не рыцарь, но сам герой одержим стремлением совершать подвиги, творить Добро.
   Сервантес именно этого нелепого героя делает рыцарем, так как каждый имеет право быть рыцарем, для этого нужно быть благородным, смелым, добрым и справедливым. Нужно иметь в себе силы подняться на бой с несправедливостью, злом, насилием. Сам писатель вначале хотел cоздать пародию (пародия – снижение, переведение высокого в низкий, смешной план) на рыцарские романы, но его герой, задуманный как комический, вдруг полюбился читателям, к нему стали относиться серьезно. Герой ставит перед собой высокие цели: “искоренять всякого рода неправду...”
   Но для того, чтобы совершать подвиги и называться странствующим рыцарем, нужно пройти обряд посвящения. Герой проходит посвящение на постоялом дворе и, конечно же, он просто смешон, и все присутствующие это понимают. Алонсо Кихана здесь показан как единственный человек, всерьез воспринимающий рыцарство, верящий в необходимость защиты Добра и Справедливости. Он искренен, доверчив, трогателен в своей беззащитности перед злыми шутками окружающих.
   Итак, наш герой посвящен в рыцари, теперь он по праву может совершать подвиги. Дон-Кихот защищает пастушка Андреса, сражается с ветряными мельницами, готовится биться со львами, участвует в поединке с рыцарем Белой Луны.
   В истории с пастушком герой поступает благородно, он верит в обещание хозяина не обижать мальчика, в этом проявляется наивность Дон-Кихота, его вера в лучшие начала в человеке. Но история с маленьким пастухом оканчивается печально (хозяин жестоко избивает мальчика), так как Дон-Кихот доверчив, простодушен, честен, а Хуан Альдудо нет, он даже не стыдится использовать лучшие качества рыцаря, он далеко не так порядочен, как думает Дон-Кихот.
Подвиги героя бессмысленны в том мире и в то время, а спасение мальчика оборачивается новыми побоями в силу того, что люди, в которых верит наш герой, слишком злы и непорядочны. Поэтому пастушок Андрес и обвиняет своего спасителя.
   Люди смеются над героем, не понимая его благородных стремлений, издеваются над ним. Некоторые побаиваются его отваги (погонщик волов), практически все его обманывают, потешаются над ним, не воспринимают рыцаря серьезно.
Лишь Санчо Панса понимает Дон-Кихота и, хотя иногда посмеивается над ним, любит его, искренне расстраивается из-за поражений своего хозяина. Уже одно то, что Санчо решился отправиться с рыцарем на поиски приключений, говорит об их близости. Заглянем в текст: “Санчо заранее оплакивал гибель своего господина, ибо на сей раз нимало не сомневался, что быть ему в когтях; он проклинал судьбу и тот час, когда ему вспало на ум снова поступить на службу к Дон-Кихоту; впрочем жалобы и стоны не мешали ему нахлестывать серого, чтобы он быстрее удалялся от повозки”. Обратите внимание, в этом фрагменте автор иронизирует над Санчо, который одновременно боится за себя и за своего господина (Ирония насмешка).
Духовник герцога советует герою вернуться домой, не смешить людей, жить обычной жизнью. На что Дон-Кихот отвечает: “... я рыцарь и, коли будет на то воля всевышнего, рыцарем и умру”. И далее он говорит: “Я вступался за униженных, выпрямлял кривду, карал дерзость, побеждал великанов и попирал чудовищ, я неизменно устремляюсь к благим целям, а именно: всем делать добро и никому не делать зла”.
   Многие персонажи романа считают Дон-Кихота безумным, но он дает очень мудрые советы Санчо перед его губернаторством. Разве может глупец давать такие разумные советы? Автор хотел подчеркнуть глубину мыслей героя, его мудрость.
Но этот мудрый и благородный человек находится в конфликте с окружающим миром. Рыцарь и его оруженосец живут в своем особом мире, по своим законам; окружающие их не понимают и не ценят. Мир людей враждебен по отношению к Дон-Кихоту. Подвиги рыцарства никому не нужны. Между рыцарем и миром людей конфликт. Дон-Кихот и Санчо Панса это как бы один герой, противостоящий окружающим, живущий искренними порывами, желанием помогать нуждающимся.
   Противостояние героя и мира не может разрешиться, это возможно только в том случае, если Дон-Кихот станет таким же, как все, но этого никогда не произойдет, ибо герой верен себе: “...я рыцарь и, коли будет на то воля всевышнего, рыцарем и умру”.
   Санчо такой же чудак, он тоже свято верит в Добро, он подобно своему господину справедлив (вспомните его правление островом Баратория).
   Сервантес наделил Дон-Кихота многими положительными качествами:
герой  человек слова (вспомним договор с рыцарем Белой Луны);
добрый (заступается за обиженного пастушка);
щедрый (дает два золотых сторожу и погонщику);
верный (Дульсинее Тобосской) и своему призванию;
смелый (приключение со львами);
мудрый (дает дельные советы Санчо и другим героям);
воспитанный (знает, как себя вести с герцогом и дамами);
начитанный (в основном читал рыцарские романы);
активный (не может остаться при дворе герцога, так как ценит свободу и не любит праздности).
А еще он фантазер: верит в волшебников, ветряные мельницы принимает за великанов, то есть он в душе остается ребенком, доверчивым и ранимым, может быть, именно это и является причиной его конфликта с миром, который живет по “взрослым” законам.
   Рыцарь более всего ценит в жизни честь и свободу. (Именно свобода объявлялась одним из главных достоинств человека в эпоху Возрождения).
Очень важен для понимания образа главного героя следующий фрагмент текста: “Дон-Кихот между тем начинал тяготиться той праздною жизнью, какую он вел в замке; он полагал, что с его стороны это большой грех предаваясь лени и бездействуя, проводить дни в бесконечных пирах и развлечениях...” Сам рыцарь говорит: “Свобода, Санчо, есть одна из самых драгоценных щедрот, которые небо изливает на людей: с нею не могут сравниться никакие сокровища... Ради свободы, так же точно, как и ради чести, можно и должно рисковать жизнью...”
В герое можно увидеть своеобразное противоречие между внешними признаками рыцаря и внутренним содержанием: Алонсо Кихана никак не подходит под описание рыцарей, но его душа горит желанием защищать слабых, помогать обиженным, спасать нуждающихся. Внешне он комичен, порою смешон, но по своим взглядам и отношению к миру он самый настоящий рыцарь.
   Итак, Дон-Кихот человек, который мечтает о справедливости и добре для всех. Он активная натура и не может мириться со злом. Но трагедия его в том, что он одинок в своем стремлении (лишь Санчо Панса понимает его), а в одиночку исправить мир зла, лжи и лицемерия нельзя. Но он все же пытается; это делает его смешным в глазах окружающих, которые считают его безумным. Но ведь это подвиг, зная о своем одиночестве, сражаться за идею Добра. Поэтому Дон-Кихот и безумец, и чудак, и герой, и трагическая личность.
   Стихи русского поэта начала XX века Федора Сологуба очень точно указывают на основные черты нашего героя стремление помогать страждущим, сражаться за Справедливость и Добро.
   Они уходят, эти двое чудаков. Тот, кто имеет силы, пойдет следом, тот, кто сомневается, останется. Они уходят... смешной рыцарь и его забавный оруженосец, неся людям идею вечного стремления творить Добро и защищать обиженных...

Рисунок Юлии Бубновой
© Елена Исаева
© Юлия Бубнова

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Джованни Боккаччо. Сборник «Декамерон»

   Д. Боккаччо (1313-1375) был младшим современником Пет рарки. Вместе с ним он стал великим основопо ложником гуманистической культур...