Макс Фриш (1911-1991) — швейцарский писатель, автор романов, повестей, пьес. Одной из важнейших тем его творчества является тема свободного выбора, который совершает личность, определяя тем самым свою судьбу. Роман 1957 года “Homo Faber” посвящен этой теме.
В центре произведения — швейцарец, а теперь американский инженер, пятидесятилетний Вальтер Фабер, холостяк и эгоист, человек, лишенный сентиментальности, поклонник индустриальной цивилизации. Это достаточно холодный, спокойный, аккуратный господин, деловой человек, причем его деловитость проявляется даже в сфере личных отношений.
По форме роман представляет собой воспоминания главного героя о том, что произошло в последний период его жизни, а в связи с этим — возвращение в более отдаленное прошлое — к истории взаимоотношений Вальтера с еврейской девушкой Ганной, его возлюбленной. Писатель утверждает в романе мысль о том, что все в нашей жизни взаимосвязано, что любой поступок в прошлом имеет отзвук в последующих событиях, поэтому каждый обречен отвечать за совершенное или не совершенное когда-то.
Часть повествования — дневниковые записи героя (Фабер точно указывает даты), который рассуждает о разных вопросах, причем, записи эти порой обрывочные, как телеграфный текст — словно Вальтер спешил зафиксировать то, что приходило ему в голову. Обрывочными воспоминания героя становятся после рассказа о смерти Сабет, словно все, происходившее с Вальтером после этого, было не столь важно. Подробными и детальными его воспоминания являются в частях, где рассказывается о его путешествии с Сабет, в котором для героя происходит своеобразное «открытие мира». Непоследовательность изложения, сумбурность подчеркивают состояние повествователя, потрясенного странным стечением случайностей, пытающегося объяснить и порой оправдать те или иные свои поступки.
Уже в начале романа, в записях Вальтера, разбросаны намеки на трагический финал истории: “Я не верю ни в роковое стечение обстоятельств, ни в судьбу. (…) При чем здесь роковое стечение обстоятельств? Я согласен: не случись вынужденной посадки (2. IV) в Тамаулипасе, все было бы иначе. Я бы не познакомился с молодым Хенке, и, может быть, никогда ничего не услышал бы вновь о Ганне, и до сих пор понятия не имел бы о том, что я отец. (…) Возможно, и Сабет была бы жива”. Герой точно фиксирует дату, которая стала отсчетом истории.
Символично название романа “Homo Faber”, которое обычно не переводят с латыни. Заглавие сразу же вызывает в сознании читателей ассоциацию с известным выражением “homo sapiens” — человек разумный. Основное в Вальтере — разумность, рационализм: он далек от чувства, точнее, Фабер просто не способен к чувствам (в отношении к Ганне он осознает обязательства, долг; любовница Айви нужна ему лишь на время). “Я просил Ганну отнестись к этому по-деловому, но тщетно, она только мотала головой и плакала. Я ведь женюсь лишь для того, чтобы доказать, что я не антисемит, твердила она, и тут уж ничего нельзя было поделать. (…) Ганна, именно Ганна не хотела выходить за меня замуж, а у меня выбора не было — я не мог не ехать в Багдад, я был связан договором”. Фамилия Faber переводится как “созидатель, созидающий”, то есть название романа можно прочесть и как “Человек созидающий”, что звучит по меньшей мере иронично, так как герой Фриша предстает как разрушитель: он разрушает и чужие жизни, и свою собственную.
Фабер никогда ничего не делает, если ему этого не хочется, ни с кем не считается (он специально разрушает планы своей любовницы Айви, чтобы досадить ей, показать свое главенствующее положение — берет билет на пароход, тем самым определяя свою судьбу и судьбы других людей).
Сами факт, что Вальтер начинает писать, осмысливать свою жизнь, показателен: он перестает быть стопроцентным Фабером – он стал сомневаться в том, что жизнь лишена рокового стечения обстоятельств.
Конфликт в этом романе реализуется в столкновении разумного героя и судьбы, стечения обстоятельств, которое разрушает его веру в незыблемость законов разума.
Перед нами предстают минимум два Фабера: прежний, уравновешенный, спокойный, расчетливый, холодный, который оставил Ганну, не интересовался ни ее судьбой, ни судьбой друга Иоахимма, который доводит до истерики Айви, спокойно взирает на труп давнего друга; и Фабер, который пережил смерть Сабет, нашел и потерял свою дочь. Разум героя не в силах объяснить случившееся, а дневник — форма реабилитации себя и попытка понять, что же произошло.
© Елена Исаева
© Елена Исаева
Спасибо за интересный анализ.
ОтветитьУдалитьПожалуйста!
Удалить