понедельник, 17 декабря 2012 г.

Материалы для студентов Ж-11 к курсу “История зарубежной литературы XVII-XVIII в.", 2 семестр 2015-2016 уч. г.


  1. Список художественных текстов:

    1. Гонгора-и-Арготе Л. де. Сонеты.
    2. Кеведо-и-Вильегас Ф. Сонеты.
    3. Вега Лопе де. Собака на сене.
    4. Кальдерон де ла Барка П. Дама-невидимка.
    5. Тирсо де Молина. Севильский озорник, или Каменный гость.
    6. Корнель П. Сид.
    7. Расин Ж. Андромаха.
    8. Мольер Ж. Б. Дон-Жуан, или Каменный гость. Тартюф.
    9. Вольтер. Кандид.
    10. Дидро Д. Монахиня.
    11. Бомарше. Безумный день, или Женитьба Фигаро.
    12. Руссо Ж. Ж. Юлия или Новая Элоиза (по хрестоматии).
    13. Дефо Д. Робинзон Крузо.
    14. Филдинг Г. История Тома Джонса, найденыша.
    15. Свифт Д. Путешествия Гулливера.
    16. Лессинг Э. Г. Эмилия Галотти.
    17. Гёте И. В. Страдания юного Вертера. Фауст.
    18. Шиллер Ф. Разбойники. (Коварство и любовь).

    Вопросы к зачету:
    1. Своеобразие развития литературы и искусства в XVII веке. Литературные направления.
    2. Поэзия испанского барокко: культизм и консептизм. Творчество Луиса ле Гонгоры и Франсиско де Кеведо: основные мотивы поэзии.
    3. Жизнь и творчество Лопе де Веги. Конфликт любви и чести в комедии Лопе де Веги "Собака на сене".
    4. Проблематика и художественные особенности пьесы Г. де Молины "Севильский озорник, или Каменный гость”.
    5. Барочные мотивы в пьесе П. Кальдерона "Дама-невидимка".
    6. Французский классицизм XVII века и его принципы в трактате Н. Буало
    "Поэтическое искусство".
    7. Творчество Пьера Корнеля. Конфликт чувства и долга в трагедии "Сид".
    8. Творчество Жана Расина. Принципы классицизма и янсенистская концепция человека в трагедии Ж. Расина "Андромаха".
    9. Жизнь и творчество Ж. Б. Мольера. Критика лицемерия и доверчивости в комедии Ж.Б. Мольера "Тартюф".
    10. Принципы классицизма в комедии Ж. Б. Мольера "Дон Жуан". Противоречивость образа Дон-Жуана.
    11. Общая характеристика литературы эпохи Просвещения. Просветительский реализм, просветительский классицизм, сентиментализм как литературные направления эпохи.
    12. Проблематика и художественные особенности романа Д. Дефо "Робинзон Крузо".
    13. Сатирическое изображение социальной действительности в романе Д. Свифта. Образ Гулливера и его функции в романе.
    14. Роман Генри Филдинга "История Тома Джонса, найденыша": проблематика, система образов, жанровые особенности. Образ Тома Джонса и проблема положительного идеала автора.
    15. Проблематика и жанровые особенности повести Вольтера "Кандид".
    16. Д. Дидро и его место в литературе французского Просвещения. Работа по созданию "Энциклопедии". Критика феодального общества в романе Д. Дидро "Монахиня".
    17. Комедия Бомарше "Женитьба Фигаро": герои, конфликт, интрига.
    18.Творчество Э. Г. Лессинга. Проблематика и конфликт пьесы "Эмилия Галотти".
    19. Творчество Ф. Шиллера: проблематика, конфликт, художественные особенности драмы "Разбойники" ("Коварство и любовь").
    20. Социальный смысл трагедии Вертера в романе И. В. Гете "Страдания юного Вертера".
    21. Трагедия Гете "Фауст". Художественные особенности и идейное содержание.



    Учебники и учебные пособия:

    1. Западноевропейская литература XVII века : хрестоматия: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Филология". Сост. Б.И.Пуришев. 3-е изд., исправ. - М. : Альянс, 2012.
    2. Мисюров Н.Н. История западноевропейской литературы. Классицизм. Просвещение. Романтизм [Текст] : учебное пособие / Мисюров, Николай Николаевич. - М.: Флинта, 2012.

    Дополнительная литература:

    1. Луков В. А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней: учеб. пособие. - М., Академия, 2008.
    2. Сидорченко Л.В., Апенко Е.М., Белобратов А.В. и др. / Под ред. Л.В. Сидорченко. История зарубежной литературы ХVIII в. - М., 1999.
    3. История зарубежной литературы XVII в. Под ред. З. И. Плавскина. - М., 1987.
    4. История зарубежной литературы XVIII в. Под ред. З. И. Плавскина. М., 1991.
    5. Ерофеева Н.Е. Зарубежная литература. XVII век: Учебник для вузов - М.: Дрофа, 2004.
    6. Жирмунская Н.А. и др. История зарубежной литературы XVII век: Учебник для вузов – М: Высшая школа, 2001.
    7. Черноземова Е. Н., Луков В. А. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков. Практикум. Планы. Материалы. Задания. - М.:Флинта, 2004.
    8. Плаксицкая Н.А. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков. Практикум: учебное пособие. - Елец, ЕГУ им. И.А.Бунина, 2009.
    9. Исаева Е.В. Методические указания для студентов стационара и ОЗО филологического факультета по подготовке к практическим занятиям по курсу “История зарубежной литературы XVII-XVIII веков”. - Елец, ЕГУ им. И.А. Бунина, 2005.
    10. Михальская Н.П. История английской литературы: Учебник для вузов. - М.: Академия, 2007.
    11. История зарубежной литературы XVIII века Плавскин З. И., Белобратов А.И., Апенко Е.М. - М.:Выс. Школа, 1991.

    Интернет-источники:

    1. История зарубежной литературы XVII века. Под редакцией З. И. Плавскина. Учебник для филологических специальностей вузов // http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/plavskin-uchebnik/index.htm

    2. Тихонова О.В.: История зарубежной литературы XVII – XVIII вв.
    Учебное пособие для вузов //  http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/tihonova-posobie/index.htm
    3. Голованова И. С. История мировой литературы. Лекции. http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/golovanova/index.htm
    4. Лапин И.Л., Голубович Н.В.: Учебно-методическое пособие. Зарубежная литература. Витебск 2006.// http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/lapin-golubovich-posobie/index.htm
    5. Исаева Е. В. Методические указания для студентов стационара и ОЗО филологического факультета по подготовке к практическим занятиям по курсу “История зарубежной литературы XVII-XVIII веков”. - Елец, 2005 // http://window.edu.ru/library/pdf2txt/310/61310/31009


    План ПЗ № 1
    Принципы искусства барокко и их воплощение в поэзии Луиса де Гонгоры-и-Арготе и Франсиско де Кеведо-и-Вильегаса” - 2 часа

    План:

    1. Что такое барокко? Какие варианты объяснения термина существуют? Какие принципы барокко вам известны?
    2. Проанализируйте сонет Франсиско де Кеведо-и-Вильегаса. На какие принципы искусства барокко опирался поэт? О чем стихотворение? Как его можно озаглавить? Какими поэтическими средствами достигается эффект контраста?

    Студеный пламень, раскаленный лед,
    Боль, что, терзая, дарит наслажденье,
    Явь горькая и радость сновиденья,
    Беспечность, что полным-полна забот;

    Предательство, что верностью слывет.
    Средь уличной толпы уединенье,
    Усталость в краткий миг отдохновенья,
    И права, и бесправия оплот;

    Сама себе и воля, и темница –
    Покончить в силах с ней лишь смерть одна, –
    Недуг, что от лекарств не исцелится…

    1. Какие принципы искусства барокко воплощены в сонете Луиса де Гонгоры-и-Арготе "Тщеславная роза"? Что есть красота, по мнению поэта? Какие художественные средства использованы для воплощения идеи?
    2. Сравните описания дам в 130 сонете У. Шекспира и в сонете Л. де Гонгора-и-Арготе “Даме с ослепительно белой кожей, одетой в зеленое”. Выделите художественные средства создания образов. В чем различие произведений? Какой принцип барокко положен в основу сонета Гонгоры?
    Литература:
    1. История всемирной литературы в 9-ти томах. – М., АН СССР, 1989. – Т. 4.
    2. Пискунова С. Золотой век испанской поэзии // Поэзия испанского Возрождения. – М., 1989. – С.7-35.
    3. Поэзия испанского Возрождения. – М., 1989.
    4. Краткая литературная энциклопедия. – М., 1962-1978. – Т. 1-9.
    1. Шайтанов И. Барокко и классицизм: картина мира. // Литература, 2000, № 8. – С. 5-12

    План ПЗ № 2

    Литература французского классицизма — 2 часа

    План:

    1. Что такое классицизм? Возникновение термина. Классицизм и Античность.
    2. Исторические предпосылки возникновения классицизма во Франции.
    3. Конфликт чувства и долга – центральная проблема в искусстве классицизма. Ее историческое значение.
    4. Философия Рене Декарта – идейная основа классицизма.
    5. Сословная ограниченность эстетика классицизма. Деление жанров.
    6. Нормативность эстетики классицизма: темы, образы, правила трех единств. Нормативность и ее нарушение в произведениях классицистов (для анализа брать трагедии П. Корнеля “Сид”, Ж. Расина “Андромаха”, комедии Мольера).
    7. Проблема характера в произведениях классицистов. Идеализация как принцип создания образа в трагедии. Нарушение принципа разумности и осуждение этого нарушения в комедиях Мольера.
    8. Особенности языка и стиля в произведениях классицистов.

    Литература:
    1. История всемирной литературы в 9-ти т. – М., АНСССР, 1986-1990. – Т. 4.
    2. Искусство Франции XVII-XVIII веков // Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Вып. 2. Северное Возрождение: страны Западной Европы XVII-XVIII века. – М., 1990. – С. 219-235.
    3. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987 (ст. Классицизм).
    4. Энциклопедический словарь юного литературоведа. Составитель Новиков В. И. – М., 1987. (ст. Классицизм).
    5. Кадышев Н. Расин. – М., 1989.
    6. Зарубежная литература: От Эсхила до наших дней: Уч. пособие для средней школы. 2-е изд., доп. – Воронеж: “Родная речь”, 1997. – С. 47-55.
    7. Мисюров Н.Н. История западноевропейской литературы. Классицизм. Просвещение. Романтизм: учебное пособие. - М. : Флинта, 2012.
    8. Западноевропейская литература XVII века : хрестоматия: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Филология". Сост. Б.И.Пуришев. 3-е изд., исправ. - М. : Альянс, 2012.
    9. История зарубежной литературы XVII в. Под ред. З. И. Плавскина. - М., 1987.

    Тема № 3 
    Образ севильского обольстителя в пьесах Тирсо де Молины “Севильский озорник, или Каменный гость” и Жана-Батиста Мольера “Дон-Жуан, или Каменный гость” — 2 часа
    План:


    1. Легенда о севильском озорнике.
    2. Сюжеты комедий Т. де Молины и Ж.-Б. Мольера.
    3. Сравните героев пьес: какими качествами наделены Дон-Хуан и Дон-Жуан? В чем причины такого изображения персонажей?
    4. Функции образов Каталинона и Сганареля в пьесах. Сравните образы слуг.
    5. Женские образы в пьесах и их функции.
    6. Идейное содержание комедий Т. де Молины и Ж.-Б. Мольера.
    7. Элементы барокко в пьесе Т. де Молины.
    8. Элементы классицизма в комедии Ж.-Б. Мольера.
    Литература:
    1. Бордонов Ж. Мольер. – М., 1983.
    2. Молина Т. Севильский озорник, или Каменный гость // Испанский театр. – М., 1969 (Библиотека всемирной литературы – БВЛ), т. 39.
    3. Гликман И. Мольер. – М.-Л., 1966.
    4. Белоусов Р. С. Герои до встречи с писателем.
    5. Штейн А. Л. На вершинах мировой литературы.
    6. Нусинов И. М. История литературного героя.
    7. Мультатули В. М. Мольер.
    8. История всемирной литературы: в 9-ти т. – М., АНСССР, 1986-1990. – Т. 3 4.
    9. Нечаенко Д. Дон-Жуан // Литература, 1995. – № 7. С. 6.
    10. Багно В. Расплата за своеволие, или воля к жизни // Миф о Дон Жуане. – С-Пб., 2000. – С. 5-22.
    11. История западноевропейского театра: в 6-ти т. / Под ред. С. С. Мокульского. – М., 1956-1974.
    12. Обломиевский Д. Д. Французский классицизм. – М., 1968.
    13. Плавскин З. И. Испанская литература 17-середины 19 века. – М., 1978.
    14. Штейн А. Л. История испанской литературы. – М., 1994.
    15. Шайтанов Игорь. Барокко и классицизм: картина мира // Литература, 2000, №8. – С. 5-12.
    ПЛАН ПЗ № 4 — 2 часа
    Особенности сатиры Д. Свифта в романе “Путешествия Гулливера”

    План:

    1. Сатира как вид комического.
    2. Композиция романа Свифта, ее функция.3. Критика общественно-политической жизни Англии: государственный строй, королевская власть, политика войн, законы, религия, мораль (привести примеры). Критика аристократии и основ буржуазного строя (привести примеры).
    4. Критика прожектерства, лженауки и колониальной политики в третьей части романа.
      5. Проблема бессмертия и образы струльдбругов.
    6. Роль фантастики и ее особенности в романе.
    7. Прием остранения в романе.
    8. Положительный общественный идеал Д. Свифта и его ограниченность. Изображение общественного устройства в стране великанов и гуигнгнмов, нравственный облик обитателей островов.
    9. Дефо и Свифт во взгляде на человеческую природу: йеху и Робинзон.
    10. Образ Гулливера, его функции в каждой части романа. Авторское отношение к герою.


    Литература:
    1. Левидов М. Путешествие в некоторые отдаленные страны мысли и чувства Дж. Свифта. – М., 1964. // http://az.lib.ru/l/lewidow_m_j/text_0010.shtml
    2. Нерсесова М. Дж. Свифт. – М., 1967.
    3. Муравьев В. Дж. Свифт. – М. 1968.
    4. История всемирной литературы в 9-ти т. – М., АНСССР. – Т. 5.
    5. Джонатан Свифт (Jonathan Swift, 1667-1745) // Михальская Н.П., Аникин Г.В.: История английской литературы //http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/mihalskaya-anikin-angliya/jonathan-swift.htm
    6.История зарубежной литературы XVIII в. Под ред. З. И. Плавскина. - М., 1991.
    7. Мисюров Н.Н. История западноевропейской литературы. Классицизм. Просвещение. Романтизм: учебное пособие. - М. : Флинта, 2012.




    ПЛАН ПЗ № 5 — 2 часа
    Философская повесть Вольтера “Кандид”

    План:

    1. Философия Лейбница как основа повести. Критика теории оптимизма.
    2. Признаки жанра философской повести и их воплощение в произведении.
    3. Принципы классицизма и их воплощение в повести Вольтера.
    4. Образная система повести:
    а) образ Панглоса, приемы создания образа, авторское отношение к герою и способы его выражения;
    б) образ Мартена, его идейная функция в повести;
    в) образ Кандида, его роль в раскрытии идеи повести.
    5. Образ утопической страны Эльдорадо и его функция в повести. Вспомните известные вам утопии и сопоставьте с Эльдорадо, выявив общее и различное.
    6. Идея произведения, ее выявление через сюжет и композицию.
    7. Философская повесть Вольтера “Кандид” как произведение эпохи Просвещения.


    Литература:
    1. Артамонов С. Вольтер. М., 1954. – С. 126-128.
    2. Державин К. Н. Вольтер. – М., АНСССР, 1946. – С. 300-305.
    3. Артамонов С. Философские повести. – М., 1960. – С. 328-340.
    4. История всемирной литературы в 9-ти т. – М., АНСССР, 1986-1990. – Т. 5. (ст. о Вольтере).
    5. Ермоленко Г. Н. Формы и функции иронии в философской повести Вольтера// XVIII век: Искусство жить и жизнь искусства. - М., 2004. // http://www.philology.ru/literature3/ermolenko-04.htm
    6. Михайлов В. Вольтер после 1749 года (История всемирной литературы. Т. 4 // http://feb-web.ru/feb/ivl/vl5/vl5-1192.htm
    7. Кабанова И. В. Философская повесть: “Кандид” Вольтера // http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/kabanova/kandid-voltera.htm
    8. Вольтер (1694-1778) // История французской литературы. К.Ловернья-Ганьер, А.Попер, И.Сталлони,Ж.Ванье // http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/istoriya-francuzskoj-literatury-lgpsv/volter.htm
    9. История зарубежной литературы XVIII в. Под ред. З. И. Плавскина. - М., 1991.
    10. Мисюров Н.Н. История западноевропейской литературы. Классицизм. Просвещение. Романтизм: учебное пособие. - М. : Флинта, 2012.
    11. Никольский Е. В. К вопросу о жанровой специфике философской прозы // http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-zhanrovoy-spetsifike-filosofskoy-prozy



    План ПЗ № 6 - 2 часа
    Философская трагедия И. В. Гете “Фауст” (Ч. I)

    1. История создания трагедии.
    2. Композиция произведения и ее функции.
    3. Смысл “Пролога на небесах” как идейной завязки трагедии
      а) взгляд автора на человека, Господа, Мефистофеля;
      б) параллели с библейской Книгой Иова; суть спора Господа и Мефистофеля
    4. Фауст и проблема познания
      а) причины неудовлетворенности Фауста;
      б) в чем проявляется раздвоенность героя?
      в) Вагнер и Фауст: смысл сопоставления;
      г) роль сцены “У городских ворот”; ее художественные особенности.
        5. Образ Мефистофеля; идея договора с Фаустом.
        6. Место образа Маргариты в идейных исканиях Фауста.
        7. Идейный смысл заключительной сцены 1 части трагедии.
    Литература:
    1. Мифы народов мира в 2-х тт. М., 1998. Т. 1 (Дьявол), Т. 2 (Сатана, Черт).
    2. История о докторе Иоганне Фаусте // Немецкие шванки и народные книги 16 века. М., 1990. С. 504- 616.
    3. Вильмонт Н. Гете. М., 1959.
    4. Тураев С. Гете в школе. М., 1950. С. 80-117.
    5. Аникст А. А. Гете и “Фауст”. М., 1983.
    6. Аникст А. “Фауст” Гете. М., 1979.
    7. Исаева Е. В. Методические указания для студентов стационара и ОЗО филологического факультета по подготовке к практическим занятиям по курсу “История зарубежной литературы XVII-XVIII веков”. – Елец, 2005.
    8. Плаксицкая Н. А. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков: практикум. — Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2009.
    9. История зарубежной литературы XVIII в. Под ред. З. И. Плавскина. - М., 1991.



    Методические рекомендации к ПЗ № 1
Принципы искусства барокко и их воплощение в поэзии Луиса де Гонгоры-и-Арготе и Франсиско де Кеведо-и-Вильегаса

Первое практическое занятие посвящено поэзии испанского барокко, оно проводится с мультимедийной презентацией, которая позволяет студентам получить представление о проявлении принципов барокко в различных видах искусства и сопоставить их с произведениями литературы.
При подготовке к занятию необходимо прочесть статьи, посвященные искусству барокко, в учебниках, повторить материал, рассмотренный на лекционных занятиях, и вспомнить план анализа лирического произведения.

Методические рекомендации к семинару № 2
Литература французского классицизма

При подготовке вопросов 1-5 необходимо опираться на статьи в учебниках и дополнительных источниках. Нужно составить конспект, отражающий основные положения эстетики классицизма.
Обязательное условие успешности работы на семинаре — знакомство с художественными тестами эпохи классицизма; студенты имеют право выбора при подборе иллюстративного материала для своих выступлений (примеры можно приводить из любых пьес обязательного списка).
Вопросы 6-8 требуют опоры на тексты, поэтому следует заранее выписать необходимые фрагменты, сделать закладки в текстах.

Методические рекомендации к семинару № 3
Образ севильского обольстителя в пьесах Тирсо де Молины “Севильский озорник, или Каменный гость” и Жана-Батиста Мольера “Дон-Жуан, или Каменный гость”
На практическом занятии предстоит, сопоставив сюжеты, образы двух пьес о севильском озорнике, определить, какие элементы средневековой испанской народной легенды были использованы драматургами, в чем состоит самобытность героев произведений. При этом необходимо учитывать, что в пьесе испанского драматурга проявились элементы стиля барокко, а комедия Ж.-Б. Мольера – образец драматургии классицизма.
Перед занятием рекомендуется составить характеристики главных и второстепенных героев пьес, определить основные способы создания образов, обратить внимание, какие ремарки используют драматурги для характеристики поступков героев.
Важно выявить, сколько жертв героев изображают авторы пьес, что они стремились подчеркнуть в своих персонажах. Необходимо выписать ключевые монологи главных героев, в которых дон Хуан и дон Жуан объясняют принципы своего поведения. Важно также выписать монологи, в которых содержится мнение слуг (Каталинона и Сганареля) о своих господах.


Методические рекомендации к семинару № 4
Особенности сатиры Д. Свифта в романе “Путешествия Гулливера”

При подготовке к занятию важно уяснить понятие «сатира», а также уточнить значение термина «памфлет», так как подобное определение часто применяется к роману Свифта. Необходимо учитывать, что в каждой части романа автор решает различные задачи и подвергает критике различные стороны социальной действительности, используя элементы фантастики. Следует обратить внимание на воплощение авторской модели просвещенной монархии в одной из частей романа, на полемику с теорией «естественного человека». Важное место в романе занимает критика человеческой мечты о бессмертии, осуждение жестокостей колониальной политики, пародия на лженауку. В этих вопросах критерием значимости выступает разум.
Подготовка вопроса 9 требует от студентов умения сопоставлять произведения разных авторов и их героев.

Методические рекомендации к семинару № 5
Философская повесть Вольтера “Кандид”
   При подготовке к практическому занятию по творчеству Вольтера необходимо учитывать, что по своим идейным взглядам писатель был просветителем (его произведения направлены против пережитков феодального строя, против неразумности социального устройства), а по своим эстетическим взглядам мыслитель тяготел к классицизму, элементы которого и предстоит обнаружить в его философской повести. Следует также обратить внимание на специфику жанра – философская повесть, который предполагает подтверждение или развенчание какого-либо философского тезиса, условность сюжета и образов, которые служат воплощению определенных идей.
   При подготовке вопроса 1 следует обратиться к словарю философских терминов, философской энциклопедии, чтобы составить представление о том философском учении, которое стало предметом критики в произведении Вольтера.
   При подготовке 2 вопроса необходимо опираться на источники 3, 11, а также использовать статьи из учебников. Можно обратиться к литературной энциклопедии.
   При подготовке 3 вопроса нужно вспомнить принципы эстетики классицизма и определить, как они воплотились в повести Вольтера.
   Вопрос 4 нужно готовить особенно тщательно, для этого надо сделать записи в тетрадях, используя цитаты из текста, помогающие понять функции образов.
   При подготовке 5 вопроса следует вспомнить «Утопию» Т. Мора, Телемское аббатство из романа Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», а также общество молодых рассказчиков из «Декамерона» Дж. Боккаччо и сопоставить с изображением Эльдорадо.
   Вопросы 6 и 7 выполняют функцию обобщения материала и требуют от студентов четких формулировок и систематизации рассмотренного на семинаре материала.

Методические рекомендации к семинару № 6
Философская трагедия И. В. Гете “Фауст”

   В основе трагедии И. В. Гете – средневековая немецкая легенда о чернокнижнике докторе Фаусте, которая была обработана писателем в духе просветительских идей. В ходе практического занятия предстоит выявить, какие взгляды просветителей нашли воплощение в творении И. В. Гете, какой художественный метод использовал драматург.
   Необходимо учитывать, что образы трагедии являются символическим воплощением определенных идей; сама проблематика и форма пьесы позволяют рассматривать “Фауста” как философское произведение.
   Важно провести параллель с библейской Книгой Иова, которая тоже послужила одним из источников трагедии и способствовала переосмыслению образа Фауста, поэтому при подготовке к семинару следует прочесть Книгу Иова и комментарии к ней в Библейской энциклопедии.
   Важное значение для уяснения идейного содержания трагедии имеет ее композиция: посвящение, два пролога, две части, подчиненные раскрытию образа Фауста в различных обстоятельствах. Поэтому необходимо определить функции всех этих элементов в трагедии.
После прочтения трагедии рекомендуется прочесть версию народной легенды о чернокнижнике, чтобы понять замысел Гете и назначение образа Фауста в его трагедии. Также знакомство с легендой позволит понять суть образа Мефистофеля.
   При подготовке анализа образов нужно выписать из текста фрагменты монологов, в которых Фауст, Мефистофель раскрываются наиболее полно.


2.3. Методические указания по организации самостоятельной работы
студентов

   Самостоятельная работа студентов основана прежде всего на чтении обязательных художественных текстов к курсу. Также самостоятельно студентам предстоит изучить ряд вопросов, которые не рассматриваются в ходе лекционных, семинарских и практических занятий. Основная рекомендация при их освоении — знакомство с несколькими источниками (учебниками и учебными пособиями), так как подобный подход обеспечит сопоставление разных трактовок вопросов, а поиск точек соприкосновения и расхождения позволит студентам выделить доминанты.
   При изучении вопросов самостоятельно необходимо 1. Внимательно прочесть художественный текст. 2. Познакомиться со статьями в учебниках и составить конспект. 3. Подготовить выступление по теме и ответить на индивидуальных занятиях. Если остались вопросы, задать их преподавателю.
© Елена Исаева


2 комментария:

  1. Скажите пожалуйста какой материал готовить студентам ЕГЭ 2 курса жур.фак???

    ОтветитьУдалить
  2. Уточните вопрос! Студенты 2 курса ЕГЭ не сдают.
    Здесь выложены материалы для студентов 2 курса журфака определенного вуза, у которых я веду занятия. Хотя некоторые материалы могут быть полезны и чужим студентам.

    ОтветитьУдалить

Анализ рассказа Дины Рубиной "Голос в метро"

  Я думаю, многих очарует этот рассказ Дины Рубиной, современной русскоязычной писательницы. Он посвящен истории одной любви и нескольких с...