пятница, 7 ноября 2014 г.

Материалы по курсу “История зарубежной литературы средних веков и Возрождения” для Л-12, 2 семестр 2014-2015 уч. г.

Художественные тексты
Песнь о Нибелунгах // Средневековый героический эпос. М., 1975.
Песнь о Роланде // Средневековый героический эпос. М., 1975.
Песнь о Сиде // Средневековый героический эпос. М., 1975.
Поэзия трубадуров // Песни трубадуров. М., 1979.
Поэзия труверов // Прекрасная Дама. М., 1984.
Поэзия миннезингеров // Прекрасная Дама. М., 1984.
Кретъен де Труа. Ивейн, или Рыцарь со Львом // Средневековый роман и повесть. М., 1974.
Роман о Тристане и Изольде (в обработке Ж. Бедье). М., 1955.
Фаблио: Старофранцузские новеллы. М., 1971.
Лирика вагантов // http://www.vaganti.narod.ru/poetry/priziv.html
Вийон Ф. Малое завещание. Большое завещание (Баллада о дамах былых времен. Баллада примет. Баллада истин наизнанку. Баллада повешенных. Баллада поэтического состязания в Блуа и др.) // Стихи. М., 1984.
Чосер Д. Кентерберийские рассказы. М., 1973.
Данте Алигьери. Божественная комедия.
Петрарка Ф. Книга песен. // Петрарка Ф. Избранное. М., 1980.
Боккаччо Дж. Декамерон.
Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. М., 1973.
Ронсар П. Лирика. М., 1963; или: Поэзия Плеяды. М., 1984.
Дю Белле Ж. Лирика.
Роттердамский Эразм. Похвала глупости.
Жизнь Ласарильо с Тормеса.
Сервантес М. дe. Дон Кихот.
Мор Т. Утопия.
Шекспир У. Ричард III. Двенадцатая ночь, или Что угодно. Много шума из ничего. Ромео и Джульетта. Гамлет. Король Лир. Буря. Сонеты.
Действо об Адаме // Хрестоматия по зарубежной литературе Средних веков.
Рютбёф. Действо о Теофиле //Хрестоматия по зарубежной литературе Средних веков.

Вопросы к зачету:

1. Общая характеристика литературы средневековья.
2. Типологические черты и национальное своеобразие французского героического эпоса: “Песнь о Роланде”.
3. Типологические черты и национальное своеобразие испанского героического эпоса: “Песнь о моем Сиде”.
4. Типологические черты и национальное своеобразие немецкого героического эпоса: “Песнь о Нибелунгах”.
5. Рыцарская лирика средневековья: основные жанры, представители.
6. Средневековый рыцарский роман: циклы, сюжеты, герои.
7. Роман о Тристане и Изольде” как произведение бретонского цикла.
8. Жанровая система городской литературы средневековья. Городской эпос: фаблио, шванки.
9. Городской средневековый театр: разновидности пьес.
10. Городская литература средневековья: лирика вагантов.
11. Жизнь и творчество Данте Алигьери. Любовная лирика: “Новая жизнь”.
12. Божественная комедия” Данте как произведение переходной эпохи.
13. Жизнь и творчество Ф. Вийона. Основные мотивы лирики. Образ лирического героя.
14. Общая характеристика литературы эпохи Возрождения.
15. Возрождение в Италии. Общая характеристика.
16. Лирика Ф. Петрарки на итальянском языке. Основные мотивы “Книги песен”.
17. Жанр сонета. Изображение человека и любви в сонетах эпохи Возрождения.
18. Жизнь и творчество Д. Боккаччо. “Декамерон” — образец ренессансной новеллистики.
19. Итальянская комедия масок “del’ arte”.
20. Общая характеристика Возрождения во Франции. Его основные этапы и особенности.
21. Жизнь и творчество Ф. Рабле. Роман “Гаргантюа и Пантагрюэле” и его связь с народной смеховой культурой средневековья.
22. Гуманистические идеи в романе Ф. Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль”.
23. Развитие ренессансно-гуманистической поэзии во второй половине XVIв. Деятельность Плеяды. Творчсетво П. Ронсара и Дю Белле.
24. Возрождение в Нидерландах. Жизнь и деятельность Эразма Роттердамского. “Похвала глупости” как сатирическое произведение Ренессанса.
25. Общая характеристика Возрождения в Испании. Его основные этапы и особенности.
26. “Жизнь Ласарильо с Тормеса” как первый образец жанра плутовского романа.
27. Жизнь и творчество М. де Сервантеса. Жанровое своеобразие “Дон Кихота”.
28. Сложность образа Дон Кихота — безумца, мудреца, чудака.
29. Образ Санчо Пансы. Его связь с фольклорной и народной смеховой традициями.
30. Общая характеристика Возрождения в Англии. Его основные этапы и особенности.
31. Жизнь и творчество Д. Чосера. “Кентерберийские рассказы” как произведение раннего английского Возрождения.
32. Жизнь и деятельность Т. Мора. “Утопия”: основные идеи и образы.
33. Жизнь и творчество У. Шекспира. “Шекспировский вопрос”. Общая характеристика творчества У. Шекспира: периодизация.
34. Основные темы сонетов Шекспира. Образы Смуглой Леди, Друга и лирического героя.
35. Жанр хроники в драматургии Шекспира. Проблема “власть и зло” в драме “Ричард III”.
36. Ренессансное изображение человека и любви в комедии У. Шекспира “Двенадцатая ночь, или Что угодно”.
37. Проблема доверия в комедии У. Шекспира “Много шума из ничего”. Образы влюбленных.
38. Гуманистический пафос трагедии В. Шекспира “Ромео и Джульетта”.
39. Отражение кризиса гуманизма в трагедии В. Шекспира “Гамлет”. Специфика конфликта, проблематика. Образ главного героя.
40. Столкновение идеала и действительности как источник трагической коллизии в “Короле Лире”.
41. Романтическая драма У. Шекспира “Буря”.

Учебники и учебные пособия:
1. Зарубежная литература: Эпоха Возрождения. Учебное пособие для студентов филологических специальностей педагогических институтов. Сост. Б.И.Пуришев. 3-е изд., стереотип. - М. : Альянс, 2011.
2. Зарубежная литература средних веков: хрестоматия: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 032900 - русский язык и литература. Сост. Б.И.Пуришев. 3-е изд., исправ. - М. : Альянс, 2012.
3Осьмухина О.Ю. От античности к XIX столетию : История зарубежной литературы: учебное пособие / Осьмухина, Ольга Юрьевна, Е. А. Казеева. - М. : Флинта, 2010.
4. Федотов, О.И. История западно-европейской литературы средних веков : Идеограммы, схемы, графики: учебник-хрестоматия / Федотов, Олег Иванович. - 5-е изд., исправ. - М. : Флинта, 2011.
5. Исаева Е. В. Зарубежная литература Средневековья и Возрождения: Курс лекций. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2014.
Дополнительная литература:
1. Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2009.
2.. Шайтанов И. О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения: Учебник для студ. высш. учебн. заведений: В 2 т. Т. 1., Т. 2. М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001.
4. Ковалева Т. В., Лапин И. Л., Паньков Н. А. Литература средних веков и Возрождения. Минск, 1988.
5. Бурцев А.А История западноевропейской литературы средних веков и эпохи возрождения. М., 2008.
7. Пуришев Б. И. Литература эпохи Возрождения. Идея “универсального человека”. Курс лекций. М.: Высш. шк., 1996.
10. Алексеев М. П., Жирмунский В. М., Мокульский С. С.,. Смирнов А. А. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение: Учеб. для филол. спец. вузов. М.: Высшая школа, 1987.
  1. Никола М.И., Попова М.К., Шайтанов И.О. История зарубежной литературы средних веков. Учебник для вузов. Юрайт, 2014.

Интернет-источники:

1. Алексеев М. П. и др.: История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. Учеб. пособие для филол. спец. ун-тов и пед. ин-тов
Алексеев М. П., Жирмунский В. М., Мокульский С. С., Смирнов А. А.— 3-е изд.—М.: Высш. Школа, 1978 // http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/alekseev-izl-svv/index.htm

2. Пуришев Б.И. "Литература эпохи Возрождения. Идея универсального человека"// http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/purishev/index.htm

3. Лапин И.Л., Голубович Н.В.: Учебно-методическое пособие. Зарубежная литература. Витебск, 2006 // http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/lapin-golubovich-posobie/index.htm




Семинар № 1
Типологические черты и национальное своеобразие средневекового героического эпоса: “Песнь о Роланде”, “Песнь о Сиде”
Цель — закрепление представлений о героической поэме средневековья и о типологических чертах жанра.
Задачи — выявление типологических черт и национального своеобразия “Песни о Роланде”, “Песни о Сиде”, “Песни о Нибелунгах”, проведение параллелей со “Словом о полку Игореве”; совершенствование навыка характеристики литературного героя.
В ходе занятия студенты сопоставляют произведения героического эпоса разных стран, учатся соотносить исторические факты и события в произведениях, давать характеристики героям, находить художественные средства изобразительности.

План:
  1. Типологические черты средневекового героического эпоса.
  2. Типологические черты и национальная специфика “Песни о Роланде”.
а) время создания и исторические события, описанные в поэме;
б) образ Карла Великого;
в) образ Роланда и тема вассальной верности;
г) образы Турпена и Оливье;
д) религиозная тема в поэме;
е) тема “милой Франции”;
ж) эпический стиль поэмы (постоянные эпитеты, формульные стихи, гиперболы)
  1. Типологические черты и национальная специфика “Песни о моем Сиде”.
а) время создания и исторические события, описанные в поэме;
б) образ Родриго Руй Диас де Бивара;
в) тема семьи в поэме;
г) тема вассальной верности;
д) религиозная тема;
е) эпический стиль поэмы
4. Сравните европейские поэмы со “Словом о полку Игореве”. Какие типологические черты присутствуют в древнерусской поэме?

Литература:
  1. История всемирной литературы в 9-ти тт. Т 2. М.: АН СССР, 1984.
  2. Песнь о Роланде. Коронование Людовика. Нимская телега. Песнь о Сиде. Романсеро. М., 1976 (БВЛ). Т. 10.
  3. Томашевский Н. Героические сказания Франции и Испании // Песнь о Роланде. Коронование Людовика. Нимская телега. Песнь о Сиде. Романсеро. М., 1976 (БВЛ). Т. 10. С. 5-24.
  4. Смирнов А. Кто был автором“ Песни о Роланде” // Смирнов А. А. Из истории западноевропейской литературы. М., 1965.
  5. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение: Учеб. для филол. спец. вузов / М. П. Алексеев, В. М. Жирмунский, С. С. Мокульский, А. А. Смирнов. М.: Высшая школа, 1987. С. 51-73.

Семинар № 2
Рыцарская литература средневековья

Цель — закрепление представлений о куртуазной литературе средневековья, ее особенностях.
Задачи — закрепление представлений о жанрах рыцарской лирики и их признаках; выявление отличий рыцарского романа от античных романов и от героических поэм; выявление отличительных особенностей разных циклов рыцарских романов.
В ходе занятия студенты расширяют знания о жанрах рыцарской литературы, сопоставляют героическую поэму и роман с целью выявить различия в создании картины мира, закрепляют знания о циклах рыцарских романов и их особенностях, о жанрах рыцарской лирики и их признаках.
План:
  1. Куртуазная литература, ее отличительные черты.
  2. Рыцарская лирика: причины расцвета в XII-XIII веках, жанры и их особенности.
  3. Анализ лирики разных жанров.
  4. Происхождение термина “роман”, особенности жанра романа. Отличие средневекового романа от античного.
  5. Циклы рыцарских романов: художественные особенности. Привести примеры из конкретных произведений.
  6. Героическая поэма и рыцарский роман: продемонстрируйте отличия на примере “Песни о Роланде” и “Тристана и Изольды”.

Литература:
  1. Артур // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. М.: НИ “Большая Российская энциклопедия”, 1998. Т. 1. А-К. С. 108-109.
  2. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение: Учеб. для филол. спец. вузов / М. П. Алексеев, В. М. Жирмунский, С. С. Мокульский, А. А. Смирнов. М.: Высшая школа, 1987. С. 74-92.
  3. История всемирной литературы в 9-ти т. М., 1985. Т. 2.
  4. Ковалева Т. В., Лапин И. Л., Паньков Н. А. Литература средних веков и Возрождения. Минск: Издательство “Университетское”, 1988.
  5. Кожинов В. В. Происхождение романа. М., 1963.
  6. Михайлов А. Д. Артуровские легенды и их эволюция // Мэлори Т. Смерть Артура. М., 1974.
  7. Михайлов А. Д. Роман и повесть высокого средневековья //Средневековый роман и повесть. БВЛ. Т. 22. М., 1974. С. 5-28.
  8. Найман А. Г. О “Фламенке” — старопровансальском романе XIII в. // Фламенка. М.: “Наука”, 1983. С.259-288.
  9. Федотов О. И. История западноевропейской литературы средних веков: Учебник-хрестоматия: Идеограммы, схемы, графики. М.: Флинта: Наука, 1999. С. 67-100.
  10. Шкунаев С. В. Артур // Мифологический словарь. М., 1991. С. 61-62.
Семинар № 3
Божественная комедия” Данте Алигьери как произведение переходного периода
Цель — формирование целостного представления о личности Данте Алигьери, знакомство с фактами биографии поэта; выявление художественного своеобразия “Божественной комедии”, определение черт средневекового сознания и нового гуманистического взгляда на человека.
Задачи — анализ композиции “Комедии”, рассмотрение образа ада и грешников, выявление символического и аллегорического начал в произведении.
План:
1. Жизнь и творчество Данте.
2. Жанровая природа “Божественной комедии”.
3. Особенности композиции.
4. Принцип “веритикализации пространства” в устройстве загробного мира.
5. Изображение Ада в поэме: принцип распределения грешников в произведении Данте. Круги ада. Образы грешников.
6. Образ автора в “Божественной комедии”.
7. Символизм и аллегоризм произведения.
8. Сочетание средневековых и новых представлений о мире и человеке в “Божественной комедии”.


Литература:
1. Асоян А. А. “Почтите величайшего поэта…” Судьба “Божественной комедии” Данте в России. М.: “Книга”, 1990.
2. Баткин Л.М. Данте и его время. Поэт и политика. М., 1965.
3. Голенищев-Кутузов И. Данте. М., 1967.
4. Елина Н.Г. Данте: Критико-биографический очерк. М., 1965.
5. История всемирной литературы в 9-ти т. М., Т. 3. 1985. С.51-68.
6. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение: Учеб. для филол. спец. вузов / М. П. Алексеев, В. М. Жирмунский, С. С. Мокульский, А. А. Смирнов. М.: Высшая школа, 1987.
7. Сутуева Т. О. Очерки литературы итальянского Возрождения: Раннее Возрождение. М., 1964.
8. Федотов О. И. История западноевропейской литературы средних веков: Учебник-хрестоматия: Идеограммы, схемы, графики. М.: Флинта: Наука, 2011..
9. Словарь литературоведческих терминов (Любое издание).


Семинар № 4
Литература итальянского Возрождения

Цель — знакомство с особенностями итальянского Возрождения на примере произведений Ф. Петрарки и Д. Боккаччо.
Задачи — составление общего представления об итальянском Ренессансе; выявление жанровых признаков сонета; знакомство с фактами биографий Петрарки и Боккаччо; выявление в их произведениях ренессансных признаков.

План:
1. Возрождение в Италии. Общая характеристика.
2. Сонет как ведущий жанр эпохи Возрождения. Основные признаки.
3. Жизнь и творчество Ф. Петрарки. Общая характеристика творчества. “Книга песен”: художественные особенности, тема любви. Образ Лауры.
4. Жизнь и творчество Д. Боккаччо. “Декамерон” — образец ренессансной новеллистики.
5. Функции обрамляющей новеллы. Создание образа старого мира.
6. Общество рассказчиков.
7. Тематические группы новелл. Воплощение в сборнике ренессансных идей.

Литература:
  1. История всемирной литературы в 9-ти т. М., Т. 3. 1985. с.69-88.
  2. Ковалева Т. В., Лапин И. Л., Паньков Н. А. Литература средних веков и Возрождения. Минск: Издательство “Университетское”, 1988.
  3. Плавскин З. И. Четырнадцать магических строк // Западноевропейский сонет (XIII-XVII века): Поэтическая антология. Л: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. С.3-28.
  4. Самарин Р. Западноевропейская поэзия эпохи Возрождения // Европейские поэты Возрождения. БВЛ. Т. 32. М., 1974. С. 5-26.
  5. Сутуева Т. О. Очерки литературы итальянского Возрождения: Раннее Возрождение. М., 1964.
  6. Томашевский Н. Традиции и новизна: Заметки о литературе Италии и Испании. М.: Худож. лит. 1981. С. 157-173.
  7. Хлодовский Р. И. Франческо Петрарка. Поэзия гуманизма. М., 1974.

ПЗ № 5
Человек и мир в европейской лирике эпохи Возрождения
Цель — сформировать представления о картине мира и образе человека в европейской лирике Возрождения.
Задачи — закрепить понятия “лирика”, “лирический герой”, “сонет”; выявить общее и индивидуальное в сонетах поэтов Возрождения; совершенствовать навык анализа лирических произведений.

План:
  1. Понятие “лирика” и “лирический герой”.
  2. Сонет как ведущий жанр эпохи Возрождения. “Итальянский” и “английский” сонеты.
  3. Лирика Гвидо Кавальканти (проанализировать один сонет на выбор: “Красавиц обольстительные взоры…”, “Ты не видала, госпожа моя…”)
  4. Лирика Данте Алигьери (проанализировать один сонет на выбор: “Влюбленным душам посвящу сказанье…”, Лишь о любви все мысли говорят…”, “Я Вам одной - и больше никому…” и др.)
  5. Лирика Ф. Петрарки (проанализировать один сонет на выбор: “Благословен день, месяц, лето, час…”, “Всегда любил, теперь люблю душой…”, “Я изнемог от безответных дум…”, “Я поступал ему наперекор…” и др.)
  6. Сонеты В. Шекспира: 27, 40, 50, 66, 90, 116, 130, 147, 154. Какими предстают в сонетах лирический герой, возлюбленная, чувство любви?

Литература:
  1. Западноевропейский сонет (XIII-XVII века): Поэтическая антология. Л: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988.
  2. История всемирной литературы в 9-ти т. М. Т. 3.1985. С. 45-55, 75-77.
  3. Ковалева Т. В., Лапин И. Л., Паньков Н. А. Литература средних веков и Возрождения. Минск: Издательство “Университетское”, 1988.
  4. Плавскин З. И. Четырнадцать магических строк // Западноевропейский сонет (XIII-XVII века): Поэтическая антология. Л: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. С.3-28.
  5. Самарин Р. Западноевропейская поэзия эпохи Возрождения // Европейские поэты Возрождения. БВЛ. Т. 32. М., 1974. С. 5-26.
  6. Словарь литературоведческих терминов (Любое издание).
  7. Сутуева Т. О. Очерки литературы итальянского Возрождения: Раннее Возрождение. М., 1964.
  8. Хлодовский Р. И. Франческо Петрарка. Поэзия гуманизма. М., 1974.
     9. Шекспир У. Сонеты // http://shakespeare.ouc.ru/sonnet-144-ru.html

Тема № 6
Тема № 6 Ренессансное изображение человека и любви в комедии У. Шекспира “Двенадцатая ночь, или Что угодно”

Цель — выявить, как проявилось в пьесе ренессансное начало, какие идеи эпохи получили в ней воплощение.

Задачи — совершенствовать навык анализа драматических произведений (выявлять и обосновывать элементы сюжета, давать характеристики героям, определять тему и идейное содержание); расширять культурный кругозор.

План:
  1. Что такое комедия? Основные признаки.
  2. Почему произведение имеет такое странное заглавие?
  3. Выделите элементы сюжета. Обоснуйте свой выбор.
  4. В чем заключается конфликт?
  5. Характеры героев. Виола. Оливия. Себастьян. Орсино. Сравните поведение героев, добивающихся взаимности (привести цитаты).
  6. Какова любовь в изображении Шекспира? Что говорят о ней герои? (Привести цитаты).
  7. Функции второстепенных героев. Для чего драматург ввел в комедию компанию сэра Тоби?
  8. Какие эпизоды пьесы наиболее комичны? Кто из героев играет (ведет себя неестественно) и почему?
  9. Что осмеивается в комедии? Это комедия характеров или комедия положений?
  10. Какие идеи Возрождения получили воплощение в комедии?
  11. Воплощение комедии в экранизациях. Подготовить рецензию на одну из постановок.

Семинар № 7
Гуманистический пафос трагедии В. Шекспира “Ромео и Джульетта”
Цель — выявить художественное своеобразие шекспировской трагедии, причины популярности произведения и интерпретации именно этой версии истории о влюбленных в других видах искусства.
Задачи — совершенствовать навык анализа драматического произведения, умение сопоставлять произведения разных видов искусства; расширять кругозор, развивать эстетическую восприимчивость, формировать интерес к творчеству Шекспира.

План:
  1. Источники сюжета о влюбленных (Овидий “Метаморфозы” — “Пирам и Фисба”, новелла Банделло и др.).
  2. Функции Пролога.
  3. Выделите элементы сюжета.
  4. Образы главных героев. Мотивы их поступков. Речь Ромео и Джульетты. Обратить внимание, как высказывается Ромео о любви до знакомства с Джульеттой. Как любовь воздействует на героев: как они ведут себя до и после знакомства?
  5. Конфликт в трагедии.
  6. Образ враждующего мира.
  7. Идейный смысл пьесы.
  8. История Ромео и Джульетты в мировом искусстве: иллюстрации к пьесе, музыка, киноверсии, мюзикл.
Литература:
  1. Аникст А. А. Творчество Шекспира. М., 1963.
  2. Аникст А. А. Шекспир. Ремесло драматурга. М., 1974.
  3. Учеб. пос. для студ. филол. спец. пед. ин-тов. Сост. Б. И. Пуришев. Изд. 2-е. М. 1976. С. 146-175.
  4. Берковский Н. Я. “Ромео и Джульетта”. Трагедия Шекспира // Шекспир У. Пьесы. Сонеты. М.: ООО “Издательство АСТ”: ООО “Агентство “КРПА “Олимп”, 2002. С. 671-693. Серия “Школа классики” — ученику и учителю.
  5. Ботвинник М. Н. Пирам // Мифологический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1991. С. 441.
  6. Бэлза С. Печальнейшая повесть на свете // Шекспир В. Трагедии. М., 2001. С. 5-11.
  7. Пинский Л. Е. Шекспир. Основные начала драматургии. М. 1971.
  8. Пуришев Б. И. Литература эпохи Возрождения. Идея “универсального человека”. Курс лекций. М.: Высш. шк., 1996.
  9. Смирнов А. “Ромео и Джульетта” (Примечания и комментарии) // Шекспир Вильям. Пьесы. Самара: Изд-во “АВС”, 2000. С. 630-638.
  10. Шайтанов И. О Шекспире, драматурге и поэте. // Шекспир У. Собрание сочинений в 8 томах. М.: “Интербук”, 1997. Т. 1. С. 8-36.
  11. Шайтанов И. О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения: Учебник для студ. высш. учебн. заведений: В 2 т. М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001. Т. 2. С. 24- 36.
  12. Шайтанов И. Истоки шекспировского жанра // Шекспир У. Пьесы. Сонеты. М.: ООО “Издательство АСТ”: ООО “Агентство “КРПА “Олимп”, 2002. С.5-24. Серия “Школа классики” — ученику и учителю.
Семинар № 8 Отражение кризиса гуманизма в трагедии В. Шекспира
Гамлет”
Цель — выявление примет кризиса гуманизма в трагедии.
Задачи — определение конфликта, совершенствование навыков характеристики героев, работы с критической литературой; проведение параллелей с произведениями русской лирики (выявление доминант образа Гамлета); расширение культурного кругозора.
План:
  1. Какие действующие лица сталкиваются в трагедии? На чем основан конфликт? (по определению А. Аникста и других исследователей).
  2. Нравы окружающего Гамлета общества (по А. Аниксту и Г. Козинцеву). Дайте характеристику представителям общества: Клавдию, Гертруде, Полонию, Лаэрту, Офелии, Розенкранцу и Гильденстерну.
  3. Образ Гамлета. Какая задача стоит перед ним? В чем причина колебаний героя? Какие идеалы рушатся на глазах героя?
  4. Тема Гамлета в русской лирике (проанализировать стихотворения М. Цветаевой, А. Блока, Б. Пастернака, В. Высоцкого).
  5. Трагедия Шекспира в различных экранизациях. Подготовить рецензию.

Литература:
  1. Аникст А. Творчество Шекспира. — М., 1963. С. 373-402.
  2. Козинцев Г. Наш современник В. Шекспир. — М., 1962. С. 167-210.
  3. Пинский Л. Шекспир. Основные начала драматургии. — М., 1971. С. 12-154.
  4. Зарубежная литература: От Эсхила до наших дней: Учебн. пособие для средней школы. 2-е изд., доп. — Воронеж: “Родная речь”, 1997. С. 38-46.
  5. Шайтанов И. О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения: Учебник для студ. высш. учебн. заведений: В 2 т. — М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001. Т. 2.
  6. Пуришев Б. И. Литература эпохи Возрождения. Идея “универсального человека”. Курс лекций. — М.: Высш. шк., 1996.
  7. Энциклопедия литературных героев. Зарубежная литература: Возрождение. Барокко. Классицизм. — М., 1998.

Семинар № 9 Специфика романа М. де Сарвантеса Сааведра “Дон-Кихот Ламанчский”

Цель — формирование целостного представления о специфике романа М. де Сервантеса.
Задачи — рассмотрение истории замысла, выявление элементов разных жанровых разновидностей; рассмотрение конфликта и двойственности образа Дон-Кихота; связь образа Санчо с народными традициями; знакомство с интерпретациями образа Дон-Кихота в изобразительном искусстве.
План:
  1. История создания романа. Замысел Сервантеса.
  2. Жанр романа: сочетание в нем элементов “романа большой дороги”, пикарески, нравоописательного и др.
  3. Особенности композиции: сюжет и вставные новеллы, их функции.
  4. Образ Дон-Кихота и проблема безумия.
а) история героя;
б) портрет;
в) основные ценности;
г) подвиги Дон-Кихота;
д) взаимоотношения с Санчо Панса;
е) поэтизация образа Дульсинеи;
ж) взаимоотношения героя с миром.
  1. Конфликт в произведении.
  2. Образ Дон-Кихота в изобразительном искусстве (рисунки Г. Доре, О. Домье, П. Пикассо, С. Бродского и др.).
Литература:

1. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение: Учеб. для филол. спец. вузов / М. П. Алексеев, В. М. Жирмунский, С. С. Мокульский, А. А. Смирнов. М.: Высшая школа, 1987.
2. Ковалева Т. В., Лапин И. Л., Паньков Н. А. Литература средних веков и Возрождения. Минск: Издательство “Университетское”, 1988.
3. Кожинов В. В. Происхождение романа. М., 1963.
4. Бочаров С. Г. О композиции Дон Кихота // Сервантес и всемирная литература. М., 1969. (или Бочаров С. Г. О композиции Дон Кихота //Бочаров С. Г. О художественных мирах. М., 1985. С. 5-34).
5. Багно В. Дорогами “Дон Кихота”: Судьба романа Сервантеса. М.: Книга, 1988.
6. Пинский Л. Сюжет “Дон-Кихота” и конец реализма Возрождения // Пинский Л. Е. Реализм эпохи Возрождения. М., 1961.



© Елена Исаева

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Анализ рассказа Дины Рубиной "Голос в метро"

  Я думаю, многих очарует этот рассказ Дины Рубиной, современной русскоязычной писательницы. Он посвящен истории одной любви и нескольких с...