четверг, 17 сентября 2015 г.

Материалы для студентов Фл-21 по курсу: «История мировой (зарубежной) литературы XIX в. (Романтизм, Реализм)», 4 семестр 2015-2016 уч. год

Обязательные художественные тексты:
1. Новалис. Генрих фон Офтердинген.
2. Тик Л. Белокурый Экберт.
3. Брентано К. М. Повесть о славном Касперле и пригожей Аннерль.
4. Клейст Г. Михаэль Кольхаас. Маркиза Д' О. Землетрясение в Чили и др. новеллы. (2 новеллы на выбор)
5. Гофман Э. Т. А. Золотой горшок. Крошка Цахес по прозванию Циннобер. Житейские воззрения кота Мурра. Песочный человек. 
6. Гейне Г. Книга песен. Зимняя сказка.
7. Шамиссо А. Странная история Петера Шлемиля.

8. Шатобриан Ф. Р. Рене.
9. Ламартин А. Лирика (Озеро. Одиночество и др.).
10. Альфред де Виньи. Смерть волка. Моисей и др.
11. Байрон Ч.Г. Н. Лирика («Хочу я быть ребенком вольным», «Ода авторам билля, направленного против разрушителей станков» и др.). Корсар. 
12. Гюго В. Собор Парижской Богоматери.
13. Блэйк У. Лирика. (Песни невинности и песни опыта).
14. Скотт В. Айвенго.
15. Кольридж С. Баллада о старом мореходе. Кристабель.
16. Вордсворт У. Люси. Нас семеро. Кукушка. Нарциссы. Англия. 1802 г. Созданьем зыбкой красоты казались мне ее черты. Сожаление. Моя любовь любила птиц, зверей.
17. Саути Р. Доника. Адельстан. Суд божий над епископом. Баллада, в которой описывается, как одна старушка ехала на черном коне вдвоем и кто сидел впереди.
18. Ирвинг В. Жених-призрак. Рип Ван Винкль. Дьявол и Том Уокер и др. (2 новеллы на выбор).
19. По Э. А. Лирика (Ворон. Колокола). Падение дома Ашеров. Береника. Лигейя. Колодец и маятник. Свидание и др. (2 новеллы на выбор).
20. Стендаль. Красное и черное. (Пармская обитель). Один роман на выбор.
21. Бальзак О. Гобсек. Отец Горио. Шагреневая кожа.
22. Мериме П. Души чистилища. Этрусская ваза. Двойная ошибка. Кармен. Матео Фальконе. и др. новеллы. 3 новеллы на выбор.
23. Диккенс Ч. Домби и сын. Приключения Оливера Твиста.
34. Теккерей У. Ярмарка тщеславия.
25. Флобер Г. Госпожа Бовари.
26. Бодлер Ш. Цветы зла.
27. Шторм Т. Иммензее. Всадник на белом коне и др. новеллы.
28. Остин Д. Гордость и предубеждение. Эмма. (Один роман на выбор).
29. Бронте Ш. Джейн Эйр.
30. Бронте Э. Грозовой перевал.


Жирным шрифтом выделены объемные тексты.

Вопросы к экзамену:
1. Общая характеристика литературы эпохи Романтизма. Типология романтической личности.
2. Исторические предпосылки возникновения и особенности немецкого романтизма. Йенская школа немецкого романтизма: эстетические принципы, основные представители.
3. Жизнь и творчество Новалиса. «Гимны к ночи» как отражение мировоззрения автора. Изображение пути поэта в романтическом романе Новалиса “Генрих фон Офтердинген”.
4. Ранний немецкий романтизм: новелла Л. Тика “Белокурый Экберт”. Сочетание сказочного и новеллистического начал.
5. Второй период развития романтизма в Германии. Гейдельбергский романтизм: эстетическая концепция, основные представители. Проблема чести и патриархальный идеал в “Повести о славном Касперле и пригожей Аннерль” К. М. Брентано.
6. Новеллистика Г. фон Клейста (анализ 2-3 произведений на выбор студента).
7. Проблематика и художественные особенности повести Г. фон Клейста “Михаэль Кольхаас”. Образ главного героя.
8. Жизненный и творческий путь Э. Т. А. Гофмана. Новелла-сказка Э. Т. А. Гофмана “Золотой горшок”. Образ романтического поэта и принцип двоемирия.
9. «Ночные рассказы» Э. Т. А. Гофмана . Анализ новеллы «Песочный человек».
10. Критика социальных пороков в повести Э. Т. А. Гофмана “Крошка Цахес по прозванию Циннобер”. Образы Цахеса и Бальтазара.
11. Художественные особенности романа Э. Т. А. Гофмана “Житейские воззрения кота Мурра…”.
12. Образ Крейслера и образ кота Мурра в романе Э. Т. А. Гофмана “Житейские воззрения кота Мурра…”, их функции, способы создания.
13. Творчество А. Фон Шамиссо. Традиции и новаторство в фантастической повести “Удивительная история Петера Шлемиля”.
14. Жизнь и творчество Г. Гейне. Романтизм и реализм в произведениях Г. Гейне: “Книга песен”, поэма «Германия. Зимняя сказка».
15. Романтизм во Франции. Особенности романтического мироощущения и стиля в повести Ф. Р. де Шатобриана “Рене”.
16. Французский романтизм эпохи Реставрации: творчество А. де Ламартина и А. де Виньи.
17. Роман В. Гюго “Собор Парижской Богоматери” как произведение романтизма.
18. Общая характеристика романтизма в Англии. Эстетика английского романтизма. Творчество У. Блейка.
19. “Озерная школа” в Англии: творчество У. Вордсворта, С. Кольриджа, Р. Саути.
20. Лирика Д. Г. Н. Байрона.
21. Образ героя и жанровое своеобразие романтической поэмы Д. Г. Н. Байрона “Корсар”.
22. Исторические романы В. Скотта. Проблематика, образная система и художественные особенности романа “Айвенго”.
23. Ранний американский романтизм: творчество В. Ирвинга (анализ 2-3-х новелл).
24. Американский романтизм: творчество Э. А. По (анализ 2-3 новелл).
25. Лирика Э. А. По. Основные мотивы, образы. Анализ 3-х произведений на выбор студента.
26. Реализм как художественный метод и литературное направление в зарубежной литературе 19 века. Особенности европейского реализма XIX века.
27. Новеллистика П. Мериме: проблематика, композиция, характер. Анализ одного произведения об экзотических народах на выбор студента.
28. Новеллистика П. Мериме: проблематика, композиция, характер. Анализ одного произведения о жизни европейцев на выбор студента.
29. «Души чистилища» П. Мериме как вариация «вечного образа» Дон-Жуана.
30. Проблематика и художественные особенности романа Стендаля «Красное и черное» (“Пармская обитель”).
31. Жизнь и творчество О. де Бальзака. Замысел, история создания и композиция «Человеческой комедии» Бальзака.
32. “Отец Горио” О. де Бальзака — сюжетный узел “Человеческой комедии”. Тема утраченных иллюзий в романе О. де Бальзака “Отец Горио”. Шекспировские мотивы в романе О. де Бальзака «Отец Горио».
33. Отражение эпохи Реставрации в повести О. де Бальзака “Гобсек”. Образ Гобсека.
34. Проблематика и художественные особенности романа О. де Бальзака “Шагреневая кожа”. Философское содержание романа.
35. Творчество Г. Флобера. “Объективный стиль” Г. Флобера и его воплощение в романе “Госпожа Бовари”.
36. Образы Эммы Бовари и Шарля Бовари в романе Г. Флобера “Госпожа Бовари”.
37. Творчество Ш. Бодлера: художественное своеобразие цикла стихотворений “Цветы зла”.
38. Особенности развития реализма в английской литературе. Викторианство и литература. Роман Ч. Диккенса “Приключения Оливера Твиста”: проблематика и художественное своеобразие.
39. Творчество Ч. Диккенса: роман “Домби и сын” (смысл заглавия, проблематика, композиция, образная система).
40. Творчество Дж. Остин как специфическое явление в английской литературе начала 19 века. Анализ одного романа на выбор студента.
41. Проблематика и система образов романа Ш. Бронте «Джейн Эйр».
42. Специфика конфликта и художественные особенности романа Э. Бронте «Грозовой перевал».
43. Особенности сатиры Теккерея в романе «Ярмарка тщеславия». Смысл заглавия и подзаголовка, особенности композиция. Система образов романа У. Теккерея «Ярмарка тщеславия».
44. Немецкая литература второй половины XIX века. Творчество Т. Шторма. Лирические новеллы Т. Шторма. Анализ двух произведений на выбор студента.

Понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения курса:
Романтизм, романтическое двоемирие, романтическая ирония, романтический герой, романтический идеал, Künstlerroman (роман о художнике), гротеск, местный колорит, исторический колорит, психологический роман, исповедальная проза, контраст, символика, экзотика, двойничество, воображение, тема рока.. роман карьеры, типизация, типический характер, детерминированность средой, автор, повествователь, рассказчик, объективное повествование, подтекст, психологизм, социальная среда, специфика предметного мира, деталь художественная.



Учебники и учебные пособия:

1. Осьмухина О.Ю. От античности к XIX столетию : История зарубежной литературы: учебное пособие / Осьмухина, Ольга Юрьевна, Е. А. Казеева. - М. : Флинта, 2010.
2. Курдина Ж. В., Модина Г. И. История зарубежной литературы XIX века. Романтизм: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2010.
3. Гиленсон Б.А. История зарубежной литературы XIX века: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования - М. : Академия, 2012.
4. Исаева Е. В. Зарубежная литература эпохи Романтизма: учебное пособие. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2007.
5. Исаева Е. В. Практические занятия по зарубежной литературе XIX века — “Романтизм”. Учебно-методическое пособие для студентов стационара и ОЗО. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2006.
6. Храповицкая Г. Н., Коровин А. В. История зарубежной литературы: западноевропейский и американский романтизм: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Г. Н. Храповицкой. - М.: “Академия”, 2007.
7. Проскурнин Б.М., Яшенькина Р. Ф. История зарубежной литературы XIX в.: Западноевропейская реалистическая проза. Учебное пособие. — 4-е изд. — М.: Флинта, 2008.

Дополнительная литература:
1. Белобратов А. В., Березина А. Г., Полубояринова Л. Н.. История западноевропейской литературы XIX века: Германия, Австрия, Швейцария; Учебник для ВУЗов / 2-е изд. — М.: Высшая школа, 2003.
2. Белобратов А. В., Березина А. Г., Полубояринова Л. Н.. История западноевропейской литературы XIX века: Франция, Италия, Испания, Бельгия; Учебник для ВУЗов / 2-е изд. — М.: Высшая школа, 2003.
3. Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2009.
4. Михальская Н.П. История английской литературы: Учебник для вузов (Гриф УМО). 2-е изд., стер. М.: Академия, 2007.
5. ское пособие для студентов стационара и ОЗО. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2006.
7. Шумкова Т.Л. Зарубежная и русская литература XIX века: Романтизм. Учебное пособие. М.: Флинта, 2002.
8. Зарубежная литература XIX века: Практикум. М.: Флинта: Наука, 2002.
9. Елизарова М. А., Колесников Б. И. История зарубежной литературы XIX века. – М., 1972.
10. История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Соловьевой Н. А. – М., 1991.
11. История зарубежной литературы XIX века. Ч.II. / Под ред. Михальской Н. П. – М., 1991.
12. История зарубежной литературы XIX века. Реализм. Хрестоматия историко-литературных материалов. – М.. 1990.
13. История зарубежной литературы XIX века. Т. 2.М., 1991.
14. Карельский А. От героя к человеку. Два века западноевропейской литературы. М., 1990.


    Интернет-ресурсы:
1. Ботникова А. Б. Немецкий романтизм: диалог художественных форм. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2003 // http://window.edu.ru/resource/991/46991
2. История зарубежной литературы ХIХ века (Под редакцией Н.А.Соловьевой) // http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/izl-hih-soloveva/index.htm

ПЗ № 1 Повесть Ф. Р. де Шатобриана “Рене”. Особенности романтического мироощущения и стиля – 2 часа

План:

1. Каким выглядит герой в приведенном отрывке?
2. Какими средствами передается душевное состояние героя? Найдите в тексте примеры, которыми он характеризует свое состояние.
3. Что говорит герой о своих чувствах и человеческих чувствах вообще?
4. Картины природы в отрывке и способы их создания.
5. Какими средствами передается ощущение незаурядности героя, его отличия от обычных людей?
6. Тропы и их функции в приведенном отрывке: аллегории, метафоры, сравнения, перифразы. Выписать примеры из текста.
7. Особенности речи героя: типы предложений, особенности их построения и т. п.
8. Определите конфликт в отрывке.
9. Тема смерти и способы ее воплощения.

Литература:
  1. Шатобриан Ф. Р. Рене // Французская новелла Х1Х века. М.-Л., 1959.
  2. История всемирной литературы в 9-ти т. М., 1986-1990. Т. 6. (статья о Шатобриане).
  3. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. (статьи “Метафора”, “Стиль”, “Сравнение”, “Перифраз”, “Аллегория”, “Эпитет”).
  4. Хализев В. Е. Теория литературы. — М., 1999.
  5. Храповицкая Г. Н., Коровин А. В. История зарубежной литературы: западноевропейский и американский романтизм: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /.Под ред. Г. Н. Храповицкой. — М.: “Академия”, 2007.
  6. Словарь литературных терминов / Ред.- сост. Тимофеев, Л
  1. Исаева Е. В. Исаева Е. В. Зарубежная литература эпохи Романтизма: учебное пособие. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2007.

ПЗ № 2 Романтическая новелла Э. Т. А. Гофмана «Песочный человек» - 2 часа

План:
1. Особенности композиции новеллы. Ее функции.
2. Образ песочного человека. Образ Копеллиуса. Что он символизирует? Двойники Копеллиуса.
3. Особенности сюжета новеллы.
4. Образы Клары и Лотара.
5. Образ Олимпии и тема автомата в новелле.
6. Тема и образ глаз в произведении.
7. Тема безумия в новелле.
8. Образ Натанаэля. Определите тип романтической личности.
9. Конфликт новеллы.
10. Принцип романтической иронии в произведении.

Литература:
1. Гофман Э. Т. А. Песочный человек // http://lib.ru/GOFMAN/koppelius.txt - "Песочный человек" в библиотеке Мошкова.
2. Ботникова А. Б. О формах выражения авторского сознания в романтическом произведении (Э. Т. А. Гофман «песочный человек») // Немецкий романтизм: диалог художественных форм. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2003. С. 53-63 // http://window.edu.ru/resource/991/46991
3. Карельский А. Немецкий Орфей: беседы по истории западных литератур // http://magazines.russ.ru/inostran/2006/6/ka7.html
4. Грешных В. И. Разговор о Гофмане // http://intellika.info/publications/266/

Тема 3
Образ героя и своеобразие романтической поэмы Д. Н. Г. Байрона “Корсар” - 2 часа
План:

  1. Эпиграф к “Песне первой”, его функции.
  2. Прошлое и настоящее Конрада. Мотивы его поступков.
  3. Отношение Конрада к окружающим (разбойники, Медора, Гюльнара и Сеид, мир людей).
  4. Средства создания образа романтического героя. Портрет, обстоятельства, в которых он выявляет себя (роль сюжета), атмосфера тайны.
  5. Авторская характеристика личности и поведения героя (найти в тексте места, свидетельствующие об отношении автора к герою).
  6. Место образа главного героя в композиции поэмы.
  7. Тема природы, способ ее изображения, функции в поэме.
  8. Язык и стиль повествования (сравнить язык действующих лиц и авторские отступления).
  9. Роль лирических отступлений.

Стилистический анализ проводить на примере 1-й песни.

Литература:
1. Елистратова А. Байрон. – М., 1956. — С. 71-86.
2. Клименко Е. Байрон. Язык и стиль. — М., 1960.
3. Кургинян М. Дж. Байрон. Гл. 3. Любое изд.
4. История всемирной литературы в 9-ти т. — М., АН СССР, 1986-1991. — Т. 6. (Ст. о Байроне).
5. Шайтанов И. О. Байрон // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь. — М.: Просвещение, 1997.
6. Храповицкая Г. Н., Коровин А. В. История зарубежной литературы: западноевропейский и американский романтизм: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Г. Н. Храповицкой. — М.: “Академия”, 2007.

Тема 4 Поэзия английского романтизма — 4 часа
План:
  1. Озерная школа”: эстетические принципы и их воплощение в произведениях. Тема возвращения домой, к родному очагу — важнейшая черта английского национального самосознания.
  2. Поэтичность обыденности У. Вордсворта (“Люси”, “Нас семеро”, “Юродивый мальчик”, “Нарциссы” и др.)
  3. Роль воображения в эстетике С. Кольриджа. Представления о связи человека и природы, проблема воображения и рассудка, языка искусства (“Сказание о старом мореходе”). “Сказание о старом мореходе” — сложное поэтическое иносказание, отразившее все загадки романтизма, включая мотивы особого путешествия, вины, искупления, восстановления разрушенной гармонии бытия. Мистико-аллегорический аспект поэзии Колриджа, его отношение к Средневековью.
  4. Синтез народной традиции и готического романа в балладах Р. Саути (“Суд Божий над епископом”, “Кристабель”, “Мэдок” и др.), дидактизм произведений поэта.
  5. Лирика Байрона. Основные темы и мотивы. Темы природы и свободы в лирике Байрона. Анализ лирического произведения по выбору студентов.
  6. Лирика П. Б. Шелли. Основные темы и мотивы. Анализ лирического произведения по выбору студентов.
Литература:
  1. Великий романтик Байрон и мировая литература. М.. 1991.
  2. Вордсворт У. Предисловие к “Лирическим балладам” // Зарубежная литература XIX века: Романтизм: Хрестоматия историко-литературных материалов. М., 1990. С. 195-215.
  3. Гумилев Н. Поэма о старом моряке С. Т. Кольриджа // Гумилев Н. Соч.: В 3 т. Т. 3. М., 1991.
  4. Гусманов И. Г. Лирика английского романтизма. Орел, 1985.
  5. Дьяконова Н.Я. Английский романтизм. М, 1978.
  6. Дьяконова Н.Я. Лирическая поэзия Байрона. М., 1975.
  7. Дьяконова Н.Я. Лондонские романтики и проблемы английского романтизма. Л., 1970.
  8. Кольридж С. Т. Из “Литературной биографии” // Зарубежная литература XIX века: Романтизм: Хрестоматия историко-литературных материалов. М., 1990. С. 215-234.
  9. Вордсворт У. Предисловие к “Лирическим балладам” // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.: изд-во МГУ, 1980. С. 261-278.
  10. Поэзия английского романтизма. – М.: Художественная литература, 1975(БВЛ).
  11. Урнов Д. М. “Озерная школа” // История всемирной литературы. Т. 6. М.: Наука, 1989.
  12. Урнов Д. М. Шелли // История всемирной литературы. Т. 6. М.: Наука, 1989.


Тема 5
Собор Парижской Богоматери” В. Гюго как романтический исторический роман — 2 часа

План:
  1. Изображение в романе французского средневековья.
  2. Образ собора, его функции в романе.
  3. Система образов романа: способы их группировки (вокруг собора и вокруг Эсмеральды).
  4. Принцип контраста в произведении.
  5. Особенности развития сюжета.
  6. Идея рока в романе.

Литература:
  1. Евнина Е. М. Виктор Гюго. – М., 1976.
  2. Обломиевский Д. Д. Французский романтизм. – М., 1947.
  3. Реизов Б. Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. – 1958.
  4. Трескунов М. С. Творчество В. Гюго. – М., 1961.
  5. История всемирной литературы в 9-ти т. – М., АН СССР, 1986-1991. – Т. 6. (ст. о Гюго).
  6. Храповицкая Г. Н., Коровин А. В. История зарубежной литературы: западноевропейский и американский романтизм: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Г. Н. Храповицкой. — М.: “Академия”, 2007.


ПЗ № 6 Особенности психологической новеллы Э. По (на материале новеллы «Падение дома Ашеров») - 2 часа

План:
1. Композиция новеллы. Роль внесюжетных элементов в раскрытии идеи произведения. Эпиграф к новелле, его соотношение с текстом.
2. Особенности пейзажа, интерьера. Какие мотивы являются ведущими в описательных элементах?
3. Портрет Родерика Ашера. Выявить элементы романтической эстетики.
4. Сюжет новеллы, его элементы.
5. Конфликт.
6. Тема двойничества в новелле.
7. Тема искусства и творческой личности в новелле.
8. В чем причины нежизнеспособности рода Ашеров?
9. Смысл заглавия.
10. Роль образа рассказчика.
Литература:
1. По Э. Падение дома Ашеров // http://poe.detectivemethod.ru/stories/the-fall-of-the-house-of-usher/
2. Курдина Ж. В., Модина Г. И. История зарубежной литературы XIX века. Романтизм: учеб. пособие. - М.: Флинта: Наука, 2010. С. 56-61.
3. Храповицкая Г. Н., Коровин А. В. История зарубежной литературы: западноевропейский и американский романтизм: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Г. Н. Храповицкой. М.: “Академия”, 2007.
4. Исаева Е. В. Зарубежная литература эпохи Романтизма: учебное пособие. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2007.
5. Ковалев Ю. В. Эдгар Аллан По: Новеллист и поэт. Л.: Худ. Лит, 1984.
6. Ковалев Ю. В. Эдгар По // http://www.philology.ru/literature3/kovalev-89a.htm

Тема 7 Рабочая конференция — 2 часа
Студенты выбирают одно произведение для анализа и выступают с докладом, отвечают на вопросы, следуя примерному плану. Они могут самостоятельно сформулировать проблему и посвятить выступление ей.

Список произведений для анализа:
1. По. Э. Овальный портрет. Колодец и маятник.
2. Гофман Э. Т. А. Церковь иезуитов в Г. Обет. Мадемуазель де Скюдери. Дон Жуан.
3. Тик Л. Жизнь льется через край.
4. Клейст Г. Землетрясение в Чили. Святая Цецилия, или власть музыки. Локарнская нищенка.
5. Ирвинг В. Легенда о Сонной Лощине.

План:
1. Тема произведения.
2. Особенности повествования (от первого лица, несколько рассказчиков, от лица автора и т. д.), его функции.
3. Особенности композиции, соотношение сюжетных и внесюжетных элементов.
4. Проблематика.
5. Образная система.
6. Элементы романтизма (портрет, пейзаж, романтическая ирония и т. п.)
7. Стилистические особенности произведения (лексика, художественные средства, особенности синтаксиса и т. д.).
8. Идея произведения.

План ПЗ № 8 Способы создания образа героя и эпохи в повести О. де Бальзака “Гобсек” – 2 часа.

1. Время создания повести и эпоха, изображенная в ней. Показ в ней социальных сил эпохи (роль дворянства, финансового капитала).
2. Какой предстает действительность в повести? Есть ли в ней указание на то, что деньги правят всем обществом?
3. Особенности композиции повести, фабула и сюжет.
4. Образ Гобсека
а) социально-историческое значение образа ростовщика. Насколько его фигура характерна для изображаемого времени?
б) прошлое и настоящее Гобсека. Стилистическая окраска изображения жизни Гобсека в настоящем и прошлом. В чем разница?
в) портрет Гобсека и его жилище (подробно проанализировать отрывок повести со слов: “ Мне придется рассказать вам об одном действующем лице моей повести...” до слов: “...совсем как скала и прилепившаяся к ней устрица”.
г) высокое и низкое в образе Гобсека. Характеристика героя. Стилевое оформление речи Гобсека о самом себе. Соответствует ли представление Гобсека о самом себе его действительной жизни?
д) развивается ли образ Гобсека? В какой мере его судьба и характер получают в повести объяснение? романтическое и реалистическое в образе Гобсека;
е) сравните Гобсека и Плюшкина: что общего, чем отличаются образы?
5. Образ Дервиля и функция “рассказа в рассказе”.
6. Способы выражения авторского отношения к образу Гобсека.

ЛИТЕРАТУРА:
1. Проскурнин Б.М. История зарубежной литературы XIX века: Западноевропейская реалистическая проза. Учебное пособие. — 4-е изд. — М.: Флинта, 2008. - С. 82-93.
2. Белобратов А. В. История западноевропейской литературы XIX века: Франция, Италия, Испания, Бельгия; Учебник для ВУЗов / А. В. Белобратов, А. Г. Березина, Л. Н. Полубояринова. 2-е изд. — М.: Высшая школа, 2003. 
3. История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Соловьевой Н. А. — М., 1991.
4. Реизов Б. Г. Французский роман XIX века. — М., 1969. 

Семинар № 9
Новеллистика Проспера Мериме: проблематика и художественные особенности — 2 часа
  1. Жизненный и творческий путь Мериме. Эстетические принципы.
  2. Тематическое своеобразие новелл П. Мериме.
  3. Новеллы о жизни экзотических народов. Нравственная проблематика, особенности развития конфликта. Способы создания образов героев.
  4. Новеллы о жизни европейского общества. Нравственная проблематика, особенности развития конфликта. Способы создания образов героев.

Литература:
  1. Проскурнин Б.М. История зарубежной литературы XIX века: Западноевропейская реалистическая проза. Учебное пособие. — 4-е изд. — М.: Флинта, 2008. - С. 64-80.
  2. Виппер Ю. Б. Мериме // История всемирной литературы: В 9 т. - М., 1989. Т. 7. С. 407-440.
  3. Смирнов А. Проспер Мериме и его новеллы // Мериме П. Новеллы. М.: Худ. Лит, 1978.
  4. Косиков Г. Об «экзотических» новеллах Мериме // http://www.libfl.ru/mimesis/txt/merime.php

Семинар № 10 — 4 часа
Реалистический роман Ч. Диккенса «Домби и сын»
  1. Понятие эстетического и нравственного идеала. Его функции в творчестве Ч. Диккенса.
  2. Проблематика романа «Домби и сын» в соотношении с нравственно-эстетическим идеалом автора.
  3. Образная система романа.
а) образ мистера Домби;
б) образ Флоренс;
в) образ Эдит Домби
г) образ Каркера;
д) образ Поля Домби
  1. Особенности сюжета романа.
  2. Тема денег в произведении.
  3. Нравственное содержание романа.
  4. Принципы реалистического изображения в романе.

Литература:
  1. Зарубежная литература XIX века: Практикум. - М.: Флинта: Наука, 2002. С. 393-421.
  2. Проскурнин Б.М., Яшенькина Р. Ф. История зарубежной литературы XIX века: Западноевропейская реалистическая проза. Учебное пособие. — 4-е изд. — М.: Флинта, 2008. С. 117-185.
  3. Михальская Н. П. Чарльз Диккенс: Книга для учащихся. М., 1987.
  4. Тайна Чарльза Диккенса: Библиографические разыскания. М., 1990.
  5. Сильман Т. И. Диккенс: Очерк: Очерки творчества. Л., 1970.
  6. Гиленсон Б.А. История зарубежной литературы XIX века: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования - М. : Академия, 2012.

Семинар № 11
Английский женский роман 19 века. Творчество Ш. Бронте и Э. Бронте - 4 часа

План:
  1. Жизнь и творчество сестер Шарлотты и Эмилии Бронте.
  2. Специфика тематики и проблематики романов.
  3. Вопросы религии, морали и нравственности в романе Ш. Бронте «Джейн Эйр».
  4. Художественные особенности романа Ш. Бронте.
  5. Специфика образности и жанровые особенности романа «Грозовой перевал».
  6. Романтические и реалистические элементы поэтики в романе Э. Бронте «Грозовой перевал».
Литература:

  1. Михальская Н.П., Аникин Г.В.: История английской литературы
    Шарлотта Бронте, Эмили Бронте, Энн Бронте //
    http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/mihalskaya-anikin-angliya/bronte.htm
  2. Викторианство как феномен культуры (История зарубежной литературы XIX века: Учебное пособие / Соловьева Н. А., Грешных В. И. и др. - М.: высшая школа, 2007) // http://readeralexey.narod.ru/ENGLIT/Victorianism.htm
  3. Шамина Н. В. Женская проблематика в викторианском романе 1840 - 1870-х годов: Джейн Остен, Шарлотта и Эмили Бронте, Джордж Элиот //http://www.dissercat.com/content/zhenskaya-problematika-v-viktorianskom-romane-1840-1870-kh-godov-dzhein-osten-sharlotta-i-em
  4. Проскурнин Б. М. Новый человек и новое время в романе Ш. Бронте и «Джейн Эйр»// http://www.rfp.psu.ru/archive/4.2009/proskurnin.pdf
  5. Гениева Е. Ю. Развитие критического реализма // http://feb-web.ru/feb/ivl/vl6/vl6-1132.htm
  6. Проскурнин Б.М., Яшенькина Р. Ф. История зарубежной литературы XIX века: Западноевропейская реалистическая проза. Учебное пособие. — 4-е изд. — М.: Флинта, 2008.
Семинар № 12
Эстетические взгляды Флобера и их воплощение в романе «Госпожа Бовари» -
2 часа
План:

1. Эстетические взгляды Флобера. Отношение к романтизму.
2. Понятие «объективного стиля». Проблема авторской активности (подготовить по учебнику самостоятельно).
3. Композиция романа «Госпожа Бовари».
4. Система образов в романе.
5. Место эпизода в развитии романного действия. Композиция.
6. Носитель речи в эпизоде. Соотношение внутренней речи Родольфа и его письма. Стилевое оформление двух форм речи.
7. Каким предстает Родольф в приведенном фрагменте? Каковы особенности его характера? В чем особенность его памяти?
8. Особенности речи повествователя. Реализация принципа «показа».


Прочитать отрывок со слов: «Как только Родольф пришел домой, он, не теряя ни секунды, сел за свой письменный стол, под оленьей головой, висевшей на стене в виде трофея. Но стоило ему взять в руки перо, как все слова вылетели у него из головы, и, облокотившись на стол, он задумался. Эмма уже была для него как бы далеким прошлым; принятое им решение мгновенно образовало между ними громадное расстояние.
До слов: «– А как подписаться? – спросил он себя. – Преданный Вам? Нет. Ваш друг?.. Да, вот это хорошо.
«Ваш друг»
Литература:
  1. Зарубежная литература XIX века: Практикум. - М.: Флинта: Наука, 2002. С. 304-319.
  2. Флобер Г. О литературе, искусстве, писательском труде. Письма. Статьи: В 2 т. М., 1984.
  3. Реизов Б. Г. Творчество Флобера. М., 1955.
  4. Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западно-европейской литературе. М., 1976. – С. 476-485.
  5. Набоков В. В. Лекции по зарубежной литературе. М., 1998. – С. 183-238.
  6. Старобинский Ж. Шкала температур: язык тела в «Госпоже Бовари» // Поэзия и знание. История литературы и культуры. М., 2002.


ПЗ № 13 — 2 часа
Художественное своеобразие цикла стихотворений Ш. Бодлера: “Цветы зла”
План:
  1. Место сборника «Цветы зла» в творчестве Ш. Бодлера.
  2. Эстетические принципы Ш. Бодлера.
  3. Композиция сборника, микроциклы.
  4. Романтические мотивы в цикле «Цветы зла».
  5. Тема природы и города в цикле.
  6. Тема поэта и поэзии в сборнике.
  7. Вечные образы в стихах Ш. Бодлера.
  1. Анализ стихотворений «Альбатрос», «Вечерняя гармония», «Падаль» и др.

Литература:
1. Бодлер Ш. Цветы зла. М., 1970. (Любое издание). Или http://lib.ru/POEZIQ/BODLER/flowers.txt
2. Бодлер Ш. Об искусстве. М., 1986.
3. Зарубежная литература XIX века: Практикум. - М.: Флинта: Наука, 2002. С. 320-340.
4. Нольман М. Л. Шарль Бодлер. Судьба. Эстетика. Стиль. М., 1979.
5. Алексеев В. В. Шарль Бодлер. Цветы зла. // http://samlib.ru/a/alekseew_wadim_wiktorowich/bodler.shtml


Семинар № 14 — 2 часа
Художественные особенности поэмы Г. Гейне «Германия. Зимняя сказка»

План:
1. История создания поэмы.
2. Найти и указать объекты политической сатиры.
3.Выделить главные формы сатирического обличения и определить место сатирических частей произведения в композиции поэмы.
4. Особенности положительного идеала поэта В каких песнях поэмы он воплощен? Способы выражения положительного идеала в поэме.
5. Образ лирического героя. Его особенности и роль в композиции поэмы.

Литература:

    1. Гиджеу С. Генрих Гейне. М., 1962. С. 283-290.
    2. Пронин В. А. Стихи, достойные запрета. Судьба поэмы Генриха Гейне «Германия. Зимняя сказка». — М. 1986. // http://lib.rus.ec/b/270166/read


Методические рекомендации к ПЗ № 1
Повесть Ф. Р. де Шатобриана “Рене”. Особенности романтического мироощущения и стиля

Первое занятие посвящено выявлению особенностей романтического мироощущения и стиля на примере фрагмента исповедальной повести французского писателя Ф. Р. де Шатобриана “Рене”.
Цель — на основе фрагмента повести составить представление о личности героя, выделить стилевые доминанты.
Задачи — закрепление понятия “стиль”, совершенствование навыка анализа художественного текста, составления характеристики героя.
Если к моменту проведения занятия студенты прослушали вводную лекцию и получили представление об особенностях романтического мироощущения, то они, опираясь на полученные знания, находят подтверждение тем или иным тезисам в тексте. Знание текста всего произведения не является обязательным.
Если же практическое занятие предшествует лекционному, то студенты работают по плану, отвечая на поставленные вопросы, что даст им возможность самим выявить особенности романтического мирочувствования. Предлагаемый фрагмент текста позволяет составить представление об особенностях личности героя-повествователя, о своеобразии его мировоззрения и романтического мироощущения и стиля вообще. При подготовке к практическому занятию чрезвычайно важно уточнить по словарям литературоведческих терминов значение понятия “Стиль” и “Художественные средства выразительности”.
Чрезвычайно важным для успешности занятия является понимание студентами категории “стиля”. В качестве рабочего можно использовать определение И. Б. Черных из “Литературного энциклопедического словаря” (М., 1987): “Стиль в литературе (от лат. stilus — остроконечная палочка для письма, манера письма), устойчивая общность образной системы, средств художественной выразительности, характеризующая своеобразие творчества писателя, отдельного произведения, литературного направления, национальной литературы”. Под стилем в широком смысле понимается сквозной принцип построения художественной формы, сообщающий произведению ощутимую целостность, единый тон и колорит.

Методические рекомендации к ПЗ № 2

Романтическая новелла Э. Т. А. Гофмана «Песочный человек»


На втором занятии студентам предстоит проанализировать «ночную» новеллу немецкого писателя Э.Т. А. Гофмана и выявить способы создания атмосферы страха, элементы романтического начала.
Цель занятия — выявление романтических черт в произведении, определение авторской идеи.
Задачи — выявление особенностей композиции и сюжета новеллы, черт новеллы, совершенствование навыка составления характеристики литературных героев.
При подготовке к занятию студентам необходимо уточнить понятия “композиция”, “фабула”, “сюжет”, “художественный образ”, “мотив” и познакомиться со списком рекомендованной литературы. Поскольку текст произведения невелик, на занятии целесообразно максимально использовать цитаты.
Специфика новеллы заключается в сложной композиции: это “рассказ в письмах”, важно обратить внимание на особенности композиции. которая отражает авторское представление о сложности и загадочности мира, его враждебности по отношению к человеку.
Важное условие - обязательное знакомства с теоретическими взглядами йенских романтиков и текстом произведения. Неоценимую помощь в освоении материала окажет монография Аллы Борисовны Ботниковой “Немецкий романтизм: диалог художественных форм” (http://window.edu.ru/resource/991/46991).

Методические рекомендации к ПЗ № 3

Образ героя и своеобразие романтической поэмы Д. Н. Г. Байрона “Корсар”


   Практическое занятие посвящено анализу лиро-эпического произведения — романтической поэмы Байрона “Корсар”.
   Цель занятия — выявление своеобразия романтической поэмы Байрона как специфического жанра, определение основных способов создания образа героя. Главное — разграничение двух составляющих начал произведения: эпического (сюжетного) и лирического (субъективного).
   Задачи — закрепление понятий “поэма”, “романтический бунтарь”, “лирические отступления”; совершенствование навыка анализа лиро-эпических произведений, умения выявлять авторскую позицию.
   Начать работу следует с определения поэмы и закрепления представлений о ее жанровых признаках — сочетании сюжета и лирического начала. Важно обратить внимание на эпиграф к первой песне.
   Характеристика героя должна опираться на текст, в котором много ярких фрагментов, дающих представление о специфике образа Конрада. Сложности вызывает поиск лирических отступлений и объяснение функций пейзажных картин, поэтому подготовку этих вопросов нужно провести заранее с опорой на текст поэмы.
   В ходе занятия студенты вновь вынуждены оперировать понятием “стиль” и выявлять характерные признаки романтического произведения, что позволит закрепить представление о романтическом тексте и само литературоведческое понятие.
   Продуктивным может оказаться сопоставление разных вариантов перевода (пер. Петрова, Кондратьева и др.), что позволит выявить основное в герое.

Методические рекомендации к семинару № 4
Поэзия английского романтизма
   Цель — составить целостное представление об основных направлениях английской романтической поэзии. Задачи — выявить индивидуальные особенности романтических сочинений Вордсворта, Кольриджа, Саути, Байрона и Шелли, совершенствовать навык анализа лирических произведений.
   Занятие целесообразно проводить в форме семинара: все вопросы равномерно распределяются между студентами группы, каждый студент готовит анализ одного произведения. Ряд заданий посвящен обзорным вопросам: “Озерная школа. Эстетические принципы”, “Основные мотивы лирики Байрона”, здесь требуется знакомство с работами У. Вордсворта и С. Т. Кольриджа (см. сб.: “Литературные манифесты западноевропейских романтиков”) и со статьями учебников. Но основной материал — лирические тексты, которые предстоит анализировать каждому студенту.
Можно рекомендовать примерный план анализа лирических произведений:
1. Тема стихотворения и его содержание.
2. Жанр и его особенности.
3. Композиция.
4. Образ лирического героя.
5. Художественные средства выразительности (сравнения, эпитеты, метафоры, метонимия, олицетворение, синекдоха) и стилистические и риторические фигуры (анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора). Функции тропов и фигур в произведении.
6. Настроение, воплощенное в произведении.
7. Идея произведения.
   Важно обратить внимание на 5 пункт плана: необходимо не просто найти и назвать тропы и фигуры, но и объяснить их назначение!
   При проведении анализа рекомендуется подготовить выразительное чтение стихотворения, предварительно проверить значение незнакомых слов по словарю, уточнить постановку ударения (в поэтической речи ударения могут смещаться, так как должен соблюдаться определенный ритм стиха). Чтобы уточнить значения литературоведческих терминов, целесообразно обратиться к справочной литературе: словарям литературоведческих терминов, “Литературной энциклопедии” и др.

Методические рекомендации к ПЗ № 5
Собор Парижской Богоматери” В. Гюго
как романтический исторический роман

   Это занятие рекомендуется проводить с мультимедийной поддержкой, так как существует богатый иллюстративный материал, передающий специфику романа Гюго: иллюстрации, мюзикл, экранизации.
Цель — составить целостное представление о специфике романтического исторического романа В. Гюго.
   Задачи — рассмотреть различные типы героев, определить особенности конфликта, выявить романтические черты произведения.
При подготовке к семинару следует вспомнить материал курса зарубежной литературы средних веков и эпохи Возрождения, традиции народной смеховой культуры.
   Важно обратить особое внимание на способы создания “исторического колорита” средневековья: рассмотреть сцены во Дворце правосудия (постановка мистерии, шутки школяров, прием послов, и др.), во Дворе чудес, в которых создается широкая картина нравов эпохи.
   Важное место отводится характеристике центральных образов произведения, прежде всего собору. Необходимо понять, почему в заглавие вынесено имя архитектурного памятника эпохи.
   Особое внимание следует уделить рассмотрению того, как воплотился в произведении излюбленный романтиками прием контраста, на каких уровнях текста он проявляется.

Методические рекомендации к ПЗ № 6
Особенности психологической новеллы Э. По (на материале новеллы «Падение дома Ашеров»)
   При подготовке к занятию следует прочитать новеллу Э. А. По «Падение дома Ашеров» и выделить элементы сюжета и внесюжетные элементы (сделать записи в тетради). Определить функции эпиграфа, сопоставив его с содержанием новеллы.
   Следующий этап работы — анализ пейзажа и интерьера. Обратите внимание на краски, которые преобладают в описательных элементах, определите, какую цель преследовал автор, создавая подобные картины. Какой мотив связывает пейзаж и интерьер?
   Особое внимание следует обратить на портрет Родерика Ашера. Определите, есть ли в нем традиционные для романтического портрета элементы?
   Следует определить конфликт новеллы и формы воплощения темы двойничества. Обратите внимание, что сообщает Родерик другу-повествователю о своем недуге. В чем он проявляется? Определите, какое место в новелле занимает тема искусства.
  Определите смысл заглавия новеллы (при этом следует обратиться к статьям в учебниках). Подумайте, почему автор избрал форму повествования от лица друга Родерика Ашера, а не от первого лица. В чем заключается роль рассказчика?

Методические рекомендации к семинару № 7 (Рабочая конференция)

Заключительное занятие предполагает большую самостоятельную работу студентов, которые выбирают одно произведение для анализа и выступают с докладом, отвечают на вопросы товарищей, следуя примерному плану. Они могут самостоятельно сформулировать проблему и посвятить выступление ей.
Поскольку в процессе изучения курса у студентов сложилось представление об особенностях романтических произведений, они могут провести самостоятельное исследование небольших текстов из дополнительного списка.
Следует прочесть выбранное произведение, определить тему, конфликт и идею произведения, выявить романтические элементы и пр. Либо, сформулировав тему самостоятельно, студенты пользуются дополнительными источниками, указанными преподавателем, и освещают одну из проблем. При этом важно выявитьь имеющиеся точки зрения на проблему, сопоставить их, сделать обобщение и высказхать собственный взгляд на проблему.

Методические рекомендации к ПЗ № 8
 Занятие посвящено реалистической повести О. де Бальзака “Гобсек”. Малый объем произведения позволяет подробно разобрать все способы создания образа и выявить реалистические приемы. Вопросы 1 и 2 требуют обращения к характеристике эпохи Реставрации феодализма во Франции, когда политическая и социальная власть номинально находилась в руках дворянства, но фактически жизнью общества управляли деньги и их владельцы (рекомендуется обратиться к учебникам истории и исторической энциклопедии). В качестве такого незримого и незаметного властителя мира предстает в произведении ростовщик Гобсек.
   Именно образ Гобсека — предмет рассмотрения в рамках практического занятия, где главным является художественный текст, наличие которого необходимо у каждого студента. Подробно рассматривается портрет героя, рассказ Дервиля о его прошлом и настоящем, описание жилища и самого образа жизни ростовщика-философа. В ходе анализа образа предполагается проведение параллелей с реалистическим образом скряги Плюшкина из поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”. При возможности студентам рекомендуется использовать фрагменты текста Гоголя для сопоставления героев.
   Обращение к композиции, фабуле и сюжету и рассмотрение их соотношения позволит выявить соотношение истории Гобсека и судеб Дервиля, юного графа де Ресто и его родителей.
   Образ рассказчика Дервиля заслуживает особого внимания: это тоже типичная для эпохи Реставрации фигура — человек из третьего сословия, который своими силами поднимается из низкой доли, активно трудится и играет важную роль в судьбе семейства виконтессы де Гранлье. Важно проследить, как к нему относятся в богатом особняке и почему.
   Особое внимание следует обратить на финал жизни Гобсека, выявить, какие черты стали преобладающими в характере этого незаурядного человека. Важно прочитать описание комнаты умирающего Гобсека.

Методические рекомендации к семинару № 9
  При подготовке вопроса 1 следует внимательно прочитать статьям в учебниках и электронных источниках, сделать конспект, обратив особое внимание на эстетические принципы, которыми руководствовался художник при создании произведений.
   При подготовке вопроса 2 также можно обратиться к материалам из рекомендованных источников.
Вопросы 3 и 4 предполагают проведение комплексного анализа новелл, относящихся к различным тематическим группам. Особенно полезным будет при подготовке вопроса 3 источник № 4 (статья Косикова Г.).

Методические рекомендации к семинару № 10
   При подготовке семинара по творчеству Ч. Диккенса нужно обратиться к литературной энциклопедии, чтобы составить представление о категории «эстетический идеал». Информацию о нравственных принципах писателя можно найти в учебниках и дополнительных источниках, посвященных его биографии.
   Роман «Домби и сын» анализируется сквозь призму нравственно-эстетических представлений писателя. Студентам рекомендуется сформулировать круг проблем, рассмотренных в романе, и записать их.
   Особое внимание в рамках занятия нужно уделить образной системе, так как через своих героев автор выражает те или иные идеи. Отдельные образы, требующие детального анализа, следует рассмотреть подробно, составив заранее характеристики, подкрепленные цитатами из текста.
   Следует обозначить основные повороты сюжета, выделив кульминационные моменты, обозначив завязку и развязку. При этом следует опираться на имеющиеся в справочной литературе определения элементов сюжета.
   Вопрос 5 и 6 требуют от студентов продемонстрировать навык рассуждения, а вопрос 7 должен иллюстрироваться конкретными примерами из текста и комментариями того, как тот или иной принцип реалистического изображения воплощен в романе Ч. Диккенса.


Методические рекомендации к семинару № 11
   Данный семинар обычно не вызывает у студентов трудностей, как в его рамках рассматриваются достаточно увлекательные романы сестер Бронте. Первый вопрос позволяет понять причины обращения Ш. и Э. Бронте к творчеству, их взгляды, воплотившиеся в произведениях.
   Естественно, что при подготовке вопросов целесообразно обращаться к материалам лекции по творчеству Дж. Остин, предшественницы сестер Бронте.
   Второй вопрос предполагает обзор всего творчества Ш. Бронте. Вопросы 3-4 предполагают анализ проблематики романа Ш. Бронте «Джейн Эйр» и выявление художественных особенностей. Здесь стоит обратить внимание на форму повествования, на композицию романа (выделите в нем тематические части, соответствующие различным этапам жизни главной героини), определите конфликт. Важно проследить, какими способами пользуется автор для создания образов героев (портрет, поступки, атмосфера тайны и пр.).
   Подобная работа должна быть проведена и с романом Э. Бронте «Грозовой перевал», чему посвящены вопросы 5-6.
   Большую помощь при подготовке к семинару окажут статьи, указанные в списке литературы к занятию.

Методические рекомендации к семинару № 12
   При подготовке 1-2 вопросов необходимо обратиться к статьям в учебниках и сделать конспект с формулировками эстетических принципов писателя.
Нужно выделить части романа, сюжетные и внесюжетные элементы и определить их функции.
   При анализе образной системы следует обратить внимание не только на главных героев — Шарля и Эмму, но и на персонажей второго плана: Родольфа, Леона, Оме, госпожи Дюбюк и др. Следует составить их характеристики с использованием цитат из текста романа (обратите внимание на портрет, на речь героев, на авторские комментарии).
   Вопросы 5-8 связаны с анализом конкретного фрагмент, позволяющего увидеть «объективный стиль» в действии. Обратите внимание на то, как соотносятся «комментарии автора» и слова героя. Подумайте над вопросами: «В каком стиле пишет свое письмо Родольф? Почему он прибегает именно к такой лексике и слогу? Какова истинная цель его послания?»


Методические рекомендации к семинару № 13
   При подготовке к занятия необходимо прочитать сборник стихотворений «Цветы зла», выделить отдельные микроциклы; выяснить при помощи литературной энциклопедии значение терминов «микроцикл», «лирический цикл», «мотив», которые будут использоваться в ходе занятия.
   Следует познакомиться со статьями в учебниках и пособиях и определить место цикла в творчестве поэта и его эстетические принципы. Определить, какое место занимаю в сборнике темы природы и города, поэта и поэзии.
Нужно провести анализ отдельных стихотворений, выделяя в них вечные образы, мотивы и элементы романтической эстетики.


Методические рекомендации к семинару № 14
   При подготовке к семинару следует вспомнить определение поэмы как жанра и выделить его характерные признаки в произведении Г. Гейне. По учебникам подготовить материал об истории создания поэмы (В какой период творчества обращается к замыслу автор? Какие цели преследует?)
Уточнить по словарю литературоведческих терминов определение сатиры и ее составляющие чтобы ответить на вопросы 2 и 3.
   Определить способы воплощения положительного авторского идеала. Выявить соотношение сюжетного и лирического начал и дать характеристику лирическому герою поэмы. Определить его функции в произведении.


Методические указания по организации самостоятельной работы
студентов
  Самостоятельная работа студентов основана прежде всего на чтении обязательных художественных текстов к курсу. Также самостоятельно студентам предстоит изучить ряд вопросов, которые не рассматриваются в ходе лекционных, семинарских и практических занятий. Основная рекомендация при их освоении — знакомство с несколькими источниками (учебниками и учебными пособиями), так как подобный подход обеспечит сопоставление разных трактовок вопросов, а поиск точек соприкосновения и расхождения позволит студентам выделить доминанты.


© Елена Исаева

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Анализ рассказа Дины Рубиной "Голос в метро"

  Я думаю, многих очарует этот рассказ Дины Рубиной, современной русскоязычной писательницы. Он посвящен истории одной любви и нескольких с...