суббота, 10 октября 2015 г.

“Вечные образы в русской и мировой литературе и искусстве"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. И. А. БУНИНА»


Е. В. Исаева, к.ф.н., доцент — составитель программы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Курса по выбору: “Вечные образы в русской и мировой литературе и искусстве"

Направление подготовки: Специальность 050100.62 – Педагогическое образование
Профиль – Литература
Квалификация (степень): бакалавр
Форма обучения: очная
Факультет: филологический
Кафедра: русской литературы ХХ века и зарубежной литературы
Курс: 2
Семестр: 4

Лекций: 18
Практических (семинарских) занятий: 18
Лабораторных занятий:
Экзамен:
Зачёт: 4 семестр


ЕЛЕЦ- 2012



Рабочую программу составил Е. В. Исаева, к.ф.н., доцент


I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.

  1. Цели дисциплины.

Курс по выбору “Вечные образы в русской и мировой литературе и искусстве" имеет цель — познакомить студентов с воплощением в различных видах искусства (литературе, музыке, балете, опере, живописи, скульптуре, кино, мюзикле) ряда вечных образов мировой культуры, которые приобрели огромную популярность и стали воплощением универсальных смыслов.
Подготовка специалиста-бакалавра, обучающегося на филологическом факультете, невозможна без знаний в сфере духовной культуры человечества, что обеспечивает формирование и развитие общекультурных знаний, способствующих социальной и профессиональной адаптации, творческой самореализации выпускника в будущем.
Тема дисциплины была обусловлена тем, что вечные образы являются универсальным источником для художественной литературы и других видов искусства, а также воплощают определенные смысловые доминанты, важные для всех времен и народов, при этом «каждому вечному образу присущ особый центральный мотив, который и придает ему соответствующее культурное значение и без которого он теряет свою значимость» (Б. Н. Гайдин).
Проблема изучения «вечных образов» является актуальной, так как дает возможность выявить общие и особенные черты в различных интерпретациях, провести параллели между произведениями русского и зарубежного искусства, расширить представления студентов о мировом искусстве и роли универсальных моделей в культурной жизни человечества.
Естественно, что охватить в рамках курса все «вечные образы» не представляется возможным, однако знакомство с наиболее репрезентативными сюжетами и образами будет способствовать развитию общей культуры студентов и поможет им в освоении основных литературных курсов и культурологических дисциплин.
1.2. Задачи изучения дисциплины
Задачи дисциплины — расширить читательский и культурный кругозор студентов, совершенствовать навык анализа художественных текстов разных родов литературы и жанров; формировать умение сопоставлять произведения разных видов искусства, развивать умение сопоставлять различные трактовки образов; приобщать к вершинам мировой культуры, развивать эстетические чувства, углублять представления о своеобразии различных видов искусства.
Дополнительным стимулом к преподаванию дисциплины служит тот факт, что в школьные программы по литературе включены тексты, в которых даны интерпретации отдельных вечных образов (например, «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, «Гамлет» Б. Пастернака, «Дон-Кихот» М. де Сервантеса Сааведра и др.).

1.3. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы высшего профессионального образования (ООП ВПО).
Курс по выбору является частью единого цикла филологических, философских и культурологических дисциплин; выстраивается во взаимодействии с историей русской и зарубежной литератур, теорией литературы, эстетикой, культурологией.
1.4. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины.

а) общекультурные компетенции (ОК):
владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
способностью логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6);
готовностью к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);
готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовностью работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);
способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);
готовностью к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);
способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);
способностью использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ОПК):

осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);
владение основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);

в области педагогической деятельности:
способность разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
готовность включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);
способность организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

в области культурно-просветительской деятельности:
способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8).

в области научно-исследовательской деятельности:
способностью использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования (ПК-13).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать
определение «вечные образы»;
ряд «вечных образов»;
историю «вечных образов»;
уметь
определять смысл «вечных образов»,
сопоставлять трактовки «вечных образов» в различных видах искусства;
готовить сообщения по теме;
анализировать художественные тексты, в которых воплощены «вечные образы», с учетом родовой и жанровой специфики;
пользоваться справочной и критической литературой, а также интернетисточниками в процессе освоения курса;
использовать полученные знания для развития своего общекультурного потенциала в контексте профессиональной деятельности;

владеть
навыком подготовки устных выступлений по теме;
основным понятийным аппаратом литературоведения;
навыком литературоведческого анализа текста;
навыком создания докладов, сообщений по теме;
навыком работы на компьютере по сбору информации в интернете, созданию мультимедийных презентаций в формате ppt.

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

2.1. Основные разделы дисциплины.

Раздел 1. Понятие о «вечных образах».

Раздел 2. Воплощение «вечных образов» в литературе и искусстве.


2.2. Темы и их содержание.

Раздел I.
Тема 1. «Вечные образы» как «следствие некоторых констант человеческой сущности». Определение и специфика «вечных образов», возникновение и распространение. Виды «вечных образов»: мифологические, библейские, литературные.

Раздел II.

Тема 1. Образы Ромео и Джульетты как вариант образов двух несчастных влюбленных. Трактовка образов двух несчастных влюбленных в «Метаморфозах» П. Овидия, Луиджи да Порто, М. Банделло, У. Шекспира. Воплощение образов в живописи (С. Бродский, Д. Шмаринов, Д. Уотерхаус, Ф. Б. Дикси и др.) и музыке (П. Чайковский, Ш. Гуно, С. Прокофьев) Воплощение образов Ромео и Джульетты в кино. Образы Ромео и Джульетты в литературе: стихотворение М. Алигер, новелла К. Чапека «Ромео и Джульетта». Трактовка образов в мюзикле Ж. Пресгурвик.

Тема 2. Образ Гамлета в мировом искусстве. Легенда Саксона Грамматика и ее интерпретация в трагедии У. Шекспира. Образ Гамлета в русской поэзии 19-20 вв. (А. Григорьев, А. Блок, М. Цветаева, А. Ахматова, Б. Пастернак, В. Высоцкий). Образ Гамлета в мировой живописи (Э. Делакруа, Б. Дехтярев, С. Бродский и др.). Музыка П. И. Чайковского. Трактовка образа Гамлета в искусстве кино (фильмы Г. Козинцева, Ф. Дзеффирелли, К. Брана).

Тема 3. Образ Офелии в мировом искусстве. Образ Офелии в лирике (А. Фет, А. Рембо, В. Брюсов, А. Блок, А. Ахматова, М. Цветаева). Офелия в живописи. Трактовка образа в кино (А. Вертинская, Х. Бонем-Картер).

Тема 4. Образ Дон Кихота в искусстве. Роман Сервантеса о Дон Кихоте. Интерпретации образа в живописи и графике: О. Домье, П. Пикассо, С. Бродский, С. Дали и др. Балет Людвига Минкуса «Дон Кихот». Стихи Ф. Соллогуба. Дон Кихот в экранизации Г. Козинцева.

Тема 5. Образ Дон-Жуана в литературе и искусстве. Истоки образа Дон-Жуана. Испанская легенда о сладострастнике и предания об оживающих статуях. Первая литературная обработка легенды — пьеса Тирсо де Молины “Севильский озорник, или Каменный гость. Противоречивость образа Дон-Жуана в комедии Ж.-Б. Мольера “Дон-Жуан, или Каменный гость”. Опера В. А. Моцарта «Дон Жуан». Трактовка образа в новелле Э. Т. А. Гофмана “Дон-Жуан”. Образ Дон-Жуана в интерпретации А. С. Пушкина: маленькая трагедия “Каменный гость”. Экранизация «Каменного гостя» М. Швейцера («Маленькие трагедии»). Опера А. С. Даргомыжского «Каменный гость». Интерпретация образа Дон-Жуана в апокрифе К. Чапека “Исповедь дона Хуана”. Образ Дон-Жуана в лирике поэтов серебряного века ( А. Блока, К. Бальмонт, В. Брюсов, Н. Гумилев, М. Цветаева, И. Северянин). Иллюстарации к «Каменному гостю» Пушкина: графика Павла Бунина и Фёдора Константинова. Ирония над легендой: пьеса М. Фриша “Дон-Жуан, или Любовь к геометрии”. Переосмысление образа вечного любовника в пьесе Э. Радзинского “Окончание Дон-Жуана”.

2.3. Распределение часов курса по темам и видам работ.

Наименование тем и разделов

Всего часов/ ЗЕ

Лк

Сем.
Самост.
работа
Раздел 1 Понятие о «вечных образах» 3
1

2
Раздел 2 Тема 1. Образы Ромео и Джульетты 15
3
4
8
Тема 2. Тема 2
Образ Гамлета в мировом искусстве.
14
4
4
6
Тема 3. Образ Офелии в мировом искусстве.
11
3
2
6
Ректорская контрольная работа
1

2

Тема 4. Образ Дон Кихота в искусстве.

13
3
2
8
Тема 5. Образ Дон-Жуана в литературе и искусстве.
14
4
4
6
ИТОГО: 72
18
18
36

    1. Практические (семинарские) занятия, их содержание и объём в часах.

Тема 1 Образы Ромео и Джульетты в мировом искусстве - 4 часа

  1. Трактовка образов Ромео и Джульетты в литературе (М. Алигер, К. Чапек и др.).
  2. Образы Ромео и Джульетты в живописи.
  3. Образы Ромео и Джульетты в музыке.
  4. Образы Ромео и Джульетты в кино.
  5. Трактовка истории Ромео и Джульетты в мюзикле Ж. Пресгувик.

Литература:

1. Словарь литературных героев // http://mirslovarei.com/litger_a#
3. Алигер М. Ромео и Джульетта. Любое издание.
4. Чапек К. Ромео и Джульетта. Любое издание.
Тема 2 Образ Гамлета в мировом искусстве

1. Образ Гамлета в русской поэзии 19-20 вв. (А. Григорьев, А. Блок, М. Цветаева, Б. Пастернак, В. Высоцкий).
2. Образ Гамлета в живописи (Э. Делакруа, Б. Дехтярев, С. Бродский и др.).
3. Образ Гамлета в кино (фильмы Г. Козинцева, Ф. Дзеффирелли, К. Брана).

Литература:
1. Блок А. «Я — Гамлет...»
2. Высоцкий В. Мой Гамлет.
3. Григорьев А. «Я помню бледный лик Гамлета...»
4. Пастернак Б. «Гамлет».
5. Цветаева М. Диалог Гамлета с совестью. Офелия в защиту королевы.
6. Чекалов И. И. Проблема множественности источников сюжета о Гамлете и Асмлет как мастеровой в «Деяниях данов» Саксона Грамматика // http://norse.ulver.com/articles/hamlet.html
7. Поливанов К. М. «Гамлет» Пастернака. // http://sobolev.franklang.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=11:--qq-&catid=24:-xx-&Itemid=12

Тема 3 Образ Офелии в мировом искусстве

  1. Образ Офелии в живописи.
  2. Образ Офелии в кино.

Литература:

1. Офелия в живописи // http://yassena.livejournal.com/179673.html?thread=3844569
2. Словарь литературных героев // http://mirslovarei.com/litger_a#


Тема 4 Образ Дон Кихота в искусстве

  1. Интерпретации образа в живописи и графике: О. Домье, П. Пикассо, С. Бродский, С. Дали и др.
  2. Стихи Ф. Соллогуба.
  3. Образ Дон Кихота в музыке (Балет Людвига Минкуса «Дон Кихот» и др.).
  4. Дон Кихот в экранизациях (Г. Козинцев и др.).

Литература:
  1. Багно В. Е. Дорогами Дон Кихота. М.: Книга, 1988.
  2. Багно В. Е. Дон Кихот в России и русское донкихотство. СПб.: Пушкинский дом; Наука, 2009.
3. Михеева Л. Минкус Балет «Дон Кихот» // http://www.belcanto.ru/ballet_donquixote.html
http://www.ivi.ru/watch/15093 Фильм Г. Козинцева.



Тема 5 Образ Дон-Жуана в искусстве и литературе

  1. Образ Дон-Жуана в опере В. А. Моцарта.
  2. Трактовка образа в новелле Э. Т. А. Гофмана “Дон-Жуан”.
  3. Образ Дон-Жуана в интерпретации А. С. Пушкина: маленькая трагедия “Каменный гость”. Экранизация «Каменного гостя» М. Швейцера («Маленькие трагедии»). Опера А. С. Даргомыжского «Каменный гость».
  4. Интерпретация образа Дон-Жуана в апокрифе К. Чапека “Исповедь дона Хуана”.
  5. Образ Дон-Жуана в лирике поэтов серебряного века ( А. Блока, К. Бальмонт, В. Брюсов, Н. Гумилев, М. Цветаева, И. Северянин).
  6. Ирония над легендой: пьеса М. Фриша “Дон-Жуан, или Любовь к геометрии”.
  7. Переосмысление образа вечного любовника в пьесе Э. Радзинского “Окончание Дон-Жуана”.
  8. Графика Павла Бунина и Фёдора Константинова.

Литература:

1. Багно В. Расплата за своеволие, или воля к жизни // Миф о Дон Жуане. – С-Пб., 2000. – С. 5-22.
2. Генри У. Саймон. Опера Моцарта «Дон Жуан» // http://www.belcanto.ru/juan.html
3. Исаева Е. В. Вечные образы в литературе. Образ Дон-Жуана в мировой литературе // Исаева Е. В. Ролдугина И. А. Актуальные вопросы современного литературного образования. Уч.-мет. Пособие. Елец, ЕГУ им. И. А. Бунина, 2006. С. 114-142.
4. Нечаенко Д. Дон-Жуан // Литература, 1995. – № 7. – С. 6.
  1. Онорин В. В. Особенности интерпретации образов Дон Жуана и Казановы в литературе рубежа XIX-XX веков // http://www.rfp.psu.ru/archive/6.2010/onorin.pdf


    1. Лабораторные занятия, их содержание и объем в часах –

Лабораторные рабочей программой не предусмотрены.

    1. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля.

Текущий контроль — подготовка сообщений по темам семинара и выступление.
Промежуточный контроль — ректорская контрольная работа
Итоговый контроль — зачет.



2.6.2. Контрольно-измерительные материалы:


Примерная тематика сообщений:

1. Образы Ромео и Джульетты в мировой живописи.
2. Образы Ромео и Джульетты в музыкальном искусстве.
3. Образы Ромео и Джульетты в кино.
4. Образ Гамлета в мировой живописи.
5. Образ Гамлета в кино.
6. Образ Дон Кихота в графике.
7. Образ Дон Кихота в живописи.
8. Образ Дон Кихота в балете Людвига Минкуса.
9. Образ Офелии в мировой живописи.
10. Образ Офелии в кино.
11. Образ Дон-Жуана в опере В. А. Моцарта.

2.6.3. Типовые контрольные работы.

Вариант А: Анализ стихотворений, посвященных «вечным образам».
Вариант Б: Анализ экранизации, связанных с «вечными образами».


III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Тема
Вид занятия
(Л, ПЗ, ЛР)
Используемые интерактивные образовательные технологии
Количество
часов
1. Понятие о «вечных образах» лекция Компьютерное обучение. Лекция с мультимедийной презентацией, 1

Тема 2 Образы Ромео и Джульетты Л, ПЗ
Компьютерное обучение. Лекция с мультимедийной презентацией.
ПЗ с презентацией
5

Образ Гамлета в мировом искусстве.
Л, ПЗ
Компьютерное обучение. Лекция с мультимедийной презентацией.
ПЗ с презентацией. Кинозанятие.
8

Образ Офелии в мировом искусстве.
Л, ПЗ
Компьютерное обучение. Лекция с мультимедийной презентацией.
ПЗ с презентацией
5

Образ Дон Кихота в искусстве.
Л, ПЗ
Компьютерное обучение. Лекция с мультимедийной презентацией.
ПЗ с презентацией. Кинозанятие.
5

Образ Дон-Жуана в литературе и искусстве.
Л, ПЗ
Компьютерное обучение. Лекция с мультимедийной презентацией.
ПЗ с презентацией. Кинозанятие.
8

IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Основная литература:

1. Блок. А. Я — Гамлет. Шаги Командора.
2. Ахматова А. Читая «Гамлета».
3. Цветаева М. Диалог Гамлета с совестью. Офелия в защиту королевы. Дон Жуан.
4. Брюсов В. Дон Жуан.
5. Бальмонт К. Дон Жуан.
6. Гумилев Н. Дон Жуан.
7. Северянин И. Дон Жуан.
8. Пастернак Б. Гамлет.
9. Григорьев А. «Я помню бледный лик Гамлета...»
10. Алигер М. Ромео и Джульетта.
11. Чапек К. Ромео и Джульетта. Исповедь дона Хуана.
12. Сологуб Ф. Дон Кихот.
13. Фриш М. Дон Жуан, или Любовь к геометрии.
14. Радзинский Э. Окончание Дон Жуана.
15. Гофман Э. Т. А. Дон Жуан.


4.2. Дополнительная литература.

1. Багно В. Е. Дорогами Дон Кихота. М.: Книга, 1988.
2. Багно В. Е. Дон Кихот в России и русское донкихотство. СПб.: Пушкинский дом; Наука, 2009.
3. Багно В. Е. Русское донкихотство как феномен культуры // http://ec-dejavu.ru/d/Don_Quixote2.html
4. Герасимов С., О киноискусстве. М., 1960.
5. Ждан В.Н. Эстетика экрана и взаимодействие искусств. М.: Искусство, 1986.
6. Исаева Е. В. Вечные образы в литературе. Образ Дон-Жуана в мировой литературе // Исаева Е. В. Ролдугина И. А. Актуальные вопросы современного литературного образования. Уч.-мет. Пособие. Елец, ЕГУ им. И. А. Бунина, 2006. С. 114-142.
7. Исаева Е. В. Образ Дон-Жуана в драматургии Тирсо де Молины и Ж. Б. Мольера // http://elena-isaeva.blogspot.ru/2012/06/blog-post_04.html
8. Тургенев И. С. Гамлет и Дон Кихот // http://az.lib.ru/t/turgenew_i_s/text_0240.shtml
  1. Интернет-ресурсы:

1. Словарь литературных героев // http://mirslovarei.com/litger_a#
4. Онорин В. В. Онорин В. В. Особенности интерпретации образов Дон Жуана и Казановы в литературе рубежа XIX-XX веков // http://www.rfp.psu.ru/archive/6.2010/onorin.pdf
5. Исаева Е. В. Заметки о Дон-Кихоте (Роман М. де Сарвантеса Сааведра «Дон-Кихот Ламанчский» // http://elena-isaeva.blogspot.ru/2011/06/blog-post.html
6. Гайдин Б. Н. Вечные образы как критерий «значимости» литературных произведений // http://pravmisl.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=623


V. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Ноутбук, проектор мультимедийный, мультимедийные презентации учебного материала, созданные преподавателем:

Автором рабочей программы созданы и используются в ходе занятий следующие мультимедийные презентации:

  1. Образы Ромео и Джульетты в мировом искусстве.
  2. Образ Гамлета в литературе и искусстве.
  3. Образ Офелии в мировой живописи.
  4. Образ Дон Кихота в живописи и графике.

Кинофильмы, рекомендуемые к просмотру в рамках курса:

«Гамлет» (реж. Г. Козинцев), «Гамлет» (реж. Ф. Дзеффирелли), «Гамлет» (реж. Кеннет Брана), «Ромео и Джульетта» (реж. Ренато Кастеллани), «Ромео и Джульетта» (Ф. Дзеффирелли), «Ромео и Джульетта» (Б. Лурмен). «Дон Кихот» (реж. Г. Козицев), «Маленькие трагедии» (реж. М. Швейцер); «Каменный гость» (фильм-опера по одноименной опере А. Даргомыжского, реж. - В. Гориккер)



© Елена Исаева
















Комментариев нет:

Отправить комментарий

Джованни Боккаччо. Сборник «Декамерон»

   Д. Боккаччо (1313-1375) был младшим современником Пет рарки. Вместе с ним он стал великим основопо ложником гуманистической культур...