воскресенье, 6 декабря 2015 г.

Материалы для студентов Ж-21 по дисциплине "История зарубежной литературы XVII-XIX вв. (Романтизм)", 3 семестр 2016 год

Список художественных текстов:

  1. Гонгора-и-Арготе Л. де. Сонеты.
  2. Кеведо-и-Вильегас Ф. Сонеты.
  3. Вега Лопе де. Собака на сене.
  4. Кальдерон де ла Барка П. Дама-невидимка.
  5. Тирсо де Молина. Севильский озорник, или Каменный гость.
  6. Корнель П. Сид.
  7. Расин Ж. Андромаха.
  8. Мольер Ж. Б. Дон-Жуан, или Каменный гость. Тартюф.
  9. Вольтер. Кандид.
  10. Дидро Д. Монахиня.
  11. Бомарше. Безумный день, или Женитьба Фигаро.
  12. Руссо Ж. Ж. Юлия или Новая Элоиза (по хрестоматии).
  13. Дефо Д. Робинзон Крузо.
  14. Филдинг Г. История Тома Джонса, найденыша.
  15. Свифт Д. Путешествия Гулливера.
  16. Лессинг Э. Г. Эмилия Галотти.
  17. Гёте И. В. Страдания юного Вертера. Фауст.
  18. Шиллер Ф. Разбойники. (или Коварство и любовь).
  19. Новалис. Генрих фон Офтердинген.
  20. Тик Л. Белокурый Экберт.
  21. Брентано К. М. Повесть о славном Касперле и пригожей Аннерль.
  22. Клейст Г. Михаэль Кольхаас.
  23. Гофман Э. Т. А. Золотой горшок. Крошка Цахес по прозванию Циннобер.
  24. Шамиссо А. Странная история Петера Шлемиля.
  25. Шатобриан Ф. Р. Рене.
  26. Гюго В. Собор Парижской Богоматери.
  27. Байрон Ч.Г. Н. Лирика («Хочу я быть ребенком вольным», «Ода авторам билля, направленного против разрушителей станков» и др.). Корсар.
  28. Скотт В. Айвенго.
  29. Кольридж С. Баллада о старом мореходе.
  30. Вордсворт У. Люси. Нас семеро. Кукушка. Нарциссы. Англия. 1802 г. Созданьем зыбкой красоты казались мне ее черты. Сожаление. Моя любовь любила птиц, зверей.
  31. Саути Р. Доника. Адельстан. Суд божий над епископом. Баллада, в которой описывается, как одна старушка ехала на черном коне вдвоем и кто сидел впереди.
  32. Ирвинг В. Жених-призрак. Рип Ван Винкль. Дьявол и Том Уокер и др. (2 новеллы на выбор).
  33. По Э. А. Лирика (Ворон. Колокола). Падение дома Ашеров. 
Вопросы к зачету:
1 Своеобразие развития литературы и искусства в XVII веке. Литературные направления.
2. Поэзия испанского барокко: культизм и консептизм. Творчество Луиса ле Гонгоры и Франсиско де Кеведо: основные мотивы поэзии.
3. Жизнь и творчество Лопе де Вега. Конфликт любви и чести в комедии Лопе де Веги "Собака на сене".
4. Проблематика и художественные особенности пьесы Г. де Молины "Севильский озорник, или Каменный гость”.
5. Барочные мотивы в пьесе П. Кальдерона "Дама-невидимка".
6. Французский классицизм XVII века и его принципы в трактате Н. Буало
"Поэтическое искусство".
7. Творчество Пьера Корнеля. Конфликт чувства и долга в трагедии "Сид".
8. Творчество Жана Расина. Принципы классицизма и янсенистская концепция человека в трагедии Ж. Расина "Андромаха".
9. Жизнь и творчество Ж. Б. Мольера. Критика лицемерия и доверчивости в комедии Ж.Б. Мольера "Тартюф".
10. Принципы классицизма в комедии Ж. Б. Мольера "Дон Жуан". Противоречивость образа Дон-Жуана.
11. Общая характеристика литературы эпохи Просвещения. Просветительский реализм, просветительский классицизм, сентиментализм как литературные направления эпохи.
12. Проблематика и художественные особенности романа Д. Дефо "Робинзон Крузо".
13. Сатирическое изображение социальной действительности в романе Д. Свифта. Образ Гулливера и его функции в романе.
14. Роман Генри Филдинга "История Тома Джонса, найденыша": проблематика, система образов, жанровые особенности. Образ Тома Джонса и проблема положительного идеала автора.
15. Проблематика и жанровые особенности повести Вольтера "Кандид".
16. Д. Дидро и его место в литературе французского Просвещения. Работа по созданию "Энциклопедии". Критика феодального общества в романе Д. Дидро "Монахиня".
17. Комедия Бомарше "Женитьба Фигаро": герои, конфликт, интрига.
18.Творчество Э. Г. Лессинга. Проблематика и конфликт пьесы "Эмилия Галотти".
19. Творчество Ф. Шиллера: проблематика, конфликт, художественные особенности драмы "Разбойники" ("Коварство и любовь").
20. Социальный смысл трагедии Вертера в романе И. В. Гете "Страдания юного Вертера".
21. Трагедия Гете "Фауст". Художественные особенности и идейное содержание.
22. Общая характеристика литературы эпохи Романтизма. Типология романтической личности.
23. Исторические предпосылки возникновения и особенности немецкого романтизма. Йенская школа немецкого романтизма. Изображение пути поэта в романтическом романе Новалиса “Генрих фон Офтердинген”.
24. Ранний немецкий романтизм: новелла Л. Тика “Белокурый Экберт”. Сочетание сказочного и новеллистического начал.
25. Второй период развития романтизма в Германии. Гейдельбергский романтизм: эстетическая концепция, основные представители. Проблема чести и патриархальный идеал в “Повести о славном Касперле и пригожей Аннерль” К. М. Брентано.
26. Проблематика и художественные особенности повести Г. фон Клейста “Михаэль Кольхаас”. Образ главного героя.
27. Жизненный и творческий путь Э. Т. А. Гофмана. Эстетические взгляды. Новелла-сказка Э. Т. А. Гофмана “Золотой горшок”. Образ романтического поэта и принцип двоемирия.
28. Критика социальных пороков в повести Э. Т. А. Гофмана “Крошка Цахес по прозванию Циннобер”. Образы Цахеса и Бальтазара.
29. Творчество А. фон Шамиссо. Традиции и новаторство в фантастической повести “Удивительная история Петера Шлемиля”.
30. Романтизм во Франции. Особенности романтического мироощущения и стиля в повести Ф. Р. де Шатобриана “Рене”.
31. Роман В. Гюго “Собор Парижской Богоматери” как произведение романтизма.
32. “Озерная школа” в Англии: творчество У. Вордсворта и Р. Саути.
33. Творчество Д. Г. Н. Байрона. Лирика.
34. Образ героя и жанровое своеобразие романтической поэмы Д. Г. Н. Байрона “Корсар”.
35. Исторические романы В. Скотта. Проблематика, образная система и художественные особенности романа “Айвенго”.
36. Ранний американский романтизм: творчество В. Ирвинга (анализ 2-3-х новелл).
37. Американский романтизм: творчество Э. А. По (анализ 2-3 новелл).
38. Лирика Э. А. По. Основные мотивы, образы. Анализ 3-х произведений на выбор студента.

План ПЗ № 1
Принципы искусства барокко и их воплощение в поэзии Луиса де Гонгоры-и-Арготе и Франсиско де Кеведо-и-Вильегаса” — 2 часа

План:

1. Что такое барокко? Какие варианты объяснения термина существуют? Какие принципы барокко вам известны?
2. Проанализируйте сонет Франсиско де Кеведо-и-Вильегаса. На какие принципы искусства барокко опирался поэт? О чем стихотворение? Как его можно озаглавить? Какими поэтическими средствами достигается эффект контраста?
Студеный пламень, раскаленный лед,
Боль, что, терзая, дарит наслажденье,
Явь горькая и радость сновиденья,
Беспечность, что полным-полна забот;

Предательство, что верностью слывет.
Средь уличной толпы уединенье,
Усталость в краткий миг отдохновенья,
И права, и бесправия оплот;

Сама себе и воля, и темница –
Покончить в силах с ней лишь смерть одна, –
Недуг, что от лекарств не исцелится…

3. Какие принципы искусства барокко воплощены в сонете Луиса де Гонгора-и-Арготе «Тщеславная роза»? Что есть красота, по мнению поэта? Какие художественные средства использованы для воплощения идеи?
3. Сравните описания дам в 130 сонете У. Шекспира и в сонете Л. де Гонгора-и-Арготе “Даме с ослепительно белой кожей, одетой в зеленое”. Выделите художественные средства создания образов. В чем различие произведений? Какой принцип барокко положен в основу сонета Гонгоры?
4. Для анализа также предлагаются сонеты «Ныне, пока волос твоих волна блещет...» Л. де Гонгора-и-Арготе, «Эй, жизнь моя...» Франсиско де Кеведо-и-Вильегаса и др. на выбор студентов.
Литература:
1. История всемирной литературы в 9-ти томах. – М., АН СССР, 1989. – Т. 4.
2. Пискунова С. Золотой век испанской поэзии // Поэзия испанского Возрождения. – М., 1989. – С.7-35.
3. Поэзия испанского Возрождения. – М., 1989.
4. Краткая литературная энциклопедия. – М., 1962-1978. – Т. 1-9.
5. Шайтанов И. Барокко и классицизм: картина мира. // Литература, 2000, № 8. – С. 5-12.

План ПЗ № 2

Литература французского классицизма — 2 часа

План:

1. Что такое классицизм? Возникновение термина. Классицизм и Античность.
2. Исторические предпосылки возникновения классицизма во Франции.
3. Конфликт чувства и долга – центральная проблема в искусстве классицизма. Ее историческое значение.
4. Деление жанров.
5. Нормативность эстетики классицизма: темы, образы, правила трех единств. Нормативность и ее нарушение в произведениях классицистов (для анализа брать трагедии П. Корнеля “Сид”, Ж. Расина “Андромаха”, комедии Мольера).

Литература:
1. История всемирной литературы в 9-ти т. – М., АНСССР, 1986-1990. – Т. 4.
2. Искусство Франции XVII-XVIII веков // Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Вып. 2. Северное Возрождение: страны Западной Европы XVII-XVIII века. – М., 1990. – С. 219-235.
3. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987 (ст. Классицизм).
4. Энциклопедический словарь юного литературоведа. Составитель Новиков В. И. – М., 1987. (ст. Классицизм).
5. Кадышев Н. Расин. – М., 1989.
6. Зарубежная литература: От Эсхила до наших дней: Уч. пособие для средней школы. 2-е изд., доп. – Воронеж: “Родная речь”, 1997. – С. 47-55.
7. Мисюров Н.Н. История западноевропейской литературы. Классицизм. Просвещение. Романтизм: учебное пособие. - М. : Флинта, 2012.
8. Западноевропейская литература XVII века : хрестоматия: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Филология". Сост. Б.И.Пуришев. 3-е изд., исправ. - М. : Альянс, 2012.
9. История зарубежной литературы XVII в. Под ред. З. И. Плавскина. - М., 1987.

Тема № 3
Образ севильского обольстителя в пьесах Тирсо де Молины “Севильский озорник, или Каменный гость” и Жана-Батиста Мольера “Дон-Жуан, или Каменный гость” — 2 часа
План:
    1. Легенда о севильском озорнике.
    2. Сюжеты комедий Т. де Молины и Ж.-Б. Мольера.
  1. Сравните героев пьес: какими качествами наделены Дон-Хуан и Дон-Жуан? В чем причины такого изображения персонажей?
  2. Функции образов Каталинона и Сганареля в пьесах. Сравните образы слуг.
  3. Женские образы в пьесах и их функции.
  4. Идейное содержание комедий Т. де Молины и Ж.-Б. Мольера.
  5. Элементы барокко в пьесе Т. де Молины.
  6. Элементы классицизма в комедии Ж.-Б. Мольера.

Литература:

    1. Бордонов Ж. Мольер. – М., 1983.
    2. Молина Т. Севильский озорник, или Каменный гость // Испанский театр. – М., 1969 (Библиотека всемирной литературы – БВЛ), т. 39.
  1. Гликман И. Мольер. – М.-Л., 1966.
  2. Белоусов Р. С. Герои до встречи с писателем.
  3. Штейн А. Л. На вершинах мировой литературы.
  4. Нусинов И. М. История литературного героя.
  5. Мультатули В. М. Мольер.
  6. История всемирной литературы: в 9-ти т. – М., АНСССР, 1986-1990. – Т. 3 4.
  7. Нечаенко Д. Дон-Жуан // Литература, 1995. – № 7. С. 6.
  8. Багно В. Расплата за своеволие, или воля к жизни // Миф о Дон Жуане. – С-Пб., 2000. – С. 5-22.
  9. История западноевропейского театра: в 6-ти т. / Под ред. С. С. Мокульского. – М., 1956-1974.
  10. Обломиевский Д. Д. Французский классицизм. – М., 1968.
  11. Плавскин З. И. Испанская литература 17-середины 19 века. – М., 1978.
  12. Штейн А. Л. История испанской литературы. – М., 1994.
  13. Шайтанов Игорь. Барокко и классицизм: картина мира // Литература, 2000, №8. – С. 5-12.
ПЛАН ПЗ № 4 — 2 часа
Философская повесть Вольтера “Кандид”

План:

1. Философия Лейбница как основа повести. Критика теории оптимизма.
2. Признаки жанра философской повести и их воплощение в произведении.
3. Принципы классицизма и их воплощение в повести Вольтера.
4. Образная система повести:
а) образ Панглоса, приемы создания образа, авторское отношение к герою и способы его выражения;
б) образ Мартена, его идейная функция в повести;
в) образ Кандида, его роль в раскрытии идеи повести.
5. Образ утопической страны Эльдорадо и его функция в повести. Вспомните известные вам утопии и сопоставьте с Эльдорадо, выявив общее и различное.
6. Идея произведения, ее выявление через сюжет и композицию.
7. Философская повесть Вольтера “Кандид” как произведение эпохи Просвещения.


Литература:
1. Артамонов С. Вольтер. М., 1954. – С. 126-128.
2. Державин К. Н. Вольтер. – М., АНСССР, 1946. – С. 300-305.
3. Артамонов С. Философские повести. – М., 1960. – С. 328-340.
4. История всемирной литературы в 9-ти т. – М., АНСССР, 1986-1990. – Т. 5. (ст. о Вольтере).
5. Ермоленко Г. Н. Формы и функции иронии в философской повести Вольтера// XVIII век: Искусство жить и жизнь искусства. - М., 2004. // http://www.philology.ru/literature3/ermolenko-04.htm
6. Михайлов В. Вольтер после 1749 года (История всемирной литературы. Т. 4 // http://feb-web.ru/feb/ivl/vl5/vl5-1192.htm
7. Кабанова И. В. Философская повесть: “Кандид” Вольтера // http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/kabanova/kandid-voltera.htm
8. Вольтер (1694-1778) // История французской литературы. К.Ловернья-Ганьер, А.Попер, И.Сталлони,Ж.Ванье // http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/istoriya-francuzskoj-literatury-lgpsv/volter.htm
9. История зарубежной литературы XVIII в. Под ред. З. И. Плавскина. - М., 1991.
10. Мисюров Н.Н. История западноевропейской литературы. Классицизм. Просвещение. Романтизм: учебное пособие. - М. : Флинта, 2012.
11. Никольский Е. В. К вопросу о жанровой специфике философской прозы // http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-zhanrovoy-spetsifike-filosofskoy-prozy

План ПЗ № 5
Философская трагедия И. В. Гете “Фауст” (Ч. I) — 2 часа

План:
    1. История создания трагедии.
    2. Композиция произведения и ее функции.
    3. Смысл “Пролога на небесах” как идейной завязки трагедии
а) взгляд автора на человека, Господа, Мефистофеля;
б) параллели с библейской Книгой Иова; суть спора Господа и Мефистофеля
4. Фауст и проблема познания
а) причины неудовлетворенности Фауста;
б) в чем проявляется раздвоенность героя?
в) Вагнер и Фауст: смысл сопоставления;
г) роль сцены “У городских ворот”; ее художественные особенности.
5. Образ Мефистофеля; идея договора с Фаустом.
6. Место образа Маргариты в идейных исканиях Фауста.
7. Идейный смысл заключительной сцены 1 части трагедии.

Литература:
1. Мифы народов мира в 2-х тт. М., 1998. Т. 1 (Дьявол), Т. 2 (Сатана, Черт).
2. История о докторе Иоганне Фаусте // Немецкие шванки и народные книги 16 века. М., 1990. С. 504- 616.
3. Вильмонт Н. Гете. М., 1959.
4. Тураев С. Гете в школе. М., 1950. С. 80-117.
5. Аникст А. А. Гете и “Фауст”. М., 1983.
6. Аникст А. “Фауст” Гете. М., 1979.
7. Исаева Е. В. Методические указания для студентов стационара и ОЗО филологического факультета по подготовке к практическим занятиям по курсу “История зарубежной литературы XVII-XVIII веков”. – Елец, 2005.
8. Плаксицкая Н. А. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков: практикум. — Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2009.
9. История зарубежной литературы XVIII в. Под ред. З. И. Плавскина. - М., 1991.

ПЗ № 6 Повесть Ф. Р. де Шатобриана “Рене”. Особенности романтического мироощущения и стиля — 2 часа

План:

1. Каким выглядит герой в приведенном отрывке?
2. Какими средствами передается душевное состояние героя? Найдите в тексте примеры, которыми он характеризует свое состояние.
3. Что говорит герой о своих чувствах и человеческих чувствах вообще?
4. Картины природы в отрывке и способы их создания.
5. Какими средствами передается ощущение незаурядности героя, его отличия от обычных людей?
6. Тропы и их функции в приведенном отрывке: аллегории, метафоры, сравнения, перифразы. Выписать примеры из текста.
7. Особенности речи героя: типы предложений, особенности их построения и т. п.
8. Определите конфликт в отрывке.
9. Тема смерти и способы ее воплощения.

Литература:
1. Шатобриан Ф. Р. Рене // Французская новелла Х1Х века. М.-Л., 1959.
2. История всемирной литературы в 9-ти т. М., 1986-1990. Т. 6. (статья о Шатобриане).
3. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. (статьи “Метафора”, “Стиль”, “Сравнение”, “Перифраз”, “Аллегория”, “Эпитет”).
4. Хализев В. Е. Теория литературы. — М., 1999.
5. Храповицкая Г. Н., Коровин А. В. История зарубежной литературы: западноевропейский и американский романтизм: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /.Под ред. Г. Н. Храповицкой. — М.: “Академия”, 2007.
6. Словарь литературных терминов / Ред.- сост. Тимофеев, Л. И, Тураев С. В.. - М., 1974.
7. Исаева Е. В. Зарубежная литература эпохи Романтизма: учебное пособие. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2007.

ПЗ № 7
Образ героя и своеобразие романтической поэмы Д. Н. Г. Байрона “Корсар” — 2
План:

1. Эпиграф к “Песне первой”, его функции.
2. Прошлое и настоящее Конрада. Мотивы его поступков.
3. Отношение Конрада к окружающим (разбойники, Медора, Гюльнара и Сеид, мир людей).
4. Средства создания образа романтического героя. Портрет, обстоятельства, в которых он выявляет себя (роль сюжета), атмосфера тайны.
5. Авторская характеристика личности и поведения героя (найти в тексте места, свидетельствующие об отношении автора к герою).
6. Место образа главного героя в композиции поэмы.
7. Тема природы, способ ее изображения, функции в поэме.
8. Язык и стиль повествования (сравнить язык действующих лиц и авторские отступления).
9. Роль лирических отступлений.

Стилистический анализ проводить на примере 1-й песни.

Литература:
1. Елистратова А. Байрон. – М., 1956. — С. 71-86.
2. Клименко Е. Байрон. Язык и стиль. — М., 1960.
3. Кургинян М. Дж. Байрон. Гл. 3. Любое изд.
4. История всемирной литературы в 9-ти т. — М., АН СССР, 1986-1991. — Т. 6. (Ст. о Байроне).
5. Шайтанов И. О. Байрон // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь. — М.: Просвещение, 1997.
6. Храповицкая Г. Н., Коровин А. В. История зарубежной литературы: западноевропейский и американский романтизм: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Г. Н. Храповицкой. — М.: “Академия”, 2007.

План ПЗ № 8 Романтическая новелла-сказка Э. Т. А. Гофмана “Золотой горшок”

  1. Жанровое своеобразие произведения.
  2. Особенности композиции и сюжета новеллы.
  3. Принцип двоемирия в произведении (мир реальный и мир сказки, параллели двух миров, двойники).
  4. Образная система произведения: романтический герой Ансельм, архивариус Линдгорст, Вероника Паульман и Серпентина, конректор Паульман, регистратор Геербранд, старуха-торговка и персонажи сказки, огненная лилия.
  5. Принцип романтической иронии в новелле; пародия на голубой цветок Новалиса.

Литература:
  1. Карельский А. От героя к человеку. – М., 1990.
  2. Шлапоберская С. Сказки и жизнь у Э. Т. А. Гофмана // Гофман Э. Т. А. Новеллы. – М, 1983. – С.3-12.
  3. Тураев С. В. От Просвещения к Романтизму. – М., 1983.
  4. Тураев С. В. Литература в годы посленаполеоновской реакции // Ист. всемирной лит. в 9-ти т. – М., 1989. – Т. 6. – С. 51-55.
  5. Ботникова А. Б. Э. Т. А. Гофман и его сказки // Гофман Э. Т. А. Сказки. – Воронеж, 1987. – С. 3-18.
  6. Свердлов М. Романтический гротеск: Гофман // Литература (Приложение к “Первому сентября”), 2004, № 4.
  1. Иванова Э. И. Беседы о немецком романтизме: методическое пособие. – М: Дрофа, 2005. – С. 224-291.

Тема 9. Поэзия английского романтизма — 4 часа
План:
    1. “Озерная школа”: эстетические принципы и их воплощение в произведениях. Тема возвращения домой, к родному очагу — важнейшая черта английского национального самосознания.
    2. Поэтичность обыденности У. Вордсворта (“Люси”, “Нас семеро”, “Юродивый мальчик”, “Нарциссы” и др.)
  1. Роль воображения в эстетике С. Кольриджа. Представления о связи человека и природы, проблема воображения и рассудка, языка искусства (“Сказание о старом мореходе”). “Сказание о старом мореходе” — сложное поэтическое иносказание, отразившее все загадки романтизма, включая мотивы особого путешествия, вины, искупления, восстановления разрушенной гармонии бытия. Мистико-аллегорический аспект поэзии Колриджа, его отношение к Средневековью.
  2. Синтез народной традиции и готического романа в балладах Р. Саути (“Суд Божий над епископом”, “Кристабель”, “Мэдок” и др.), дидактизм произведений поэта.
  3. Лирика Байрона. Основные темы и мотивы. Темы природы и свободы в лирике Байрона. Анализ лирического произведения по выбору студентов.
  4. Лирика П. Б. Шелли. Основные темы и мотивы. Анализ лирического произведения по выбору студентов.

Литература:
  1. Великий романтик Байрон и мировая литература. М.. 1991.
  2. Вордсворт У. Предисловие к “Лирическим балладам” // Зарубежная литература XIX века: Романтизм: Хрестоматия историко-литературных материалов. М., 1990. С. 195-215.
  3. Гумилев Н. Поэма о старом моряке С. Т. Кольриджа // Гумилев Н. Соч.: В 3 т. Т. 3. М., 1991.
  4. Гусманов И. Г. Лирика английского романтизма. Орел, 1985.
  5. Дьяконова Н.Я. Английский романтизм. М, 1978.
  6. Дьяконова Н.Я. Лирическая поэзия Байрона. М., 1975.
  7. Дьяконова Н.Я. Лондонские романтики и проблемы английского романтизма. Л., 1970.
  8. Кольридж С. Т. Из “Литературной биографии” // Зарубежная литература XIX века: Романтизм: Хрестоматия историко-литературных материалов. М., 1990. С. 215-234.
  9. Вордсворт У. Предисловие к “Лирическим балладам” // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.: изд-во МГУ, 1980. С. 261-278.
  10. Поэзия английского романтизма. – М.: Художественная литература, 1975(БВЛ).
  11. Урнов Д. М. “Озерная школа” // История всемирной литературы. Т. 6. М.: Наука, 1989.
  12. Урнов Д. М. Шелли // История всемирной литературы. Т. 6. М.: Наука, 1989.


Тема 10
Собор Парижской Богоматери” В. Гюго как романтический исторический роман — 2 часа

План:
  1. Изображение в романе французского средневековья.
  2. Образ собора, его функции в романе.
  3. Система образов романа: способы их группировки (вокруг собора и вокруг Эсмеральды).
  4. Принцип контраста в произведении.
  5. Особенности развития сюжета.
  6. Идея рока в романе.

Литература:
  1. Евнина Е. М. Виктор Гюго. – М., 1976.
  2. Обломиевский Д. Д. Французский романтизм. – М., 1947.
  3. Реизов Б. Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. – 1958.
  4. Трескунов М. С. Творчество В. Гюго. – М., 1961.
  5. История всемирной литературы в 9-ти т. – М., АН СССР, 1986-1991. – Т. 6. (ст. о Гюго).
  6. Храповицкая Г. Н., Коровин А. В. История зарубежной литературы: западноевропейский и американский романтизм: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Г. Н. Храповицкой. — М.: “Академия”, 2007.


ПЗ Особенности психологической новеллы Э. По (на материале новеллы «Падение дома Ашеров») - 2 часа

План:
1. Композиция новеллы. Роль внесюжетных элементов в раскрытии идеи произведения. Эпиграф к новелле, его соотношение с текстом.
2. Особенности пейзажа, интерьера. Какие мотивы являются ведущими в описательных элементах?
3. Портрет Родерика Ашера. Выявить элементы романтической эстетики.
4. Сюжет новеллы, его элементы.
5. Конфликт.
6. Тема двойничества в новелле.
7. Тема искусства и творческой личности в новелле.
8. В чем причины нежизнеспособности рода Ашеров?
9. Смысл заглавия.
10. Роль образа рассказчика.
Литература:
1. По Э. Падение дома Ашеров // http://poe.detectivemethod.ru/stories/the-fall-of-the-house-of-usher/
2. Курдина Ж. В., Модина Г. И. История зарубежной литературы XIX века. Романтизм: учеб. пособие. - М.: Флинта: Наука, 2010. С. 56-61.
3. Храповицкая Г. Н., Коровин А. В. История зарубежной литературы: западноевропейский и американский романтизм: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Г. Н. Храповицкой. М.: “Академия”, 2007.
4. Исаева Е. В. Зарубежная литература эпохи Романтизма: учебное пособие. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2007.
5. Ковалев Ю. В. Эдгар Аллан По: Новеллист и поэт. Л.: Худ. Лит, 1984.
6. Ковалев Ю. В. Эдгар По // http://www.philology.ru/literature3/kovalev-89a.htm


Дополнительная литература:

1. Луков В. А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней: учеб. пособие. - М., Академия, 2008.
2. Сидорченко Л.В., Апенко Е.М., Белобратов А.В. и др. / Под ред. Л.В. Сидорченко. История зарубежной литературы ХVIII в. - М., 1999.
3. История зарубежной литературы XVII в. Под ред. З. И. Плавскина. - М., 1987.
4. История зарубежной литературы XVIII в. Под ред. З. И. Плавскина. М., 1991.
5. Ерофеева Н.Е. Зарубежная литература. XVII век: Учебник для вузов - М.: Дрофа, 2004.
6. Жирмунская Н.А. и др. История зарубежной литературы XVII век: Учебник для вузов – М: Высшая школа, 2001.
7. Черноземова Е. Н., Луков В. А. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков. Практикум. Планы. Материалы. Задания. - М.:Флинта, 2004.
8. Плаксицкая Н.А. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков. Практикум: учебное пособие. - Елец, ЕГУ им. И.А.Бунина, 2009.
9. Исаева Е.В. Методические указания для студентов стационара и ОЗО филологического факультета по подготовке к практическим занятиям по курсу “История зарубежной литературы XVII-XVIII веков”. - Елец, ЕГУ им. И.А. Бунина, 2005.
10. Шумакова Т.Л. Зарубежной и русская литературы XIX века. Романтизм. - М.: Флинта, Наука, 2002.
11. Михальская Н.П. История английской литературы: Учебник для вузов. - М.: Академия, 2007.
12. Ковалева О.В., Шахова Л.Г. Зарубежная литература XIX века. Романтизм. - М.: Издательство Оникс, 2007.
13. История зарубежной литературы XVIII века Плавскин З. И., Белобратов А.И., Апенко Е.М. - М.:Выс. Школа, 1991.
14. Исаева Е. В. История зарубежной литературы эпохи Романтизма: учебное пособие. - Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2007.
15 Исаева Е. В. Практические занятия по зарубежной литературе XIX века – «Романтизм»: учебно-методическое пособие. - Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2006.
16. Храповицкая Г. Н., Коровин А. В. История зарубежной литературы: западноевропейский и американский романтизм: Учебник. - М.: Флинта: Наука, 2007.

Интернет-ресурсы
Ссылка на информационный ресурс

Наименование разработки в электронной форме

Доступность

1
История зарубежной литературы XVII века. Под редакцией З. И. Плавскина. Учебник для филологических специальностей вузов.
Без регистрации
2
Тихонова О.В.: История зарубежной литературы XVII – XVIII вв.
Учебное пособие для вузов.


Без регистрации
3
Голованова Ирина Сергеевна. История мировой литературы. Лекции.

Без регистрации
4




Лапин И.Л., Голубович Н.В.: Учебно-методическое пособие. Зарубежная литература. Витебск 2006.
Без регистрации
5

http://www.elsu.ru/posobie.html


Исаева Е. В. Методические указания для студентов стационара и ОЗО филологического факультета по подготовке к практическим занятиям по курсу “История зарубежной литературы XVII-XVIII веков”. - Елец, 2005.
Без регистрации
6
http://etaqofman. narod. ru //
Сайт Гофмана
Без регистрации
7
Ботникова А. Б. Немецкий романтизм: диалог художественных форм. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2003.
Без регистрации
8
Грешных В. И. Разговор о Гофмане.
Без регистрации

© Елена Исаева

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Джованни Боккаччо. Сборник «Декамерон»

   Д. Боккаччо (1313-1375) был младшим современником Пет рарки. Вместе с ним он стал великим основопо ложником гуманистической культур...