воскресенье, 6 декабря 2015 г.

Материалы для студентов Фл-11 по дисциплине "История зарубежной литературы (Античной, средневековой)", 2 семестр 2016 год

Список художественных текстов:
1. Античные мифы о происхождении мира, о богах и героях.
2. Гомер. Илиада. Одиссея.
3. Древнегреческая лирика: Тиртей, Солон, Архилох, Алкей, Сапфо, Анакреонт.
4. Эсхил. Прометей прикованный. Орестея.
5. Софокл. Эдип-царь. Антигона.
6. Еврипид. Медея. Ипполит.
7. Аристофан. Всадники. Облака.

8. Менандр. Третейский суд.
9. Лонг. Дафнис и Хлоя (по хрестоматии).
10. Плавт. Комедия о горшке.
11. Теренций Свекровь.
11. Катулл. Книга лирики.
12. Гораций. Оды. Сатиры.
13. Сенека. Медея.
14. Вергилий. Энеида.
15. Овидий. Любовные элегии. Героды. Наука любви. Метаморфозы (3 истории на выбор).
16. Апулей. Метаморфозы.
17. Песнь о Роланде.
18. Песнь о Сиде.
19. Песнь о нибелунгах.
20. Роман о Тристане и Изольде.
21. Лирика трубадуров.
22. Лирика вагантов.
23. Вийон Ф. Баллады.
24. Данте А. Новая жизнь. Божественная комедия.

Вопросы к экзамену:
1. Общая характеристика и периодизация античной литературы.
2. Античная мифология как особое осмысление мира. Этапы развития древнегреческой мифологии. Мифы о богах.
3. Античная мифология как особое осмысление мира. Мифы о героях.
4. Греческий героический эпос. Гомеровский вопрос. «Илиада» как эпическая поэма: сюжет, образная система, проблематика, художественные особенности.
5. Греческий героический эпос. Гомеровский вопрос. «Одиссея» как эпическая поэма: сюжет, образная система, проблематика, художественные особенности.
6. Греческая литература периода становления полисов. Лирика VII-VI вв. до н. э., ее основные формы (виды и жанры), образы и средства выразительности. Основные представители.
7. Греческая литература периода расцвета полисов. Происхождение и устройство театра. Актеры и хор. Греческая драма. Трагедия как вид драмы. Представление о катарсисе и трагическом герое у Аристотеля.
8. Общая характеристика творчества Эсхила, проблематика его трагедий. Тираноборческая трагедия Эсхила «Прометей Прикованный».
9. Нравственная проблематика трилогии Эсхила «Орестея».
10. Творчество Софокла: проблематика трагедий, переосмысление мифологических сюжетов и образов. Тема человека-гражданина в трагедии «Царь Эдип».
11. Проблематика и особенности конфликта в трагедии Софокла «Антигона».
12. Общая характеристика творчества Эврипида. Трагедия Эврипида «Медея». Психологизм в раскрытии мира человеческих чувств.
13. Проблематика и художественное своеобразие трагедии Эврипида «Ипполит».
14. Древнеаттическая комедия, ее социальная основа и общественно-политическая проблематика. Комедии Аристофана. Анализ комедии «Всадники».
15. Проблематика и художественные особенности комедии Аристофана «Облака».
16. Новоаттическая комедия: Менандр «Третейский суд».
17. Эллинистический период. Александрийская поэзия, греческий роман («Дафнис и Хлоя»). Обзор.
18. Общая характеристика и периодизация римской литературы. Римская мифлология.
19. Римский театр. Комедия Плавта «Клад».
20. Творчество Теренция. Комедия «Свекровь».
21. Литература периода кризиса и гибели республики. Ораторское искусство и философия. Поэзия Катулла.
22. Римская литература периода становления империи. «Век Августа». «Энеида» Вергилия – литературный героический эпос.
23. Поэзия Горация. «Сатиры», «Оды».
24. Творчество Овидия. Любовная тема в произведениях Овидия.
  1. «Метаморфозы» Овидия – мифологическая энциклопедия в стихах.
  2. Серебряный век римской литературы: трагедии Сенеки. Анализ одного произведения на выбор студента.
27. Литература поздней империи. «Золотой осел» Апулея: проблематика и художественные особенности.
28. Общая характеристика литературы средневековья.
29. Типологические черты и национальное своеобразие французского героического эпоса: “Песнь о Роланде”.
30. Типологические черты и национальное своеобразие испанского героического эпоса: “Песнь о моем Сиде”.
31. Типологические черты и национальное своеобразие немецкого героического эпоса: “Песнь о Нибелунгах”.
32. Рыцарская лирика средневековья: основные жанры, представители.
33. Средневековый рыцарский роман: циклы, сюжеты, герои.
34. “Роман о Тристане и Изольде” как произведение бретонского цикла.
35. Жанровая система городской литературы средневековья. Городской эпос: фаблио, шванки.
36. Городской средневековый театр: разновидности пьес.
37. Городская литература средневековья: лирика вагантов.
38. Жизнь и творчество Данте Алигьери. Любовная лирика: “Новая жизнь”.
39. Божественная комедия” Данте как произведение переходной эпохи.
40. Жизнь и творчество Ф. Вийона. Основные мотивы лирики. Образ лирического героя.

Основная литература:
1. Зарубежная литература средних веков: хрестоматия: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 032900 - русский язык и литература. Сост. Б.И.Пуришев. 3-е изд., исправ. - М. : Альянс, 2012.
2. Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2009.
3. Осьмухина О.Ю. От античности к XIX столетию: История зарубежной литературы: учебное пособие / Осьмухина, Ольга Юрьевна, Е. А. Казеева. - М. : Флинта, 2010.
4. Федотов О.И. История западно-европейской литературы средних веков : Идеограммы, схемы, графики: учебник-хрестоматия / Федотов, Олег Иванович. - 5-е изд., исправ. - М.: Флинта, 2011.
5. Исаева Е. В. Зарубежная литература Средневековья и Возрождения: Курс лекций. - Елец: ЕГУ им. И. А, Бунина, 2014.
6. Исаева Е. В. Практические и семинарские занятия по зарубежной литературе Средневековья и Возрождения. Учебно-методическое пособие. - Елец: ЕГУ им. И. А, Бунина, 2015.
Дополнительная литература:
1. Анпеткова-Шарова Г.Г., Дуров В.С. Античная литература: Учебное пособие для вузов. СПб., 2004.
2. Ковалева Т. В., Лапин И. Л., Паньков Н. А. Литература средних веков и Возрождения. Минск, 1988.
3. Тронский И.М. История античной литературы: Учебник для вузов. М., 2008.
4. Бурцев А.А История западноевропейской литературы средних веков и эпохи Возрождения. М., 2008.
5. Охотникова Г.П. Античная литература: этапы развития: учебно-методическое пособие. Елец, ЕГУ им. И.А. Бунина, 2003.
6. Охотникова Г.П. Античная литература: этапы, жанры, имена: учебное пособие. Елец, ЕГУ им. И.А. Бунина, 2006.
7. Алексеев М. П., Жирмунский В. М., Мокульский С. С.,. Смирнов А. А. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение: Учеб. для филол. спец. вузов. М.: Высшая школа, 1987.
8. Михальская Н.П. История английской литературы: Учебник для вузов. — 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2007.
  1. Стадников Г.В. Зарубежная литература и культура Средних веков, Возрождения, XVII века : Учебник для студентов ВУЗов. - М. : Академия, 2009.

4.4. Интернет-ресурсы
Ссылка на информационный ресурс

Наименование разработки в электронной форме

Доступность


Чистякова Н. А., Вулих Н. В. Античная литература.
Без регистрации



http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/tihonova-zarubezhnaya-literatura-do-xvii-veka/index.htm


Без регистрации



.

Алексеев М. П. и др.: История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. Учеб. пособие для филол. спец. ун-тов и пед. ин-тов
Алексеев М. П., Жирмунский В. М., Мокульский С. С., Смирнов А. А.— 3-е изд.—М.: Высш. школа, 1978
Без регистрации.





Лапин И.Л., Голубович Н.В.: Учебно-методическое пособие. Зарубежная литература. Витебск 2006.
Без регистрации

Тронский И.М. История античной литературы: Учебник для вузов. М., 2008.
Без регистрации

Семинар № 1
Древнегреческая мифология
как художественный арсенал античной литературы — 2 часа
Цель — познакомиться с основами древнегреческой мифологии.
Задачи — совершенствование навыка анализа художественных произведений, знакомство с основными циклами античных мифов, анализ их воплощения в литературе и искусстве последующих эпох.
План:
1. Мифы о происхождении мира.
2. Мифы о борьбе за власть.
3.Мифы о богах.
4.Мифы о героях: о Персее, Тесее, Геракле, Ясоне и аргонавтах.
5. Мифы о героях-нарушителях: о Сизифе и Тантале.
6. Основные греко-римские соответствия богов и мифологических персонажей
7. Мифология в европейском искусстве Нового времени (живописи, скульптуре, литературе).

Литература:
  1. Анпеткова-Шарова Г.Г., Дуров В.С. Античная литература: Учебное пособие для вузов. СПб., 2004.
  2. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М., 1992.
  3. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции (любое издание).
  4. Нейхардт А.А. Легенды Древнего Рима (любое издание).
  5. Немировский А. Мифы Древней Эллады (любое издание).
  6. Мифологический словарь. М., 1996.
  7. Охотникова Г.П. Античная литература: этапы развития: учебно-методическое пособие. Елец, ЕГУ им. И.А. Бунина, 2003.
  8. http://library.greekroman.ru/crit/lithist/01.htm (Электронная версия учебника Чистякова Н. А., Вулих Н. В. Античная литература)


Тема № 2 Греческая лирика — 2 часа.
Цель — формирование представления о лирике как роде литературы, о ее специфике и происхождении, о связи с музыкой.
Задачи — выявление видов древнегреческой лирики, знакомство с фактами биографии и произведениями наиболее известных древнегреческих поэтов.
План:
  1. Причины появления лирики и время её развития.
  2. Лирика как род литературы, её отличие от эпоса.
  3. Разделение лирики на отдельные виды.
  4. Гражданские элегии Тиртея и Солона.
  5. Ямбы Архилоха.
  6. Поэзия Алкея.
  7. Любовная лирика Сапфо и Анакреонта.
  8. Хоровые песни Пиндара.

Литература:
1. Стихи Тиртея, Солона, Архилоха, Алкея, Сапфо, Анакреонта, Пиндара в следующих изданиях: Эллинские поэты М., 1963. Поэты-лирики древней Эллады и Рима М., 1955. Античная лирика. Серия БВЛ. Т.4. Серия 1. Хрестоматия т.1.
2. Анпеткова-Шарова Г.Г., Дуров В.С. Античная литература: Учебное пособие для вузов. СПб., 2004.
3. Охотникова Г.П. Античная литература: этапы, жанры, имена: учебное пособие. Елец, ЕГУ им. И.А. Бунина, 2006.
4. Ярхо В. Н., Полонская К. П. Античная лирика. – М., 1967.
5. Фёдоров Н.А. Греческая лирика. Лекция М.: МГУ, 1963.
6. Тронский И. М. История античной литературы // http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/tronskiy-i-m/lirika.htm

Тема № 3 Греческая драматургия — 4 часа
Цель — формирование целостного представления о происхождении театра, о его специфике, о греческих драматургах.
Задачи — выявление своеобразия драматургии Эсхила, Софокла, Эврипида, Аристофана и Менандра, знакомство с сюжетами и художественным своеобразием их произведений.
План:
  1. Зарождение и развитие древнегреческой трагедии и комедии. Устройство театра. Организация трагических состязаний. Роль хора и ее изменение в процессе развития драмы.
  2. Эсхил – «отец трагедии». Драматургическая техника Эсхила. Сущность трагического конфликта. Трилогия Эсхила «Орестея»: проблематика, конфликт, идейное содержание.
  3. Проблематика трагедий Софокла. Критика индивидуализма в трагедии «Антигона».
  4. Драматургическое новаторство Еврипида. Трагедия Эврипида «Медея». Психологизм в раскрытии мира человеческих чувств.
  5. Древнеаттическая комедия, ее социальная основа и общественно-политическая проблематика. Комедии Аристофана. Осмеяние философских теорий в комедии «Облака».
  6. Новоаттическая комедия, ее особенности. Менандр как представитель «новой» комедии. Специфика сюжета и конфликта в комедии «Третейский суд».

Литература:
    1. Анпеткова-Шарова Г.Г., Дуров В.С. Античная литература: Учебное пособие для вузов. СПб., 2004.
    2. Охотникова Г.П. Античная литература: этапы, жанры, имена: учебное пособие. Елец, ЕГУ им. И.А. Бунина, 2006.
    3.Ярхо В.Н. Эсхил. М., 1958.
    4. Ярхо В.Н. Трагедия Софокла «Антигона». М., 1986.
    5. Ярхо В.Н. Еврипид // Вст. статья в кн. Еврипид. Трагедии. Ч.1,2. М., 1969.
    6. Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная комедия. М., 1979.
    7.Соболевский С.И. Аристофан и его время. М., 1957.
    8. Тронский И. М. История античной литературы // http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/tronskiy-i-m/razvitie-dramy.htm

Тема № 4 Поэма Овидия «Метаморфозы» — 2 часа
Цель — формирование целостного представления о композиции и содержании поэмы Овидия.
Задачи знакомство с произведением, совершенствование навыка анализа и пересказа, проведение параллелей с произведениями искусства разных эпох.
План:
1. Своеобразие жизненной и творческой позиции Овидия.
2. Особенности композиции поэмы.\
3. Проблематика книг поэмы.
4. Герои поэмы Овидия (подготовить рассказ о трех историях).
5. Образы «Метаморфоз» Овидия в искусстве и литературе.
Литература:
1. Овидий П. Н. Метаморфозы //http://www.lib.ru/POEEAST/OWIDIJ/ovidii2_2.txt
2.
Лапин И.Л., Голубович Н.В.: Зарубежная литература.
Учебно-методическое пособие // http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/lapin-golubovich-posobie/literatura-drevnego-rima.htm3. Охотникова Г.П. Античная литература: этапы, жанры, имена: учебное пособие. Елец, ЕГУ им. И.А. Бунина, 2006.
4. Тронский И. М. Овидий //История античной литературы //http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/tronskiy-i-m/ovidij.htm

Тема № 5
«Энеида» Вергилия – литературный героический эпос — 2 часа

Цель — закрепление представления о специфике эпической поэмы.
Задачи — выявление исторического и мифологического начал, художественных особенностей (формульные стихи, ретардация, постоянные эпитеты и др.).

План:
1. Сведения о жизни Публия Вергилия Марона.
2. Историческая основа возникновения «Энеиды». Переосмысление мифа о Энее.
3. Композиция и сюжет поэмы «Энеида» (сравните с «Илиадой» Гомера).
4. Идейно-политические и этико-эстетические задачи произведения.
5. Образы главных героев (Составьте таблицу с описанием внешности и характеров героев «Энеиды», используя цитаты из поэмы).
6. Сравните щиты Ахилла и Энея.
7. Своеобразие стиля «Энеиды».

Литература:
1. Осьмухина О.Ю. От античности к XIX столетию : История зарубежной литературы: учебное пособие / Осьмухина, Ольга Юрьевна, Е. А. Казеева. - М. : Флинта, 2010.
2. Охотникова Г.П. Античная литература: этапы, жанры, имена: учебное пособие. Елец, ЕГУ им. И.А. Бунина, 2006.
3. Тронский И.М. История античной литературы: Учебник для вузов. М., 2008. //http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/tronskiy-i-m/vergilij.htm
4. Чистякова Н. А., Вулих Н. В. Античная литература //http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/chistyakova-vulih/vergilij.htm

Тема № 6
Типологические черты и национальное своеобразие средневекового героического эпоса: “Песнь о Роланде”, “Песнь о Сиде” — 2 часа

Цель — закрепление представлений о героической поэме средневековья и о типологических чертах жанра.
Задачи — выявление типологических черт и национального своеобразия “Песни о Роланде”, “Песни о Сиде”, проведение параллелей со “Словом о полку Игореве”; совершенствование навыка характеристики литературного героя.
В ходе занятия студенты сопоставляют произведения героического эпоса разных стран, учатся соотносить исторические факты и события в произведениях, давать характеристики героям, находить художественные средства изобразительности.

План:
1. Типологические черты средневекового героического эпоса.
2. Типологические черты и национальная специфика “Песни о Роланде”.
а) время создания и исторические события, описанные в поэме;
б) образ Карла Великого;
в) образ Роланда и тема вассальной верности;
г) образы Турпена и Оливье;
д) религиозная тема в поэме;
е) тема “милой Франции”;
ж) эпический стиль поэмы (постоянные эпитеты, формульные стихи, гиперболы)
3. Типологические черты и национальная специфика “Песни о моем Сиде”.
а) время создания и исторические события, описанные в поэме;
б) образ Родриго Руй Диас де Бивара;
в) тема семьи в поэме;
г) тема вассальной верности;
д) религиозная тема;
е) эпический стиль поэмы
4. Сравните европейские поэмы со “Словом о полку Игореве”. Какие типологические черты присутствуют в древнерусской поэме?

Литература:
1. История всемирной литературы в 9-ти тт. Т 2. М.: АН СССР, 1984.
2. Песнь о Роланде. Коронование Людовика. Нимская телега. Песнь о Сиде. Романсеро. М., 1976 (БВЛ). Т. 10.
3. Плавскин З. И. Литература Испании IX-XV веков. М., 1986.
4. Томашевский Н. Героические сказания Франции и Испании // Песнь о Роланде. Коронование Людовика. Нимская телега. Песнь о Сиде. Романсеро. М., 1976 (БВЛ). Т. 10. С. 5-24.
5. Смирнов А. Кто был автором “ Песни о Роланде” // Смирнов А. А. Из истории западноевропейской литературы. М., 1965.
6. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение: Учеб. для филол. спец. вузов / М. П. Алексеев, В. М. Жирмунский, С. С. Мокульский, А. А. Смирнов. М.: Высшая школа, 1987. С. 51-73.

Семинар № 7
Рыцарская литература средневековья — 2 часа

Цель — закрепление представлений о куртуазной литературе средневековья, ее особенностях.
Задачи — закрепление представлений о жанрах рыцарской лирики и их признаках; выявление отличий рыцарского романа от античных романов и от героических поэм; выявление отличительных особенностей разных циклов рыцарских романов.
В ходе занятия студенты расширяют знания о жанрах рыцарской литературы, сопоставляют героическую поэму и роман с целью выявить различия в создании картины мира, закрепляют знания о циклах рыцарских романов и их особенностях, о жанрах рыцарской лирики и их признаках.
План:
  1. Куртуазная литература, ее отличительные черты.
  2. Рыцарская лирика: причины расцвета в XII-XIII веках, жанры и их особенности.
  3. Анализ лирики разных жанров.
  4. Происхождение термина “роман”, особенности жанра романа. Отличие средневекового романа от античного.
  5. Циклы рыцарских романов: художественные особенности. Привести примеры из конкретных произведений.
  6. Героическая поэма и рыцарский роман: продемонстрируйте отличия на примере “Песни о Роланде” и “Тристана и Изольды”.

Литература:
1. Артур // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. М.: НИ “Большая Российская энциклопедия”, 1998. Т. 1. А-К. С. 108-109.
2. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение: Учеб. для филол. спец. вузов / М. П. Алексеев, В. М. Жирмунский, С. С. Мокульский, А. А. Смирнов. М.: Высшая школа, 1987. С. 74-92.
3. История всемирной литературы в 9-ти т. М., 1985. Т. 2.
4. Ковалева Т. В., Лапин И. Л., Паньков Н. А. Литература средних веков и Возрождения. Минск: Издательство “Университетское”, 1988.
5. Кожинов В. В. Происхождение романа. М., 1963.
6. Михайлов А. Д. Артуровские легенды и их эволюция // Мэлори Т. Смерть Артура. М., 1974.
7. Михайлов А. Д. Роман и повесть высокого средневековья //Средневековый роман и повесть. БВЛ. Т. 22. М., 1974. С. 5-28.
8. Федотов О. И. История западноевропейской литературы средних веков: Учебник-хрестоматия: Идеограммы, схемы, графики. М.: Флинта: Наука, 1999. С. 67-100.
9. Шкунаев С. В. Артур // Мифологический словарь. М., 1991. С. 61-62.
10. Исаева Е. В. Зарубежная литература Средневековья и Возрождения: Курс лекций. - Елец: ЕГУ им. И. А, Бунина, 2014.
11. Исаева Е. В. Практические и семинарские занятия по зарубежной литературе Средневековья и Возрождения. Учебно-методическое пособие. - Елец: ЕГУ им. И. А, Бунина, 2015.

Тема № 8 “Божественная комедия” Данте Алигьери как произведение переходного периода — 2 ч.

Цель — формирование целостного представления о личности Данте Алигьери, знакомство с фактами биографии поэта; выявление художественного своеобразия “Божественной комедии”, определение черт средневекового сознания и нового гуманистического взгляда на человека.
Задачи — анализ композиции “Комедии”, рассмотрение образа ада и грешников, выявление символического и аллегорического начал в произведении.

План:
1. Жизнь и творчество Данте.
2. Жанровая природа “Божественной комедии”.
3. Особенности композиции.
4. Принцип “веритикализации пространства” в устройстве загробного мира.
5. Изображение Ада в поэме: принцип распределения грешников в произведении Данте. Круги ада. Образы грешников.
6. Образ автора в “Божественной комедии”.
7. Символизм и аллегоризм произведения.
8. Сочетание средневековых и новых представлений о мире и человеке в “Божественной комедии”.


Литература:

  1. Асоян А. А. “Почтите величайшего поэта…” Судьба “Божественной комедии” Данте в России. М.: “Книга”, 1990.
  2. Баткин Л.М. Данте и его время. Поэт и политика. М., 1965.
  3. Голенищев-Кутузов И. Данте. М., 1967.
  4. Елина Н.Г. Данте: Критико-биографический очерк. М., 1965.
  5. История всемирной литературы в 9-ти т. М., Т. 3. 1985. С.51-68.
  6. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение: Учеб. для филол. спец. вузов / М. П. Алексеев, В. М. Жирмунский, С. С. Мокульский, А. А. Смирнов. М.: Высшая школа, 1987.
  7. Сутуева Т. О. Очерки литературы итальянского Возрождения: Раннее Возрождение. М., 1964.
  8. Федотов О. И. История западноевропейской литературы средних веков: Учебник-хрестоматия: Идеограммы, схемы, графики. М.: Флинта: Наука, 1999.
  9. Словарь литературоведческих терминов (Любое издание).
© Елена Исаева

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Анализ рассказа Дины Рубиной "Голос в метро"

  Я думаю, многих очарует этот рассказ Дины Рубиной, современной русскоязычной писательницы. Он посвящен истории одной любви и нескольких с...