воскресенье, 10 января 2016 г.

Материалы для студентов ОЗО группы Л-32 по курсу «История зарубежной литературы XIX века (реализм)» 2016 год

Обязательные художественные тексты:

1. Стендаль. Красное и черное. Пармская обитель.
2. Бальзак О. Гобсек. Отец Горио. Шагреневая кожа.
3. Мериме П. Души чистилища. Этрусская ваза. Двойная ошибка. Кармен. Матео Фальконе. Арсена Гийо и др. новеллы. 3-4 новеллы на выбор. 
4. Диккенс Ч. Домби и сын. Приключения Оливера Твиста.
5. Теккерей У. Ярмарка тщеславия.
6. Остин Д. Гордость и предубеждение. Эмма. (Один роман на выбор). 
7. Бронте Ш. Джейн Эйр.
8. Бронте Э. Грозовой перевал.
9. Флобер Г. Госпожа Бовари.
10. Бодлер Ш. Цветы зла.
11. Шторм Т. Иммензее. Всадник на белом коне и др. новеллы. 
12. Гейне Г. Германия. Зимняя сказка.
13. Уитмен У. Листья травы.

Вопросы к зачету:

1. Реализм как художественный метод и литературное направление в зарубежной литературе 19 века. Особенности европейского реализма XIX века.
2. Новеллистика П. Мериме: проблематика, композиция, характер. Анализ одного произведения об экзотических народах на выбор студента.
3. Новеллистика П. Мериме: проблематика, композиция, характер. Анализ одного произведения о жизни европейцев на выбор студента.
4. «Души чистилища» П. Мериме как вариация «вечного образа» Дон-Жуана.
5. Жизнь и творчество Ф. Стендаля. Особенности мировоззрения и эстетики Стендаля. Статья «Расин и Шекспир».
6. Проблематика и художественные особенности романа Стендаля «Красное и черное».
7. Образ Жюльена Сореля в романе Ф. Стендаля “Красное и черное”.
8. Проблематика и художественные особенности романа Ф. Стендаля “Пармская обитель”.
9. Проблематика и художественное своеобразие новеллы Ф. Стендаля «Ванина Ванини».
10. Замысел, история создания и композиция «Человеческой комедии» Бальзака.
11. “Отец Горио” О. де Бальзака — сюжетный узел “Человеческой комедии”. Тема утраченных иллюзий в романе О. де Бальзака “Отец Горио”.
12. Шекспировские мотивы в романе О. де Бальзака «Отец Горио».
13. Отражение эпохи Реставрации в повести О. де Бальзака “Гобсек”.
14. Образ Гобсека в одноименной повести О. де Бальзака.
15. Проблематика и художественные особенности романа О. де Бальзака “Шагреневая кожа”. Философское содержание романа.
16. Творчество Г. Флобера. “Объективный стиль” Г. Флобера и его воплощение в романе “Госпожа Бовари”.
17. Образы Эммы Бовари и Шарля Бовари в романе Г. Флобера “Госпожа Бовари”.
18. Творчество Ш. Бодлера: художественное своеобразие цикла стихотворений “Цветы зла”.
19. Особенности мировоззрения и творческого метода Диккенса. Творческий путь.  Роман Ч. Диккенса “Приключения Оливера Твиста”: проблематика и художественное своеобразие.
20. Творчество Ч. Диккенса: роман “Домби и сын” (смысл заглавия, проблематика, композиция, образная система).
21. Творчество Дж. Остин как специфическое явление в английской литературе начала 19 века. Анализ одного романа на выбор студента.
22. Английский «женский роман». Проблематика, художественные особенности: Д. Остин, Ш. Бронте, Э. Бронте.
23. Особенности сатиры Теккерея в романе «Ярмарка тщеславия». Смысл заглавия и подзаголовка, особенности композиция.
24. Система образов романа У. Теккерея «Ярмарка тщеславия». Образы Эмилии и Ребекки.
25. Немецкая литература второй половины XIX века. Образ лирического героя и сатирическая критика немецкой действительности в поэме Г. Гейне «Германия. Зимняя сказка».
26. Немецкая литература второй половины XIX века. Творчество Т. Шторма. Лирические новеллы Т. Шторма. Анализ двух произведений на выбор студента.
27. Проблематика и система образов романа Ш. Бронте «Джейн Эйр».
28. Специфика конфликта и художественные особенности романа Э. Бронте «Грозовой перевал».
29. Американская литература середины 19 века: периодизация, направления, школы, проблематика произведений.
30. Сборник У. Уитмена «Листья травы»: художественные особенности.


1. Гиленсон Б.А. История зарубежной литературы XIX века: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования - М. : Академия, 2012.
2. Проскурнин Б.М., Яшенькина Р. Ф. История зарубежной литературы XIX в.: Западноевропейская реалистическая проза. Учебное пособие. — 4-е изд. — М.: Флинта, 2008.

Дополнительная литература:

1. Белобратов А. В. История западноевропейской литературы XIX века: Франция, Италия, Испания, Бельгия; Учебник для ВУЗов / А. В. Белобратов, А. Г. Березина, Л. Н. Полубояринова. 2-е изд. — М.: Высшая школа, 2003.
2. Белобратов А. В. История западноевропейской литературы XIX века: Германия, Австрия, Швейцария; Учебник для ВУЗов / А. В. Белобратов, А. Г. Березина, Л. Н. Полубояринова. 2-е изд. — М.: Высшая школа, 2003.
3. Зарубежная литература XIX века: Практикум. М.: Флинта: Наука, 2002.
4. Елизарова М. А., Колесников Б. И. История зарубежной литературы XIX века. – М., 1972.
5. История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Соловьевой Н. А. – М., 1991.
6. История зарубежной литературы XIX века. Ч.II. / Под ред. Михальской Н. П. – М., 1991.
7. История зарубежной литературы XIX века. Реализм. Хрестоматия историко-литературных материалов. – М.. 1990.
8. История зарубежной литературы XIX века. Т.2.М., 1991.
9. Карельский А. От героя к человеку. Два века западноевропейской литературы. М., 1990.
10. Рабинович В. С. История зарубежной литературы XIX века: Романтизм: учебное пособие. Издательство Уральского университета, 2014 //  http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=275944.

Планы семинаров и ПЗ:
План ПЗ № 1 Способы создания образа героя и эпохи в повести О. де Бальзака “Гобсек” – 2 часа.

1. Время создания повести и эпоха, изображенная в ней. Показ в ней социальных сил эпохи (роль дворянства, финансового капитала).
2. Какой предстает действительность в повести? Есть ли в ней указание на то, что деньги правят всем обществом?
3. Особенности композиции повести, фабула и сюжет.
4. Образ Гобсека
а) социально-историческое значение образа ростовщика. Насколько его фигура характерна для изображаемого времени?
б) прошлое и настоящее Гобсека. Стилистическая окраска изображения жизни Гобсека в настоящем и прошлом. В чем разница?
в) портрет Гобсека и его жилище (подробно проанализировать отрывок повести со слов: “ Мне придется рассказать вам об одном действующем лице моей повести...” до слов: “...совсем как скала и прилепившаяся к ней устрица”.
г) высокое и низкое в образе Гобсека. Характеристика героя. Стилевое оформление речи Гобсека о самом себе. Соответствует ли представление Гобсека о самом себе его действительной жизни?
д) развивается ли образ Гобсека? В какой мере его судьба и характер получают в повести объяснение? романтическое и реалистическое в образе Гобсека;
е) сравните Гобсека и Плюшкина: что общего, чем отличаются образы?
5. Образ Дервиля и функция “рассказа в рассказе”.
6. Способы выражения авторского отношения к образу Гобсека.

ЛИТЕРАТУРА:
1. Проскурнин Б.М. История зарубежной литературы XIX века: Западноевропейская реалистическая проза. Учебное пособие. — 4-е изд. — М.: Флинта, 2008. - С. 82-93.
2. Белобратов А. В. История западноевропейской литературы XIX века: Франция, Италия, Испания, Бельгия; Учебник для ВУЗов / А. В. Белобратов, А. Г. Березина, Л. Н. Полубояринова. 2-е изд. — М.: Высшая школа, 2003. 
3. История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Соловьевой Н. А. — М., 1991.
4. Реизов Б. Г. Французский роман XIX века. — М., 1969. 

Семинар № 2
Новеллистика Проспера Мериме: проблематика и художественные особенности — 2 часа
  1. Жизненный и творческий путь Мериме. Эстетические принципы.
  2. Тематическое своеобразие новелл П. Мериме.
  3. Новеллы о жизни экзотических народов. Нравственная проблематика, особенности развития конфликта. Способы создания образов героев.
  4. Новеллы о жизни европейского общества. Нравственная проблематика, особенности развития конфликта. Способы создания образов героев.

Литература:
  1. Проскурнин Б.М. История зарубежной литературы XIX века: Западноевропейская реалистическая проза. Учебное пособие. — 4-е изд. — М.: Флинта, 2008. - С. 64-80.
  2. Виппер Ю. Б. Мериме // История всемирной литературы: В 9 т. - М., 1989. Т. 7. С. 407-440.
  3. Смирнов А. Проспер Мериме и его новеллы // Мериме П. Новеллы. М.: Худ. Лит, 1978.
  4. Косиков Г. Об «экзотических» новеллах Мериме // http://www.libfl.ru/mimesis/txt/merime.php

Семинар № 3
Английский женский роман 19 века. Творчество Ш. Бронте и Э. Бронте - 2 часа

План:
  1. Жизнь и творчество сестер Шарлотты и Эмилии Бронте.
  2. Специфика тематики и проблематики романов.
  3. Вопросы религии, морали и нравственности в романе Ш. Бронте «Джейн Эйр».
  4. Художественные особенности романа Ш. Бронте.
  5. Специфика образности и жанровые особенности романа «Грозовой перевал».
  6. Романтические и реалистические элементы поэтики в романе Э. Бронте «Грозовой перевал».
Литература:

  1. Михальская Н.П., Аникин Г.В.: История английской литературы
    Шарлотта Бронте, Эмили Бронте, Энн Бронте
     // http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/mihalskaya-anikin-angliya/bronte.htm
  2. Викторианство как феномен культуры (История зарубежной литературы XIXвека: Учебное пособие / Соловьева Н. А., Грешных В. И. и др. - М.: высшая школа, 2007) // http://readeralexey.narod.ru/ENGLIT/Victorianism.htm
  3. Шамина Н. В. Женская проблематика в викторианском романе 1840 - 1870-х годов: Джейн Остен, Шарлотта и Эмили Бронте, Джордж Элиот //http://www.dissercat.com/content/zhenskaya-problematika-v-viktorianskom-romane-1840-1870-kh-godov-dzhein-osten-sharlotta-i-em
  4. Проскурнин Б. М. Новый человек и новое время в романе Ш. Бронте и «Джейн Эйр»// http://www.rfp.psu.ru/archive/4.2009/proskurnin.pdf
  5. Гениева Е. Ю. Развитие критического реализма // http://feb-web.ru/feb/ivl/vl6/vl6-1132.htm
    7. Проскурнин Б.М., Яшенькина Р. Ф.
     История зарубежной литературы XIX века: Западноевропейская реалистическая проза. Учебное пособие. — 4-е изд. — М.: Флинта, 2008.


ПЗ № 4 — 2 часа
Художественное своеобразие цикла стихотворений Ш. Бодлера: “Цветы зла”
План:
  1. Место сборника «Цветы зла» в творчестве Ш. Бодлера.
  2. Эстетические принципы Ш. Бодлера.
  3. Композиция сборника, микроциклы.
  4. Романтические мотивы в цикле «Цветы зла».
  5. Тема природы и города в цикле.
  6. Тема поэта и поэзии в сборнике.
  7. Вечные образы в стихах Ш. Бодлера.
  1. Анализ стихотворений «Альбатрос», «Вечерняя гармония», «Падаль» и др.

Литература:
1. Бодлер Ш. Цветы зла. М., 1970. (Любое издание). Или http://lib.ru/POEZIQ/BODLER/flowers.txt
2. Бодлер Ш. Об искусстве. М., 1986.
3. Зарубежная литература XIX века: Практикум. - М.: Флинта: Наука, 2002. С. 320-340.
4. Нольман М. Л. Шарль Бодлер. Судьба. Эстетика. Стиль. М., 1979.
5. Алексеев В. В. Шарль Бодлер. Цветы зла. // http://samlib.ru/a/alekseew_wadim_wiktorowich/bodler.shtml


ПЗ № 5 — 2 часа
Художественные особенности поэмы Г. Гейне «Германия. Зимняя сказка»

1. История создания поэмы.
2. Найти и указать объекты политической сатиры.
3.Выделить главные формы сатирического обличения и определить место сатирических частей произведения в композиции поэмы.
4. Особенности положительного идеала поэта В каких песнях поэмы он воплощен? Способы выражения положительного идеала в поэме.
5. Образ лирического героя. Его особенности и роль в композиции поэмы.

Литература:

    1. Гиджеу С. Генрих Гейне. М., 1962. С. 283-290.
    2. Пронин В. А. Стихи, достойные запрета. Судьба поэмы Генриха Гейне «Германия. Зимняя сказка». — М. 1986. // http://lib.rus.ec/b/270166/read

Методические рекомендации к ПЗ № 1
Первое занятие посвящено реалистической повести О. де Бальзака “Гобсек”. Малый объем произведения позволяет подробно разобрать все способы создания образа и выявить реалистические приемы. Вопросы 1 и 2 требуют обращения к характеристике эпохи Реставрации феодализма во Франции, когда политическая и социальная власть номинально находилась в руках дворянства, но фактически жизнью общества управляли деньги и их владельцы (рекомендуется обратиться к учебникам истории и исторической энциклопедии). В качестве такого незримого и незаметного властителя мира предстает в произведении ростовщик Гобсек.
Именно образ Гобсека — предмет рассмотрения в рамках практического занятия, где главным является художественный текст, наличие которого необходимо у каждого студента. Подробно рассматривается портрет героя, рассказ Дервиля о его прошлом и настоящем, описание жилища и самого образа жизни ростовщика-философа. В ходе анализа образа предполагается проведение параллелей с реалистическим образом скряги Плюшкина из поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”. При возможности студентам рекомендуется использовать фрагменты текста Гоголя для сопоставления героев.
Обращение к композиции, фабуле и сюжету и рассмотрение их соотношения позволит выявить соотношение истории Гобсека и судеб Дервиля, юного графа де Ресто и его родителей.
Образ рассказчика Дервиля заслуживает особого внимания: это тоже типичная для эпохи Реставрации фигура — человек из третьего сословия, который своими силами поднимается из низкой доли, активно трудится и играет важную роль в судьбе семейства виконтессы де Гранлье. Важно проследить, как к нему относятся в богатом особняке и почему.
Особое внимание следует обратить на финал жизни Гобсека, выявить, какие черты стали преобладающими в характере этого незаурядного человека. Важно прочитать описание комнаты умирающего Гобсека.


Методические рекомендации к семинару № 2
При подготовке вопроса 1 следует внимательно прочитать статьям в учебниках и электронных источниках, сделать конспект, обратив особое внимание на эстетические принципы, которыми руководствовался художник при создании произведений.
При подготовке вопроса 2 также можно обратиться к материалам из рекомендованных источников.
Вопросы 3 и 4 предполагают проведение комплексного анализа новелл, относящихся к различным тематическим группам. Особенно полезным будет при подготовке вопроса 3 источник № 4 (статья Косикова Г.).

Методические рекомендации к семинару № 3


Данный семинар обычно не вызывает у студентов трудностей, как в его рамках рассматриваются достаточно увлекательные романы сестер Бронте. Первый вопрос позволяет понять причины обращения Ш. и Э. Бронте к творчеству, их взгляды, воплотившиеся в произведениях.
Естественно, что при подготовке вопросов целесообразно обращаться к материалам лекции по творчеству Дж. Остин, предшественницы сестер Бронте.
Второй вопрос предполагает обзор всего творчества Ш. Бронте. Вопросы 3-4 предполагают анализ проблематики романа Ш. Бронте «Джейн Эйр» и выявление художественных особенностей. Здесь стоит обратить внимание на форму повествования, на композицию романа (выделите в нем тематические части, соответствующие различным этапам жизни главной героини), определите конфликт. Важно проследить, какими способами пользуется автор для создания образов героев (портрет, поступки, атмосфера тайны и пр.).
Подобная работа должна быть проведена и с романом Э. Бронте «Грозовой перевал», чему посвящены вопросы 5-6.
Большую помощь при подготовке к семинару окажут статьи, указанные в списке литературы к занятию.


Методические рекомендации к семинару № 4
При подготовке к занятия необходимо прочитать сборник стихотворений «Цветы зла», выделить отдельные микроциклы; выяснить при помощи литературной энциклопедии значение терминов «микроцикл», «лирический цикл», «мотив», которые будут использоваться в ходе занятия.
Следует познакомиться со статьями в учебниках и пособиях и определить место цикла в творчестве поэта и его эстетические принципы. Определить, какое место занимаю в сборнике темы природы и города, поэта и поэзии.
Нужно провести анализ отдельных стихотворений, выделяя в них вечные образы, мотивы и элементы романтической эстетики.


Методические рекомендации к семинару № 5
При подготовке к семинару следует вспомнить определение поэмы как жанра и выделить его характерные признаки в произведении Г. Гейне. По учебникам подготовить материал об истории создания поэмы (В какой период творчества обращается к замыслу автор? Какие цели преследует?)
Уточнить по словарю литературоведческих терминов определение сатиры и ее составляющих,  чтобы ответить на вопросы 2 и 3.
Определить способы воплощения положительного авторского идеала. Выявить соотношение сюжетного и лирического начал и дать характеристику лирическому герою поэмы. Определить его функции в произведении.

Методические указания по организации самостоятельной работы
студентов

Самостоятельная работа студентов основана прежде всего на чтении обязательных художественных текстов к курсу. Также самостоятельно студентам предстоит изучить ряд вопросов, которые не рассматриваются в ходе лекционных, семинарских и практических занятий. Основная рекомендация при их освоении — знакомство с несколькими источниками (учебниками и учебными пособиями), так как подобный подход обеспечит сопоставление разных трактовок вопросов, а поиск точек соприкосновения и расхождения позволит студентам выделить доминанты.





Комментариев нет:

Отправить комментарий

Инструкция для определения элементов сюжета

Экспозиция — сцены, в которых изображается обстановка действия, дается информация о героях, о расстановке действующих лиц. Завязка —...