Художественные
тексты
- Песнь о Нибелунгах // Средневековый героический эпос. М., 1975.
- Песнь о Роланде // Средневековый героический эпос. М., 1975.
- Песнь о Сиде // Средневековый героический эпос. М., 1975.
- Поэзия трубадуров // Песни трубадуров. М., 1979.
- Поэзия труверов // Прекрасная Дама. М., 1984.
- Поэзия миннезингеров // Прекрасная Дама. М., 1984.
- Кретъен де Труа. Ивейн, или Рыцарь со Львом // Средневековый роман и повесть. М., 1974.
- Роман о Тристане и Изольде (в обработке Ж. Бедье). М., 1955.
- Фаблио: Старофранцузские новеллы. М., 1971.
- Лирика вагантов // http://www.vaganti.narod.ru/poetry/priziv.html
- Вийон Ф. Малое завещание. Большое завещание (Баллада о дамах былых времен. Баллада примет. Баллада истин наизнанку. Баллада повешенных. Баллада поэтического состязания в Блуа и др.) // Стихи. М., 1984.
- Чосер Д. Кентерберийские рассказы. М., 1973.
- Данте Алигьери. Божественная комедия.
- Петрарка Ф. Книга песен. // Петрарка Ф. Избранное. М., 1980.
- Боккаччо Дж. Декамерон.
- Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. М., 1973.
- Ронсар П. Лирика. М., 1963; или: Поэзия Плеяды. М., 1984.
- Дю Белле Ж. Лирика.
- Роттердамский Эразм. Похвала глупости.
- Жизнь Ласарильо с Тормеса.
- Сервантес М. дe. Дон Кихот.
- Мор Т. Утопия.
- Шекспир У. Ричард III. Двенадцатая ночь, или Что угодно. Много шума из ничего. Ромео и Джульетта. Гамлет. Король Лир. Буря. Сонеты.
- Действо об Адаме // Хрестоматия по зарубежной литературе Средних веков.
- Рютбёф. Действо о Теофиле //Хрестоматия по зарубежной литературе Средних веков.
- Вопросы к зачету:1. Общая характеристика литературы средневековья.2. Типологические черты и национальное своеобразие французского героического эпоса: “Песнь о Роланде”.3. Типологические черты и национальное своеобразие испанского героического эпоса: “Песнь о моем Сиде”.4. Типологические черты и национальное своеобразие немецкого героического эпоса: “Песнь о Нибелунгах”.5. Рыцарская лирика средневековья: основные жанры, представители.6. Средневековый рыцарский роман: циклы, сюжеты, герои.7. Роман о Тристане и Изольде” как произведение бретонского цикла.8. Жанровая система городской литературы средневековья. Городской эпос: фаблио, шванки.9. Городской средневековый театр: разновидности пьес.10. Городская литература средневековья: лирика вагантов.11. Жизнь и творчество Данте Алигьери. Любовная лирика: “Новая жизнь”.12. Божественная комедия” Данте как произведение переходной эпохи.13. Жизнь и творчество Ф. Вийона. Основные мотивы лирики. Образ лирического героя.14. Общая характеристика литературы эпохи Возрождения.15. Возрождение в Италии. Общая характеристика.16. Лирика Ф. Петрарки на итальянском языке. Основные мотивы “Книги песен”.17. Жанр сонета. Изображение человека и любви в сонетах эпохи Возрождения.18. Жизнь и творчество Д. Боккаччо. “Декамерон” — образец ренессансной новеллистики.19. Итальянская комедия масок “del’ arte”.20. Общая характеристика Возрождения во Франции. Его основные этапы и особенности.21. Жизнь и творчество Ф. Рабле. Роман “Гаргантюа и Пантагрюэле” и его связь с народной смеховой культурой средневековья.22. Гуманистические идеи в романе Ф. Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль”.23. Развитие ренессансно-гуманистической поэзии во второй половине XVIв. Деятельность Плеяды. Творчсетво П. Ронсара и Дю Белле.24. Возрождение в Нидерландах. Жизнь и деятельность Эразма Роттердамского. “Похвала глупости” как сатирическое произведение Ренессанса.25. Общая характеристика Возрождения в Испании. Его основные этапы и особенности.26. “Жизнь Ласарильо с Тормеса” как первый образец жанра плутовского романа.27. Жизнь и творчество М. де Сервантеса. Жанровое своеобразие “Дон Кихота”.28. Сложность образа Дон Кихота — безумца, мудреца, чудака.29. Образ Санчо Пансы. Его связь с фольклорной и народной смеховой традициями.30. Общая характеристика Возрождения в Англии. Его основные этапы и особенности.31. Жизнь и творчество Д. Чосера. “Кентерберийские рассказы” как произведение раннего английского Возрождения.32. Жизнь и деятельность Т. Мора. “Утопия”: основные идеи и образы.33. Жизнь и творчество У. Шекспира. “Шекспировский вопрос”. Общая характеристика творчества У. Шекспира: периодизация.34. Основные темы сонетов Шекспира. Образы Смуглой Леди, Друга и лирического героя.35. Жанр хроники в драматургии Шекспира. Проблема “власть и зло” в драме “Ричард III”.36. Ренессансное изображение человека и любви в комедии У. Шекспира “Двенадцатая ночь, или Что угодно”.37. Проблема доверия в комедии У. Шекспира “Много шума из ничего”. Образы влюбленных.38. Гуманистический пафос трагедии В. Шекспира “Ромео и Джульетта”.39. Отражение кризиса гуманизма в трагедии В. Шекспира “Гамлет”. Специфика конфликта, проблематика. Образ главного героя.40. Столкновение идеала и действительности как источник трагической коллизии в “Короле Лире”.41. Романтическая драма У. Шекспира “Буря”.Учебники и учебные пособия:1. Зарубежная литература: Эпоха Возрождения. Учебное пособие для студентов филологических специальностей педагогических институтов. Сост. Б.И.Пуришев. 3-е изд., стереотип. - М. : Альянс, 2011.2. Зарубежная литература средних веков: хрестоматия: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 032900 - русский язык и литература. Сост. Б.И.Пуришев. 3-е изд., исправ. - М. : Альянс, 2012.3. Осьмухина О.Ю. От античности к XIX столетию : История зарубежной литературы: учебное пособие / Осьмухина, Ольга Юрьевна, Е. А. Казеева. - М. : Флинта, 2010.4. Федотов, О.И. История западно-европейской литературы средних веков : Идеограммы, схемы, графики: учебник-хрестоматия / Федотов, Олег Иванович. - 5-е изд., исправ. - М. : Флинта, 2011.5. Исаева Е. В. Зарубежная литература Средневековья и Возрождения: Курс лекций. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2014.Дополнительная литература:1. Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2009.2.. Шайтанов И. О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения: Учебник для студ. высш. учебн. заведений: В 2 т. Т. 1., Т. 2. М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001.4. Ковалева Т. В., Лапин И. Л., Паньков Н. А. Литература средних веков и Возрождения. Минск, 1988.5. Бурцев А.А История западноевропейской литературы средних веков и эпохи возрождения. М., 2008.7. Пуришев Б. И. Литература эпохи Возрождения. Идея “универсального человека”. Курс лекций. М.: Высш. шк., 1996.10. Алексеев М. П., Жирмунский В. М., Мокульский С. С.,. Смирнов А. А. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение: Учеб. для филол. спец. вузов. М.: Высшая школа, 1987.
- Никола М.И., Попова М.К., Шайтанов И.О. История зарубежной литературы средних веков. Учебник для вузов. Юрайт, 2014.
Интернет-источники:1. Алексеев М. П. и др.: История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. Учеб. пособие для филол. спец. ун-тов и пед. ин-тов
Алексеев М. П., Жирмунский В. М., Мокульский С. С., Смирнов А. А.— 3-е изд.—М.: Высш. Школа, 1978 // http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/alekseev-izl-svv/index.htm2. Пуришев Б.И. "Литература эпохи Возрождения. Идея универсального человека"// http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/purishev/index.htm3. Лапин И.Л., Голубович Н.В.: Учебно-методическое пособие. Зарубежная литература. Витебск, 2006 // http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/lapin-golubovich-posobie/index.htm4. Мандель Б. Р. Всемирная литература: искусство слова в Средневековье и титаны эпохи Возрождения: Начало Нового времени: учебник для высших учебных заведений гуманитарного направления. - Москва — Берлин: Директ-Медиа, 2014 // http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=2536215. Галустова О. В. Зарубежная литература. Конспект лекций: учебное пособие. А-Приор, 2011// http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=72700
-
- Семинар № 1
Типологические
черты и национальное своеобразие
средневекового героического эпоса:
“Песнь о Роланде”, “Песнь о Сиде”
Цель — закрепление
представлений о героической поэме
средневековья и о типологических чертах
жанра.
Задачи — выявление
типологических черт и национального
своеобразия “Песни о Роланде”, “Песни
о Сиде”, “Песни о Нибелунгах”, проведение
параллелей со “Словом о полку Игореве”;
совершенствование навыка характеристики
литературного героя.
В ходе занятия
студенты сопоставляют произведения
героического эпоса разных стран, учатся
соотносить исторические факты и события
в произведениях, давать характеристики
героям, находить художественные средства
изобразительности.
План:
-
Типологические
черты средневекового героического
эпоса.
- Типологические черты и национальная специфика “Песни о Роланде”.
- а) время создания и исторические события, описанные в поэме;
- б) образ Карла Великого;
- в) образ Роланда и тема вассальной верности;
- г) образы Турпена и Оливье;
- д) религиозная тема в поэме;
- е) тема “милой Франции”;
- ж) эпический стиль поэмы (постоянные эпитеты, формульные стихи, гиперболы)
- Типологические черты и национальная специфика “Песни о моем Сиде”.
- а) время создания и исторические события, описанные в поэме;
- б) образ Родриго Руй Диас де Бивара;
- в) тема семьи в поэме;
- г) тема вассальной верности;
- д) религиозная тема;
- е) эпический стиль поэмы
4. Сравните
европейские поэмы со “Словом о полку
Игореве”. Какие типологические черты
присутствуют в древнерусской поэме?
Литература:
- История всемирной литературы в 9-ти тт. Т 2. М.: АН СССР, 1984.
- Песнь о Роланде. Коронование Людовика. Нимская телега. Песнь о Сиде. Романсеро. М., 1976 (БВЛ). Т. 10.
- Томашевский Н. Героические сказания Франции и Испании // Песнь о Роланде. Коронование Людовика. Нимская телега. Песнь о Сиде. Романсеро. М., 1976 (БВЛ). Т. 10. С. 5-24.
- Смирнов А. Кто был автором“ Песни о Роланде” // Смирнов А. А. Из истории западноевропейской литературы. М., 1965.
- История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение: Учеб. для филол. спец. вузов / М. П. Алексеев, В. М. Жирмунский, С. С. Мокульский, А. А. Смирнов. М.: Высшая школа, 1987. С. 51-73.
Семинар
№ 2
Рыцарская
литература средневековья
Задачи — закрепление представлений о жанрах рыцарской лирики и их признаках; выявление отличий рыцарского романа от античных романов и от героических поэм; выявление отличительных особенностей разных циклов рыцарских романов.
В ходе занятия студенты расширяют знания о жанрах рыцарской литературы, сопоставляют героическую поэму и роман с целью выявить различия в создании картины мира, закрепляют знания о циклах рыцарских романов и их особенностях, о жанрах рыцарской лирики и их признаках.
План:
-
Куртуазная
литература, ее отличительные черты.
- Рыцарская лирика: причины расцвета в XII-XIII веках, жанры и их особенности.
- Анализ лирики разных жанров.
- Происхождение термина “роман”, особенности жанра романа. Отличие средневекового романа от античного.
- Циклы рыцарских романов: художественные особенности. Привести примеры из конкретных произведений.
- Героическая поэма и рыцарский роман: продемонстрируйте отличия на примере “Песни о Роланде” и “Тристана и Изольды”.
Литература:
- Артур // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. М.: НИ “Большая Российская энциклопедия”, 1998. Т. 1. А-К. С. 108-109.
-
История зарубежной
литературы. Средние века и Возрождение:
Учеб. для филол. спец. вузов / М. П.
Алексеев, В. М. Жирмунский, С. С. Мокульский,
А. А. Смирнов. М.: Высшая школа, 1987. С.
74-92.
- История всемирной литературы в 9-ти т. М., 1985. Т. 2.
-
Ковалева Т. В.,
Лапин И. Л., Паньков Н. А. Литература
средних веков и Возрождения. Минск:
Издательство “Университетское”, 1988.
- Кожинов В. В. Происхождение романа. М., 1963.
- Михайлов А. Д. Артуровские легенды и их эволюция // Мэлори Т. Смерть Артура. М., 1974.
- Михайлов А. Д. Роман и повесть высокого средневековья //Средневековый роман и повесть. БВЛ. Т. 22. М., 1974. С. 5-28.
- Найман А. Г. О “Фламенке” — старопровансальском романе XIII в. // Фламенка. М.: “Наука”, 1983. С.259-288.
- Федотов О. И. История западноевропейской литературы средних веков: Учебник-хрестоматия: Идеограммы, схемы, графики. М.: Флинта: Наука, 1999. С. 67-100.
- Шкунаев С. В. Артур // Мифологический словарь. М., 1991. С. 61-62.
Семинар
№ 3
“Божественная
комедия” Данте Алигьери как произведение
переходного периода
Цель
— формирование целостного представления
о личности Данте Алигьери, знакомство
с фактами биографии поэта; выявление
художественного своеобразия “Божественной
комедии”, определение черт средневекового
сознания и нового гуманистического
взгляда на человека.
Задачи
— анализ композиции “Комедии”,
рассмотрение образа ада и грешников,
выявление символического и аллегорического
начал в произведении.
План:
1.
Жизнь и творчество Данте.
2.
Жанровая природа “Божественной комедии”.
3.
Особенности композиции.
4.
Принцип “веритикализации пространства”
в устройстве загробного мира.
5.
Изображение Ада в поэме: принцип
распределения грешников в произведении
Данте. Круги ада. Образы грешников.
6.
Образ автора в “Божественной комедии”.
7.
Символизм и аллегоризм произведения.
8.
Сочетание средневековых и новых
представлений о мире и человеке в
“Божественной комедии”.
Литература:
- 1. Асоян А. А. “Почтите величайшего поэта…” Судьба “Божественной комедии” Данте в России. М.: “Книга”, 1990.
2.
Баткин Л.М. Данте и его время. Поэт и
политика. М., 1965.
3.
Голенищев-Кутузов И. Данте. М., 1967.
4.
Елина Н.Г. Данте: Критико-биографический
очерк. М., 1965.
5.
История всемирной литературы в 9-ти т.
М., Т. 3. 1985. С.51-68.
6.
История зарубежной литературы. Средние
века и Возрождение: Учеб. для филол.
спец. вузов / М. П. Алексеев, В. М. Жирмунский,
С. С. Мокульский, А. А. Смирнов. М.:
Высшая школа, 1987.
7.
Сутуева Т. О. Очерки литературы итальянского
Возрождения: Раннее Возрождение. М.,
1964.
8.
Федотов О. И. История западноевропейской
литературы средних веков: Учебник-хрестоматия:
Идеограммы, схемы, графики. М.: Флинта:
Наука, 2011..
9.
Словарь литературоведческих терминов
(Любое издание).
Семинар
№ 4
Литература
итальянского Возрождения
Цель
— знакомство с особенностями итальянского
Возрождения на примере произведений
Ф. Петрарки и Д. Боккаччо.
Задачи
— составление общего представления об
итальянском Ренессансе; выявление
жанровых признаков сонета; знакомство
с фактами биографий Петрарки и Боккаччо;
выявление в их произведениях ренессансных
признаков.
План:
1. Возрождение
в Италии. Общая характеристика.
2. Сонет
как ведущий жанр эпохи Возрождения.
Основные признаки.
3. Жизнь
и творчество Ф. Петрарки. Общая
характеристика творчества. “Книга
песен”: художественные особенности,
тема любви. Образ Лауры.
4. Жизнь
и творчество Д. Боккаччо. “Декамерон”
— образец ренессансной новеллистики.
5. Функции
обрамляющей новеллы. Создание образа
старого мира.
6. Общество
рассказчиков.
7. Тематические
группы новелл. Воплощение
в сборнике ренессансных идей.
Литература:
- История всемирной литературы в 9-ти т. М., Т. 3. 1985. с.69-88.
- Ковалева Т. В., Лапин И. Л., Паньков Н. А. Литература средних веков и Возрождения. Минск: Издательство “Университетское”, 1988.
- Плавскин З. И. Четырнадцать магических строк // Западноевропейский сонет (XIII-XVII века): Поэтическая антология. Л: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. С.3-28.
- Самарин Р. Западноевропейская поэзия эпохи Возрождения // Европейские поэты Возрождения. БВЛ. Т. 32. М., 1974. С. 5-26.
- Сутуева Т. О. Очерки литературы итальянского Возрождения: Раннее Возрождение. М., 1964.
- Томашевский Н. Традиции и новизна: Заметки о литературе Италии и Испании. М.: Худож. лит. 1981. С. 157-173.
- Хлодовский Р. И. Франческо Петрарка. Поэзия гуманизма. М., 1974.
ПЗ № 5
Человек и мир в европейской лирике эпохи Возрождения
- Цель — сформировать представления о картине мира и образе человека в европейской лирике Возрождения.
Задачи
— закрепить понятия “лирика”, “лирический
герой”, “сонет”; выявить общее и
индивидуальное в сонетах поэтов
Возрождения; совершенствовать навык
анализа лирических произведений.
План:
- Понятие “лирика” и “лирический герой”.
- Сонет как ведущий жанр эпохи Возрождения. “Итальянский” и “английский” сонеты.
-
Лирика Гвидо
Кавальканти (проанализировать один
сонет на выбор: “Красавиц обольстительные
взоры…”, “Ты не видала, госпожа моя…”)
- Лирика Данте Алигьери (проанализировать один сонет на выбор: “Влюбленным душам посвящу сказанье…”, Лишь о любви все мысли говорят…”, “Я Вам одной - и больше никому…” и др.)
- Лирика Ф. Петрарки (проанализировать один сонет на выбор: “Благословен день, месяц, лето, час…”, “Всегда любил, теперь люблю душой…”, “Я изнемог от безответных дум…”, “Я поступал ему наперекор…” и др.)
- Сонеты В. Шекспира: 27, 40, 50, 66, 90, 116, 130, 147, 154. Какими предстают в сонетах лирический герой, возлюбленная, чувство любви?
Литература:
- Западноевропейский сонет (XIII-XVII века): Поэтическая антология. Л: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988.
- История всемирной литературы в 9-ти т. М. Т. 3.1985. С. 45-55, 75-77.
-
Ковалева Т. В.,
Лапин И. Л., Паньков Н. А. Литература
средних веков и Возрождения. Минск:
Издательство “Университетское”, 1988.
- Плавскин З. И. Четырнадцать магических строк // Западноевропейский сонет (XIII-XVII века): Поэтическая антология. Л: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. С.3-28.
- Самарин Р. Западноевропейская поэзия эпохи Возрождения // Европейские поэты Возрождения. БВЛ. Т. 32. М., 1974. С. 5-26.
- Словарь литературоведческих терминов (Любое издание).
- Сутуева Т. О. Очерки литературы итальянского Возрождения: Раннее Возрождение. М., 1964.
- Хлодовский Р. И. Франческо Петрарка. Поэзия гуманизма. М., 1974.
9. Шекспир
У. Сонеты // http://shakespeare.ouc.ru/sonnet-144-ru.html
Тема № 6
Тема № 6
Ренессансное изображение человека и
любви в комедии У. Шекспира “Двенадцатая
ночь, или Что угодно”
Цель —
выявить, как проявилось в пьесе
ренессансное начало, какие идеи эпохи
получили в ней воплощение.
Задачи —
совершенствовать навык анализа
драматических произведений (выявлять
и обосновывать элементы сюжета, давать
характеристики героям, определять тему
и идейное содержание); расширять
культурный кругозор.
План:
- Что такое комедия? Основные признаки.
- Почему произведение имеет такое странное заглавие?
- Выделите элементы сюжета. Обоснуйте свой выбор.
- В чем заключается конфликт?
- Характеры героев. Виола. Оливия. Себастьян. Орсино. Сравните поведение героев, добивающихся взаимности (привести цитаты).
- Какова любовь в изображении Шекспира? Что говорят о ней герои? (Привести цитаты).
- Функции второстепенных героев. Для чего драматург ввел в комедию компанию сэра Тоби?
- Какие эпизоды пьесы наиболее комичны? Кто из героев играет (ведет себя неестественно) и почему?
- Что осмеивается в комедии? Это комедия характеров или комедия положений?
- Какие идеи Возрождения получили воплощение в комедии?
- Воплощение комедии в экранизациях. Подготовить рецензию на одну из постановок.
Семинар
№ 7
Гуманистический
пафос трагедии В. Шекспира “Ромео и
Джульетта”
Цель — выявить
художественное своеобразие шекспировской
трагедии, причины популярности
произведения и интерпретации именно
этой версии истории о влюбленных в
других видах искусства.
Задачи —
совершенствовать навык анализа
драматического произведения, умение
сопоставлять произведения разных видов
искусства; расширять кругозор, развивать
эстетическую восприимчивость, формировать
интерес к творчеству Шекспира.
План:
- Источники сюжета о влюбленных (Овидий “Метаморфозы” — “Пирам и Фисба”, новелла Банделло и др.).
- Функции Пролога.
- Выделите элементы сюжета.
- Образы главных героев. Мотивы их поступков. Речь Ромео и Джульетты. Обратить внимание, как высказывается Ромео о любви до знакомства с Джульеттой. Как любовь воздействует на героев: как они ведут себя до и после знакомства?
- Конфликт в трагедии.
- Образ враждующего мира.
- Идейный смысл пьесы.
- История Ромео и Джульетты в мировом искусстве: иллюстрации к пьесе, музыка, киноверсии, мюзикл.
Литература:
- Аникст А. А. Творчество Шекспира. М., 1963.
- Аникст А. А. Шекспир. Ремесло драматурга. М., 1974.
- Учеб. пос. для студ. филол. спец. пед. ин-тов. Сост. Б. И. Пуришев. Изд. 2-е. М. 1976. С. 146-175.
- Берковский Н. Я. “Ромео и Джульетта”. Трагедия Шекспира // Шекспир У. Пьесы. Сонеты. М.: ООО “Издательство АСТ”: ООО “Агентство “КРПА “Олимп”, 2002. С. 671-693. Серия “Школа классики” — ученику и учителю.
- Ботвинник М. Н. Пирам // Мифологический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1991. С. 441.
- Бэлза С. Печальнейшая повесть на свете // Шекспир В. Трагедии. М., 2001. С. 5-11.
- Пинский Л. Е. Шекспир. Основные начала драматургии. М. 1971.
- Пуришев Б. И. Литература эпохи Возрождения. Идея “универсального человека”. Курс лекций. М.: Высш. шк., 1996.
- Смирнов А. “Ромео и Джульетта” (Примечания и комментарии) // Шекспир Вильям. Пьесы. Самара: Изд-во “АВС”, 2000. С. 630-638.
- Шайтанов И. О Шекспире, драматурге и поэте. // Шекспир У. Собрание сочинений в 8 томах. М.: “Интербук”, 1997. Т. 1. С. 8-36.
- Шайтанов И. О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения: Учебник для студ. высш. учебн. заведений: В 2 т. М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001. Т. 2. С. 24- 36.
- Шайтанов И. Истоки шекспировского жанра // Шекспир У. Пьесы. Сонеты. М.: ООО “Издательство АСТ”: ООО “Агентство “КРПА “Олимп”, 2002. С.5-24. Серия “Школа классики” — ученику и учителю.
- Семинар № 8 Отражение кризиса гуманизма в трагедии В. Шекспира
- “Гамлет”
- Цель — выявление примет кризиса гуманизма в трагедии.
Задачи —
определение конфликта, совершенствование
навыков характеристики героев, работы
с критической литературой; проведение
параллелей с произведениями русской
лирики (выявление доминант образа
Гамлета); расширение культурного
кругозора.
- План:
- Какие действующие лица сталкиваются в трагедии? На чем основан конфликт? (по определению А. Аникста и других исследователей).
- Нравы окружающего Гамлета общества (по А. Аниксту и Г. Козинцеву). Дайте характеристику представителям общества: Клавдию, Гертруде, Полонию, Лаэрту, Офелии, Розенкранцу и Гильденстерну.
- Образ Гамлета. Какая задача стоит перед ним? В чем причина колебаний героя? Какие идеалы рушатся на глазах героя?
- Тема Гамлета в русской лирике (проанализировать стихотворения М. Цветаевой, А. Блока, Б. Пастернака, В. Высоцкого).
- Трагедия Шекспира в различных экранизациях. Подготовить рецензию.
Литература:
- Аникст А. Творчество Шекспира. — М., 1963. С. 373-402.
- Козинцев Г. Наш современник В. Шекспир. — М., 1962. С. 167-210.
- Пинский Л. Шекспир. Основные начала драматургии. — М., 1971. С. 12-154.
- Зарубежная литература: От Эсхила до наших дней: Учебн. пособие для средней школы. 2-е изд., доп. — Воронеж: “Родная речь”, 1997. С. 38-46.
- Шайтанов И. О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения: Учебник для студ. высш. учебн. заведений: В 2 т. — М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001. Т. 2.
- Пуришев Б. И. Литература эпохи Возрождения. Идея “универсального человека”. Курс лекций. — М.: Высш. шк., 1996.
- Энциклопедия литературных героев. Зарубежная литература: Возрождение. Барокко. Классицизм. — М., 1998.
Семинар
№ 9 Специфика
романа М. де Сарвантеса Сааведра
“Дон-Кихот Ламанчский”
Цель —
формирование целостного представления
о специфике романа М. де Сервантеса.
Задачи —
рассмотрение истории замысла, выявление
элементов разных жанровых разновидностей;
рассмотрение конфликта и двойственности
образа Дон-Кихота; связь образа Санчо
с народными традициями; знакомство с
интерпретациями образа Дон-Кихота в
изобразительном искусстве.
План:
-
История создания
романа. Замысел Сервантеса.
- Жанр романа: сочетание в нем элементов “романа большой дороги”, пикарески, нравоописательного и др.
- Особенности композиции: сюжет и вставные новеллы, их функции.
- Образ Дон-Кихота и проблема безумия.
- а) история героя;
- б) портрет;
- в) основные ценности;
- г) подвиги Дон-Кихота;
- д) взаимоотношения с Санчо Панса;
- е) поэтизация образа Дульсинеи;
- ж) взаимоотношения героя с миром.
-
Конфликт в
произведении.
- Образ
Дон-Кихота в изобразительном искусстве
(рисунки Г. Доре, О. Домье, П. Пикассо,
С. Бродского и др.).
Литература:
1. История
зарубежной литературы. Средние века и
Возрождение: Учеб. для филол. спец. вузов
/ М. П. Алексеев, В. М. Жирмунский, С. С.
Мокульский, А. А. Смирнов. М.: Высшая
школа, 1987.
2. Ковалева Т. В.,
Лапин И. Л., Паньков Н. А. Литература
средних веков и Возрождения. Минск:
Издательство “Университетское”, 1988.
3.
Кожинов В. В. Происхождение романа. М.,
1963.
4.
Бочаров С. Г. О композиции Дон Кихота //
Сервантес и всемирная литература. М.,
1969. (или Бочаров С. Г. О композиции Дон
Кихота //Бочаров С. Г. О художественных
мирах. М., 1985. С. 5-34).
- 5. Багно В. Дорогами “Дон Кихота”: Судьба романа Сервантеса. М.: Книга, 1988.
6. Пинский Л. Сюжет
“Дон-Кихота” и конец реализма Возрождения
// Пинский
Л. Е. Реализм эпохи Возрождения. М., 1961.
© Елена Исаева
Комментариев нет:
Отправить комментарий