МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «ЕЛЕЦКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. И.
А. БУНИНА»
Е. В. Исаева,
к.ф.н., доцент — составитель программы
-
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
- Курса по выбору: “Вечные образы в русской и мировой литературе и искусстве"
-
- Направление подготовки: Специальность 050100.62 – Педагогическое образование
- Профиль – Литература
- Квалификация (степень): бакалавр
- Форма обучения: очная
- Факультет: филологический
- Кафедра: русской литературы ХХ века и зарубежной литературы
- Курс: 2
- Семестр: 4
-
- Лекций: 18
- Практических (семинарских) занятий: 18
- Лабораторных занятий:
- Экзамен:
- Зачёт: 4 семестр
-
ЕЛЕЦ- 2012
- Рабочую программу составил Е. В. Исаева, к.ф.н., доцент
-
I.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.
- Цели дисциплины.
Курс
по выбору “Вечные
образы в русской и мировой литературе
и искусстве"
имеет цель — познакомить студентов с
воплощением в различных видах искусства
(литературе, музыке, балете, опере,
живописи, скульптуре, кино, мюзикле)
ряда вечных образов мировой культуры,
которые приобрели огромную популярность
и стали воплощением универсальных
смыслов.
Подготовка
специалиста-бакалавра, обучающегося
на филологическом факультете, невозможна
без знаний в сфере духовной культуры
человечества, что обеспечивает
формирование и развитие общекультурных
знаний, способствующих социальной и
профессиональной адаптации, творческой
самореализации выпускника в будущем.
Тема дисциплины
была обусловлена тем, что вечные образы
являются универсальным источником для
художественной литературы и других
видов искусства, а также воплощают
определенные смысловые доминанты,
важные для всех времен и народов, при
этом «каждому
вечному образу присущ особый центральный
мотив, который и придает ему соответствующее
культурное значение и без которого он
теряет свою значимость» (Б. Н. Гайдин).
Проблема изучения
«вечных образов» является актуальной,
так как дает возможность выявить общие
и особенные черты в различных
интерпретациях, провести параллели
между произведениями русского и
зарубежного искусства, расширить
представления студентов о мировом
искусстве и роли универсальных моделей
в культурной жизни человечества.
Естественно, что
охватить в рамках курса все «вечные
образы» не представляется возможным,
однако знакомство с наиболее
репрезентативными сюжетами и образами
будет способствовать развитию общей
культуры студентов и поможет им в
освоении основных литературных курсов
и культурологических дисциплин.
1.2. Задачи
изучения дисциплины
Задачи дисциплины
— расширить читательский и культурный
кругозор студентов, совершенствовать
навык анализа художественных текстов
разных родов литературы и жанров;
формировать умение сопоставлять
произведения разных видов искусства,
развивать умение сопоставлять различные
трактовки образов; приобщать к вершинам
мировой культуры, развивать эстетические
чувства, углублять представления о
своеобразии различных видов искусства.
Дополнительным
стимулом к преподаванию дисциплины
служит тот факт, что в школьные программы
по литературе включены тексты, в которых
даны интерпретации отдельных вечных
образов (например, «Ромео и Джульетта»
У. Шекспира, «Гамлет» Б. Пастернака,
«Дон-Кихот» М. де Сервантеса Сааведра
и др.).
1.3.
Место дисциплины в структуре основной
образовательной программы высшего
профессионального образования (ООП
ВПО).
Курс по выбору
является частью единого цикла
филологических, философских и
культурологических дисциплин;
выстраивается во взаимодействии с
историей русской и зарубежной литератур,
теорией литературы, эстетикой,
культурологией.
- 1.4. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины.
- а) общекультурные компетенции (ОК):
владение
культурой мышления, способностью к
обобщению, анализу, восприятию информации,
постановке цели и выбору путей ее
достижения (ОК-1);
способность
анализировать мировоззренческие,
социально и личностно значимые философские
проблемы (ОК-2);
способность
понимать значение культуры как формы
человеческого существования и
руководствоваться в своей деятельности
базовыми культурными ценностями,
современными принципами толерантности,
диалога и сотрудничества (ОК-3);
способностью
логически верно выстраивать устную и
письменную речь (ОК-6);
готовностью к
взаимодействию с коллегами, к работе в
коллективе (ОК-7);
готовность
использовать основные методы, способы
и средства получения, хранения, переработки
информации, готовностью работать с
компьютером как средством управления
информацией (ОК-8);
способность
работать с информацией в глобальных
компьютерных сетях (ОК-9);
готовностью к
толерантному восприятию социальных и
культурных различий, уважительному и
бережному отношению к историческому
наследию и культурным традициям (ОК-14);
способностью
понимать движущие силы и закономерности
исторического процесса, место человека
в историческом процессе, политической
организации общества (ОК-15);
способностью
использовать навыки публичной речи,
ведения дискуссии и полемики (ОК-16).
Выпускник
должен обладать следующими профессиональными
компетенциями (ОПК):
осознание
социальной значимости своей будущей
профессии, обладанием мотивацией к
осуществлению профессиональной
деятельности (ОПК-1);
способность
использовать систематизированные
теоретические и практические знания
гуманитарных, социальных и экономических
наук при решении социальных и
профессиональных задач (ОПК-2);
владение основами
речевой профессиональной культуры
(ОПК-3);
способность
нести ответственность за результаты
своей профессиональной деятельности
(ОПК-4);
способность к
подготовке и редактированию текстов
профессионального и социально значимого
содержания (ОПК-6);
в
области педагогической деятельности:
способность
разрабатывать и реализовывать учебные
программы базовых и элективных курсов
в различных образовательных учреждениях
(ПК-1);
готовность
применять современные методики и
технологии, в том числе и информационные,
для обеспечения качества учебно-воспитательного
процесса на конкретной образовательной
ступени конкретного образовательного
учреждения (ПК-2);
готовность
включаться во взаимодействие с родителями,
коллегами, социальными партнерами,
заинтересованными в обеспечении качества
учебно-воспитательного процесса (ПК-5);
способность
организовывать сотрудничество обучающихся
и воспитанников (ПК-6);
в
области культурно-просветительской
деятельности:
способность
разрабатывать и реализовывать
культурно-просветительские программы
для различных категорий населения, в
том числе с использованием современных
информационно-коммуникационных
технологий (ПК-8).
в
области научно-исследовательской
деятельности:
способностью
использовать в учебно-воспитательной
деятельности основные методы научного
исследования (ПК-13).
В
результате освоения дисциплины
обучающийся должен:
знать
определение
«вечные образы»;
ряд «вечных
образов»;
историю «вечных
образов»;
уметь
определять
смысл «вечных образов»,
сопоставлять
трактовки «вечных образов» в различных
видах искусства;
готовить сообщения
по теме;
анализировать
художественные тексты, в которых
воплощены «вечные образы», с учетом
родовой и жанровой специфики;
пользоваться
справочной и критической литературой,
а также интернетисточниками в процессе
освоения курса;
использовать
полученные знания для развития своего
общекультурного потенциала в контексте
профессиональной деятельности;
владеть
навыком
подготовки устных выступлений по теме;
основным
понятийным
аппаратом литературоведения;
навыком
литературоведческого анализа текста;
навыком
создания докладов, сообщений по теме;
навыком
работы на компьютере по сбору информации
в интернете, созданию мультимедийных
презентаций в формате ppt.
II.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.
-
- 2.1. Основные разделы дисциплины.
-
Раздел
1. Понятие о «вечных образах».
Раздел
2.
Воплощение
«вечных образов» в литературе и искусстве.
- 2.2. Темы и их содержание.
-
- Раздел I.
Тема 1. «Вечные
образы» как «следствие
некоторых констант человеческой
сущности». Определение
и специфика
«вечных образов», возникновение и
распространение. Виды «вечных образов»:
мифологические, библейские, литературные.
Раздел
II.
Тема
1. Образы
Ромео и Джульетты как вариант образов
двух несчастных влюбленных.
Трактовка образов двух несчастных
влюбленных в «Метаморфозах» П. Овидия,
Луиджи да Порто, М. Банделло, У. Шекспира.
Воплощение образов в живописи (С.
Бродский, Д. Шмаринов, Д. Уотерхаус, Ф.
Б. Дикси и др.) и музыке (П. Чайковский,
Ш. Гуно, С. Прокофьев) Воплощение образов
Ромео и Джульетты в кино. Образы Ромео
и Джульетты в литературе: стихотворение
М. Алигер, новелла К. Чапека «Ромео и
Джульетта». Трактовка образов в мюзикле
Ж. Пресгурвик.
Тема
2. Образ
Гамлета в мировом искусстве.
Легенда Саксона Грамматика и ее
интерпретация в трагедии У. Шекспира.
Образ Гамлета в русской поэзии 19-20 вв.
(А. Григорьев, А. Блок, М. Цветаева, А.
Ахматова, Б. Пастернак, В. Высоцкий).
Образ Гамлета в мировой живописи (Э.
Делакруа, Б. Дехтярев, С. Бродский и др.).
Музыка П. И. Чайковского. Трактовка
образа Гамлета в искусстве кино (фильмы
Г. Козинцева, Ф. Дзеффирелли, К. Брана).
Тема
3. Образ
Офелии в мировом искусстве.
Образ Офелии в лирике (А. Фет, А. Рембо,
В. Брюсов, А. Блок, А. Ахматова, М. Цветаева).
Офелия в живописи. Трактовка образа в
кино (А. Вертинская, Х. Бонем-Картер).
Тема
4. Образ
Дон Кихота в искусстве. Роман
Сервантеса о Дон Кихоте. Интерпретации
образа в живописи и графике: О. Домье,
П. Пикассо, С. Бродский, С. Дали и др. Балет
Людвига Минкуса «Дон Кихот». Стихи Ф.
Соллогуба. Дон Кихот в экранизации Г.
Козинцева.
Тема
5. Образ
Дон-Жуана в литературе и искусстве.
Истоки образа Дон-Жуана.
Испанская
легенда о сладострастнике и предания
об оживающих статуях. Первая литературная
обработка легенды — пьеса Тирсо де
Молины “Севильский озорник, или Каменный
гость. Противоречивость образа Дон-Жуана
в комедии Ж.-Б. Мольера “Дон-Жуан, или
Каменный гость”. Опера В. А. Моцарта
«Дон Жуан». Трактовка образа в новелле
Э. Т. А. Гофмана “Дон-Жуан”. Образ
Дон-Жуана в интерпретации А. С. Пушкина:
маленькая трагедия “Каменный гость”.
Экранизация «Каменного гостя» М.
Швейцера («Маленькие трагедии»). Опера
А. С. Даргомыжского «Каменный гость».
Интерпретация образа Дон-Жуана в апокрифе
К. Чапека “Исповедь дона Хуана”. Образ
Дон-Жуана в лирике поэтов серебряного
века ( А. Блока, К. Бальмонт, В. Брюсов, Н.
Гумилев, М. Цветаева, И. Северянин).
Иллюстарации к «Каменному гостю»
Пушкина: графика Павла Бунина и Фёдора
Константинова. Ирония над легендой:
пьеса М. Фриша “Дон-Жуан, или Любовь к
геометрии”. Переосмысление образа
вечного любовника в пьесе Э. Радзинского
“Окончание Дон-Жуана”.
-
- 2.3. Распределение часов курса по темам и видам работ.
Наименование
тем и разделов
|
Всего
часов/ ЗЕ
|
Лк |
Сем.
|
Самост. работа |
Раздел 1 Понятие о «вечных образах» | 3 |
1
|
2 | |
Раздел 2 Тема 1. Образы Ромео и Джульетты | 15 |
3
|
4
|
8 |
Образ Гамлета
в мировом искусстве.
|
14 |
4
|
4
|
6 |
Тема
3. Образ Офелии в мировом искусстве.
|
11 |
3
|
2
|
6 |
Ректорская
контрольная работа
|
1 |
2
|
||
Тема
4. Образ Дон Кихота в искусстве.
|
13 |
3
|
2
|
8 |
Тема
5.
Образ
Дон-Жуана в литературе и искусстве.
|
14 |
4
|
4
|
6 |
ИТОГО: | 72 |
18
|
18
|
36 |
- Практические (семинарские) занятия, их содержание и объём в часах.
Тема
1 Образы Ромео и Джульетты в мировом
искусстве - 4 часа
- Трактовка образов Ромео и Джульетты в литературе (М. Алигер, К. Чапек и др.).
- Образы Ромео и Джульетты в живописи.
- Образы Ромео и Джульетты в музыке.
- Образы Ромео и Джульетты в кино.
- Трактовка истории Ромео и Джульетты в мюзикле Ж. Пресгувик.
Литература:
1.
Словарь литературных героев //
http://mirslovarei.com/litger_a#
3. Алигер М. Ромео
и Джульетта. Любое издание.
4. Чапек К. Ромео
и Джульетта. Любое издание.
Тема 2 Образ
Гамлета в мировом искусстве
1. Образ
Гамлета в русской поэзии 19-20 вв. (А.
Григорьев, А. Блок, М. Цветаева, Б.
Пастернак, В. Высоцкий).
2. Образ Гамлета
в живописи (Э. Делакруа, Б. Дехтярев, С.
Бродский и др.).
3. Образ Гамлета
в кино (фильмы Г. Козинцева, Ф. Дзеффирелли,
К. Брана).
Литература:
1. Блок А. «Я —
Гамлет...»
2. Высоцкий В. Мой
Гамлет.
3. Григорьев А.
«Я помню бледный лик Гамлета...»
4. Пастернак Б.
«Гамлет».
5. Цветаева М.
Диалог Гамлета с совестью. Офелия в
защиту королевы.
6. Чекалов
И. И. Проблема множественности источников
сюжета о Гамлете и Асмлет как мастеровой
в «Деяниях данов» Саксона Грамматика
// http://norse.ulver.com/articles/hamlet.html
7. Поливанов
К. М. «Гамлет» Пастернака. //
http://sobolev.franklang.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=11:--qq-&catid=24:-xx-&Itemid=12
Тема
3 Образ Офелии в мировом искусстве
- Образ Офелии в живописи.
- Образ Офелии в кино.
Литература:
1. Офелия
в живописи //
http://yassena.livejournal.com/179673.html?thread=3844569
2. Словарь
литературных героев //
http://mirslovarei.com/litger_a#
Тема
4 Образ Дон Кихота в искусстве
- Интерпретации образа в живописи и графике: О. Домье, П. Пикассо, С. Бродский, С. Дали и др.
- Стихи Ф. Соллогуба.
- Образ Дон Кихота в музыке (Балет Людвига Минкуса «Дон Кихот» и др.).
- Дон Кихот в экранизациях (Г. Козинцев и др.).
Литература:
- Багно В. Е. Дорогами Дон Кихота. М.: Книга, 1988.
- Багно В. Е. Дон Кихот в России и русское донкихотство. СПб.: Пушкинский дом; Наука, 2009.
3. Михеева
Л. Минкус Балет «Дон Кихот» //
http://www.belcanto.ru/ballet_donquixote.html
http://www.ivi.ru/watch/15093
Фильм
Г. Козинцева.
Тема
5 Образ Дон-Жуана в искусстве и литературе
- Образ Дон-Жуана в опере В. А. Моцарта.
- Трактовка образа в новелле Э. Т. А. Гофмана “Дон-Жуан”.
- Образ Дон-Жуана в интерпретации А. С. Пушкина: маленькая трагедия “Каменный гость”. Экранизация «Каменного гостя» М. Швейцера («Маленькие трагедии»). Опера А. С. Даргомыжского «Каменный гость».
- Интерпретация образа Дон-Жуана в апокрифе К. Чапека “Исповедь дона Хуана”.
- Образ Дон-Жуана в лирике поэтов серебряного века ( А. Блока, К. Бальмонт, В. Брюсов, Н. Гумилев, М. Цветаева, И. Северянин).
- Ирония над легендой: пьеса М. Фриша “Дон-Жуан, или Любовь к геометрии”.
- Переосмысление образа вечного любовника в пьесе Э. Радзинского “Окончание Дон-Жуана”.
- Графика Павла Бунина и Фёдора Константинова.
Литература:
1. Багно
В. Расплата за своеволие, или воля к
жизни // Миф о Дон Жуане. – С-Пб., 2000. –
С. 5-22.
2. Генри
У. Саймон. Опера Моцарта «Дон Жуан» //
http://www.belcanto.ru/juan.html
3. Исаева Е. В.
Вечные образы в литературе. Образ
Дон-Жуана в мировой литературе // Исаева
Е. В. Ролдугина И. А. Актуальные вопросы
современного литературного образования.
Уч.-мет. Пособие. Елец, ЕГУ им. И. А. Бунина,
2006. С. 114-142.
4. Нечаенко Д.
Дон-Жуан // Литература, 1995. – № 7. – С. 6.
- Онорин В. В. Особенности интерпретации образов Дон Жуана и Казановы в литературе рубежа XIX-XX веков // http://www.rfp.psu.ru/archive/6.2010/onorin.pdf
- Лабораторные занятия, их содержание и объем в часах –
Лабораторные
рабочей программой не предусмотрены.
- Формы текущего, промежуточного и итогового контроля.
Текущий
контроль — подготовка сообщений по
темам семинара и выступление.
Промежуточный
контроль — ректорская контрольная
работа
Итоговый контроль
— зачет.
2.6.2. Контрольно-измерительные материалы:
Примерная
тематика сообщений:
1. Образы
Ромео и Джульетты в мировой живописи.
2. Образы Ромео
и Джульетты в музыкальном искусстве.
3. Образы Ромео
и Джульетты в кино.
4. Образ Гамлета
в мировой живописи.
5. Образ Гамлета
в кино.
6. Образ Дон Кихота
в графике.
7. Образ Дон Кихота
в живописи.
8. Образ Дон Кихота
в балете Людвига Минкуса.
9. Образ Офелии
в мировой живописи.
10. Образ Офелии
в кино.
11. Образ Дон-Жуана
в опере В. А. Моцарта.
2.6.3.
Типовые контрольные работы.
- Вариант А: Анализ стихотворений, посвященных «вечным образам».
Вариант
Б: Анализ
экранизации, связанных с «вечными
образами».
- III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Тема
|
Вид
занятия
(Л, ПЗ, ЛР)
|
Используемые
интерактивные образовательные
технологии
|
Количество
часов
|
|||
1. Понятие о «вечных образах» | лекция | Компьютерное обучение. Лекция с мультимедийной презентацией, | 1 | |||
Тема 2 Образы Ромео и Джульетты | Л, ПЗ |
|
5 | |||
Образ
Гамлета в мировом искусстве.
|
Л, ПЗ |
|
8 | |||
Образ
Офелии в мировом искусстве.
|
Л, ПЗ |
|
5 | |||
Образ
Дон Кихота в искусстве.
|
Л, ПЗ |
|
5 | |||
Образ
Дон-Жуана в литературе и искусстве.
|
Л, ПЗ |
|
8 |
IV.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДИСЦИПЛИНЫ
- Основная литература:
- 1. Блок. А. Я — Гамлет. Шаги Командора.
- 2. Ахматова А. Читая «Гамлета».
- 3. Цветаева М. Диалог Гамлета с совестью. Офелия в защиту королевы. Дон Жуан.
- 4. Брюсов В. Дон Жуан.
- 5. Бальмонт К. Дон Жуан.
- 6. Гумилев Н. Дон Жуан.
7. Северянин И.
Дон Жуан.
8. Пастернак Б.
Гамлет.
9.
Григорьев А. «Я помню бледный лик
Гамлета...»
10. Алигер М. Ромео
и Джульетта.
11. Чапек К. Ромео
и Джульетта. Исповедь дона Хуана.
12. Сологуб Ф. Дон
Кихот.
13. Фриш М. Дон
Жуан, или Любовь к геометрии.
14. Радзинский Э.
Окончание Дон Жуана.
15. Гофман Э. Т. А.
Дон Жуан.
4.2.
Дополнительная литература.
1.
Багно
В. Е. Дорогами
Дон Кихота. М.: Книга, 1988.
2.
Багно В. Е. Дон Кихот в России и
русское донкихотство. СПб.: Пушкинский
дом; Наука, 2009.
3.
Багно В. Е. Русское донкихотство как
феномен культуры //
http://ec-dejavu.ru/d/Don_Quixote2.html
4.
Герасимов
С., О киноискусстве. М., 1960.
5. Ждан В.Н. Эстетика
экрана и взаимодействие искусств. М.:
Искусство, 1986.
6.
Исаева
Е. В. Вечные образы в литературе. Образ
Дон-Жуана в мировой литературе // Исаева
Е. В. Ролдугина И. А. Актуальные вопросы
современного литературного образования.
Уч.-мет. Пособие. Елец, ЕГУ им. И. А. Бунина,
2006. С. 114-142.
7. Исаева Е. В.
Образ Дон-Жуана в драматургии Тирсо де
Молины и Ж. Б. Мольера //
http://elena-isaeva.blogspot.ru/2012/06/blog-post_04.html
8. Тургенев
И. С. Гамлет и Дон Кихот //
http://az.lib.ru/t/turgenew_i_s/text_0240.shtml
- Интернет-ресурсы:
1.
Словарь литературных героев //
http://mirslovarei.com/litger_a#
4. Онорин В. В.
Онорин В. В. Особенности интерпретации
образов Дон Жуана и Казановы в литературе
рубежа XIX-XX
веков
// http://www.rfp.psu.ru/archive/6.2010/onorin.pdf
5. Исаева
Е. В. Заметки о Дон-Кихоте (Роман М. де
Сарвантеса Сааведра «Дон-Кихот Ламанчский»
// http://elena-isaeva.blogspot.ru/2011/06/blog-post.html
6. Гайдин Б. Н.
Вечные образы как критерий «значимости»
литературных произведений //
http://pravmisl.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=623
V.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Ноутбук,
проектор мультимедийный, мультимедийные
презентации
учебного материала, созданные
преподавателем:
Автором
рабочей программы созданы и используются
в ходе занятий следующие мультимедийные
презентации:
- Образы Ромео и Джульетты в мировом искусстве.
- Образ Гамлета в литературе и искусстве.
- Образ Офелии в мировой живописи.
- Образ Дон Кихота в живописи и графике.
Кинофильмы,
рекомендуемые к просмотру в рамках
курса:
«Гамлет»
(реж. Г. Козинцев), «Гамлет» (реж. Ф.
Дзеффирелли), «Гамлет» (реж. Кеннет
Брана), «Ромео и Джульетта» (реж. Ренато
Кастеллани), «Ромео и Джульетта» (Ф.
Дзеффирелли), «Ромео и Джульетта» (Б.
Лурмен). «Дон Кихот» (реж. Г. Козицев),
«Маленькие трагедии» (реж. М. Швейцер);
«Каменный гость» (фильм-опера по
одноименной опере А. Даргомыжского,
реж. - В. Гориккер)
- © Елена Исаева
Комментариев нет:
Отправить комментарий