Список
художественных текстов:
- Гонгора-и-Арготе Л. де. Сонеты.
- Кеведо-и-Вильегас Ф. Сонеты.
- Вега Лопе де. Собака на сене.
- Кальдерон де ла Барка П. Дама-невидимка.
- Тирсо де Молина. Севильский озорник, или Каменный гость.
- Корнель П. Сид.
- Расин Ж. Андромаха.
- Мольер Ж. Б. Дон-Жуан, или Каменный гость. Тартюф.
- Вольтер. Кандид.
- Дидро Д. Монахиня.
- Бомарше. Безумный день, или Женитьба Фигаро.
- Руссо Ж. Ж. Юлия или Новая Элоиза (по хрестоматии).
- Дефо Д. Робинзон Крузо.
- Филдинг Г. История Тома Джонса, найденыша.
- Свифт Д. Путешествия Гулливера.
- Лессинг Э. Г. Эмилия Галотти.
- Гёте И. В. Страдания юного Вертера. Фауст.
- Шиллер Ф. Разбойники. (или Коварство и любовь).
- Новалис. Генрих фон Офтердинген.
- Тик Л. Белокурый Экберт.
- Брентано К. М. Повесть о славном Касперле и пригожей Аннерль.
- Клейст Г. Михаэль Кольхаас.
- Гофман Э. Т. А. Золотой горшок. Крошка Цахес по прозванию Циннобер.
- Шамиссо А. Странная история Петера Шлемиля.
- Шатобриан Ф. Р. Рене.
- Гюго В. Собор Парижской Богоматери.
- Байрон Ч.Г. Н. Лирика («Хочу я быть ребенком вольным», «Ода авторам билля, направленного против разрушителей станков» и др.). Корсар.
- Скотт В. Айвенго.
- Кольридж С. Баллада о старом мореходе.
- Вордсворт У. Люси. Нас семеро. Кукушка. Нарциссы. Англия. 1802 г. Созданьем зыбкой красоты казались мне ее черты. Сожаление. Моя любовь любила птиц, зверей.
- Саути Р. Доника. Адельстан. Суд божий над епископом. Баллада, в которой описывается, как одна старушка ехала на черном коне вдвоем и кто сидел впереди.
- Ирвинг В. Жених-призрак. Рип Ван Винкль. Дьявол и Том Уокер и др. (2 новеллы на выбор).
- По Э. А. Лирика (Ворон. Колокола). Падение дома Ашеров.
Вопросы к зачету:
1
Своеобразие развития литературы и
искусства в XVII веке.
Литературные направления.
2. Поэзия
испанского барокко: культизм и консептизм.
Творчество Луиса ле Гонгоры и Франсиско
де Кеведо: основные мотивы поэзии.
3.
Жизнь и творчество Лопе де Вега. Конфликт
любви и чести в комедии Лопе де Веги
"Собака на сене".
4.
Проблематика и художественные особенности
пьесы Г. де Молины "Севильский озорник,
или Каменный гость”.
5.
Барочные мотивы в пьесе П. Кальдерона
"Дама-невидимка".
6.
Французский классицизм XVII века
и его принципы в трактате Н. Буало
"Поэтическое искусство".
"Поэтическое искусство".
7.
Творчество Пьера Корнеля. Конфликт
чувства и долга в трагедии "Сид".
8.
Творчество Жана Расина. Принципы
классицизма и янсенистская концепция человека
в трагедии Ж. Расина "Андромаха".
9.
Жизнь и творчество Ж. Б. Мольера. Критика
лицемерия и доверчивости в комедии Ж.Б.
Мольера "Тартюф".
10.
Принципы классицизма в комедии Ж. Б.
Мольера "Дон Жуан". Противоречивость образа
Дон-Жуана.
11.
Общая характеристика литературы эпохи
Просвещения. Просветительский
реализм, просветительский классицизм,
сентиментализм как литературные
направления эпохи.
12. Проблематика
и художественные особенности романа
Д. Дефо "Робинзон Крузо".
13.
Сатирическое изображение социальной
действительности в романе Д. Свифта.
Образ Гулливера и его функции в романе.
14.
Роман Генри Филдинга "История Тома
Джонса, найденыша": проблематика, система
образов, жанровые особенности. Образ
Тома Джонса и проблема положительного
идеала автора.
15.
Проблематика и жанровые особенности
повести Вольтера "Кандид".
16. Д.
Дидро и его место в литературе французского
Просвещения. Работа по созданию
"Энциклопедии". Критика феодального
общества в романе Д. Дидро "Монахиня".
17.
Комедия Бомарше "Женитьба Фигаро":
герои, конфликт, интрига.
18.Творчество Э.
Г. Лессинга. Проблематика и конфликт
пьесы "Эмилия Галотти".
19.
Творчество Ф. Шиллера: проблематика,
конфликт, художественные особенности драмы
"Разбойники" ("Коварство и
любовь").
20.
Социальный смысл трагедии Вертера в
романе И. В. Гете "Страдания
юного Вертера".
21.
Трагедия Гете "Фауст". Художественные
особенности и идейное содержание.
22.
Общая характеристика литературы эпохи
Романтизма. Типология романтической
личности.
23.
Исторические предпосылки возникновения
и особенности немецкого романтизма.
Йенская школа немецкого романтизма.
Изображение пути поэта в романтическом
романе Новалиса “Генрих фон Офтердинген”.
24.
Ранний немецкий романтизм: новелла Л.
Тика “Белокурый Экберт”. Сочетание
сказочного и новеллистического начал.
25.
Второй период развития романтизма в
Германии. Гейдельбергский романтизм:
эстетическая концепция, основные
представители. Проблема чести и
патриархальный идеал в “Повести о
славном Касперле и пригожей Аннерль”
К. М. Брентано.
26.
Проблематика и художественные особенности
повести Г. фон Клейста “Михаэль Кольхаас”.
Образ главного героя.
27.
Жизненный и творческий путь Э. Т. А.
Гофмана. Эстетические взгляды.
Новелла-сказка Э. Т. А. Гофмана “Золотой
горшок”. Образ романтического поэта и
принцип двоемирия.
28.
Критика социальных пороков в повести
Э. Т. А. Гофмана “Крошка Цахес по
прозванию Циннобер”. Образы Цахеса и
Бальтазара.
29.
Творчество А. фон Шамиссо. Традиции и
новаторство в фантастической повести
“Удивительная история Петера Шлемиля”.
30.
Романтизм во Франции. Особенности
романтического мироощущения и стиля в
повести Ф. Р. де Шатобриана “Рене”.
31.
Роман В. Гюго “Собор Парижской Богоматери”
как произведение романтизма.
32.
“Озерная школа” в Англии: творчество
У. Вордсворта и Р. Саути.
33.
Творчество Д. Г. Н. Байрона. Лирика.
34.
Образ героя и жанровое своеобразие
романтической поэмы Д. Г. Н. Байрона
“Корсар”.
35.
Исторические романы В. Скотта. Проблематика,
образная система и художественные
особенности романа “Айвенго”.
36.
Ранний американский романтизм: творчество
В. Ирвинга (анализ 2-3-х новелл).
37.
Американский романтизм: творчество Э.
А. По (анализ 2-3 новелл).
38.
Лирика Э. А. По. Основные мотивы, образы.
Анализ 3-х произведений на выбор студента.
- План ПЗ № 1
- “Принципы искусства барокко и их воплощение в поэзии Луиса де Гонгоры-и-Арготе и Франсиско де Кеведо-и-Вильегаса” — 2 часа
План:
1. Что такое барокко? Какие варианты объяснения термина существуют? Какие принципы барокко вам известны?2. Проанализируйте сонет Франсиско де Кеведо-и-Вильегаса. На какие принципы искусства барокко опирался поэт? О чем стихотворение? Как его можно озаглавить? Какими поэтическими средствами достигается эффект контраста?
Студеный пламень, раскаленный лед,
Боль, что, терзая,
дарит наслажденье,
Явь горькая и
радость сновиденья,
Беспечность, что
полным-полна забот;
Предательство,
что верностью слывет.
Средь уличной
толпы уединенье,
Усталость в
краткий миг отдохновенья,
И права, и бесправия
оплот;
Сама
себе и воля, и темница –
Покончить в силах
с ней лишь смерть одна, –
Недуг, что от
лекарств не исцелится…
3. Какие
принципы искусства барокко воплощены
в сонете Луиса де Гонгора-и-Арготе
«Тщеславная
роза»?
Что есть красота, по мнению поэта? Какие
художественные средства использованы
для воплощения идеи?
3. Сравните
описания дам в 130 сонете У. Шекспира и в
сонете Л. де Гонгора-и-Арготе “Даме с
ослепительно белой кожей, одетой в
зеленое”. Выделите художественные
средства создания образов. В чем различие
произведений? Какой принцип барокко
положен в основу сонета Гонгоры?
4. Для анализа
также предлагаются сонеты «Ныне, пока
волос твоих волна блещет...» Л. де
Гонгора-и-Арготе, «Эй, жизнь моя...»
Франсиско де Кеведо-и-Вильегаса и др.
на выбор студентов.
-
- Литература:
1. История
всемирной литературы в 9-ти томах. – М.,
АН СССР, 1989. – Т. 4.
2. Пискунова
С. Золотой век испанской поэзии // Поэзия
испанского Возрождения. – М., 1989. –
С.7-35.
3. Поэзия
испанского Возрождения. – М., 1989.
4. Краткая
литературная энциклопедия. – М.,
1962-1978. – Т. 1-9.
5. Шайтанов И.
Барокко и классицизм: картина мира. //
Литература, 2000, № 8. – С. 5-12.
План ПЗ № 2
Литература
французского классицизма — 2 часа
План:
1. Что
такое классицизм? Возникновение термина.
Классицизм и Античность.
2. Исторические
предпосылки возникновения классицизма
во Франции.
3. Конфликт чувства
и долга – центральная проблема в
искусстве классицизма. Ее историческое
значение.
4. Деление жанров.
5. Нормативность
эстетики классицизма: темы, образы,
правила трех единств. Нормативность и
ее нарушение в произведениях классицистов
(для анализа брать трагедии П. Корнеля
“Сид”, Ж. Расина “Андромаха”, комедии
Мольера).
Литература:
1. История
всемирной литературы в 9-ти т. – М.,
АНСССР, 1986-1990. – Т. 4.
2. Искусство
Франции XVII-XVIII
веков // Дмитриева Н. А. Краткая история
искусств. Вып. 2. Северное Возрождение:
страны Западной Европы XVII-XVIII
века. – М., 1990. – С. 219-235.
3.
Литературный энциклопедический словарь.
– М., 1987 (ст. Классицизм).
4. Энциклопедический
словарь юного литературоведа. Составитель
Новиков В. И. – М., 1987. (ст. Классицизм).
5. Кадышев Н.
Расин. – М., 1989.
6. Зарубежная
литература: От Эсхила до наших дней: Уч.
пособие для средней школы. 2-е изд., доп.
– Воронеж: “Родная речь”, 1997. – С. 47-55.
7.
Мисюров
Н.Н. История западноевропейской
литературы. Классицизм. Просвещение.
Романтизм: учебное пособие. - М. : Флинта,
2012.
8. Западноевропейская
литература XVII века : хрестоматия: учебное
пособие для студентов вузов, обучающихся
по специальности "Филология". Сост.
Б.И.Пуришев. 3-е изд., исправ. - М. : Альянс,
2012.
9. История
зарубежной литературы XVII
в. Под ред. З. И. Плавскина. - М., 1987.
Тема № 3
Образ
севильского обольстителя в пьесах Тирсо
де Молины “Севильский озорник, или
Каменный гость” и Жана-Батиста Мольера
“Дон-Жуан, или Каменный гость” — 2 часа
План:
- Сравните героев пьес: какими качествами наделены Дон-Хуан и Дон-Жуан? В чем причины такого изображения персонажей?
- Функции образов Каталинона и Сганареля в пьесах. Сравните образы слуг.
- Женские образы в пьесах и их функции.
- Идейное содержание комедий Т. де Молины и Ж.-Б. Мольера.
- Элементы барокко в пьесе Т. де Молины.
- Элементы классицизма в комедии Ж.-Б. Мольера.
1.
Легенда о севильском озорнике.
2.
Сюжеты комедий Т. де Молины и Ж.-Б.
Мольера.
Литература:
1.
Бордонов Ж. Мольер. – М., 1983.
- Гликман И. Мольер. – М.-Л., 1966.
- Белоусов Р. С. Герои до встречи с писателем.
- Штейн А. Л. На вершинах мировой литературы.
- Нусинов И. М. История литературного героя.
- Мультатули В. М. Мольер.
- История всемирной литературы: в 9-ти т. – М., АНСССР, 1986-1990. – Т. 3 4.
- Нечаенко Д. Дон-Жуан // Литература, 1995. – № 7. С. 6.
- Багно В. Расплата за своеволие, или воля к жизни // Миф о Дон Жуане. – С-Пб., 2000. – С. 5-22.
- История западноевропейского театра: в 6-ти т. / Под ред. С. С. Мокульского. – М., 1956-1974.
- Обломиевский Д. Д. Французский классицизм. – М., 1968.
- Плавскин З. И. Испанская литература 17-середины 19 века. – М., 1978.
- Штейн А. Л. История испанской литературы. – М., 1994.
- Шайтанов Игорь. Барокко и классицизм: картина мира // Литература, 2000, №8. – С. 5-12.
2.
Молина Т. Севильский озорник, или
Каменный гость // Испанский театр. –
М., 1969 (Библиотека всемирной литературы
– БВЛ), т. 39.
ПЛАН
ПЗ № 4 — 2 часа
Философская
повесть Вольтера “Кандид”
План:
1.
Философия Лейбница как основа повести.
Критика теории оптимизма.
2. Признаки жанра
философской повести и их воплощение в
произведении.
3. Принципы
классицизма и их воплощение в повести
Вольтера.
4. Образная система
повести:
а) образ
Панглоса, приемы создания образа,
авторское отношение к герою и способы
его выражения;
б) образ Мартена,
его идейная функция в повести;
в) образ Кандида,
его роль в раскрытии идеи повести.
5. Образ утопической
страны Эльдорадо и его функция в повести.
Вспомните известные вам утопии и
сопоставьте с Эльдорадо, выявив общее
и различное.
6. Идея произведения,
ее выявление через сюжет и композицию.
7. Философская
повесть Вольтера “Кандид” как
произведение эпохи Просвещения.
Литература:
1. Артамонов С.
Вольтер. М., 1954. – С. 126-128.
2. Державин К. Н.
Вольтер. – М., АНСССР, 1946. – С. 300-305.
3. Артамонов С.
Философские повести. – М., 1960. – С.
328-340.
4. История всемирной
литературы в 9-ти т. – М., АНСССР, 1986-1990.
– Т. 5. (ст. о Вольтере).
5. Ермоленко Г.
Н. Формы и функции иронии в философской
повести Вольтера//
XVIII
век: Искусство жить и жизнь искусства.
- М., 2004. // http://www.philology.ru/literature3/ermolenko-04.htm
6. Михайлов В.
Вольтер после 1749 года (История всемирной
литературы. Т. 4 //
http://feb-web.ru/feb/ivl/vl5/vl5-1192.htm
7. Кабанова И. В.
Философская повесть: “Кандид” Вольтера
//
http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/kabanova/kandid-voltera.htm
8. Вольтер
(1694-1778) // История французской литературы.
К.Ловернья-Ганьер, А.Попер, И.Сталлони,Ж.Ванье
//
http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/istoriya-francuzskoj-literatury-lgpsv/volter.htm
9. История
зарубежной литературы XVIII
в. Под ред. З. И. Плавскина. - М., 1991.
10. Мисюров
Н.Н. История западноевропейской
литературы. Классицизм. Просвещение.
Романтизм: учебное пособие. - М. : Флинта,
2012.
11. Никольский Е.
В. К вопросу о жанровой специфике
философской прозы //
http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-zhanrovoy-spetsifike-filosofskoy-prozy
План
ПЗ № 5
Философская
трагедия И. В. Гете “Фауст” (Ч. I)
— 2
часа
План:
- История создания трагедии.
- Композиция произведения и ее функции.
- Смысл “Пролога на небесах” как идейной завязки трагедии
- а) взгляд автора на человека, Господа, Мефистофеля;
- б) параллели с библейской Книгой Иова; суть спора Господа и Мефистофеля
4. Фауст и проблема
познания
- а) причины неудовлетворенности Фауста;
- б) в чем проявляется раздвоенность героя?
- в) Вагнер и Фауст: смысл сопоставления;
- г) роль сцены “У городских ворот”; ее художественные особенности.
5. Образ Мефистофеля;
идея договора с Фаустом.
6. Место образа
Маргариты в идейных исканиях Фауста.
7. Идейный смысл
заключительной сцены 1 части трагедии.
Литература:
1.
Мифы народов мира в 2-х тт. М., 1998. Т. 1
(Дьявол), Т. 2 (Сатана, Черт).
2. История о
докторе Иоганне Фаусте // Немецкие шванки
и народные книги 16 века. М., 1990. С. 504- 616.
3. Вильмонт Н.
Гете. М., 1959.
4. Тураев
С. Гете в школе. М., 1950. С. 80-117.
5. Аникст А. А.
Гете и “Фауст”. М., 1983.
6. Аникст А. “Фауст”
Гете. М., 1979.
7. Исаева Е. В.
Методические указания для студентов
стационара и ОЗО филологического
факультета по подготовке к практическим
занятиям по курсу “История зарубежной
литературы XVII-XVIII
веков”. – Елец, 2005.
8. Плаксицкая Н.
А. История зарубежной литературы
XVII-XVIII
веков: практикум. — Елец: ЕГУ им. И. А.
Бунина, 2009.
9.
История зарубежной литературы XVIII
в. Под ред. З. И. Плавскина. - М., 1991.
ПЗ №
6 Повесть Ф. Р. де Шатобриана “Рене”.
Особенности романтического мироощущения
и стиля —
2 часа
План:
1. Каким
выглядит герой в приведенном отрывке?
2. Какими средствами
передается душевное состояние героя?
Найдите в тексте примеры, которыми он
характеризует свое состояние.
3. Что говорит
герой о своих чувствах и человеческих
чувствах вообще?
4. Картины природы
в отрывке и способы их создания.
5. Какими средствами
передается ощущение незаурядности
героя, его отличия от обычных людей?
6. Тропы и их
функции в приведенном отрывке: аллегории,
метафоры, сравнения, перифразы. Выписать
примеры из текста.
7. Особенности
речи героя: типы предложений, особенности
их построения и т. п.
8. Определите
конфликт в отрывке.
9. Тема смерти и
способы ее воплощения.
Литература:
1.
Шатобриан Ф. Р. Рене // Французская новелла
Х1Х века. М.-Л., 1959.
2.
История всемирной литературы в 9-ти т.
М., 1986-1990. Т. 6. (статья о Шатобриане).
3.
Литературный энциклопедический словарь.
М., 1987. (статьи “Метафора”, “Стиль”,
“Сравнение”, “Перифраз”, “Аллегория”,
“Эпитет”).
4.
Хализев В. Е. Теория литературы. — М.,
1999.
5.
Храповицкая Г. Н., Коровин А. В. История
зарубежной литературы: западноевропейский
и американский романтизм: учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведений /.Под ред.
Г. Н. Храповицкой. — М.: “Академия”,
2007.
6.
Словарь литературных терминов / Ред.-
сост. Тимофеев, Л. И, Тураев С. В.. - М.,
1974.
7.
Исаева Е. В. Зарубежная
литература эпохи Романтизма: учебное
пособие. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина,
2007.
ПЗ №
7
- Образ героя и своеобразие романтической поэмы Д. Н. Г. Байрона “Корсар” — 2
План:
1. Эпиграф
к “Песне первой”, его функции.
2. Прошлое и
настоящее Конрада. Мотивы его поступков.
3. Отношение
Конрада к окружающим (разбойники, Медора,
Гюльнара и Сеид, мир людей).
4. Средства
создания образа романтического героя.
Портрет, обстоятельства, в которых он
выявляет себя (роль сюжета), атмосфера
тайны.
5. Авторская
характеристика личности и поведения
героя (найти в тексте места, свидетельствующие
об отношении автора к герою).
6. Место образа
главного героя в композиции поэмы.
7. Тема природы,
способ ее изображения, функции в поэме.
8. Язык и стиль
повествования (сравнить язык действующих
лиц и авторские отступления).
9. Роль лирических
отступлений.
Стилистический
анализ проводить на примере 1-й песни.
Литература:
1. Елистратова
А. Байрон. – М., 1956. — С. 71-86.
- 2. Клименко Е. Байрон. Язык и стиль. — М., 1960.
3. Кургинян М. Дж.
Байрон. Гл. 3. Любое изд.
4. История всемирной
литературы в 9-ти т. — М., АН СССР, 1986-1991.
— Т. 6. (Ст. о Байроне).
5. Шайтанов И. О.
Байрон // Зарубежные писатели:
Биобиблиографический словарь. — М.:
Просвещение, 1997.
6. Храповицкая
Г. Н., Коровин А. В. История зарубежной
литературы: западноевропейский и
американский романтизм: учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведений / Под ред.
Г. Н. Храповицкой. — М.: “Академия”,
2007.
- План ПЗ № 8 Романтическая новелла-сказка Э. Т. А. Гофмана “Золотой горшок”
- Жанровое своеобразие произведения.
- Особенности композиции и сюжета новеллы.
- Принцип двоемирия в произведении (мир реальный и мир сказки, параллели двух миров, двойники).
- Образная система произведения: романтический герой Ансельм, архивариус Линдгорст, Вероника Паульман и Серпентина, конректор Паульман, регистратор Геербранд, старуха-торговка и персонажи сказки, огненная лилия.
- Принцип романтической иронии в новелле; пародия на голубой цветок Новалиса.
Литература:- Карельский А. От героя к человеку. – М., 1990.
- Шлапоберская С. Сказки и жизнь у Э. Т. А. Гофмана // Гофман Э. Т. А. Новеллы. – М, 1983. – С.3-12.
- Тураев С. В. От Просвещения к Романтизму. – М., 1983.
- Тураев С. В. Литература в годы посленаполеоновской реакции // Ист. всемирной лит. в 9-ти т. – М., 1989. – Т. 6. – С. 51-55.
- Ботникова А. Б. Э. Т. А. Гофман и его сказки // Гофман Э. Т. А. Сказки. – Воронеж, 1987. – С. 3-18.
- Свердлов М. Романтический гротеск: Гофман // Литература (Приложение к “Первому сентября”), 2004, № 4.
- Иванова Э. И. Беседы о немецком романтизме: методическое пособие. – М: Дрофа, 2005. – С. 224-291.
- Тема 9. Поэзия английского романтизма — 4 часаПлан:
- Роль воображения в эстетике С. Кольриджа. Представления о связи человека и природы, проблема воображения и рассудка, языка искусства (“Сказание о старом мореходе”). “Сказание о старом мореходе” — сложное поэтическое иносказание, отразившее все загадки романтизма, включая мотивы особого путешествия, вины, искупления, восстановления разрушенной гармонии бытия. Мистико-аллегорический аспект поэзии Колриджа, его отношение к Средневековью.
- Синтез народной традиции и готического романа в балладах Р. Саути (“Суд Божий над епископом”, “Кристабель”, “Мэдок” и др.), дидактизм произведений поэта.
- Лирика Байрона. Основные темы и мотивы. Темы природы и свободы в лирике Байрона. Анализ лирического произведения по выбору студентов.
- Лирика П. Б. Шелли. Основные темы и мотивы. Анализ лирического произведения по выбору студентов.
1. “Озерная школа”: эстетические принципы и их воплощение в произведениях. Тема возвращения домой, к родному очагу — важнейшая черта английского национального самосознания.2. Поэтичность обыденности У. Вордсворта (“Люси”, “Нас семеро”, “Юродивый мальчик”, “Нарциссы” и др.)Литература:- Великий романтик Байрон и мировая литература. М.. 1991.
- Вордсворт У. Предисловие к “Лирическим балладам” // Зарубежная литература XIX века: Романтизм: Хрестоматия историко-литературных материалов. М., 1990. С. 195-215.
- Гумилев Н. Поэма о старом моряке С. Т. Кольриджа // Гумилев Н. Соч.: В 3 т. Т. 3. М., 1991.
- Гусманов И. Г. Лирика английского романтизма. Орел, 1985.
- Дьяконова Н.Я. Английский романтизм. М, 1978.
- Дьяконова Н.Я. Лирическая поэзия Байрона. М., 1975.
- Дьяконова Н.Я. Лондонские романтики и проблемы английского романтизма. Л., 1970.
- Кольридж С. Т. Из “Литературной биографии” // Зарубежная литература XIX века: Романтизм: Хрестоматия историко-литературных материалов. М., 1990. С. 215-234.
- Вордсворт У. Предисловие к “Лирическим балладам” // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.: изд-во МГУ, 1980. С. 261-278.
- Поэзия английского романтизма. – М.: Художественная литература, 1975(БВЛ).
- Урнов Д. М. “Озерная школа” // История всемирной литературы. Т. 6. М.: Наука, 1989.
- Урнов Д. М. Шелли // История всемирной литературы. Т. 6. М.: Наука, 1989.
- Тема 10
- “Собор Парижской Богоматери” В. Гюго как романтический исторический роман — 2 часа
План:- Изображение в романе французского средневековья.
- Образ собора, его функции в романе.
- Система образов романа: способы их группировки (вокруг собора и вокруг Эсмеральды).
- Принцип контраста в произведении.
- Особенности развития сюжета.
- Идея рока в романе.
Литература:- Евнина Е. М. Виктор Гюго. – М., 1976.
- Обломиевский Д. Д. Французский романтизм. – М., 1947.
- Реизов Б. Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. – 1958.
- Трескунов М. С. Творчество В. Гюго. – М., 1961.
- История всемирной литературы в 9-ти т. – М., АН СССР, 1986-1991. – Т. 6. (ст. о Гюго).
- Храповицкая Г. Н., Коровин А. В. История зарубежной литературы: западноевропейский и американский романтизм: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Г. Н. Храповицкой. — М.: “Академия”, 2007.
ПЗ Особенности психологической новеллы Э. По (на материале новеллы «Падение дома Ашеров») - 2 часа
План:1. Композиция новеллы. Роль внесюжетных элементов в раскрытии идеи произведения. Эпиграф к новелле, его соотношение с текстом.2. Особенности пейзажа, интерьера. Какие мотивы являются ведущими в описательных элементах?3. Портрет Родерика Ашера. Выявить элементы романтической эстетики.4. Сюжет новеллы, его элементы.5. Конфликт.6. Тема двойничества в новелле.7. Тема искусства и творческой личности в новелле.8. В чем причины нежизнеспособности рода Ашеров?9. Смысл заглавия.10. Роль образа рассказчика.Литература:1. По Э. Падение дома Ашеров // http://poe.detectivemethod.ru/stories/the-fall-of-the-house-of-usher/2. Курдина Ж. В., Модина Г. И. История зарубежной литературы XIX века. Романтизм: учеб. пособие. - М.: Флинта: Наука, 2010. С. 56-61.3. Храповицкая Г. Н., Коровин А. В. История зарубежной литературы: западноевропейский и американский романтизм: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Г. Н. Храповицкой. М.: “Академия”, 2007.4. Исаева Е. В. Зарубежная литература эпохи Романтизма: учебное пособие. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2007.5. Ковалев Ю. В. Эдгар Аллан По: Новеллист и поэт. Л.: Худ. Лит, 1984.
Дополнительная
литература:
1.
Луков В. А. История литературы. Зарубежная
литература от истоков до наших дней:
учеб. пособие. - М.,
Академия, 2008.
2. Сидорченко
Л.В., Апенко Е.М., Белобратов А.В. и др. /
Под ред. Л.В. Сидорченко. История зарубежной
литературы ХVIII
в. - М., 1999.
3. История
зарубежной литературы XVII
в. Под ред. З. И. Плавскина. - М., 1987.
4. История
зарубежной литературы XVIII
в. Под ред. З. И. Плавскина. М., 1991.
5. Ерофеева
Н.Е. Зарубежная
литература. XVII
век: Учебник для вузов - М.:
Дрофа, 2004.
6.
Жирмунская
Н.А. и др. История
зарубежной литературы XVII
век: Учебник для вузов – М: Высшая школа,
2001.
7. Черноземова
Е. Н., Луков В. А. История
зарубежной литературы XVII-XVIII веков.
Практикум. Планы. Материалы. Задания. -
М.:Флинта,
2004.
8.
Плаксицкая Н.А. История зарубежной
литературы XVII-XVIII веков. Практикум:
учебное пособие. - Елец, ЕГУ им. И.А.Бунина,
2009.
9.
Исаева
Е.В. Методические указания для студентов
стационара и ОЗО филологического
факультета по подготовке к практическим
занятиям по курсу “История зарубежной
литературы XVII-XVIII
веков”. - Елец, ЕГУ им. И.А. Бунина, 2005.
10. Шумакова
Т.Л. Зарубежной и русская литературы
XIX
века. Романтизм. - М.: Флинта, Наука, 2002.
11. Михальская Н.П.
История английской литературы: Учебник
для вузов. - М.: Академия, 2007.
12. Ковалева О.В.,
Шахова Л.Г. Зарубежная литература XIX
века. Романтизм. - М.: Издательство Оникс,
2007.
13. История
зарубежной литературы XVIII
века Плавскин З. И., Белобратов А.И.,
Апенко Е.М. - М.:Выс. Школа, 1991.
14. Исаева Е. В.
История зарубежной литературы эпохи
Романтизма: учебное пособие. - Елец: ЕГУ
им. И. А. Бунина, 2007.
15 Исаева Е. В.
Практические занятия по зарубежной
литературе XIX
века – «Романтизм»: учебно-методическое
пособие. - Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2006.
16. Храповицкая
Г. Н., Коровин А. В. История зарубежной
литературы: западноевропейский и
американский романтизм: Учебник. - М.:
Флинта: Наука, 2007.
Интернет-ресурсы
№ |
Ссылка
на информационный ресурс
|
Наименование
разработки в электронной форме
|
Доступность
|
1 |
История
зарубежной литературы XVII века. Под
редакцией З. И. Плавскина.
Учебник
для филологических специальностей
вузов.
|
Без регистрации | |
2 |
|
Без регистрации | |
3 |
Голованова
Ирина Сергеевна. История мировой
литературы. Лекции.
|
Без регистрации | |
4 |
|
Лапин
И.Л., Голубович Н.В.: Учебно-методическое
пособие. Зарубежная литература. Витебск
2006.
|
Без регистрации |
5 |
http://www.elsu.ru/posobie.html
|
Исаева
Е. В. Методические указания для студентов
стационара и ОЗО филологического
факультета по подготовке к практическим
занятиям по курсу “История зарубежной
литературы XVII-XVIII
веков”. - Елец, 2005.
|
Без регистрации |
6 |
http://etaqofman.
narod.
ru
//
|
Сайт
Гофмана
|
Без регистрации |
7 |
Ботникова
А. Б. Немецкий романтизм: диалог
художественных форм. - Воронеж:
Воронежский государственный университет,
2003.
|
Без регистрации | |
8 |
Грешных
В. И. Разговор о Гофмане.
|
Без регистрации |
© Елена Исаева
Комментариев нет:
Отправить комментарий