К
вечным произведениям относится трагедия У. Шекспира “Гамлет”,
созданная во второй период творчества драматурга (1600-1601
гг.). Однако история датского принца
была известна в литературе
давно. Первая запись легенды о Гамлете
была сделана ещё в
XIII
веке Самсоном Грамматиком, существовала
и не сохранившаяся до нашего времени
пьеса о Гамлете, написанная старшим
современником Шекспира Томасом Кидом.
Шекспир использовал в своей трагедии
старый сюжет, но
наполнил его новым содержанием.
В
“Гамлете” конфликт разворачивается
на двух уровнях
— внешнем (противостояние и противоборство
действующих лиц трагедии) и внутреннем,
психологическом,
который проявляется в столкновении
противоположных чувств и намерений в
душе героя.
Внешний
конфликт — столкновение принца Гамлета
и короля Клавдия. В их противостоянии
можно выделить несколько
сторон: личную, нравственную, социальную
и историко-философскую.
Личная сторона внешнего конфликта
заключается
в том,
что любящий сын Гамлет стремится наказать
Клавдия как убийцу
своего отца и соблазнителя своей матери.
Гамлет,
студент Виттенбергского университета,
получает известие о смерти отца и
возвращается на родину. Официальная
версия смерти короля — укус змеи,
которая ужалила его,
когда Гамлет-отец
отдыхал в саду.
Но в Дании принц начинает сомневаться
в правдивости
этой версии. С самого начала он ощущает,
что в королевском замке неблагополучно,
что в мире что-то не так,
что все человеческие связи и отношения
перепутались.
Принц потрясён новым, поспешно заключённым
браком
матери с Клавдием, братом её первого
мужа. Он ожидал увидеть
безутешную вдову отца, а видит счастливую
жену дяди. Размышляя
над этой
ситуацией
Гамлет
горестно и недоуменно восклицает:
- Как это всё могло произойти?
- Два месяца, как умер... Двух не будет.
- Нет месяца! И целы башмаки,
- В которых гроб отца сопровождала
- В слезах...
Ощущение
неблагополучия вскоре получает
подтверждение в сообщении офицеров
стражи, от которых принц узнает, что уже
несколько раз в полночь перед
королевским замком появлялся призрак
его отца “в вооруженьи
с ног до головы”. Считалось, что появление
царственного призрака — это знак
неблагополучия и грядущих бедствий для
страны.
Гамлет
противопоставлен Клавдию не только как
любящий сын убийце отца, но и как человек
высоких моральных принципов аморальному
властолюбцу. Он чтит своего отца прежде
всего как человека:
Он
человек был в полном смысле слова.
Принц
неуютно чувствует себя в Дании, он
презирает раболепство придворных, их
стремление угодить новому королю.
Придворные в Эльсиноре демонстрируют
полное моральное разложение: они там
шпионят, предают: Полоний следит за
Гамлетом, а за собственным сыном поручает
следить своему слуге. Королева Гертруда
предала память о своём первом достойном
муже, выйдя замуж за его брата практически
сразу после похорон. Гамлет, сравнивая
двух королей, говорит о Клавдии: “этот
жирный сгусток мяса…”
Полоний
вынуждает Офелию предать Гамлета: она
должна сыграть роль приманки и выведать
заветные мысли принца, во время свидания
молодых людей Полоний и Клавдий
подслушивают.
В
трагедии У. Шекспир изображает падение
нравов: Розенкранц и Гильденстерн,
университетские друзья принца, соглашаются
передать Гамлета в руки палача. Эти
герои символизируют беспринципность
и карьеризм: ради возвышения при дворе
они готовы способствовать убийству
своего товарища. Гамлет сравнивает их
с губкой, которая впитывает мнение
короля. Когда это мнение нужно будет
поменять, их достаточно выжать, и они
станут впитывать другие суждения.
Шекспир не случайно изобразил двух
героев, подчеркнув, что предательство
и карьеризм не являются в Эльсиноре
исключительными, людей, подобных этим
двум, много. Их место занимает Озрик,
придворный, готовый на любую подлость
ради достижения высокой должности.
Клавдий
и Гамлет противопоставлены и в социальном
плане: принца любит народ, он легко
находит взаимопонимание с простыми
людьми: актёрами, могильщиками, пираты
пощадили его (об этом он сообщает в
письме к Горацио). Поэтому Клавдий не
может уничтожить принца в Дании, опасаясь
народных волнений. Гамлет воспринимает
короля как символ социального зла. После
разговора с Призраком он думает не
только о личной мести, но и о том, как
восстановить справедливость:
- Век расшатался — и скверней всего,
- Что я рождён восстановить его!
Герой
смел, деятелен, способен на решительные
поступки (разговор с Призраком), прозорлив
(он понимает, с какой целью его отправляют
в Англию, и находит путь к спасению).
Гамлет —
умелый фехтовальщик, он постоянно
упражняется в этом искусстве и
демонстрирует своё умение в поединке
с Лаэртом.
Шекспир
изобразил своего героя как всесторонне
развитую личность и носителя гуманистических
идеалов. Но после возвращения
в Данию взгляды принца меняются —
его гуманистические представления
о мире и человеке переживают кризис. В
разговоре с
Розенкранцем и Гильденстерном
сразу после их появления в Эльсиноре
Гамлет рассказывает,
что раньше он считал землю цветником
мирозданья, небо — царственным
сводом; теперь они кажутся ему бесплодной
скалой и скоплением
вредных вонючих паров. Изменилось его
представление о человеке. Раньше принц
считал его чудом природы, теперь — лишь
горсточкой праха.
Судьба
Гамлета, изменение его взглядов отражают
кризис гуманистических
представлений, столкнувшихся с
исторической реальностью
начала XVII
в. Дания
изображена драматургом как абсолютистское
государство, а
Клавдий — как абсолютный монарх,
правитель нового типа. Отец Гамлета
придерживался старых феодальных норм,
решая
споры с другими королями в рыцарских
поединках. Клавдий использует
дипломатическое давление, государственную
машину. Деятельность
Клавдия как короля обрисована Шекспиром
достаточно
бегло. Однако она успешна. При помощи
дипломатии Клавдию удаётся разрешить
давний территориальный спор между
Данией и Норвегией, который прежний
король пытался решить при помощи
рыцарского
поединка с королем Норвегии. За тем
образом правления,
который Клавдий создает в Дании, —
будущее. Но этот новый мир
Клавдия полон
подлости и вероломства. В нём нет места
гуманистическим идеалам, которые так
важны для Гамлета. Принц не может победить
ход истории,
его попытки исправить век безнадежны.
В решении своей главной
задачи — борьбы с мировым злом —
шекспировский герой обречён
на поражение.
Трагедия
Гамлета — в его одиночестве. Принц
выступает не
только против Клавдия, но и против всего
придворного общества, которое
активно поддерживает короля. К лагерю
противников Гамлета
принадлежат Полоний, Розенкранц и
Гильденстерн, Озрик, отчасти
королева и Офелия.
На его стороне находятся только Горацио
и офицеры стражи, которые являются
достаточно пассивными
персонажами. Симпатии народа к Гамлету
в трагедии не получают конкретного
воплощения.
Обречённость
борьбы Гамлета определяет внутренний,
психологический конфликт
трагедии, который разворачивается в
душе героя. Гамлет
—
человек мыслящий, способный постигать
суть явлений. Он хорошо знает свой мир
и понимает, что со смертью Клавдия ничего
не изменится, мир не станет совершенным.
Осознание
бесплодности борьбы удерживает его от
действий. Но
как человек благородный
Гамлет не может примириться с окружающим
злом, борьба с ним является
его внутренней потребностью. В
душе героя сталкиваются ярко выраженное
стремление исправить мир и ясное
понимание того, что все
усилия, направленные на это, будут
напрасны. В столкновении жажды
деятельности и понимания её обреченности
заключается внутренний
конфликт пьесы, который усиливает её
трагическое звучание.
Гамлета
часто
упрекали в медлительности, нерешительности,
отсутствии
воли. Имея серьёзные
причины
для
борьбы с Клавдием и его миром, принц
медлит, колеблется,
прежде чем начать действовать. Во-первых,
принц
не вполне доверяет
словам Призрака и не начинает действовать,
пока поведение Клавдия во время
придворного спектакля (сцена “Мышеловка”)
не доказывает его виновность.
Во-вторых, медлительность принца
объясняется его пониманием того, что
победить мировое зло он не может. Сам
Гамлет хорошо понимат:
“Так трусами нас делает сознанье”.
Английский
драматург отразил в своей пьесе вечную
ситуацию выбора
между отказом от идеалов и жизнью или
борьбой за них, которая
неминуемо ведёт к гибели. Если бы Гамлет
примирился с Клавдием
и его миром, он остался бы, но погиб как
личность. Борьба со злом приводит героя
к физической гибели,
но он сохраняет верность своим идеалам.
Выбор между
отказом от борьбы и борьбой, который
означает выбор между жизнью
и смертью, труден для героя, трудность
выбора объясняет колебания и медлительность
принца. Величие Гамлета, значение
шекспировской трагедии для последующих
поколений заключается
в том, что несмотря на все свои сомнения
Гамлет выбирает борьбу.
Этот
образ оказался необычайно привлекательным
для художников последующих эпох: к нему
обращался И. С. Тургенев в повести “Гамлет
Щигровского уезда”, в статье “Гамлет
и Дон-Кихот”. Особенным вниманием
пользовался этот герой у русских поэтов:
А. Григорьева, А. Блока, М. Цветаевой, Б.
Пастернака, В. Высоцкого. Конечно же,
каждый из них давал свою трактовку этого
вечного образа. Имя Гамлета стало
символом человека, исполненного
внутренних противоречий.
© Елена Исаева
противоречий и сомнений.
© Елена Исаева
противоречий и сомнений.
Комментариев нет:
Отправить комментарий