воскресенье, 10 октября 2010 г.

 Роман Анны Гавальда "Просто вместе"

    Несколько лет назад на литературном небосклоне появилось новое имя - Анна Гавальда. Это французская писательница, книги которой в нашей стране издаются с 2008 года (во всяком случае, я встречала сборники двух издательств: "Астрель: АСТ" и "ИД "Флюид"). Пожалуй, самый известный роман Гавальды - "Просто вместе". Известный еще и благодаря одноименному фильму, в котором роль героини Камиллы Фок исполнила Одри Тоту. В нашей стране переводили произведения французской писательницы Елена Клокова и Нина Хотинская.
    Итак, роман "Просто вместе". Само название указывает на повседневность и сферу личных отношений. Вероятно, именно это - умение найти поэзию в повседневности - привлекает внимание читателей. Я сама, например, купила книгу из-за названия, которое незамысловато и одновременно интригующе. Роман писательница посвятила некой Мюгетте (1919-2003), "невостребованной покойнице", это тоже заинтриговало меня.

Состоит произведение из пяти частей и эпилога. Повествование отличается фрагментарностью, что, с моей точки зрения, очень точно отражает темп современной жизни, в которую погружены герои. Гавальда вводит нас в мир нескольких героев, каждый из них ужасно одинок: это старушка Полетта Лестафье, ее внук Франк Лестафье - повар в ресторане, Камилла Фок - уборщица, и чудак Филибер Марке де ла Дурбельер - продавец открыток. Каждый из этих героев чудаковат и, хотя и окружен людьми, но не имеет той близости и теплоты отношений, которая наполняла бы жизнь смыслом. Случайно оказавшись рядом, герои начинают внимательнее всматриваться друг в друга, замечать чужую боль, забывая о собственных проблемах, заботиться друг о друге. 
    Конфликт в романе - это столкновение каждого из героев с действительностью, с законами современной жизни, которые вызывают неприятие персонажей Гавальды. Самая трагичная фигура в романе - Камилла: над ней тяготеет прошлое - гибель отца, конфликт с матерью, предательство любимого человека. 
    Большое место в романе отведено диалогам, которые позволяют составить представление о героях, использует писательница и прием ретроспективы: в своих воспоминаниях герои вновь переживают прошлое, что помогает читателям понять причины такой странной жизни Камиллы, ранимость Франка, страхи Полетты. Еще одна особенность романа - перемежение внешних событий и мыслей героев по поводу происходящего, причем, эти внутренние речи автор вводит без комментариев, что опять же подчеркивает быстрый темп жизни. 
    Это роман лиричный, но вполне реалистичный, писательница не приукрашивает жизнь, не идеализирует своих персонажей, но она позволяет нам погрузиться в атмосферу чужих чувств и проблем, которые становятся для нас важными. Гавальда создала героев совершенно разных, очень далеких друг от друга по роду своих занятий, по взглядам на жизнь, но показала, что при желании такие люди могут быть "просто вместе".

© Елена Исаева

6 комментариев:

  1. Фрагментарный характер изложения сразу же напомнил о манере писателей-романтиков, есть ли что-то общее у Гавальды с романтизмом на Ваш взгляд?

    ОтветитьУдалить
  2. Романтизм - это особый художественный метод и особое мировоззрение. Гавальда по способам изображения реалистична, а герои-чудаки (Филибер), традиционные в романтической литературе, встречаются в различных системах. Конечно же, сближает писательницу с романтиками тема одиночества и проблема личности: центральные герои романа - одаренные люди.

    ОтветитьУдалить
  3. Хороший роман, читается легко и очень современен.

    ОтветитьУдалить
  4. А другие произведения этого автора читали? Какие впечатления?

    ОтветитьУдалить
  5. Да, читала(Я его/ее любил(а) Впечатления положительные, есть свой неповторимый стиль у писателя, новая Француаза Саган)

    ОтветитьУдалить
  6. Не кажется ли Вам, что у Саган всё же герои иного плана: в них есть цинизм, а у Гавальды многие просто не защищены, очень ранимы?

    ОтветитьУдалить

Инструкция для определения элементов сюжета

Экспозиция — сцены, в которых изображается обстановка действия, дается информация о героях, о расстановке действующих лиц. Завязка —...