среда, 27 октября 2010 г.

Экранизация романа Анны Гавальда “Просто вместе”

     В 2007 году режиссер Клод Берри экранизировал весьма популярный роман Анны Гавальда “Просто вместе”, выступив одновременно и в качестве сценариста, музыку к фильму написал Фредерик Ботто, в роли Камиллы Фок — Одри Тоту.
     Любая экранизация всегда имеет два основных шанса: стать лучше первоисточника — стать бледной копией. Ни первый, ни второй вариант не подходят к этому фильму. Скажу сразу: постановка неплохая, но она все же проигрывает в сравнении с самим произведением. Есть и плюсы, и минусы. Фрагментарность жизни героев произведения в фильме показана очень хорошо: оператор наводит камеру то на Камиллу, проходящую медицинский осмотр, то на Полетту, хлопочущую дома по хозяйству, то на Франка, “зашивающегося” на службе в ресторане. Важно, что подобная подача героев соответствует и композиции романа, режиссер-сценарист только меняет порядок изображения: в романе все начиналось с истории Полетты.
    
Важное отличие фильма от романа — краткость: в тексте подробно рассказывалась история Камиллы (проблемы в семье, ее отношения с возлюбленным), а ведь это существенные моменты: они объясняют тот образ жизни, который ведет девушка, ее отчужденность от матери, косвенно виновной в самоубийстве отца.
     В экранизации опущены некоторые эпизоды и герои: нет истории Камиллы и бомжа, которого она приютила у себя в комнатке, опущена история ее обучения рисованию, ее взаимоотношения с товарками на работе, нет образов ее друзей, образ ее единокровной сестры в фильме дан фрагментарно в самом конце, не показана история дружбы Камиллы с подружкой Франка. В романе именно вселение в квартиру Полетты становится новым этапом жизни героев, когда все заботятся друг о друге с особым вниманием, в экранизации этот этап жизни персонажей сильно сокращен.
     Удачным элементом постановки, на мой взгляд, является музыкальная составляющая: в моменты напряженности в судьбах героев мелодия тревожная, динамичная, а когда жизнь персонажей меняется, мелодия становится лиричной. Весьма убедителен исполнитель роли Филибера, чудака-недотепы, который находит себя в лицедействе.
     Каждый герой романа (и фильма) пытается найти себя, у каждого есть какое-то увлечение и талант, но все они мало верят в собственные силы, пока не оказываются вместе. Объединяет всех четырех героев проблема взаимоотношений в семье: у Полетты были сложности с дочерью, подкинувшей ей внука Франка, у Камиллы — сложности в отношениях с матерью, Филибер переживает из-за отношений с отцом, который считает старшего сына недотёпой.
     Самое значимое расхождение двух произведений — концепция: Клод Берри сделал из романа историю Камиллы и Франка, тогда как у Гавальды была история соединения четырех одиноких людей. И роман, и фильм называются “Просто вместе”, но писательница и режиссер вкладывают в название различный смысл.

© Елена Исаева

1 комментарий:

  1. Этот фильм можно посмотреть в режиме "онлайн" на www.ivi.ru и на www.tvzavr.ru

    ОтветитьУдалить

Анализ рассказа Дины Рубиной "Голос в метро"

  Я думаю, многих очарует этот рассказ Дины Рубиной, современной русскоязычной писательницы. Он посвящен истории одной любви и нескольких с...