понедельник, 1 ноября 2010 г.

Экранизация романа Джейн Остин “Эмма”

     К творчеству английской писательницы начала XIX века кинематографисты проявляют должное внимание достаточно давно.
     Один из ее последних романов “Эмма” экранизирован неоднократно: последняя версия BBC 2009 года. (О ней в другой рецензии чуть позже).
Меня давно интересуют киноверсии сочинений Джейн Остин. Фильм “Эмма” 1996 года (Великобритания), пожалуй, можно считать лучшей экранизацией произведения: сценарист Эндрю Дэвис и режиссер Даэрман Лоуренс бережно обошлись с текстом (я заметила, что опущен эпизод с шарадами, который связан с ухаживанием мистера Элтона за ничего не подозревающей Эммой); актеры, исполняющие как главные, так и второстепенные роли, подобраны очень хорошо, они соответствуют характерам, созданным Джейн Остин. Костюмы и интерьер позволяют воображению зрителей перенестись в далёкий XIX век, заглянуть в жизнь английской провинции и ее обитателей.
   
   Главная героиня Эмма Вудхаус (актриса Кэйт Бекинсэйл) предстает как избранница судьбы: она состоятельная хозяйка великолепного поместья Хартфилд (в фильме показаны комнаты богатого дома, ухоженный сад), Эмма пользуется вниманием всех соседей, которое она благосклонно принимает, порой забывая проявлять снисходительность к окружающим ее людям, чему виной, конечно же, ее юность и неопытность, а также свобода, которой героиня пользуется с юных лет: мать ее умерла давно, а отец слишком озабочен собственным здоровьем, чтобы направлять развитие младшей из двух дочерей по правильному пути. Тема устройства судьбы девушек и женщин явственно звучит в этом произведении, Эмма развлекается составлением брачных пар, но на этом поприще ее ожидает фиаско.
     Отличная актерская игра позволяет насладиться иронией писательницы, сумевшей показать весьма распространенные человеческие слабости и пороки: самоуверенность, спесь, высокомерие, болтливость, мнительность. Даже главная героиня, несмотря на свою привлекательность, предстает порой жестокой и невнимательной, примерами могут служить резкое высказывание Эммы в адрес мисс Бэйтс во время пикника, шутки с Фрэнком Черчиллом о Джейн Фэрфакс. Но в то же время Эмма вызывает симпатию зрителей, так как она способна трезво оценить свое поведение, раскаяться и исправиться в отличие от миссис Элтон, которая является пародией на Эмму, этаким "кривым зеркалом", в котором недостатки главной героини предстают в заостренном виде. У Кэйт Бекинсэйл, исполняющей роль Эммы, очень выразительная мимика, игра ее сдержанна, что соответствует характеру юной леди, умеющей держать себя в обществе, но совершенно беспомощной, когда в ее сердце проникает любовь. Актрисе удалось высветить в своей героине и самоуверенность молодости, и способность к раскаянию.
     Очень мила подруга Эммы Харриет Смит (Саманта Мортон), это застенчивая хрупкая блондинка, полностью подчиняется воле и мнению мисс Вудхаус, что едва не лишает это доверчивое существо личного счастья. Актрисе, исполняющей эту роль, удалось передать характер девушки, испытывающей смущение по поводу своего происхождения — Харриет не знает своих родителей, она чья-то незаконнорожденная дочь.
     Обаятелен и искренен мистер Найтли (Марк Стронг), сосед и друг семейства Вудхаус, связанный с ними и узами родства: его младший брат женат на старшей сестре Эммы Изабелле. Этот герой постоянно критикует свою юную соседку, но делает это из стремления улучшить ее, заставить задуматься над собственными поступками. Пожалуй, это персонаж, лишенный недостатков (если не считать недостатком любовь к Эмме), хотя Джейн Остин всегда стремилась создавать характеры “смешанные”.
     Особенно привлекательна в фильме Джейн Фэрфакс, героиня, которой Эмма могла бы быть подругой, но, вероятно, чувствуя ее превосходство, она лишь поддерживает с ней знакомство. Необычайно удачно подобрана актриса (Оливия Вильямс) на эту роль, она умело играет смущение, тревогу, волнение.
     Великолепно справились со своими задачами актеры, исполнившие роли мистера и миссис Элтон, пары, которая возмущает своим снобизмом и стремлением покрасоваться и юную Эмму, и зрителей.
     Хорошо изображены традиционные в начале XIX столетия развлечения провинциального общества: званые вечера, небольшие балы, визиты вежливости. Наиболее интересной является сцена бала в “Короне”, где происходит своеобразное посрамление мистера Элтона, местного священника, который считает невозможным для себя танцевать с Гарриет. Мистер Найтли, всеми уважаемый землевладелец, человек свободных взглядов, спасает девушку от унижения, что вызывает восхищение Эммы.
     Создателям фильма удалось сохранить и передать юмор и иронию английской писательницы, что способствует популяризации ее творчества. В заключении сообщу, что этот фильм выложен на http://www.ivi.ru.
© Елена Исаева

1 комментарий:

  1. "героиня, которой Эмма могла бы быть подругой, но, вероятно, чувствуя ее превосходство, она лишь поддерживает с ней знакомство" - вот это очень точно замечено. Причем, мне кажется, такая мысль возникает только при просмотре именно этой "Эммы". Экранизация 2009 года просто показывает главную героиню, относящуюся к Джейн с принебрежением и даже каким-то высокомерием, а "Эмма" 1996-го года, американская, кажется, тему Джейн вообще не раскрыла..

    ОтветитьУдалить

Анализ рассказа Дины Рубиной "Голос в метро"

  Я думаю, многих очарует этот рассказ Дины Рубиной, современной русскоязычной писательницы. Он посвящен истории одной любви и нескольких с...