воскресенье, 18 сентября 2011 г.

Отзыв о романе Анны Гавальда «Утешительная партия игры в петанк»


   Произведения Анна Гавальда я читаю уже несколько лет, недавно сделала себе подарок, купив две ее книги «Глоток свободы», который почему-то очень давно хотела прочесть, и «Утешительная партия игры в петанк», на это произведение особых надежд не возлагала. Однако все получилось совсем наоборот. Объемный роман про игру в петанк (это, конечно же, авторская метафора — модель жизни) увлек меня и оставил приятное впечатление.
   
   Это произведение вызвало ассоциации с книгой Гавальды «Просто вместе», с которой и началась мое знакомство с творчеством французской писательницы. Объединяет два романа тема одиночества и неприкаянности человека среди людей и странность отдельных героев. Конечно, сохраняется и специфическая манера писательницы вести отрывочное повествование: Гавальда не тратит лишних слов — роман и так объемный; она оставляет главное — мысли героев, а такие мелочи, как указание на то, кому принадлежит та или иная реплика, часто пропускает. Но в отличие от произведения «Просто вместе» здесь в центре внимания оказывается один герой — Шарль Баланда, сорокасемилетний архитектор, и повествование ведется в его дискурсе, хотя порой в речь героя вторгается авторский голос. Помимо этого в его повествование вклинивается голос Анук, любимой сестры героя Клер, Кейт и подруги Анук. Все это добавляет тексту доверительности.
   Композиция романа представляет собой чередование событий из настоящего Шарля и его воспоминаний о разных периодах жизни, связанных с образом матери его школьного товарища — медсестры Анук. И только после встречи с женщиной по имени Кейт образ Анук постепенно уходит, словно тяжелые воспоминания отпускают героя. Можно сказать, что это произведение об освобождении — об освобождении человека от груза прошлого, от ощущения вины, от рутины повседневности. Это роман об обретении себя.
   Сюжетообразующим становится мотив тайны: лишь постепенно из обрывков воспоминаний и мыслей героя мы узнаем историю его драматических отношений с Анук, оставившей серьезный след в его жизни. Когда мы знакомимся с Шарлем, то понимаем, что для него очень важны два человека — Анук и Матильда, его четырнадцатилетняя падчерица. Позже таким же значимым человеком для него станет и Кейт, во многом похожая на Анук, но, по собственному замечанию героя, более сильная.
   Гавальда затрагивает в этой книге традиционные для себя проблемы отцов и детей, показывая разные варианты развития отношений: отсутствие близости и по сути — предательство (история Анук и ее сына Алексиса), спокойное сосуществование в рамках традиционных отношений, но не полная близость (семья самого Шарля), отдаленность (Лоранс и Матильда), доверие и любовь (Клер и ее племянники). Именно Шарль наблюдает все эти варианты семейных отношений и выбирает ту форму общения, которая позволяет ему быть для Матильды более близким человеком, чем ее родные отец и мать.
   В романе, где главным носителем переживания является Шарль Баланда, перед нами предстают судьбы нескольких героев: одни даны пунктиром, другие выписаны более подробно. С героями из его прошлого связаны тайны, которые постепенно приоткрываются: мы узнаем о подлости Алексиса, о странной жизни Нуну, о страхах и отчаянии Анук, которая всю себя посвятила заботе о сыне и о больных, и, почувствовав себя не нужной, свела счеты с жизнью. Из сопоставления всех историй напрашивается вывод об одиночестве людей рядом с другими, даже с теми, кого принято считать близкими. А еще есть драматические истории детей — Ясина и Недры, которые нашли тепло лишь в странном доме Кейт.
   Чувство неудовлетворенности героя собственной жизнью толкает его на постоянные перемещения в пространстве, внешне связанные с его деятельностью архитектора, но обусловленные внутренним противоречием между имеющимся и мыслимым: казалось бы, у Шарля прекрасная жена и падчерица, на самом деле это лишь иллюзия, так как Лоранс давно уже его обманывает. Вероятно, именно поэтому герой так часто начинает возвращаться в прошлое, где он чувствовал себя счастливым. Можно сказать, что это произведение о кризисе так называемого "среднего возраста", ведь Шарль часто размышляет о причинах своей неудовлетворенности: "Да что это на меня сегодня нашло? Раньше такого не случалось: копание в себе, бесплодные раздумья о наших отношениях С чего бы это? Результат бесконечных командировок? Слишком много часовых поясов, гостиничных потолков и бессонных ночей? Или слишком много вранья... непонятных вздохов..." (с. 45).
   Переломным моментом в жизни героя становится дорожное происшествие, когда его сбивает машина. Испытав боль физическую, Шарль находит в себе силы совершить поступок, на который долго не решался — посетить бывшего друга Алексиса. Эта встреча не просто возвращение в прошлое, а скорее — поворотный пункт в судьбе героя, который освобождается от груза вины, воспоминаний и наконец-то начинает жить и наслаждаться каждым мгновением.
   Постепенно все тайны открыты: мы понимаем, что Шарлю всегда хотелось тепла, любви, внимания и нежности, впрочем, этого же ждала от других и Анук, слишком остро чувствовавшая чужую боль.
   Название романа связано не только с одной из сцен — игрой в петанк, но и символически отражает попытки главного героя устроить свою жизнь, что уподобляется бросанию шаров, удачному или не очень.
   Конфликт романа — столкновение в душе главного героя двух личностей: успешного дипломированного архитектора и неуверенного в себе Шарля Баланда, который не знает, как правильно выстроить отношения даже в собственной семье. Когда герой наконец находит решение, он начинает жить и получать от этого удовольствие, как от утешительной партии игры в петанк, когда счет уже неважен.
   Вероятно, эту книгу оценят любители реалистических романов с элементами психологизма. Произведение позволяет увидеть себя со стороны и дать оценку собственным поступкам.
_____________________________________________________________
Цитирую по изданию: Гавальда А. Утешительная партия игры в петанк: роман / Анна Гавальда. - М.: Астрель: АСТ, 2010.
© Елена Исаева


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Джованни Боккаччо. Сборник «Декамерон»

   Д. Боккаччо (1313-1375) был младшим современником Пет рарки. Вместе с ним он стал великим основопо ложником гуманистической культур...