пятница, 23 сентября 2011 г.

Общая характеристика эпохи Романтизма



Романтизм — это мир внутреннего человека,
мир души и сердца, мир ощущений и верований,
мир порываний к бесконечному…
В. Г. Белинский
1. Историческая обстановка в Европе рубежа XVIII-XIX вв. Предпосылки Романтизма.
2. Романтическое мирочувствование.
3. Типология романтического героя.
4. Особенности романтических произведений.
1. Романтизм — это литературное направление и художественный метод (способ).Существуют две этимологические версии термина “Романтизм”. 1) Относящийся к роману, книге — отдаленный от жизни. Словом “роман” с XII века во Франции называли повествование о любовных и воинских приключениях, подвигах, невероятных авантюрах, выпавших на долю исключительной личности. Эти произведения были написаны на “живом” — романском языке (французском), а не на “мертвой” латыни, как античные романы. В отличие от героической поэмы, саги в романе не было рассказа о подлинных событиях, это был плод воображения конкретного автора. 2) Относящийся к романскому стилю в искусстве средневековой Европы. Писатели-романтики очень часто события своих произведений относили к эпохе средневековья, а в старинных замках разворачивались таинственные преступления, кипели любовные страсти: “Айвенго” В. Скотта, “Собор Парижской Богоматери” В. Гюго, “Эликсиры сатаны” Э.-Т.-А. Гофмана и др.  
Какое заключение о литературе Романтизма можно сделать на основе этой информации?
   Понятие и термин “Романтизм” появились в Германии. Общепринятым является мнение, что первым употребил слово “романтик” для характеристики современников популярный писатель Жан Поль (И. П. Рихтер) в сочинении “Приготовительная школа эстетики” с целью противопоставить новое поколение художников писателям-классицистам. После этого в течение какого-то времени это слово употреблялось с оттенком иронии (насмешки) для характеристики писателей, “помешавшихся” на Средневековье. Потом яркая оценочная окраска стерлась и термин стал использоваться для обозначения литературного движения, мировоззрения и целой культуры.
   Романтизм — это целая эпоха, проникнутая особым настроением (возвышенным, поднимающим человека над действительностью). Черты этого настроения и метода можно обнаружить на разных этапах развития литературы.
Что способствовало появлению Романтизма? В каких исторических условиях развивалось это искусство? Вернемся назад.
   Как направление в искусстве и литературе Романтизм развивается с конца XVIII века. В это время в Европе весьма актуальна была идея переустройства общества, велась критика современной цивилизации. Вспомните, у каких авторов вы встречали подобные идеи.
   В литературе XVIII века прославлялся естественный, простой человек, часто героем произведений был обычный человек; сентименталисты уделяли внимание частной жизни людей и сфере чувств, это было связано с разочарованием в силе разума, который предшествующий XVII век (и искусство классицизма) объявлял высочайшей ценностью.
   Теоретик немецкого Романтизма Фридрих Шлегель считал, что Романтизм был порожден Великой Французской буржуазной революцией 1789 г., философией И. Г. Фихте и романом И. В. Гете “Годы учения Вильгельма Мейстера”.
   Итак, к концу XVIII столетия социальные противоречия в европейском обществе достигли предела, и результатом стала революция во Франции, где господствовал абсолютизм, тормозивший экономическое и политическое развитие страны. От революции ждали улучшения жизни, освобождения от социального гнета. Лозунги революции известны всем: Свобода, Равенство и Братство. Идея свободы получила воплощение в полотнах французского художника-романтика Эжена Делакруа, самое известное творение — “Свобода, ведущая народ”. Но ожидания людей не оправдались: свобода превратилась в тиранию революционеров-диктаторов, беззаконие и произвол. Цели, провозглашенные революцией, достигнуты не были, ее идеи были извращены. Уничтожен был только абсолютизм. Поэтому жестокое разочарование сменило надежды на обновление общества.
   Французская революция и революционная борьба в Америке (революция 1775-1783 гг. и борьба за освобождение от власти Англии 1812-1814 гг.) оказали двойственное воздействие на сознание людей: 1) рождали надежду на результативность активного действия, веру в возможность освобождения; 2) порождали неуверенность, трагическое ощущение безысходного одиночества и бессилия человека в реальном жестоком мире. Следствием этого стали философские утопии, реконструкция идеализированного прошлого в произведениях литературы и искусства, ироническое (насмешливое) изображение реальности.
   Вторая составляющая Романтизма (по Ф. Шлегелю) — философия И. Г. Фихте. Главная идея немецкого мыслителя — утверждение активности человеческого сознания, которое формирует мир вокруг нас. Близки романтикам идеи И. Канта о самоценности и свободе личности, непознаваемости мира. Важна для них идея Ф. Шеллинга о двойственности мира и его всеобщей одухотворенности.
   Роман И. Гете “Вильгельм Мейстер” посвящен творческой личности, которая стала одной из основных фигур в искусстве Романтизма.
   Хронологические рамки эпохи Романтизма невелики, и это понятие условное. Часто под эпохой Романтизма подразумевается весь XIX век. В исторической науке и в истории культуры хронологические рамки эпох не совпадают. Эпоха Романтизма началась 14 июля 1789 г. и продолжалась по 1871 г. Что это за даты?
   Со штурмом Бастилии связано экономическое и политическое усиление и укрепление буржуазии. В последующие годы в странах Европы возникают революционные и национальные движения чартистов, карбонариев, декабристов. В эту революционную эпоху происходит становление национальных государств: Греции, Польши. Исторические условия развития стран Европы и Америки различны, это обусловило и специфику национальных литератур. Основные события происходят в небольшой промежуток времени: с 1789 по 1830-е гг., именно этот период связан с бурным развитием Романтизма, хотя его влияние обнаруживается и позднее.
   До конца XVIII в. в искусстве Европы властвует классицизм. Романтическое искусство возникает в противовес нормам и правилам. Охарактеризуйте эстетику классицизма.
   Новое поколение писателей образцом избирает не Античность, а искусство средних веков и Ренессанса, то есть те периоды в развитии культуры, которые классицисты не жаловали. Даже события в своих произведениях писатели-романтики относят к эпохе средневековья: Новалис “Генрих фон Офтердинген”, А. фон Арним “Изабелла Египетская”, Г. фон Клейст “Михаэль Кольхаас”, В. Скотт “Айвенго”, В. Гюго “Собор Парижской Богоматери” и др.
   Если классицисты выступали за приоритет норм и правил, то романтики провозглашают полную свободу художника, творческий произвол. Это проявилось в жанровой раскованности: ценилось творческое вдохновение, поэтическая индивидуальность, а не законы Никола Буало. Литературные произведения романтиков часто были фрагментарными, обрывочными, что должно было передавать идею текучести самой жизни.
   Расцвет Романтизма приходится на I треть XIX века, но функционирует этот метод на протяжении всего столетия (в творчестве В. Гюго, Т. Шторма, Г. Бичер-Стоу и др.). Новые тенденции привносит декадентство XX в., элементы романтического стиля можно обнаружить в творчестве символиста В. Брюсова, А. Грина, раннего В. Маяковского.
   Романтизм — это не только направление в искусстве, художественный метод, но также особое мировоззрение и целая культурная эпоха: ученые говорят о романтической философии, юриспруденции, живописи, музыке. Романтическое мировоззрение проникает даже в физику и медицину, что было связано с интересом к гипнозу и сверхчувственному.
2. С изменением в социальной сфере порождается и новое сознание, что было связано с ломкой прежних устоев: казнь короля Людовика XVI, эмиграция аристократии, отнятие земель у монастырей; все эти события создавали ощущение зыбкости жизни. Особый вопрос — отношение художников-романтиков к действительности. Условия жизни в Европе после Великой французской буржуазной революции не удовлетворяли требованиям о полной свободе личности. Люди разочаровались не только в результатах, но и в теоретических возможностях революции. Основа Романтизма — расхождение мечты и действительности. Можно выделить два способа неприятия действительности: 1) идеализация прошлого; 2) интерес к необычному, экзотическому, мистическому, таинственному.
   Оба эти способа объединяет стремление романтиков создать свой мир: это может быть идеализированная старина (Новалис, Брентано); сказка (Гофман); экзотические острова и свободные герои (Байрон). Отсюда возникает один из принципов романтического искусства — отрицание жизнеподобного изображения действительности, стремление ее сломать, деформировать. Поэтому в произведениях романтиков часто присутствует фантастика.
   В этой ситуации надежды возлагались на отдельную человеческую личность. Крупная, самостоятельная, она формирует мир вокруг себя. Вспомните, какая литературная группа тоже выдвигала на первый план личность. На рубеже веков возникает представление о человеке, близкое возрожденческому, когда личность и мир воспринимаются равными в своих возможностях. Романтизм — это своеобразный итог начавшегося в эпоху Возрождения гуманистического переворота, который поставил в центр мира человека — высочайшую ценность. Но романтики привнесли в понимание человека элемент трагизма (свобода не безгранична, в личности есть опасное эгоистическое начало). 
   Сама революционная эпоха рождала гениев и титанов: Наполеон — властитель дум почти всей Европы. Вспомните пушкинские строки: “Мы все глядим в Наполеоны, двуногих тварей миллионы…”; “Тот столбик с куклою железной…” Восторженное отношение к личности Наполеона запечатлела литература: герой Л. Толстого князь Андрей Болконский мечтает о своем Тулоне; Родион Раскольников строит свою теорию, ориентируясь на личность Наполеона; талантливый простолюдин Жюльен Сорель, зная историю Бонапарта, стремится возвыситься из низкой доли (Стендаль “Красное и черное”), Фабрицио (“Пармская обитель” Стендаля) мечтает о славе и даже сбегает из дома, чтобы участвовать в сражениях наполеоновской армии. На картине французского художника-романтика Антуана Жана Гро “Наполен Бонапарт на Аркольском мосту” герой изображен в напряженный, переломный момент сражения, лицо Бонапарта одухотворено, он отдан героическому порыву — увлечь за собой солдат.
   В Америке подобной фигурой стал Джордж Вашингтон, возглавивший борьбу за независимость континента и ставший первым президентом. В мире искусства знаковой фигурой стал Джордж Байрон, типичный романтический поэт, конфликтовавший с обществом, стремящийся к свободе, сражавшийся за нее.
   Внимание к личности связано с усилением значения чувств, что вызвано кризисом просветительства. К концу XVIII века стала очевидна несостоятельность просветительской идеологии, от разума люди обратились к чувству, так как считали: разумом не все можно понять, а вот почувствовать человек может все. Именно поэтому романтики выступали за познание мира не умозрительным, а чувственным путем. “Поэт постигает природу лучше, нежели разум ученого” (Новалис).
   Конечно же, в таком внимании и доверии к чувству огромную роль сыграл сентиментализм, его часто называют предромантизмом. В романтическом искусстве тоже присутствует особое восприятие природы, которая созвучна внутреннему состоянию героя. Вот яркий пример из поэмы Д. Г. Байрона “Корсар”:
Наш вольный дух вьет вольный свой полет
Над радостною ширью синих вод:
Везде, где ветры пенный вал ведут, —
Владенья наши, дом наш и приют.
Вот наше царство, нет ему границ;
Наш флаг — наш скипетр — всех склоняет ниц.
Досуг и труд, сменяясь в буйстве дней,
Нас одаряют радостью своей.
О, кто поймет? Не раб ли жалких нег,
Кто весь дрожит, волны завидя бег?
Не паразит ли, чей развратный дух
Покоем сыт и к зову счастья глух?
Кто, кроме смелых, чья душа поет
И сердце пляшет над простором вод,
Поймет восторг и пьяный пульс бродяг,
Что без дорог несут в морях свой флаг?
То чувство ищет схватки и борьбы:
Нам — упоенье, где дрожат рабы;
Нам любо там, где трус, полуживой,
Теряет ум, и чудной полнотой
Тогда живут в нас тело и душа,
Надеждою и мужеством дыша”.
  Романтическое искусство активно анализирует чувства: здесь преуспели французы — Б. Констан, А. де Мюссе, Ф. Р. де Шатобриан; мастером психологической новеллы признан американский писатель Э. А. По.
   “Часто привлекала мои взгляды одинокая колокольня, возвышавшаяся далеко в глубине долины; часто, подняв голову, следил я глазами за перелетными птицами. Я представлял себе дальние берега, чужие страны, куда они улетают, я хотел обладать их крыльями и тоже устремиться вдаль. Тайное чувство смущало меня: сам я, чудилось мне, странник, но голос, звучавший с неба, казалось, говорил: “Человек! не наступило для тебя время странствия. Подожди, поднимется ветер смерти, и тогда устремишь ты свой лёт в неведомые края, которых алчет твое сердце”. Это фрагмент повести Ф. Р. де Шатобриана “Рене”, в которой герой передает свое внутреннее состояние.
   “Я чувствовал себя хорошо лишь в полном одиночестве, и даже теперь еще таково настроение моей души, что при возникновении самых незначительных вопросов, при малейшем выборе того или иного, человеческое лицо смущает меня, и мое естественное побуждение — бежать от него, чтобы размышлять в спокойствии. Тем не менее, во мне не было той глубины эгоизма, о которой свидетельствует характер такого рода: интересуясь лишь самим собой, я и собой интересовался очень мало. Я носил в глубине сердца потребность к чувствительности и хотя не сознавал этой потребности, но чувство, не находя себе удовлетворения, постепенно отделяло меня от всего того, что поочередно привлекало мое любопытство” (Б. Констан “Адольф”).
3. Герой в произведениях романтиков получает иную трактовку, чем в литературе предшествующего периода: из объекта приложения внешних сил он становится субъектом, определяющим и формирующим окружающую действительность. Центральная проблема в искусстве Романтизма — проблема личности. Романтическое представление о личности дал немецкий философ Фихте: человеческое “я” стремится к бесконечной реализации себя в идеале свободы, но никогда не достигает цели. Художник — высшее выражение личности, стремясь к полноте высказывания, никогда не достигает ее. Итак, романтическим героем движет стремление к идеалу, который остается недостижимым, но в стремлении к этому идеалу — особый смысл.
   Личность романтического героя всегда находится в конфликте с миром, этот конфликт неразрешим: мир несовершенен, он не удовлетворяет высоким требованиям героя. Так как ни мир, ни герой не могут измениться, их противостояние непреодолимо. Но хотя субъект находится в разладе с миром, в нем всегда сохраняется жажда гармонии, воссоединения с миром, тоска по утраченной простоте и цельности (студент Ансельм из новеллы Э.-Т.-А. Гофмана “Золотой горшок” ощущает притягательность обывательского мира филистеров). Это окрашивает произведения романтиков в трагические тона.
   Писатели создали несколько типов романтической личности: 1) трагический индивидуалист, пассивный созерцатель жизни (“Рене” Шатобриана, лирический герой Ламартина), 2) бунтарь-индивидуалист, мстящий всему миру, разрушающий себя, тип демонической личности (герои Байрона (Конрад), Клод Фролло В. Гюго, Бриан де Баугильбер Вальтера Скотта); 3) художник, творческая личность, живущая в своем мире искусства (Генрих фон Офтердинген Новалиса, энтузиасты Гофмана).  4) изгой, аутсайдер — герой, который оказался вне общества, мира либо из-за особой внешности (Квазимодо из “Собора Парижской Богоматери” В. Гюго), либо из-за специфических причин (Петер Шлемиль из повести А. фон Шамиссо). Конечно же, подобное деление условно, так как порой герой совмещает в себе черты нескольких типов: Медард (Э.-Т.-А. Гофман “Эликсиры дьявола”) — демоническая личность и художник.
   Каков романтический герой? Это человек необычный, отличающийся от окружающих, он одинок, возвышен над толпой обывателей, не понят окружающими, не принимает мир и не принимается миром, он страдает от своего одиночества и исключительности. Порой он смешон в глазах людей. Часто ему сопутствует тайна, как герою поэмы Байрона “Корсар”:
Но кто вожак? прославленный пират, —
О нем везде со страхом говорят.
Он чужд им, он повелевать привык;
Речь коротка, но грозен взор и лик;
И на пирах его не слышен смех,
Но всё ему прощают за успех;
Вином он кубок не наполнит свой
И не разделит чаши круговой;
Его еда — кто всех грубей, и тот
Ее с негодованьем оттолкнет:
Лишь черный хлеб, да горстка овощей,
Да изредка — дар солнечных лучей —
Плоды, вот весь его убогий стол,
Что и монах бы за беду почел.
Но, от услад животных далека,
Суровостью душа его крепка:
Правь к берегу”. — Готово. — “Сделай так”. —
Есть. — “Все за мной”. — И разом сломлен враг.
Вот быстрота и слов его и дел;
Покорны все, а кто спросить посмел —
Два слова и презренья полный взгляд
Отважного надолго усмирят.
   Здесь дана психологическая характеристика героя, в котором подчеркивается его исключительность, отличие от других и особое впечатление, производимое на окружающих. А теперь обратите внимание на особенности романтического портрета:
Несхож с героем древности, кто мог
Быть зол, как демон, но красив, как бог, —
Нас Конрад бы собой не поразил,
Хоть огненный в ресницах взор таил.
Не Геркулес, но на диво сложён,
Не выделялся крупным ростом он;
Но глаз того, кто лица изучил,
Его в толпе мгновенно б отличил:
Глядящего он удивлял, — но что
Таилось в нем, сказать не мог никто.
Он загорел, но тем бледней чело,
Что в черноту густых кудрей ушло;
Порой, непроизвольно дрогнув, рот
Изобличал таимых дум полет,
Но ровный голос и бесстрастный вид
Скрывают все, что он в себе хранит.
Кто б мог без страха на него смотреть?
Его лицо морщин покрыла сеть,
Как будто он таил в душе своей
Горение неведомых страстей.
Да, это так! Единой вспышкой глаз
Он любопытство пресекал тотчас:
Едва ли кто, коль глянет он в упор,
Мог вынести его пытливый взор.
Заметив, что за ним следят, стремясь
Понять лица и тайн душевных связь,
Он так на любопытного глядел,
Что тот бледнел и глаз поднять не смел.
И что бы выведать в нем удалось?
Он взором сам умел пронзать насквозь
С усмешкой дьявольскою на устах,
Чья ярость скрытая рождает страх;
Когда ж в нем гнев вздымался невзначай,
Вздыхало Милосердие: “Прощай!
Что особенного в этом портрете? Это типичный романтический портрет: он лишен внешних примет, деталей, так как романтикам важен был именно внутренний мир; часто они фиксировали внимание на глазах и взгляде героя — пронзительном, огненном, горящем, пугающем. Вместо черт внешности они фиксировали внимание на том впечатлении, которое герой производит на окружающих. Нужно отметить, что в портрете романтических героев использовался прием контраста, что стало даже неким штампом: обычно у романтической личности черные волосы и бледное лицо. Добавьте к этому огненный взор, пылкость натуры, возвышенность мыслей и стремление к мечте. 

Вспомните еще одного героя:
Он из Германии туманной привез учености плоды, вольнолюбивые мечты, дух пылкий и довольно странный, всегда восторженную речь и кудри черные до плеч”. Русский писатель, конечно же, иронизирует над юным поэтом, который подражает романтическим героям.


4. Особенности романтических произведений:


  1. Динамичный сюжет.
  2. Поэтика тайны.
  3. Изображение особого мира: прошлого, сказочного, экзотического.
  4. Яркий необычный герой, противопоставленный окружающему миру.
  5. Неразрешимый конфликт между героем и обществом, миром, людьми.
  6. Трагическое настроение.
  7. Принцип контраста в композиции, сюжете, образной системе, языке.
  8. Романтический пейзаж и романтический портрет.
  9. Тема свободы, которая является для героя высшей ценностью.
  10. Романтическое двоемирие — сосуществование и равноправие двух миров: реального и вымышленного (сказочного, фантастического).
  11. Принцип романтической иронии. Романтическая ирония - это особая форма мировоззрения, цель ее — снятие противоречия между идеалом и действительностью. Поэтому она подвергает осмеянию и реальность, и романтический идеал. Разработку романтической иронии начал Фридрих Шлегель в сочинении 1797 года "Критические фрагменты". Теоретик романтизма говорил о том, что писатель должен возвыситься над реальностью и идеалом и сверху снисходительно посмотреть на них, тогда и обнаружатся смешные стороны, которые снижают идеал и приближают его к действительности.

Литература:
1. Дмитриев А. С. Теория западноевропейского романтизма //Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 5-43.
2. Лосев А. Ф. Конспект лекций по эстетике Нового времени. Романтизм //Литературная учеба. 1990. № 6. С. 139-145.
3. История зарубежной литературы XIX века. Романтизм: Хрестоматия историко-литературных материалов. М., 1990.
4. Раздольская В. Европейское искусство XIX века. Классицизм, романтизм. СПб.: Азбука-классика, 2005.

© Елена Исаева

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Анализ рассказа Дины Рубиной "Голос в метро"

  Я думаю, многих очарует этот рассказ Дины Рубиной, современной русскоязычной писательницы. Он посвящен истории одной любви и нескольких с...