суббота, 11 января 2020 г.

Роман-антиутопия в зарубежной литературе XX века


Жанр антиутопии в литературе XX чрезвычайно популярен — это целый ряд произведений: Е. Замятин “Мы” (1923), Олдос Хаксли “О дивный, новый мир” (1932), Джордж Оруэлл “1984” (1948), Рэй Бредбери “451° по Фаренгейту”, Робер Мерль “Мальвиль”, Т. Толстая “Кысь” и многое другое.

Название «антиутопия» связано с переосмысление одного из жанров литературы эпохи Возрождения. Утопия возникает в начале XVI века. Основоположником её считается английский писатель Томас Мор, создавший в 1515 году роман с одноименным названием. В изображении худодника Утопия — это остров, на котором царят гармония и благополучие, страна, лишенная пороков и бед, своеобразный рай на Земле. Слово “утопия” было изобретено Мором, оно составлено из греческих слов “у” — нет (или “благо”), отрицательная частичка и “топос” — место: термин “утопия” обозначает “место, которого нет”, “несуществующее место” или “благое место”. Слово стало нарицательным, а традиция английского писателя была продолжена. В 1602 году итальянский гуманист Томазо Кампанелла создает утопический роман “Город Солнца”. Утопия как элемент художественного текста есть в романе Ф. Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль” (Телемское аббатство), в философской повести Вольтера “Кандид” (затерянная в горах страна Эльдорадо).
Этот жанр был воплощение веры людей эпохи Возрождения в будущее, где исчезнут пороки, свойственные их времени. Писателям прошедших эпох будущее представлялось лучше, чем их время, поэтому они переносили свои мечты в далекие, затерянные среди океана или гор страны.
Иное восприятие будущего сформировалось у писателей XX столетия. Оно пугает их, там они ожидают обнаружить горе и разочарование, в мире будущего нет места индивидуальности. Писатели, создавшие романы-антиутопии, предупреждали об опасностях, которые таятся во всеобщей уравненности (Е. Замятин “Мы”), в погоне за техническим прогрессом (О. Хаксли, Р. Мерль), в тоталитаризме (Дж. Оруэлл), в отказе от духовности (Р. Брэдбери, Т. Толстая).
Все романы-антиутопии XX века различны, хотя, например, роман О. Хаксли был навеян произведением Е. Замятина. Но во всех антиутопиях есть нечто общее: 1) события происходят в недалеком или далеком будущем, которое несовершенно, далеко от идеалов гуманизма; 2) в новом мире обычно не приветствуется индивидуальность, существует тенденция усреднения, нивелировки личности, которая подавляется государственной машиной; 3) изображается отсутствие свободы, диктат власти, торжество техники, которая подавляет духовность; 4) главным героем антиутопии обычно становится человек, выступающий против уничтожения индивидуальности, стремящийся реализовать принцип собственной свободы, что оказывается несовместимым с законами существующего нового мира; 5) в антиутопиях всегда дается пример иной жизни: в романе Замятина — мир за Зеленой стеной, у Хаксли — резервация, острова, куда ссылают неугодных; у Оруэлла — кварталы пролов, старый дом. Романы-антиутопии, показывая будущее, намекают на факты, имеющие место в настоящем. Для данного жанра характерно подчеркнуто критическое начало, что обусловливает диалогичность, драматизм, оппонентский характер произведений.
Как разновидность утопии существует жанр какатопии. Его отличия в том, что основным предметом изображения становится мотивов катастрофы. Среди какатопий особого внимания заслуживают книги К. Эмиса («Перестройка»), Р. Мерля («Мальвиль»), А. Адамовича («Последняя пастораль»), Т. Толстой («Кысь») и др.
Например, Р. Мерль и Т. Толстая изображают мир после атомного взрыва и людей, выживших и приспособившихся к новым условиями существования. Но стремясь к сохранению себя как физических существ, герои какатопий утрачивают духовные ценности.


© Елена Исаева

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Анализ рассказа Дины Рубиной "Голос в метро"

  Я думаю, многих очарует этот рассказ Дины Рубиной, современной русскоязычной писательницы. Он посвящен истории одной любви и нескольких с...