Жанр
антиутопии в литературе XX
чрезвычайно популярен — это целый ряд
произведений: Е. Замятин “Мы” (1923), Олдос
Хаксли “О дивный, новый мир” (1932), Джордж
Оруэлл “1984” (1948), Рэй Бредбери “451°
по Фаренгейту”, Робер Мерль “Мальвиль”,
Т. Толстая “Кысь” и многое другое.
Название
«антиутопия»
связано с переосмысление одного из
жанров литературы эпохи Возрождения.
Утопия
возникает в начале XVI
века. Основоположником её
считается
английский писатель Томас Мор, создавший
в 1515 году роман с одноименным названием.
В
изображении худодника
Утопия — это остров, на котором царят
гармония и благополучие, страна, лишенная
пороков и бед, своеобразный рай на Земле.
Слово “утопия” было изобретено Мором,
оно составлено из греческих слов “у”
— нет (или “благо”), отрицательная
частичка и “топос” — место: термин
“утопия” обозначает “место, которого
нет”, “несуществующее место” или
“благое место”. Слово стало нарицательным,
а традиция английского писателя была
продолжена.
В 1602 году итальянский гуманист Томазо
Кампанелла создает утопический роман
“Город Солнца”. Утопия как элемент
художественного текста есть в романе
Ф. Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль”
(Телемское аббатство), в философской
повести Вольтера “Кандид” (затерянная
в горах страна Эльдорадо).
Этот
жанр был воплощение веры людей эпохи
Возрождения в будущее, где исчезнут
пороки, свойственные их времени. Писателям
прошедших эпох будущее представлялось
лучше, чем их время, поэтому они переносили
свои мечты в далекие, затерянные среди
океана или гор страны.
Иное
восприятие будущего сформировалось
у
писателей XX
столетия. Оно пугает их, там они ожидают
обнаружить горе и разочарование, в мире
будущего нет места индивидуальности.
Писатели, создавшие романы-антиутопии,
предупреждали об опасностях, которые
таятся во всеобщей уравненности (Е.
Замятин
“Мы”), в погоне за техническим прогрессом
(О.
Хаксли,
Р.
Мерль),
в тоталитаризме (Дж.
Оруэлл),
в отказе от духовности (Р. Брэдбери,
Т. Толстая).
Все
романы-антиутопии XX
века различны, хотя, например, роман
О. Хаксли был навеян произведением
Е. Замятина. Но во всех антиутопиях есть
нечто общее: 1) события происходят в
недалеком или далеком будущем, которое
несовершенно, далеко от идеалов гуманизма;
2) в новом мире обычно не приветствуется
индивидуальность, существует тенденция
усреднения, нивелировки личности,
которая подавляется государственной
машиной; 3) изображается отсутствие
свободы, диктат власти, торжество
техники, которая подавляет духовность;
4) главным героем антиутопии обычно
становится человек, выступающий против
уничтожения индивидуальности, стремящийся
реализовать принцип собственной свободы,
что оказывается несовместимым с законами
существующего нового мира; 5) в антиутопиях
всегда дается пример иной жизни: в романе
Замятина — мир за Зеленой стеной, у
Хаксли — резервация,
острова, куда ссылают неугодных; у
Оруэлла — кварталы пролов, старый дом.
Романы-антиутопии, показывая будущее,
намекают на факты, имеющие место в
настоящем. Для данного жанра характерно
подчеркнуто критическое начало, что
обусловливает диалогичность, драматизм,
оппонентский характер произведений.
Как
разновидность утопии существует жанр
какатопии.
Его
отличия в том, что основным предметом
изображения становится
мотивов
катастрофы.
Среди
какатопий особого внимания заслуживают
книги К. Эмиса («Перестройка»), Р. Мерля
(«Мальвиль»), А. Адамовича («Последняя
пастораль»), Т. Толстой («Кысь») и др.
Например,
Р. Мерль и Т. Толстая изображают мир
после атомного взрыва и людей, выживших
и приспособившихся к новым условиями
существования. Но стремясь к сохранению
себя как физических существ, герои
какатопий утрачивают духовные ценности.
© Елена Исаева
Комментариев нет:
Отправить комментарий